Мадонна. Public Enemy. Джинджер Маккензи? На первый взгляд одно имя здесь может показаться лишним. Но, приглядевшись повнимательнее, вы поймете, что между ними общего: все они выпустили свои песни (а суперзвезды рэпа Public Enemy — целый альбом) в Internet. И хотя всего несколько месяцев назад жительница Остина (шт. Техас) Джинджер Маккензи днем торговала газировкой и пивом на стадионе для игры в гольф, а по ночам пела в городских клубах, сейчас она живет на доходы от продажи компакт-дисков и обязана этим почти исключительно Internet.

«В прошлом году я выложила несколько песен на MP3.com», — вспоминает певица, когда ее просят объяснить столь поразительный успех. Этот сервер стал первой ступенью для многих малоизвестных артистов, надеющихся с помощью Internet завоевать популярность. Проникновенные блюзы Маккензи тронули души сотрудников MP3.com, которые назвали ее лучшей поп- и рок-певицей 1999 г. Присуждение титула привлекло к молодой исполнительнице внимание сотен тысяч людей, которые переписали себе с сервера ее песни, и в результате, рассказывает Маккензи, десятки тысяч компакт-дисков разошлись «в таких местах, как Великобритания, Сирия — словом, почти везде».

Разумеется, на каждую Джинджер Маккензи приходится не одна тысяча пока еще никому не известных исполнителей, рассчитывающих, что MP3.com или другой музыкальный Web-узел, куда кто угодно может поместить свои записи для всеобщего ознакомления, станет их стартовой площадкой для того прорыва, о котором они мечтают. Но не одни музыканты распространяют песни по каналам Internet — к цифровой музыке стремятся приобщиться и компании-тяжеловесы от AOL до MTV. А поскольку они обладают значительным влиянием, весьма вероятно, что скоро в Internet станет больше произведений, принадлежащих знаменитостям.

Откуда MP3 взялся и за что его так любят меломаны? Какие плейеры и какие программы воспроизведения цифрового аудио считаются сейчас лучшими? Как найти в Internet хорошую и лицензионно чистую музыку? Здесь мы ответим на все эти вопросы и еще много чего расскажем о революции в цифровой музыке.

Вокруг MP3

Хотя по поводу MP3 поднялась большая шумиха, следует иметь в виду, что это далеко не единственный аудиоформат, используемый в Web, — применяются как минимум еще три: ACC компании Liquid Audio, Real G2 компании RealNetworks и Windows Media корпорации Microsoft. Однако MP3 стал стандартом де-факто благодаря тому, что легко доступен и не имеет встроенных механизмов защиты.

Купив компакт-диск, вы не должны получать разрешение выпустившей его фирмы на то, чтобы переписать содержимое на кассету для магнитофона в машине. И никого не интересует, на каких устройствах вы будете слушать копию той или иной песни. MP3 продолжает эту традицию, позволяя свободно переписывать музыкальные файлы с компьютера на любые устройства их воспроизведения.

Форматы же, являющиеся собственностью фирм, например Liquid Audio, не предоставляют пользователю подобной свободы; ограничивает ее и альтернативный формат цифрового аудио для индустрии звукозаписи, предварительные принципы построения которого были сформулированы в рамках инициативы SDMI (Secure Digital Music Initiative). Все эти форматы предусматривают некую «зацепку», дающую возможность определить как допустимое число копий аудиофайла, так и типы устройств для его воспроизведения. Из рассмотренных нами MP3-плейеров записи, совместимые со стандартом SDMI, может воспроизводить только Memory Stick Walkman компании Sony.

C30, C60, C90, пошел!

Изобретенный в 1992 г. в институте Фраунгофера (Германия) формат под названием Moving Pictures Experts Group, Layer 3 (экспертная группа по движущимся изображениям, уровень 3), сокращенно MPEG-1, Layer 3, а еще короче — MP3, не казался тогда актуальным и обсуждался лишь в узком кругу специалистов. Главным достоинством MP3 было то, что он обеспечивал более высокую степень сжатия звуковой информации, чем предыдущая версия MPEG, — исходный размер файла удавалось уменьшить приблизительно в восемь раз.

