Для связи с провайдерами многие используют коммутируемые телефонные линии (КТЛ). К сожалению, качество соединения и связи при таком доступе в Internet, как правило, оставляет желать лучшего. С подобным пришлось столкнуться и мне — моя «домашняя» КТЛ (АТС 270 координатно-шагового типа Замоскворецкого узла московского АО «МГТС») обеспечивала некачественную связь. Это очень ухудшало работу факс-модема, и даже глубокой ночью время между разрывами соединения было недопустимо мало, — так, например, во всех 16 последовательных попытках максимальное время связи составило 55 с. Поэтому пришлось искать новых провайдеров, выбирать и настраивать модемы, учитывать время суток и даже погодные условия.

Связь не улучшилась и после того, как в 1995 г. я официально зарегистрировал свой модем (с сертификатом Госкомсвязи) в специализированном предприятии АО «МГТС». Это стоило тогда почти 300 тыс. руб. плюс удвоенный ежемесячный телефонный тариф. Вообще-то мало кто платит за модем, но и я, зарегистрированный пользователь, потратил более трех лет и приложил массу усилий, чтобы изменить ситуацию. Телефонная линия, к которой я был подключен, использовалась даже в качестве типового образца отечественной КТЛ при испытаниях модемов. Последние, кстати, иногда удавалось на несколько минут «дожимать» до скорости 56 кбит/с. А с одним из Internet-провайдеров за это время мне удалось связаться только раз, да и то со скоростью 16 кбит/с. Таким образом, качество кабельной линии до АТС можно было оценить как приемлемое (что подтвердилось позднее), и потому напрашивался вывод: причина неудовлетворительной связи крылась в работе АТС, т. е. переключение на электронную АТС серии 9xx позволило бы решить мою проблему.

Официальные ответы узла связи напоминали отписки: переключению на электронную АТС препятствовали «технические» причины. На узле не оказалось специалистов по модемам, там просто посоветовали отремонтировать устройство по месту покупки (причина только в этом?). Наконец в мае 1998 г. мне надоело зря тратить деньги и время, и модем был отключен... Но здесь вмешалась бдительная бухгалтерия узла связи — пришло письмо о задолженности оплаты за телефон (не за модем!) с угрозой его отключения. Оказывается, надо сначала расторгнуть договор о пользовании модемом, которого, кстати, не существовало (по новым правилам такие договоры заключаются с 1998 г.), и лишь потом прекращать платить. Ссылок на нормативные документы, сведений о размере платы за факс-модем, а также о каких-либо нормах, определяющих качество связи, не удалось обнаружить ни на узле связи, ни на Web-узлах АО «МГТС» и Госкомсвязи.

Однако «Эксплуатационные нормы на электрические параметры коммутируемых каналов сети ТФОП» (сети телефонной связи общего пользования), введенные в качестве временных эксплуатационных норм приказом Госкомсвязи России № 74 от 03.06.97 со сроком действия до 30.12.98 (сейчас действуют аналогичные утвержденные нормы), все-таки были найдены. В них приведено более десяти различных параметров (остаточное и другие затухания сигнала, АЧХ канала, соотношение сигнал/шум, размах дрожания фазы, воздействие кратковременных перерывов и помех и т. д.), которым должны удовлетворять каналы. Из приведенных там же методик следует, что параметры должны измеряться с помощью соответствующей аппаратуры одновременно с обоих концов линии «АТС — абонент» (этого сделано не было), а односторонние станционные измерения и визиты техника для внешнего осмотра места подключения в методике не упоминаются. К сожалению, подавляющее большинство связистов не имеют понятия ни о существовании, ни о содержании подобных норм, не говоря уж о том, что у них отсутствует нужная измерительная аппаратура.

Реакция АТС на заявление, в котором были приведены ссылки на нормы и просьба привести КТЛ в соответствие с ними, была неожиданной: телефон замолк на четыре дня (бюро ремонта однозначного ответа не дало, возможно, подбиралась «пара» в кабеле) и ожил после звонка с узла — сообщалось о выделении номера на АТС 912, о переключении в течение трех рабочих дней после переоформления и уплаты 100 руб. (увы, процесс растянулся почти на месяц).

Так стоило ли всем этим заниматься? Обзвон более 20 московских Internet-провайдеров показал, что сейчас ситуация со связью кардинально улучшилась: максимальная скорость соединения (33,6 или 5x кбит/с) и качество связи зависели от удаленных модемов; связь завершалась по моему желанию, а не когда «захочет» АТС, и не пропадала 15 ч (больше не хватило терпения и времени); стала достаточной заводская установка модемов «по умолчанию». Вызывает сожаление лишь одно — для тестирования модемов теперь надо искать другую линию.

Указанные «Нормы...» содержат требования только к каналам сети ТФОП, т. е. к телефонам (модемы, факсы и другие устройства в них не упоминаются), и если характеристики линии и технических средств им удовлетворяют, то сертифицированные модемы должны работать корректно. Так что если у вас плохо работает телефон и/или модем, то вы вправе требовать, чтобы провели проверку работы всей КТЛ и привели ее в соответствие с теми же «Нормами...».

За последнее время мои впечатления от функционирования линии не изменились: работа телефона и факс-модема такая же хорошая, что и вначале; не было замечено даже незначительного влияния времен года (кабели и аппаратура имеют обыкновение намокать, замерзать и т. п.) на качество связи. Значит, если захотеть и приложить некоторые усилия (в данном случае с обеих сторон — и потребителя, и связистов), можно продуктивно работать. Успехов вам в борьбе за качество связи!

Валерий Давыдов
dvp@mailcity.com