В конкурсе участвовали 38 продуктов, а еще 3 шли вне конкурса. Больше всего дисков было представлено в номинации «Бизнес, презентации и профориентированные диски», видимо, потому, что теперь многие фирмы мультимедийной рекламной продукции отводят такое же место, как и печатной. Как положительный момент следует отметить, что расширяется география производства таких дисков, а как отрицательный — что региональные разработчики обычно допускают те же ошибки, свойственные «болезням роста», что и столичные. И даже удачные идеи порой страдают «незавершенностью», кажется, приложить бы еще немного усилий..., ан нет. Наверное, что-то мешает? Возможно, что во время подобных смотров разработчики и издатели смогут обменяться опытом, что позволит им поднять планку качества своих изделий. Тем не менее с художественной точки зрения столичные и региональные разработки очень похожи.

К сожалению, на нынешнем конкурсе никто не продемонстрировал принципиально новых технологических решений, однако появились работы, отличающиеся интересной содержательной частью, а главное, новой тематикой, например диск «От Кремля до Рейхстага», созданный к 55-летию Победы. Ему свойственна нестандартная форма подачи материала, а с художественной стороны он настолько хорош, что его даже можно считать в своем роде произведением искусства.

Еще одна работа выделяется из общего ряда и по форме, и по содержанию — продукт с интригующим названием «Шерлок Холмс. Дело о радиации», выпущенный Институтом проблем безопасного развития атомной энергетики РАН. Этот конкурсант попал в номинацию «Социальный диск», хотя его скорее можно отнести к образовательным, поскольку там рассказывается о воздействии радиации на организм человека. Его разработчики адресуют свой продукт специалистам центров социально-психологической реабилитации ЮНЕСКО, учителям, представителям администрации и жителям населенных пунктов, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, однако он вполне может заинтересовать и более широкую аудиторию. Обзор представленных продуктов позволил выявить тенденцию к созданию дисков, выпускаемых небольшими тиражами и предназначенных для узкого круга.

Так, тираж упомянутого выше «Шерлока Холмса» всего 40 шт., а альбом «От Кремля до Рейхстага», который пригодился бы на уроках в школе, был заказан Правительством Москвы. Возможно, первое объясняется экономическими затруднениями, а второе — требованиями заказчика. Но ведь пользователям вообще-то безразлично, какие причины побудили разработчиков так поступать, — им бы дисков побольше «хороших и разных».

На конкурс было представлено множество узкоспециализированных продуктов, в основном образовательных, например «Автоматизированные испытания в технике» Казанского государственного технического университета им. Туполева и «Нейрогистология» Казанского государственного медицинского университета. Естественно, узок круг их пользователей и далеки они от интересов народа, но одно несомненно — чем больше информации на цифровых носителях, тем лучше.

Следует также отметить бурное развитие образовательных программ, предназначенных для презентаций. Самым интересным по исполнению последних стал продукт под названием «Калашников», позволяющий познакомиться с создателям легендарного автомата М. Т. Калашниковым и разработанным им оружием.

В продемонстрированных образовательных программах хорошо продумана методология подачи материала — текстовой материал удачно дополняется иллюстративным, что реализовано средствами компьютерной графики, видео и анимации.

Итог конкурса таков. «Гран-при» вполне оправданно достался «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия 2000» компании «Кирилл и Мефодий». Первый приз был присужден «Истории России и ее ближайших соседей» фирмы «Кордис & Медиа». Приз «Мое Отечество» получил диск «Грушинский фестиваль» Медиаассоциации «Эстафета». В номинации «Обучающие и образовательные программы» был отмечен диск «Органическая химия», разработанный «Мультимедиа лабораторией Марийского ГУ». Продукт «От Кремля до Рейхстага» Республиканского мультимедиа центра удостоился звания «Лучший мультимедиа альбом». В номинации «Развлечения, хобби» победил диск «Вышивка крестом» компании «Новый Диск». В «Бизнесе, презентациях и профориентированных дисках» первое место получил диск «Калашников» — продукт интересный и вполне самодостаточный. Он разработан Мультимедиа-центром Удмуртского государственного университета г. Ижевска. Были присуждены и специальные призы: «За воплощение народного духа» — диску «Народные промыслы. Русская береста»; «За глубину раскрытия и актуальность темы» — диску «Москвоведение. 5—11 класс» (оба продукта разработаны фирмой «Кордис & Медиа»). Серия дисков компании «Гарант-Сервис» получила приз «За шаг к правовому обществу»; «Математика на планете счетоводов» компании «МедиаХауз» — как «Детская развивающая программа (Локализация)». И наконец, диск Terra Musicalis фирмы «ГиперМетод» был отмечен призом Министерства культуры РФ «За лучший мультимедиа CD-ROM по культуре и искусству».

Лауреатами конкурса «Аниграф. Контент-2000» стали следующие продукты: серия видеотренингов «Кадровый менеджмент» компании «Кордис & Медиа»; «Шерлок Холмс. Дело о радиации» Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН; «Чтение деловых контрактов» компании «МедиаХауз»; «Современное авторское художественное оружие в России» Республиканского мультимедиа центра; «Чепецкий механический завод» Мультимедиа центра УдмГУ; «Музей истории Донского казачества» Донского филиала Центра тренажеростроения (ДФЦТ); «Нейрогистология» Казанского государственного медицинского университета; «Автоматизированные испытания в технике» Казанского государственного технического университета.