Вскоре после публикации метода кодирования другие люди поняли, что он идеален для сжатия и распространения музыкальных произведений. Качество звучания приближалось к достигаемому на компакт-дисках, а средняя четырехминутная песня сжималась в файл длиной около 4 Мбайт, т. е. достаточно короткий для передачи через Internet или с одного ПК на другой.

Поначалу распространению Internet-музыки очень мешало отсутствие портативности: никто не хотел быть привязанным к компьютеру, когда слушал записи. В открывшуюся брешь хлынуло множество поставщиков — и таких матерых, как Sony, и совсем еще желторотых, вроде HanGo, — с предложениями устройств воспроизведения цифровой музыки.

Первой выступила компания Diamond Multimedia со своим плейером Rio 300. Однако вскоре после объявления о выпуске Rio ассоциация звукозаписывающих компаний США (Recording Industry Association of America, RIAA) обвинила Diamond в нарушении изданного в 1992 г. Акта о домашней звукозаписи (Audio Home Recording Act, AHRA) — закона, согласно которому устройства воспроизведения цифровых записей должны снабжаться «антипиратской» системой контроля легальности копий.

В конце 1998 г. суд вынес по данному делу решение в пользу Diamond. Поскольку Diamond Rio не записывает звук, судьи постановили считать его «устройством для сдвига в пространстве» (space shifter), функционально эквивалентным плейеру-кассетнику, через который владелец воспроизводит песни, переписанные с имеющегося у него компакт-диска. Благодаря этому Rio и аналогичные плейеры смогли конкурировать на рынке с другими портативными звуковоспроизводящими устройствами.

Конкуренция принесла ощутимую выгоду потребителям. Первая модель Rio 300, стоившая около 300 долл., имела 32 Мбайт памяти, что обеспечивало около 32 минут звучания. У большинства современных моделей, включая наш «Лучший выбор», Nomad II компании Creative Labs, емкость вдвое выше, цена же находится в диапазоне от 230 до 400 долл. Многие из них снабжены встроенным микрофоном, радиоприемником и т. д.

К сожалению, из-за невозможности согласовать с компанией сроки нам не удалось включить в этот обзор последнюю модель Diamond Rio — 600-ю. Краткое описание предыдущей модели, Rio 500, можно найти в заметке «Почему мы не делаем этого в машине?» (см. «Мир ПК», № 12/99, с. 72).

В отличие от портативных плейеров, проигрывающих кассеты и компакт-диски, MP3-плейер не имеет движущихся частей, так что при толчках и падениях музыка не прерывается и ее звучание не меняется — очень удобно для тех, кто занимается гимнастикой. Но и он, конечно, не лишен недостатков. Хотя стандартный объем памяти этих устройств удвоился и теперь составляет 64 Мбайт, этого хватает приблизительно на час звучания (при качестве, приближенном к компакт-диску) — не так уж много. Кроме того, чтобы сменить запись в MP3-плейере, ее надо переписывать туда с ПК, что долго и скучно.

Скорость здесь весьма важна. Некоторые изготовители реализовали в последних моделях своих устройств поддержку USB, позволяющую переносить файлы значительно быстрее. Чтобы пользоваться плейером, имеющим USB-интерфейс, необходима ОС Windows 98 или 2000. А с более широким распространением скоростных каналов, таких как DSL и кабельные модемы, получать цифровую музыку из Internet можно будет гораздо быстрее (с модемом на 56 кбит/с стандартный четырехминутный MP3-файл принимается около 15 мин.).

Любителей хорошей аппаратуры часто не удовлетворяет и обеспечиваемое MP3 качество звука. Стандартная скорость канала для MP3 составляет 128 кбит/с, а для компакт-дисков — минимум 256 кбит/с. Увеличение скорости приведет к разрастанию MP3-файла, в результате чего он займет больше места на жестком диске и в памяти плейера. А при прослушивании на ПК потокового аудио (см. врезку «Радио без границ») даже незначительные ошибки, такие как пропуски продолжительностью в какую-то долю секунды, могут вызвать заметные перерывы звучания.

Давайте теперь окинем взглядом общую картину цифровой музыки, поймем, как она устроена, как ее слушать и чего ждать. Мы сравним характеристики десятка наиболее известных плейеров и порекомендуем два из них, которые стоят своих денег, рассмотрим несколько лидирующих программ для воспроизведения MP3-файлов на компьютере (подробнее см. врезку «Полностью подключен»), обсудим, как найти хорошую музыку в Internet и как превратить ПК в радиоприемник, а кроме того, подумаем, как не оказаться пиратом, переписывая из Internet MP3-файлы.

