И хотя на Западе MIDI-программист — это, скорее, профессия, у нас MIDI-файлы создают в первую очередь для собственного удовольствия. Однако многие не вполне отдают себе отчет в том, зачем нужны контроллеры и как ими пользоваться. Постараемся восполнить пробел и обсудим возможности, предусмотренные в рамках протокола General MIDI, — того самого, которого большинство из нас придерживается (часто даже неосознанно) на практике.

Запустив секвенсер и открыв любое из возможных окон редактирования, пользователь обнаружит там список контроллеров, назначение которых мы сейчас и рассмотрим. А начнем, пожалуй, с громкости, экспрессии, панорамирования и реверберации.

Кажущаяся простота

Громкость кажется на первый взгляд совершенно простой и понятной вещью. Что тут хитрого? Потише, погромче... К сожалению, это не так. MIDI предлагает три различных способа управления громкостью звука: с помощью СС7 (основная громкость), СС11 (экспрессия) и параметра Velocity (относительная громкость ноты). И подавляющая часть любителей MIDI зачастую совершенно неправильно ими пользуется. Попробуем разобраться, в чем тут дело.

Для каждого канала, содержащего ноты, в вашем файле должно быть только одно-единственное событие СС7 (громкость), помещенное во вступительный такт перед первым появлением какой-либо ноты. Любые изменения громкости (например, при затухании звука) внутри партитуры осуществляются с использованием контроллера СС11 (экспрессия). Причина этому проста — практически вы имеете возможность сбалансировать ноты внутри канала, добившись нужного характера звучания и отрегулировав начальную и конечную громкость при затуханиях, а потом с помощью СС7 сбалансировать каналы между собой. Если же вместо СС11 задействовать основную громкость, то придется уменьшать или увеличивать каждое значение СС7, появляющееся в вашем файле. Кроме того, если какие-то из событий уже имеют значения 120, можно увеличить другие значения не более чем на 7 пунктов, и при этом некоторые ноты окажутся недостаточно громкими. По той же причине, если, скажем, увеличить значения на 30, затухания на самом деле вообще прекратятся, так как последнее значение будет не нулевым, а равным 30.

Третий способ управления громкостью, как уже отмечалось, связан с параметром Velocity. Нужно постараться «выжать» из этого параметра все что можно. Чем сильнее сигнал, тем меньшим вам придется делать уровень громкости на вашем тон-генераторе, а это будет повышать отношение сигнал/шум на выходе.

Тембральные характеристики большинства звуков в тон-генераторах изменяются при увеличении значения параметра Velocity. Например, в партиях ритм-гитары вы можете получить существенно лучший результат, максимизировав значения Velocity самых громких нот (до 127) и при этом понизив основную громкость данного канала для балансировки его с остальными.

Взаимосвязь между Velocity и тембральными характеристиками наиболее заметным образом проявляется в тембре акустической гитары с металлическими струнами.

И конечно, нет никакой необходимости отказываться от улучшения тембральных характеристик звука в тех местах, где он должен быть тихим. Вместо того чтобы уменьшать значения Velocity, оставьте их максимальными и введите в начале и в конце нужной части СС11 (экспрессия), что обеспечит вам желаемую громкость.

Попробуйте начать работу, установив во вступительном такте файла значение основной громкости для всех каналов на уровень 120. Постарайтесь не изменять это значение как можно дольше. Если вы поступите таким образом, то, записав где-то в середине партию, недостаточно громкую даже с максимальными значениями СС11 и Velocity, оставите за собой возможность увеличить основную громкость этого канала. А если начнете со значения 127, то придется понижать основные громкости для других каналов, что будет просто неоправданной тратой времени.

Большинство клавиатур снабжено регулятором громкости, который передает в секвенсер события СС7. Используйте способность секвенсера переназначать контроллеры и конвертируйте поступающие события СС7 в СС11. Может быть, вы в состоянии настроить свою клавиатуру так, чтобы она сразу передавала события СС11, но сохраните этот вариант про запас.