В заключение следует отметить, что при довольно незначительных аппаратно-программных и денежных ресурсах большинство участников конкурса (не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из регионов) представили работы весьма достойные с технической и художественной точки зрения. Превосходно то, что появляются и развиваются совершенно новые тематические направления мультимедийных изданий. Можно надеяться, что они не останутся «вещью в себе» и найдут своего пользователя.

Об авторах

Вера Васильева — редактор раздела «Мультимедиа», v@actuar.math.msu.su.
Александр Коротков — редактор раздела «Компьютер дома», korotkov@pcworld.ru


Аниграф. Контент-2000

Справочные издания и альбомы

  1. «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000», «Кирилл и Мефодий», Москва.
  2. «Калашников», Мультимедиа-центр Удмурдского государственного университета, Ижевск.
  3. «Музей истории Донского казачества», Донской филиал Центра тренажеростроения (ДФЦТ), Новочеркасск.
  4. «Terra Musicalis», компания «ГиперМетод», С-Петербург.
  5. «Современное авторское художественное оружие в России», Республиканский мультимедиа-центр., Москва
  6. «Прогулки по Старой Казани», Казанский государственный университет, Казань.
  7. «Грушинский фестиваль», Медиа-ассоциация «Эстафета», г. Самара.
  8. «От Кремля до Рейхстага», Республиканский мультимедиа-центр, Москва.
  9. «Художники Волгограда», ЗАО «Волгоградское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса», Волгоград.

Обучающие и образовательные программы

  1. «Информационные технологии для студентов юридических вузов», НПП «Гарант-Сервис», Москва.
  2. «Открытая физика 2.0», ООО «Физикон», Москва.
  3. «TOEFL. Курс подготовки к экзамену», «Новый диск», Москва.
  4. «Нейрогистология», Казанский государственный медицинский университет, Казань.
  5. «Автоматизированные испытания в технике», Казанский государственный университет, Казань.
  6. «Электронная энциклопедия «Государственная Дума: 1995 — 1999», НПП «Гарант-Сервис», Москва.
  7. «Математика на планете счетоводов», «МедиаХауз», Москва.
  8. «Наука и искусство управления персоналом», Лаборатория мультимедиа Тюменского государственного университета, Тюмень.
  9. «Конституционное право», Лаборатория мультимедиа Тюменского государственного университета, Тюмень.
  10. «Москвоведение. 5-11-й классы», ООО «Кордис & Медиа», Москва.
  11. «История России и ее ближайших соседей», ООО «Кордис & Медиа», Москва.

Развлечения, хобби

  1. «Вышивка крестом», «Новый диск», Москва.

Бизнес, презентации и профориентированные диски

  1. «Чепецкий механический завод», Мультимедиа-центр Удмуртского государственного университета, Ижевск.
  2. «Фирма «Антика», Казанский государственный университет, Казань.
  3. «Информационно-правовое обеспечение Министерства по налогам и сборам», НПП «Гарант-Сервис», Москва.
  4. «Информационное обеспечение арбитражного судопроизводства», НПП «Гарант-Сервис», Москва.
  5. «Все о подоходном налоге», НПП «Гарант-Сервис», Москва.
  6. «Информационно-правовое обеспечение Совета Федерации», НПП «Гарант-Сервис», Москва.
  7. «Чтение деловых контрактов», «МедиаХауз», Москва.
  8. «Камский кузнечный завод» (ККЗ), Студия VERTEX, ООО «Стремительный», Набережные Челны.
  9. Серия видеотренингов «Кадровый менеджмент» — «Правила телефонных переговоров», «Собеседование при приеме на работу», ООО «Кордис & Медиа», Москва.
  10. «Этикетка-2000», ЗАО «Фирма МИВАС»/КВЦ «Сокольники», Москва.
  11. «ПолиграфИнтер-99», ЗАО «Фирма МИВАС»/КВЦ «Сокольники», Москва.
  12. КВЦ «Сокольники», ЗАО «Фирма МИВАС»/КВЦ «Сокольники», Москва.
  13. Центр международной торговли, Студия медиа «MagIC», Москва.
  14. Sprachensoftware Multimedia, Компания ГиперМетод, Санкт-Петербург.

Социальный диск

  1. «Шерлок Холмс. Дело о радиации», Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, Москва.

Неопубликованный проект

  1. «Органическая химия», Марийский государственный университет, Йошкар Ола, Республиканский мультимедиа-центр, Москва.
  2. «Народные промыслы. Русская береста», ООО «Кордис & Медиа», Москва.

Вне конкурса

  1. «Основы социологии», Лаборатория мультимедиа Тюменского государственного университета, Тюмень.
  2. Серия «Абдоминальная эндоскопическая хирургия», ООО «Кордис & Медиа», Москва.
  3. «Свадебный альбом», Черневский Игорь, Нальчик.