MP3 бесплатно

Находить MP3-файлы несложно — на Web-узле MP3.com вас ожидают более 250 тыс. бесплатных песен. Правда, подавляющее большинство из них вам, скорее всего, незнакомы, поскольку поместить свои записи на MP3.com может любой.

До недавнего времени известные звукозаписывающие компании воздерживались от торговли через Internet и не размещали там каталоги своей продукции. Сейчас это положение меняется. Планируемое объединение AOL (America Online) с компаниями Time Warner и EMI приобщит к электронным сетям две крупнейшие студии звукозаписи — Warner Music и EMI Publishing, и в результате сотрудничающие с ними артисты, вероятно, выйдут на Web-сцену. Эксперименты с бесплатной загрузкой записей начали DreamWorks, Sony Music и другие «киты» бизнеса; на их Web-узлах, как правило, присутствует хотя бы один вид загружаемой музыки.

Однако в записях с узлов звукозаписывающих компаний встречаются свои подводные камни. Во-первых, они представляют собой файлы защищенных фирменных форматов, таких как Liquid Audio или Microsoft Windows Media, обычно не воспроизводимые на тестировавшихся нами портативных MP3-плейерах. На Nomad II компании Creative можно слушать Windows Media, а на Memory Stick Walkman компании Sony — его собственный формат ATRAC3, для преобразования в который MP3-файлов к плейеру приложено специальное ПО. Однако большинство рассмотренных плейеров работают только с форматом MP3, поэтому музыка, записанная в других форматах, оказывается привязана к тому ПК, на который ее загрузили из Internet.

Во многих случаях песни вообще доступны только в режиме потокового аудио, так что их невозможно ни сохранить на диске, ни перенести на MP3-плейер, а качество звука зависит от скорости передачи и качества соединения.

Но даже если нужные MP3-файлы имеются на Web-узлах звукозаписывающих фирм, вас, наверное, не слишком порадует перспектива отправляться за пятнадцатью разными песнями в пятнадцать разных мест. К счастью, в Сети есть музыкальные центры, такие как Listen.com (http://www.listen.com) или EMusic. com (http://www.emusic.com).

Узел EMusic.com торгует со скидкой MP3-версиями альбомов и отдельных произведений. В основном это продукция независимых рок-фирм (представляет собой записи малоизвестных групп), но джазовых пьес и блюзов там тоже немало. Песня стоит 1 долл., альбом — около 9 долл.

На Listen.com хранятся не сами музыкальные произведения, а ссылки на те узлы, где они есть. Вы выбираете жанр, например Latin (латиноамериканская музыка), и сервер выдает вам список ссылок на файлы, которые можно легально загрузить из Internet. (О юридических проблемах, связанных с MP3, см. врезку «Знайте свои права».) В каталогах узла числится более 10 тыс. легально доступных произведений, причем малоизвестные группы описываются путем подбора для них ближайших аналогов из числа более популярных исполнителей.

Шпион в доме закона

Из-за того что RIAA заняла крайне агрессивную позицию по отношению к цифровой музыке и добилась закрытия сотен Web-узлов как пиратских (многие из них принадлежали студентам колледжей), стало подчас нелегко найти в Internet даже легальные MP3-файлы. Получать же пиратские сделалось еще труднее, и сейчас это вряд ли стоит затрачиваемых усилий и остающегося неприятного ощущения (не говоря уже о том, что вы становитесь соучастником преступления).

Узлы, распространяющие неавторизованные MP3-файлы, часто пытаются всевозможными хитрыми (и, наоборот, примитивными) методами защитить себя и оттолкнуть всех, кроме самых упорных «искателей музыки». Чтобы попасть на один такой узел, приходится, например, пролистать десять других, причем могут встретиться страницы оскорбительного содержания. На каждом из узлов вам по разу предлагают ввести URL или щелкнуть на определенной букве в рекламном баннере, и из этих букв постепенно складывается пароль для входа в хранилище нелегальных MP3-файлов.