Если ваша система не позволяет переназначить контроллеры ни на уровне клавиатуры, ни на уровне секвенсера и регулятор громкости посылает только сообщения СС7, проверьте прежде всего собственный секвенсер — умеет ли он выполнять команду «Найти и заменить». Или подберите какой-нибудь «математический» редактор, который отыщет все события СС7 и конвертирует их автоматически. Если же сделать это не удается (и пока вы программируете MIDI-файл не на коммерческой основе), попытайтесь использовать СС7 так, как мы задействовали СС11, и наоборот. Тогда вы примените СС7 внутри партитуры в качестве контроллера экспрессии, а СС11 будет вставлен в единственном экземпляре во вступительный такт и начнет регулировать основную громкость.

СС11 получил название «Экспрессия» не случайно. Это динамический непрерывный контроллер, значение которого при записи трудно переоценить. И при этом он обеспечивает более гибкое управление громкостью, чем Velocity. Например, при записи звука подклада вы можете (и конечно, станете) варьировать Velocity нот, однако пока аккорд звучит, его громкость нельзя изменить таким способом. А звучать он может в течение целого такта. С помощью контроллера экспрессии можно придать некоторую динамическую окраску протяжным звукам подкладов, струнных инструментов, органа, будь они аккордовые или одноголосные.

Наиболее важные аспекты использования контроллера экспрессии СС11 открываются в сравнении его с контроллером основной громкости СС7. Поэтому в этом коротком разделе мы обсудим те обстоятельства, которые имеют отношение к СС11 как таковому.

Значение экспрессии, установленное во вступительном такте, по умолчанию фиксируется на отметке 127. Может оказаться так, что нигде внутри партитуры вы не измените этого значения. Таким образом, вам обеспечена наибольшая возможная мощность выходного сигнала. Очевидно, что если на некотором канале партия начинается с нарастанием громкости, то следует установить соответствующее начальное значение контроллера СС11 во вступительном такте. Однако, когда нарастание громкости закончится и канал зазвучит в полную силу, значение СС11 должно достичь 127. После этого относительная громкость отдельных нот будет регулироваться путем изменения Velocity.

При записи части файла, которая завершается угасанием, полезно ввести сразу после нее СС11: 127. Но нужно внимательно отнестись к звукам с длительной фазой затухания: если ввести СС11: 127 слишком рано, пока она еще длится, можно неожиданно получить в этом месте резкую атаку, как в случае шлюзового эффекта.

Некоторые программные секвенсеры автоматически посылают значения по умолчанию для измененных контроллеров в конце паттерна (при низких значениях экспрессии, неотпущенной педали, необнуленном питч-бенде). Это означает, что все будет звучать нормально до тех пор, пока вы не сохраните материал как стандартный MIDI-файл и не загрузите его вновь.

Когда вам приходится копировать или вырезать, а потом вклеивать части, содержащие данные СС11, проверяйте, что они из себя представляют и где находятся. Следите за тем, не отрезаете ли вы событие, восстанавливающее начальное значение (СС11: 127), и не копируете ли события СС11: 0 туда, где им быть не полагается. Копирование и вклеивание являются очень полезными инструментами для создания затуханий. Записав один раз гладкое затухание, можно затем скопировать его на все остальные каналы. Иногда требуется вклеивать данные в слегка различающихся позициях (что зависит от индивидуальных характеристик отдельных инструментов), но это много проще, чем записывать угасания для каждого канала, ведь все они должны быть синхронны.

Часто файлы заканчиваются угасанием последнего аккорда, и, таким образом, для большинства каналов последним событием оказывается СС11: 0. Если вы (или другой пользователь вашего файла) воспроизведете вслед за своим файлом другой, имеющий в начале команду GM/ GS/ XG Reset, ничего не случится. Однако не все пользователи применяют такие команды, и не все секвенсеры умеют эти команды загружать. Чтобы уменьшить вероятность возникновения проблем, вводите СС11: 127 в конце данных для каждого канала.

Вы можете увеличить значение СС11 до максимального, вновь подняв уровень громкости после выполнения затухания (весьма полезно выработать в себе такую привычку). Но при этом будут записываться все промежуточные значения между 0 и 127, а они совершенно не нужны, поскольку записаны уже после того, как нота выключилась и завершилась ее фаза затухания.

Пространство и объем СС10: Pan (панорама)

Новичкам в области MIDI-программирования и многодорожечной записи управление панорамой звука представляется своеобразной игрушкой — очень здорово перемещать звук в стереопространстве. Однако помимо такого очевидного применения в качестве эффекта, программирование может служить, например, для сведе`ния, что позволяет создавать пространство вокруг каждого отдельного инструмента. В этом разделе мы рассмотрим некоторые практические варианты использования этого контроллера.

