Однако при ближайшем знакомстве оказывается, что произведения зарубежных авторов не могут полностью удовлетворить потребности отечественных читателей. Тому есть две причины. Во-первых, ПК совершенствуются столь стремительно, что иностранная литература из-за длительности издательского технологического процесса нередко успевает устареть до появления на нашем рынке. Во-вторых, иностранные издания ориентированы на западных пользователей, которые, в отличие от российских умельцев, не привыкли копаться во внутренностях компьютеров самостоятельно, а предпочитают решать проблемы звонком в обслуживающую фирму.

Книга «Музыкальные возможности компьютера» (необходимо уточнить, что речь идет об IBM PC под управлением Windows 9x), выпущенная издательством «Питер» в нынешнем году, несомненно вызовет интерес. Она будет полезна как музыкантам, желающим заняться электронной музыкой и использовать ПК в качестве профессионального инструмента, так и опытным пользователям, давно работающим на компьютере, но недостаточно представляющим себе его музыкальные возможности. Примечательно, что автор книги Валерий Белунцов — композитор, ученый секретарь Ассоциации электроакустической музыки в России, преподаватель Московского государственного музыкального колледжа им. А. Шнитке — разработал специальные курсы по применению компьютера в музыке.

Главное достоинство издания заключается в органичном соединении жанровых признаков справочника и научно-популярной монографии.

Присущая справочникам — жесткая структура позволяет читателям с различными интересами быстро найти информацию по тому или иному вопросу, избежав при этом сквозного чтения книги. Например, опытные пользователи ПК без всякого ущерба для себя могут пропустить шестую главу «Использование простейших звуковых и музыкальных программ», а музыкантам, ранее не применявшим компьютер в профессиональной деятельности, но стремящимся к этому, будет полезно ознакомиться с ее содержанием. И напротив, третья глава «MIDI — это совсем несложно!» вряд ли заинтересует музыкантов традиционных электронных направлений, зато опытному пользователю, увлекающемуся применением компьютера в композиции, она поможет пополнить копилку знаний.

Однако по широте и глубине охвата фактического материала издание приближается к жанру научно-популярной монографии. Яркая научная образность (являющаяся отнюдь не пустым украшательством, а несущая важнейшую функциональную нагрузку — облегчить восприятие научной терминологии) позволяет с удовольствием прочитать книгу от корки до корки.

Во введении, адресованном тем, кто плохо себе представляет, как устроен ПК, даны общие сведения об аппаратном и программном обеспечении, а также объяснены основные понятия и термины, встречающиеся в книге. Кроме того, здесь же указаны минимальные и желательные системные требования к компьютеру — для тех, кто собрался заниматься на нем музыкой.

В первой главе, являющейся своеобразной преамбулой к основному содержанию, рассказывается о том, для чего компьютер может понадобиться композитору, звукорежиссеру, музыковеду, педагогу. Кроме того, показаны преимущества использования компьютерных музыкальных систем перед аналоговыми студиями. Эта часть предназначена тем музыкантам, которые придерживаются мнения, будто «компьютер портит звук» и вообще «это что-то очень сложное и непонятное».

Во второй главе приведены важнейшие теоретические положения об оцифровке и синтезе звукового сигнала, рассмотрены достоинства и недостатки различных методов синтеза. Читатель также узнает о том, как очистить запись от шума и на каких цифровых носителях можно сохранить выполненную работу.

Третья глава знакомит читателя с MIDI. Автор описывает MIDI-соединения музыкальных устройств, раскрывает основные понятия, связанные с этим интерфейсом: «MIDI-сообщение», «MIDI-файл», «MIDI-секвенция». В конце главы приведены стандартные значения тембров General MIDI.

Поскольку выбор аппаратных средств напрямую зависит от характера тех задач, которые ставит перед собой музыкант, необходимо четко представлять себе возможности тех или иных устройств. Поэтому четвертая и пятая главы посвящены «железу».

Так, в четвертой главе содержатся базовые сведения о звуковых платах для ПК, приведена инструкция по ее установке в компьютер. Здесь же дана классификация простейших, полу- и профессиональных звуковых плат. Пятая глава посвящена MIDI-клавиатурам и другим устройствам, которые могут понадобиться музыкантам.

Однако для тех, кто решит заняться электроакустической музыкой всерьез, наибольший интерес представляют главы 7—13. Здесь подробно описано профессиональное музыкальное ПО (программы-секвенсеры, программы для записи и обработки звука, многоканального сведения, звукового синтеза, нотного набора и верстки и др.), а также способы работы с ним.

И наконец, последняя, четырнадцатая, глава посвящена музыкальным ресурсам сети Internet. В ней приводятся ссылки на некоторые музыкальные сайты, а также содержится информация о принятых в Internet музыкальных стандартах.

Отдельного рассмотрения заслуживает аппарат книги, включающий два приложения и алфавитный указатель. Приложение А адресовано тем музыкантам, которые мало знакомы с особенностями принтеров и сканеров, однако хотят эффективно использовать их в своей профессиональной деятельности. Приложение Б представляет собой краткий англо-русский словарь терминов, связанных с созданием музыки на компьютере, и будет полезно самому широкому кругу читателей, как и алфавитный указатель, существенно облегчающий ориентирование в справочнике.

Пожалуй, единственным недостатком издания можно назвать не очень удачное иллюстративное оформление некоторых его частей. Так, главы первую «Что нужно знать музыканту о компьютере» и четвертую «Звуковые карты» целесообразно было бы снабдить крупными цветными иллюстрациями на вкладках, позволяющими разобраться в устройстве аппаратных компонентов компьютеров. Мелкие черно-белые фотографии, помещенные внутри текста, явно этому не способствуют. Однако подобная «скупость» издателей понятна: хорошо известно, что богатый иллюстративный ряд существенно повышает себестоимость издания.

В заключение еще раз отметим, что справочник Валерия Белунцова «Музыкальные возможности компьютера» по числу затронутых вопросов и глубине их разработки выходит далеко за рамки своего жанра. Поэтому он будет интересен не только музыкантам, желающим использовать персональный компьютер как профессиональный инструмент в работе, но и любителям музыки, интересующимся звуковыми возможностями ПК.

Вера Васильева, e-mail: vv@actuar.math.msu.su