Намного проще добывать песни для MP3-плейера, преобразуя в формат MP3 записи с компакт-дисков. Большинство рассмотренных нами программ умеют это делать (раньше соответствующая процедура называлась ripping — сдирание). Некоторые, пока вы слушаете песню с диска, на лету автоматически строят для нее MP3-файл, в других нужно сначала нажать кнопку записи. Как правило, программы работают также с базой данных CDDB, благодаря чему они одновременно с записью фиксируют названия альбомов и дорожек. Копирование записей с компакт-диска на компьютер, а оттуда на MP3-плейер вполне легально, поскольку подпадает под статью AHRA о «сдвиге в пространстве». Нарушителем закона вы станете только после того, как заведете Web-узел и разместите на нем преобразованные в формат MP3 записи со своих дисков для всеобщего доступа.

Но вот вам наскучила и ваша коллекция дисков, и все, что есть на упоминавшихся выше Web-узлах. Куда же отправиться, чтобы найти новейшие записи? Увы, в большинстве случаев вам придется иметь дело с пиратскими материалами, хотя количество легально доступных популярных песен в Internet постоянно растет.

Чаще всего пиратские материалы и ищут, и распространяют с помощью разработанной Шоном Фэннингом бесплатной программы Napster (http://www.napster.com), которая очень популярна среди студентов колледжей, но вызывает яростные протесты со стороны артистов и RIAA. Когда вы устанавливаете и запускаете программу, компьютер начинает действовать как сервер, передавая в Internet имеющиеся на вашем жестком диске MP3-файлы. Одновременно вы можете искать такие файлы на жестких дисках других машин, подключенных к сети Napster.

В настоящий момент пользование программой Napster считается законным, но, возможно, вскоре оно перестанет быть таковым: компания Napster выступает сейчас ответчиком по делу, возбужденному против нее RIAA, и суд, вероятно, вынесет решение еще до того, как эта статья увидит свет*. Многие исполнители, в том числе группы Metallica и Dr. Dre, выступают против Napster, поскольку не получают отчислений от песен, загружаемых с помощью этой программы, в то время как от официально распространяемых через Internet записей отчисления идут. Другие, впрочем, возлагают на Napster большие надежды, поскольку она позволяет потенциальным поклонникам знакомиться с их музыкой, что в конечном счете приводит к росту продаж компакт-дисков и билетов на концерты. Так или иначе окончания дела с нетерпением ждут и студенты колледжей, и крупные звукозаписывающие компании, и поборники Internet-музыки, и артисты.

Что впереди?

Но будущее цифровой музыки — это не только исход тяжбы по поводу Napster. Выйдут ли компакт-диски из употребления в течение ближайших пяти лет? А если нет, то не станут ли они дешевле? И настанет ли день, когда крупные звукозаписывающие компании заключат цифровую музыку в объятия и начнут размещать в Internet больше своих материалов, а может быть, даже все материалы?

Пока еще рано утверждать что-либо. Но по некоторым побегам уже можно судить о том, как будет расти деревце цифровой музыки. Посмотрим на них повнимательнее.

Звукозаписывающие компании готовы к решительному шагу. Если объединение AOL, Time Warner и EMI будет одобрено федеральными органами, в распоряжении талантов Warner Music и EMI, включая таких суперзвезд, как Том Петти, Чер и Мадонна, окажутся мощнейшие возможности массового распространения, которым обладает America Online, при полном сохранении «фирменности». Очевидно, средства, позволяющие контролировать размещение музыки на Internet-рынке, имеют первостепенное значение.

Другие компании тоже пробуют воду в море цифровой музыки. Свои усилия в этом направлении активизировала Sony Music (частично в связи с тем, что создала портативный плейер, работающий с защищенным форматом, — Memory Stick Walkman, и записи можно прослушивать на нем). Фирма Universal Music объявила, что позволит компании RealNetworks распространять программу, способную загружать и воспроизводить защищенные записи. Если план осуществится, некоторые произведения, выпущенные Universal, будут доступны для прослушивания к тому моменту, как вы прочтете эти строки.

