Александр Алехин писал: «Ах этот противник, этот навязанный вам сотрудник! Всякий раз его представления о красоте расходятся с вашими, а средства (сила, воображение, техника) так часто оказываются недостаточными для активного содействия вашим намерениям!»

Фантазия составителей задач и этюдов не скована ничем, и многие любители шахмат собственно игре предпочитают композицию. Но поклонникам этой виртуальной шахматной ветви знакомо и чувство глубокого уныния, которое охватывает, когда решения не видно, хотя перепробованы «все» ходы, а ответ появится в журнале только через месяц-другой. И тут на помощь приходит компьютер. Для тестирования мы предложили нескольким программам пятиходовку чешского проблемиста М.Хавеля (1915).

Рис. 1

Модули, занимающиеся решением задач, есть во многих игровых программах. В программе Fritz 6 — это Mate 2.0, эмблемой которого стали Холмс и Ватсон (рис.1). Через 34 с программа нашла решение, а через 1 мин 15 с сообщила, что оно единственное, и вывела на экран дерево вариантов.

Программа Chessmaster 7000 потратила на решение 15 с, но оно было представлено только одним вариантом, так что вопросы типа «А что, если...?» остались бы без ответа. К тому же Chessmaster 7000 признает только ортодоксальную композицию, а Fritz 6 умеет решать задачи на кооперативный или обратный мат.

Созданных специально для решения задач программ совсем немного: в каталоге Chess Problem Software поисковой системы www.google.com их только 12. Описание коммерческих (и дорогих!) программ Alybadyx (Финляндия) и Gustav (Германия) можно найти на Web-странице www.gambitsoft.com. Ниже мы познакомим вас с тремя бесплатными программами из этого списка.

Программа Qmate (http://users.acropolis.net/gg/) занимает всего 50 Кбайт на диске. Нашу задачу она решала 58 с, а через 2 мин 19 с сформировала текстовый файл с разветвленным решением.

Problematic (www.geocities.com/~donfrench/) — довольно сложный DOS-механизм, способный решать классические и неортодоксальные задачи, создавать базы задач, выводить результаты работы на принтер и многое другое. Скорость у этой программы тоже высока — тестовая задача была решена через 15 с, а еще через 15 с был готов и отчет.

Третья программа называется Retractor (архив размером 157 Кбайт на Web-странице www.stanford.edu/~hwatheod/Retractor) и предназначена для решения задач ретроанализа — жанра шахматной композиции, в котором все задания связаны с изучением предыстории расставленной позиции. На рис.2 представлен простейший вариант такой задачи: найти ход, только что сделанный черными по обычным правилам (полный ответ: 1.Kb6-a8+ Kрa7:a8).

Рис. 2

Как видите, это чисто «криминалистическая» задача, и потому понятно, что она попала в программу Retractor из книги под названием «The chess Mysteries of Sherlock Holmes». Ее автор, американский математик Рэймонд Смаллиан (Raymond Smullyan), известен у нас своими работами по занимательной логике, переведенными около двадцати лет назад («Как же называется эта книга?», «Принцесса или тигр?», «Алиса в стране смекалки»), ему также принадлежат и две книги, посвященные ретроанализу.

Kc5, Rg1

1732