Конкуренция ужесточается, а требования конечных потребителей к качеству товаров и услуг возрастают. Прибыль обеспечивается как за счет увеличения объемов, так и благодаря оптимизации издержек, включая расходы на содержание персонала. Последнее выражается, в частности, в том, что сегодняшний предприниматель (являющийся по отношению к рынку труда работодателем) выбирает, кому поручить выполнение той или иной функции: штатному сотруднику собственной компании, временно нанятому работнику либо внешней организации. И взвесив все «за» и «против», нередко останавливается на последнем варианте. А если уж предприниматель решил нанять нового работника и обратился за помощью в кадровое агентство, то он вправе ожидать, что предложенный ему специалист как минимум будет отвечать его пожеланиям.

«Агентство Контакт» и «Микроинформ» объявляют о совместной программе

Консультанты группы «Подбор персонала для рынка информационных технологий и телекоммуникаций» из «Агентства Контакт» заметили, что не всегда приведенные в резюме знания и навыки кандидатов на вакантные места в области ИТ соответствуют реальным. При этом случаи сознательного обмана встречаются редко. Гораздо чаще бывает иное. Претенденты, сообщая о своих возможностях, действительно уверены в том, что имеют достаточные знания и опыт работы с программными и сетевыми продуктами, поскольку когда-то они изучали соответствующую литературу, выполняли предложенные практические задания и даже (это не исключается) сдали экзамен и получили документ, подтверждающий квалификацию. Однако обстоятельства сложились так, что полученные знания эти работники на практике не применяли и потому со временем они забылись или устарели. Таких специалистов называют «бумажными».

Встречается и другой случай. Специалист ежедневно работает с определенной программой, а задачи, которые ему приходится решать, предполагают лишь ограниченное использование заложенных в ней возможностей. Сам же он об этом иногда даже не подозревает и потому уверенно указывает, что знает данное ПО. А происходит подобное из-за того, что не разработано общих критериев и каждый работник слова «знать программный продукт» понимает по-своему.

«Агентство Контакт», рекомендуя кандидата, берет на себя полную ответственность за него перед работодателем. Оно решило найти корпоративного партнера, который смог бы определить степень компьютерной грамотности и проверить навыки работы на компьютере у претендентов на имеющиеся вакансии. В качестве такого независимого эксперта был выбран учебный центр «Микроинформ», занимающийся обучением, тестированием и сертификацией специалистов в области ИТ. Предлагаемые им средства тестирования позволяют достаточно быстро определить степень готовности специалиста применять различное программное обеспечение и сетевое оборудование:

«Я надеюсь, — говорит руководитель группы «Подбор персонала» Ольга Сабинина, — что тестирование поможет нам проверить знания кандидатов — пользователей компьютеров и специалистов в области ИТ— менее чем за четверть часа. Но главное, что это позволит объективно оценить знания, а также определить степень владения программой и умение применять ее для решения конкретных задач.

Кроме того, тесты «Микроинформа» ориентируют на грамотное использование программных продуктов. Успешно справившиеся с ними получают соответствующий сертификат. Это важно, потому что сегодня практически любой работодатель требует документальное подтверждение квалификации кандидата».

Первой совместной акцией агентства и учебного центра стало участие в выставке Internetcom-99, на которой они представили так называемый тестовый центр. А вскоре после этого они подписали соглашение под названием «Внедрение системы тестирования ИТ-специалистов в практику кадровой работы на рынке информационных технологий и телекоммуникаций».

«Вот как это выглядело на практике, — поясняет Ольга Сабинина. — Предположим, работодатель говорит, что будущий сотрудник должен знать Microsoft Office. Затем с нашей помощью (или без таковой) заказчик определяет, какими именно программами должен уметь пользоваться кандидат и на каком уровне. И только после этого, если претендент подходит по всем остальным параметрам, я предлагаю ему пройти тестирование».

Требования работодателя к кандидатам—пользователям ПК сегодня в основном определились. Персонал на уровне секретаря должен уметь работать в среде Windows, с текстовым редактором Word и еще с какой-нибудь почтовой программой, обычно с Outlook. Кандидатам на вакансии бухгалтеров, кассиров и иных работников финансовых служб следует знать еще и программу Excel. Пакет компьютерных программ менеджера среднего звена составляют все перечисленные выше плюс Aсcess и Power Point.

Когда человек знает, что должен пройти тестирование, он может подготовиться к нему, начав, например, с самопроверки. Для этого следует открыть бесплатный тестовый раздел на Web-узле «Агентства Контакт» или учебного центра «Микроинформ» — www.kontakt.ru и www. microinform.ru и ответить на предлагаемые там вопросы. Таким образом, можно не только получить представление о том, как выглядят «настоящие экзаменационные вопросники», но и определить уровень своего владения программой в целом и отдельными ее компонентами. А выяснив степень своей готовности, претендент сумеет подготовиться, прочитав нужные книги, поэкспериментировав с мышкой, выяснив у специалистов, как поступать в том или ином случае. Имеется множество различных вариантов подготовки к тестированию, но на одном я остановлюсь.

«Перед тестированием специалисту в области ИТ имеет смысл пройти предварительное интенсивное обучение, жестко связанное с предстоящей проверкой, — рекомендует директор учебного центра «Микроинформ» Олег Литвин. — Вопросы тестов обычно рассматриваются в процессе обучения».

Здесь уместно заметить, что обучение в «Микроинформе» не обычное, а авторизованное. Структура и содержание учебных программ разрабатываются создателями программных продуктов и потому сориентированы на то, чтобы последние использовались правильно, т. е. так, как требует фирма-производитель.

«Принципиальное отличие авторизованного обучения от обучения вообще, — разъясняет Олег Литвин, — заключается в том, что курс появляется одновременно с самим продуктом или даже раньше его. Кроме того, обучение включает в себя практические элементы эксплуатации и внедрения систем различного назначения, что позволяет получить пусть непродолжительный, но все таки опыт работы».

«Это действительно является сейчас одним из важных критериев, — развивает мысль Ольга Сабинина. — Если говорить о технических специалистах, то работодатели действительно обращают внимание на практический опыт работы с тем или другим оборудованием, причем желательно, чтобы он был подтвержден каким-либо сертификатом».

По мнению О. Сабининой, на рынке труда в секторе ИТ наряду с техническими специалистами пользуются спросом менеджеры по продажам, обладающие опытом работы с корпоративными клиентами. А претенденты на место маркетолога должны хорошо знать профильную дисциплину и иметь опыт работы в области информационных технологий и телекоммуникаций.

«Перейти на позицию маркетолога из Pepsi-Cola в IBM — задача реальная, но очень сложная, — считает Ольга Сабинина. — В 90% случаев IBM предпочтет ему маркетолога, работавшего в компании типа Novell».

Следует знать, что сектор информационных технологий и телекоммуникаций является одним из немногих развивающихся на российском рынке. Только в Москве численность занятых в нем достигает примерно 10 тыс. человек. Но свободные места всегда там есть, хотя для того, чтобы занять их, требуются профессионализм и опыт. А вот о том, где их приобрести, будет уже другая история.

ОБ АВТОРЕ

Мария Бабиченко — журналист издательства «Работа для вас».

656