Артисты готовы к решительному шагу. В прошлом году рэп-группа Public Enemy произвела сенсацию, впервые выпустив коммерчески успешный чисто сетевой альбом. Этот альбом, называвшийся There?s a Poison Goin? On, можно было получить только на Web-узле работающей в Internet звукозаписывающей фирмы Atomic Pop Records. Примеру Public Enemy последовал Джеймс Браун, чей альбом Christmas for the Millennium and Forever поступил в продажу в Internet раньше, чем компакт-диски достигли магазинных полок. Можно предположить, что в дальнейшем так будут поступать и другие артисты, размещая в Internet если уж не целые альбомы, то хотя бы бесплатно загружаемые отдельные произведения.

Портативные плейеры становятся компактнее и мощнее. Нет причин, по которым эти устройства не могли бы развиваться в том же направлении, что и прочая компьютерная техника. Как только цены на память в очередной раз начнут падать, естественно ожидать появления плейеров, способных хранить больше записей.

О чем все это говорит? О том, что выбор станет шире: больше разной музыки, более дешевые и мощные плейеры, способные работать с бо,льшим числом форматов, более быстрая загрузка. Совесть потребителей тоже станет чище, когда в Сети появится больше песен их любимых исполнителей, и на этот раз легально. Цифровые записи будут повсюду. Эта музыка — как раз для наших ушей.

Об авторах

Эрик Хеллвег — основатель и редактор журнала Business 2.0, наряду с прочим пишет о цифровой музыке. Майкл Гоуэн — внештатный редактор PC World.


Лучший выбор

Плейер Nomad II компании Creative Labs получает титул «Лучший выбор» за отлично продуманный набор характеристик. Он имеет 64 Мбайт памяти, прочную конструкцию, яркий ЖК-дисплей, быстрый интерфейс USB, кнопки управления, продублированные на дистанционном пульте; в комплект поставки включена также программа Jukebox компании MusicMatch для работы с MP3-файлами.

Полностью подключен

Вы хотите слушать MP3-файлы на ПК? Тогда вам потребуется программа для их воспроизведения. Выбор здесь весьма широк, но не все варианты заслуживают внимания. Большинство программ этого типа можно бесплатно загрузить из Internet, несколько предлагаются в усеченной версии, и переход на полную стоит около 30 долл. Некоторые «музыкальные автоматы» (jukeboxes) включены в комплекты ПО для портативных MP3-плейеров, но они имеют тенденцию к ограничению набора возможностей, выходящих за пределы переноса файлов с жесткого диска на плейер.

Мы рассмотрим программы воспроизведения двух классов. Относящиеся к первому, в том числе Winamp и Sonique, имеющиеся на сервере FileWorld, позволяют только слушать музыкальные файлы, которые уже есть на компьютере, но не преобразовывать в формат MP3 записи с компакт-дисков. Программы второго класса, более мощные, такие, как MusicMatch Jukebox, RealJukebox и Windows Media, дают возможность воспроизводить и записывать MP3-файлы, создавать списки произведений и выполнять ряд других операций с аудиоматериалами.

MusicMatch Jukebox 5 (www.musicmatch.com)

Наша любимая программа великолепно спроектирована, мощна и имеет массу дополнительных возможностей. Ее интерфейс прост и ясен: в верхней части окна располагаются стандартные кнопки управления плейером, в средней — каталог вашей библиотеки дорожек, а в нижней — система записи с компакт-дисков. Произведения в списках можно группировать по исполнителю, жанру, настроению или любому другому избранному признаку. Кроме того, MusicMatch позволяет записывать с компакт-дисков с высоким качеством. Еще одно достоинство программы — возможность сопроводить дорожку сведениями об артисте и жанре, а также картинкой или фотографией. Правда, требуемую информацию придется собирать в Сети, но приятно иметь место, куда можно ее положить.

RealNetworks RealJukebox 1.1 (www.real.com)

Этот плейер чересчур навязчив. У него нет дополнительных возможностей, таких как хранение в базе данных текстов песен, расширенной информации о дорожке и фотографий, зато есть отвратительная привычка утверждаться в качестве программы по умолчанию для работы со звуковыми файлами и дорожками компакт-дисков, даже если вы предпочитаете другой плейер. Функция записи с компакт-дисков имеется, но вы получаете ограниченную информацию: лишь название дорожки, ее длину и имя исполнителя. На слушателей, которые помнят долгоиграющие пластинки в глянцевых конвертах с текстами песен, картинкой и аннотацией, интерфейс RealJukebox произведет грустное впечатление. Расширенная версия RealJukebox Plus, которая стоит 30 долл., позволяет записывать MP3-файлы с качеством компакт-диска.

