Альп Кабатепе — менеджер по информационным технологиям и новым проектам главного офиса DHL в СНГ

Достаточно обратиться в Internet к интерактивной системе отслеживания грузов службы экспресс-авиадоставки DHL. Впрочем, такой запрос можно сделать и прямо с обычного или сотового телефона. Данные об изменении статуса отправления вне зависимости от того, в какой точке земного шара находится ваш груз, поступают максимум через 15 минут. Сейчас можно уже самостоятельно следить за своими документами и посылками, и информация об их местонахождении — самая свежая, говорит Альп Кабатепе — менеджер по информационным технологиям и новым проектам службы DHL в СНГ. Сегодня он отвечает на вопросы научного редактора журнала «Мир ПК» Михаила Глинникова.

— Начнем с традиционных вопросов. Когда возникла DHL, как давно она появилась в России и каковы ее основные задачи?

— Компания DHL оcнована в 1969 г., а в России мы с 1984 г. Cначала был открыт офис в Москве, потом — представительства в разных регионах России и СНГ.

Основная задача — надежно, конфиденциально и в срок доставлять груз. Специфика же СНГ заключается в том, что количество входящих грузов значительно превышает количество исходящих.

В настоящее время мы контролируем более 50% международных отправлений из СНГ в сфере экспресс-авиадоставки. Ближайшая цель — не только сохранить эту долю, но и увеличить ее.

— Хорошо. Расскажите теперь, как менялась информационная инфраструктура у российского отделения компании.

— Первоначально отдел автоматизации DHL в России состоял из десяти специалистов, в информационной системе работало около 40 ПК и основная масса вычислений выполнялась на офисном компьютере IBM S36.

В 1995 г. наша система перешла на серверы под управлением ОС Unix. Сейчас у нас в отделе автоматизации 18 сотрудников, в системе работает более 350 ПК и мы собираемся продолжать инвестирование и развивать дальше свою инфраструктуру.

— А как отразилось совершенствование системы на Вашем бизнесе?

— Наша компания является частью глобальной мировой инфраструктуры DHL. С переходом на серверы Unix нам стали доступны новые технологии, открытая архитектура, сетевые возможности. Тогда же была создана глобальная сеть DHL, которая работает по протоколу TCP/IP. Это позволило значительно ускорить обмен данными, в том числе о доставке. И теперь можно более оперативно получать информацию о статусе экспресс-отправления, которое требуется доставить клиенту.

— Что это дало клиентам?

— Когда у нас была старая система IBM, обмен данными происходил примерно раз в сутки. Ну а сегодня мы можем сразу же передавать по сети информацию, как только изменяется статус экспресс-отправления в регистрирующей системе. Данные пересылаются практически мгновенно.

Еще один важный момент. Благодаря развитию компьютерной и телекоммуникационной инфраструктуры компания смогла предложить клиенту новую услугу — оплату получателем. Для импортера это очень удобно: он платит за доставку не как за часть товара, а отдельно. И даже может сообщить поставщикам номер своего счета в DHL. Для того чтобы реализовать такую возможность, пришлось построить довольно сложную и мощную корпоративную систему оперативного обмена информацией. Ведь необходимо было организовать проверку счета клиента, а он, сами понимаете, обычно находится не в той стране, откуда приходит отправление.

Эта услуга оказалась довольно популярной, в том числе и в России. Например, компания-импортер хочет получить несколько десятков образцов товара от разных поставщиков из ряда стран. Она обращается к нам, открывает в DHL счет для оплаты получателем и сообщает его номер поставщикам. И больше можно уже не думать о том, как производить оплату доставки всех этих товаров.

— Как дальше шло развитие услуг?

— Если говорить об уровне обслуживания клиентов, то благодаря нашей системе нам удалось подняться на новую ступень. В настоящее время мы применяем технологию использования мобильных телефонов для передачи информации о доставке от клиентов в Сеть, а также для передачи данных клиентам по их запросам.

Курьеры теперь имеют при себе специальное оборудование. У нас его называют сканером, но на самом деле это небольшой специализированный компьютер, позволяющий, в частности, и сканировать.

Доставляя отправление, курьер заносит информацию о нем: время фиксируется автоматически, номер накладной сканируется, фамилия вводится вручную. Затем с некоторой периодичностью он присоединяет свое устройство к мобильному телефону и звонит нам — все данные передаются в информационную систему DHL и сразу становятся доступны клиенту, ожидающему груз в любой точке земного шара.

К сожалению, в Москве у нас пока не все курьеры имеют подобные сканеры. Поэтому разработана такая система — специально оборудованный автомобиль собирает все данные от курьеров и передает в офис DHL. Но к концу года мы планируем снабдить всех наших курьеров этими сканерами, чтобы они, где бы ни находились, смогли непосредственно передавать в офис данные о грузе.

— С какими приложениями Вы работе и предоставляете ли какие-то программы клиенту?

— Большинство из тех приложений, которые мы применяем в России, — собственные разработки DHL, созданные в трех ее крупных компьютерных центрах: в Лондоне, Сан-Франциско и Куала-Лумпуре в Малайзии. В качестве СУБД используется Informix.

Клиентам компания предоставляет свои программные средства, предназначенные для ПК. Раньше это было приложение, работающее в среде DOS Easyship, потом — в среде Windows — Winship. С его помощью можно создать необходимые документы и подготовить экспресс-отправление для передачи в DHL, а затем уже узнать детали доставки. Сейчас клиентам предлагаются программные средства на базе Internet.

— Это интересно. И есть повод поговорить о перспективах. Ваши планы на ближайшее будущее?

— Главная наша задача — перевести все свои приложения, которые сегодня исполняются в среде Unix, в среду Internet.

— Насколько я понимаю, значительную долю бизнеса DHL составляет доставка отправлений в обычном «бумажном» виде. Но с распространением Internet-технологий все больше и больше людей предпочитают пользоваться электронной почтой. Не cведется ли в такой ситуации эта доля Вашего бизнеса к минимуму, как Вы думаете?

— При появлении первых факсимильных машин тоже все боялись, что обычный бумагооборот исчезнет, а он, наоборот, увеличился. Если же говорить серьезно, то, конечно, есть опасения, что с развитием электронной криптографии доставка конфиденциальных сообщений также будет доверена Internet. Поэтому мы уже сейчас стараемся активнее развивать ту чаcть нашего бизнеса, которая связана с доставкой посылок, а не документов.

— Какова же доля бизнеса DHL в СНГ?

— СНГ входит в первую двадцатку из сотни стран, в которых работает DHL в Европе и Африке, и по объемам бизнеса не уступает некоторым из стран ЕЭС.

— А что Вы можете сказать о структуре отправлений в России?

— Доля международных экспресс-отправлений составляет 70%, а отправлений по России — еще 30%.

— Ну и в заключение — коротко о самой компании DHL в СНГ. Приведите цифры. Кто Ваши основные клиенты?

— За время работы здесь компания DHL инвестировала в развитие своей инфраструктуры 50 млн. долл., число обслуживаемых городов превысило 350. У нас создано уже более 120 собственных и агентских офисов. Свыше шести тысяч клиентов имеют счета в компании DHL. Наша доля среди курьерских служб на российском рынке перевалила за 50%. А наиболее известные клиенты — АвтоВАЗ, «Автобанк», нефтяная компания «ЛУКойл», ГАЗ, фирма патентных поверенных «Городисский и партнеры» (бывший Союзпатент), Красноярский алюминиевый завод, шоколадная фабрика «Россия», Дальневосточное пароходство.

— Спасибо, и — успехов Вам!