Несомненно, главная цель управления панорамой заключается в создании своего особого пространства вокруг каждого инструмента микса. При этом неплохо все-таки постараться не нарушить общего баланса: разместите подклад и орган в крайней левой позиции, а мелодию флейты в крайней правой, и вам покажется, будто со стереосистемой что-то не так.

Представьте себе, что акустическая система — это весы и каждый звук имеет собственный вес. Те инструменты, которые играют аккорды, весят много, а те, которые играют отдельные ноты, — мало. Попытайтесь сбалансировать «тяжелые» инструменты: либо панорамируйте их в противоположных направлениях, либо разместите близко к центру. После этого «легкие» можно панорамировать, задействуя экстремальные значения, что не будет уже оказывать столь большого влияния на общий баланс, если только вам не вздумается сместить пару таких инструментов влево, оставив пустой правую часть стереопространства.

Конечно, у программиста есть и более интересные приемы, чем фиксировать позиции разных инструментов, но он всегда должен следить за тем, чтобы не нарушался баланс. Удвоение или утроение треков, расщепление панорамы и задержка (обо всем этом мы говорили в прошлогодних номерах журнала) — вот только некоторые из эффектов, которые могут разнообразить ваш микс.

Помните о том, что ясности звучания можно добиться, используя все стереопространство: многим кажется, будто панорамирование на 30—40 пунктов является пределом, а сдвиг звука к краям создает вокруг него «дыру».

Когда ваш файл будет закончен, сделайте следующее. Увеличьте панораму всех каналов, которые сдвинуты в стереопространстве в диапазоне между 5 и 15 (влево или вправо), на 5 пунктов. Для всех звуков, размещенных в диапазоне 16—30 пунктов от центра, увеличьте панорамирование на 10 пунктов и т. д. Послушайте, что у вас получилось. Большинство инструментов теперь, заметьте, звучат чище, и весь микс стал более глубоким и объемным. Конечно, мы не хотим сказать, что нужно непременно добиваться такой чистоты звучания в любом случае, однако это может оказаться для вас большим открытием, если раньше вы держались в рамках ограниченного диапазона.

Если «легкий» инструмент звучит недостаточно громко, попробуйте повысить для него значение панорамы: иногда дополнительное пространство вокруг звука и большая чистота приводят к лучшему результату, чем увеличение громкости.

Реалистичное звучание партии фортепиано

Прием, который мы здесь опишем, связан с выделением нескольких каналов, поэтому он применим не к каждому файлу. Итак, выделите шесть каналов и загрузите в них один и тот же звук фортепиано. У этих каналов должна быть совершенно одинаковая громкость и идентичные установки для всех эффектов. Запишите партию фортепиано и скопируйте ее каналы. Теперь нужно установить для каждого из каналов свой диапазон нот, которые будут на нем звучать (например, от С1 до G1 на канале 1, от G#1 до D2 на канале 2 и т. д.), и собственную панораму в стереопространстве, причем так, чтобы нижние ноты оказались слева и по мере повышения размещались ближе к правому краю. Партия станет гораздо более живой. Даже если ограничиться всего тремя каналами, которые проще выделить (и с ними легче управляться), результат будет очень неплохим. Конечно, такая работа потребует дополнительных усилий по редактированию, поскольку все события, относящиеся к нотам за пределами диапазона некоторого канала, должны быть удалены.

Динамическое панорамирование

Несомненно, панорамирование служит превосходным источником эффектов, и один из наиболее популярных — перемещение звука в стереопространстве. Вы держите аккорд, а звук плавает между акустическими системами. Однако этого нельзя сделать без динамического панорамирования.

Если у вас нет такой функции — не расстраивайтесь: вы все-таки можете запрограммировать вполне эффективное перемещение звука с помощью очень коротких отдельных нот, между которыми вставлены события панорамирования. Однако если вам хотелось бы добиться непрерывности эффекта, придется избегать звуков с медленной атакой.

СС91: Reverb Depth (глубина реверберации)

Реверберация, безусловно, является тем эффектом, который позволяет сегодня процветать музыкальной индустрии. Добавление реверберации к «сухому» миксу может так трансформировать совершенно плоский и скучный звук, что возникнет ощущение, будто вы слушаете настоящего музыканта. Или наоборот, ваша работа станет похожей на выступление в подземном переходе. Как и в любом другом случае, важно не название эффекта, а то, каким образом вы его используете.