Несравненная простота: вверху окна Jukebox 5 компании MusicMatch показан плейер компакт-дисков, внизу — библиотека дорожек

Sonique 1.30 (www.sonique.com)

Плейер Sonique — самый эффектный. При взгляде на девиз Made by Aliens («Сделано пришельцами») сразу ожидаешь увидеть нечто инопланетное. Разработчики Sonique 1.30 избегают стандартных прямоугольников; окно программы имеет эллиптическую форму, и в его центре по ходу воспроизведения сменяют друг друга фантастические образы. Sonique почти так же популярен, как Winamp, в значительной степени благодаря гигантской базе графических материалов, предоставленных пользователями, — Web-узел Sonique предлагает не одну сотню изображений для использования с плейером. Но если данная разновидность интерактивности вас не очень интересует, Sonique разочаровывает. Интерфейс программы местами загадочен, а регулирование громкости с помощью мыши под силу разве что профессиональному фокуснику.

Winamp (www.winamp.com)

Этот популярный плейер в прошлом году приобрела компания AOL. Относительная компактность (Winamp занимает от 2 до 4 Мбайт в зависимости от набора установленных компонентов) и отличная графика обеспечили ему лидирующее положение. У программы четыре основных компонента: стандартный интерфейс с кнопками управления, как у кассетного плейера (воспроизведение, перемотка вперед, перемотка назад), десятиполосный графический эквалайзер, редактор списков произведений, который следит за песнями на жестком диске, и окно мини-браузера. На главном экране всегда легко выбрать нужный компонент, и программа указывает названия песен, однако не дает дополнительной информации (скажем, слов). Кроме того, мини-браузер представляется лишним: когда мы попытались поставить компакт-диск, программа запустила отдельный (не входящий в Winamp) браузер.

Windows Media 7 (www.microsoft.com/ windows/windowsmedia)

Эта вылазка Microsoft в стан MP3 радикально отличается от предшествующей — с крошечной программкой, которую многие меломаны посчитали до смешного слабой. Новая версия претендует на управление всеми мультимедийными ресурсами компьютера — звуком с компакт-дисков и из радиоприемника, аудиофайлами, видео. Мы познакомились с бета-версией программы, которая войдет в состав следующей за Windows 9x потребительской ОС, носящей кодовое название Millennium (ее выпуск запланирован на осень этого года). Как утверждает представитель Microsoft Кристал Ли Пэтриэк, окончательная версия будет намного компактнее. Примененный в Windows Media подход «все для всех» имеет как преимущества, так и недостатки. Скажем, плейер умеет сканировать жесткий диск компьютера, находить на нем мультимедийные файлы и выводить их список на большом экране, однако в этот список попадают и такие «произведения», как звонок, раздающийся при получении новой почты. В целом нам понравился и экран с информацией о песнях, и окно для работы с радио, и основанный на перетаскивании интерфейс для переноса файлов на портативный плейер. Но версия, которую мы тестировали, слишком часто давала сбои, чтобы имело смысл рекомендовать ее прямо сейчас. Когда PC World получит окончательную версию, мы напишем о ней.


Знайте свои права

Прежде чем выложить MP3-файл на свою личную Web-страницу или получить его с принадлежащего приятелю FTP-сервера, хорошенько подумайте. Спросите об этом студента Орегонского университета Джеффри Леви, который разместил музыкальные MP3-файлы (а также программы для ПК и оцифрованные видеофильмы) на своей странице, обеспечив их бесплатное получение оттуда, и был в августе 1999 г. осужден за несанкционированное распространение материалов, защищенных авторским правом.

Закон об авторском праве защищает артистов и держателей права от нежелательного использования их труда. Чтобы скопировать произведение, вы должны получить формальное разрешение от владельца авторского права, иначе рискуете провести до пяти лет в тюрьме и заплатить штраф до 250 тыс. долл. А к тому времени, как вы прочтете эти строки, антипиратское законодательство США станет еще более строгим.

