Это важно и для журналиста — хорошая, грамотная статья поможет правильно сориентировать читателя и порой стоит многих «талмудов» технических инструкций.

Но как исследовать рынок? Идти к тем, кто его создает и на нем работает. И мы пошли именно в такое место, где в одно время cобираются люди, интересующиеся проблемами рынка экономического ПО.

Блиц-исследование на выставке «Бухучет и аудит 2000» собрало 148 анкет. С одной стороны, это случайная выборка — те, кто согласился ответить на наши анкеты, а с другой — нет, ведь заполняли наши опросные листы сознательно пришедшие на выставку люди, причем именно они и есть предмет нашего исследования, так как составляют для журналиста то самое счастливое сочетание — читатель и пользователь в одном лице.

Рис. 1. Распределение респондентов по возрасту на выставке «Бухучет и аудит»

Вопрос о возрасте, если учесть, что большинство посетителей этой выставки — женщины, мог показаться бестактным. Но всем, кто затруднялся с ответом, мы советовали смело писать — 18 лет. Однако посетительницы отнеслись к этому вопросу более ответственно. В результате получилось, что по возрастному составу пришедшие на выставку «Бухучет и аудит» старше, чем посетители других компьютерных форумов, например Comtek, судя по итогам проведенного нами там опроса.

Рис. 2. Категории по профессиональному признаку (общее число ответов превышает количество опрошенных, потому что некоторые отнесли себя сразу к двум категориям — например, специалист и в области бухгалтерии, и по аудиту)

Однако по сравнению с прошлым годом на выставке было много студентов экономических специальностей. И хотя привели их, как говорится организованно, преподаватели вузов, в беседе с ними чувствовался живой интерес, а не праздное любопытство к тем продуктам, что были представлены на форуме. И это вполне естественно: более плотной стала работа ведущих фирм-разработчиков экономического ПО с вузами. Очень правильная политика, поскольку именно сегодняшние студенты в третьем тысячелетии будут решать, какие продукты использовать.

Анализ распределения посетителей по профессиональному признаку выявил четыре основные группы — это бухгалтеры; специалисты в области построения информационных систем; лица, принимающие решения, и программисты.

Что популярно?

Рис. 3. Популярность бухгалтерских программ

Конечно, нас интересовала популярность бухгалтерских программ среди посетителей выставки. Бесспорным лидером оказалась «1С:Бухгалтерия». Причем даже те, кто работает с другими программами, указывали в анкетах как самый популярный именно этот продукт фирмы «1С».

Если же говорить о системах управления предприятием, то здесь уже другая картина. Лидерство в этой категории принадлежит «Галактике». И отечественные системы, как мы видим, значительно более популярны, чем западные.

Рис. 4. Популярность систем управления предприятием

В категории информационно-справочных систем лидером стал «КонсультантПлюс», за ним следует «Гарант» и значительно менее популярен «Кодекс». Среди наиболее известных программ для бизнеса—планирования—аналитики посетители выставки назвали продукты фирмы ИНЭК, а пальма первенства среди систем автоматизации складского учета отдана «1С:Торговля и склад».

Не обойдены вниманием и системы автоматизации документооборота: на первом месте Lotus Notes, а второе поделили системы «Евфрат» фирмы Cognitive Technologies и программа для документооборота фирмы «1С».

И что используют?

Рис. 5. Бухгалтерские программы, установленные на предприятии

Популярность — популярностью, но какие программы используют посетители выставки в своей практической работе, интересовало нас не меньше, а может быть, даже больше. Ведь здесь речь идет уже о «голосовании деньгами». На этом этапе опроса и выяснилась весьма интересная ситуация: бухгалтер считает наиболее популярным продукт «1С», а использует программу «Парус», и, что важно, она его вполне устраивает.

Оценить степень удовлетворенности пользователей продуктом, с которым он уже работает, значило в нашем опросе выбрать один из трех ответов: «да», «не полностью» или «нет» по каждому из трех основных параметров: «возможности программы», «качество документации» и «качество сервисного обслуживания».

* * *

О качестве фотографии можно спорить сколько угодно. Кто-то говорит, что фотография — это простое копирование, а кто-то утверждает, что это искусство. Но для любого фото всегда важно точно отразить картину и в то же время — донести до зрителя общее настроение. Надеюсь, нашему блиц-исследованию — мгновенному фото — это удалось.

Более подробный отчет по данным нашего исследования может быть предоставлен по запросу.

ОБ АВТОРЕ

Михаил Глинников — научный редактор журнала «Мир ПК». Контактный тел.: (095) 253-92-27.


В отдельных анкетах (см. табл.) были ответы не на все три вопроса, так как некоторые фирмы используют бухгалтерские программы собственной разработки и сервисное обслуживание проводится самими сотрудниками.

В целом картина получилась положительная. В основном бухгалтеров устраивают те программы, на которых они работают. Конечно, всегда хочется большего. Однако только развивать сам продукт, оказывается, далеко не достаточно. Как видно из таблицы, больше всего нареканий вызывает именно сервисное обслуживание. Так что, видимо, разработчикам фокус внимания следует перенести в эту область.

563