Поднять и разделить звуки инструментов — вот основное назначение этого эффекта. Сравните «сухой» файл с тем, к которому добавлена реверберация, и вы обнаружите, что микс стал звучать иначе, а инструменты с более высоким уровнем реверберации оказались поднятыми в стереопространстве. Там, где панорамирование придает звуку горизонтальную объемность, реверберация берет на себя заботу о вертикали. В последние годы устройства 3D настолько расширили наши «возможности», что мы можем слышать, как звук скользит вверх от пола к потолку и даже огибает нас.

Эффект раздвигания звуков по вертикальной оси возникает за счет относительной разницы между уровнями реверберации для различных инструментов: если вы дадите каждому из тембров значение реверберации, равное 64, то вряд ли почувствуете серьезное изменение. Звук, конечно, станет несколько более объемным, но он не будет так уж сильно отличаться от звучания «сухого» микса.

Второй аспект использования данного эффекта — отделение одного звука от другого — неразрывно связан с первым. Организовать собственное пространство вокруг любого из инструментов можно также путем придания им различной глубины реверберации.

Для достижения максимальных результатов реверберация должна сочетаться с панорамированием, если вы действительно хотите поместить каждый инструмент в свое пространство. Представьте себе сетку, нарисованную на стене за вашими акустическими системами: чтобы перевести звук в верхнюю левую клетку, панорамируйте его полностью влево при максимальном значении реверберации. А можно поместить звук в правую нижнюю клетку, для чего нужно панорамировать его вправо при нулевой реверберации, и т. д.

Постарайтесь полностью задействовать все 128 точек шкалы: как и в случае с СС10, ошибочно будет думать, что СС91: 30 означает отсутствие реверберации, а СС91:100 — это все, что вы можете себе позволить.

Всегда помните золотое правило: не применяйте реверберацию к басовым инструментам. В большинстве музыкальных записей басовая линия звучит в «фундаменте» микса. Другие эффекты (в частности, хорус) могут дать положительный результат, но этот придает басу лишь гулкость и неопрятность.

Тем не менее правила создаются для того, чтобы их нарушать. При использовании тембра безладового баса (или иного похожего мягкого звука) в медленных музыкальных фрагментах небольшая добавка реверберации позволит басу чувствовать себя «удобнее» среди других инструментов. Фактически для подобных стилей музыки все инструменты требуют несколько больших значений реверберации, чем, скажем, для тяжелого рока.

Успех применения любого эффекта лежит в сфере сопоставления различных установок. В файле с довольно высокими установками реверберации для всех инструментов, придающими некоторую неопределенность музыке, попробуйте назначить очень низкое значение реверберации солирующему инструменту. Это обеспечит ему более ясное звучание и привнесет некоторый элемент неожиданности.

Если вы применяете эффекты удвоения и утроения треков, а также эффект задержки или создаете эффект битембральности, назначьте одному звуку предельно высокий уровень реверберации, понизив его громкость, а второму — предельно низкий. Такой контраст поможет ярко подчеркнуть пространственный аспект реверберации. Особенно хорошо этот метод работает при двухслойном звуке для монофонической партии.

Время и тип реверберации

До сих пор мы говорили о глубине реверберации, но это только один из параметров эффекта, управляющий его громкостью. Управление этим параметром предусматривается MIDI-спецификацией, до других же вы можете добраться с помощью незарегистрированных номеров параметров или через сообщения SysEx. Самый полезный из всех параметров — время реверберации затухания эффекта, и с ним стоит поэкспериментировать. Более высокие значения времени реверберации подходят скорее для медленных вещей — они придают звучанию дополнительную объемность. Попробуйте сначала установить глубину реверберации для всех инструментов, а потом настраивайте этот параметр.

Второй параметр, на который имеет смысл обратить внимание, — тип реверберации. Большинство тон-генераторов предлагают несколько различных типов, таких как Small Room, Large Room, Concert Hall и т. д. Можно использовать и более экзотические средства, вроде сочетания реверберации и задержек.

Если глубина реверберации может быть своей для каждого канала, то стальные параметры являются глобальными. Это требует большой тщательности в выборе, ведь эффект должен подходить к каждому инструменту микса.

(Окончание в следующем номере)