Цифровое аудио, включая файлы форматов MP3 и Windows Media, а также RealAudio, подпадает под действие этого закона. Чтобы уберечься от беды, необходимо знать, как получить заведомо легальные файлы и что можно делать с теми, которые у вас уже есть.

Юристы, аналитики, фирмы, работающие с MP3, и представители индустрии звукозаписи единодушно признают существование трех законных путей приобретения аудиофайлов: их можно покупать, бесплатно получать из Internet при наличии соответствующего разрешения; в случае формата MP3 разрешается также переписывать аудиофайлы со своих компакт-дисков.

Покупка MP3-файла на таком узле, как BMI, Listen.com или EMusic.com, аналогична покупке компакт-диска в магазине: вы получаете от владельца авторского права разрешение в частном порядке воспроизводить и прослушивать записанную музыку, причем владелец не может взять это разрешение назад.

Для того чтобы загружать из Internet бесплатные варианты записей, необходимо аналогичное разрешение от держателя авторских прав — обычно артиста, не связанного договором со звукозаписывающими компаниями. Такие материалы доступны на узлах с антологиями типа MP3.com и на узлах более скромного размера, принадлежащих отдельным группам. Держатели авторских прав так жаждут быть услышанными, что готовы бесплатно раздавать файлы со своей музыкой.

И наконец, можно получать MP3-файлы, преобразуя в них записи с имеющихся у вас компакт-дисков. Закон об авторских правах позволяет вам, купив диск, позже скопировать его содержимое в формате MP3 при условии, что файл создается для личного пользования. Точно так же разрешается преобразовать в MP3 файл другого аудиоформата, чтобы слушать его на портативном MP3-плейере.

Три названных метода практически исчерпывают список действий, допустимых в рамках закона. Поместить музыкальный файл на свою Web-страницу можно лишь с разрешения держателя авторских прав, а законно загрузить его с чужой — только при наличии такого разрешения у владельца страницы. Так что большинство MP3-файлов, с которыми вы имеете шанс встретиться в Web (не исключая даже MP3.com), находятся там незаконно.

При этом FTP-узлы, поисковые серверы и программы, например Napster, таят множество соблазнов. Владельцы небольших частных узлов иногда дают не соответствующее действительности объявление о том, что у них есть разрешение на распространение MP3-файлов, и если вы загрузите там файл, то, строго говоря, можете быть привлечены к ответственности. Так что, если вас терзают сомнения, держитесь коммерческих узлов, таких как BMI или Sony.

Майкл Гоуэн


Радио без границ

В 1981 г. Дейв Дэвис из группы Kinks в своей песне Around the Dial («По всей шкале») жаловался на плачевное состояние радиовещания, вопрошая: «FM, AM, where are you?» («ДВ, УКВ, где вы?»). Сейчас, через девятнадцать лет, ему можно ответить: в Internet.

Пробежавшись по шкале Internet-радио, вы обнаружите тысячи станций потокового вещания, от версий популярных «настоящих» радиостанций до абсолютно любительских поделок. Поскольку налаживание вещания почти (или вовсе) ничего не стоит, Internet-радио дает возможность любому владельцу коллекции записей разделить свои сокровища с другими. Здесь найдется место и репортажу о футбольном матче между командами старшеклассников в сельской местности в Техасе, и новостям с Индостанского полуострова.

И каждый — диск-жокей: Web-узел Shoutcast позволяет слушать потоковое аудио, а также завести собственный канал и передавать свои материалы с помощью программы-плейера Winamp

Чтобы только слушать Internet-радио, в большинстве случаев нужны всего две вещи. Это бесплатная программа воспроизведения потокового аудио (RealAudio компании RealNetworks или Microsoft Windows Media) и довольно быстрый канал доступа к Internet. Имейте в виду, что даже при скорости соединения 56 кбит/с поток может прерываться, особенно в часы пик.

Станций очень много. Отличное место, где можно узнать о главных, — Broadcast.com (входит в систему Yahoo). На музыке специализируются Spinner.com и ImagineRadio.com. А если вы хотите превратиться в диск-жокея, рекомендуем Shoutcast. com. Настройка собственной станции там довольно трудоемка и включает установку специализированной бесплатной программы Shoutcast, зато этот узел уже успел привлечь значительную аудиторию.


* 26 июля суд вынес решение в пользу RIAA. — Прим. ред.

902