Выпуск нового «Каталога «За рулем» 1999—2000» дает повод еще раз поговорить об этом продукте.

Богатейшие знания в области автодела позволили издателю уже в первом выпуске каталога разработать структуру справочных данных, заслуживающую высокой оценки. Рубрики, фильтры отбора и поиска, опции визуализации данных оптимизируют работу с каталогом и водителям со стажем, и начинающим автолюбителям.

Чем отличается новое издание от предыдущего? Конечно, обновились данные каталога, но это не концептуальное изменение: основные рубрики (серийные легковые и грузовые автомобили, мототехника, классификация техники, новинки, цены) сохранились, зато их содержание, естественно, стало другим. Увы, информация не так свежа, как хотелось бы: данные полуторагодовой давности представляют лишь статистический интерес. Однако, чтобы отслеживать быстро меняющуюся информацию (цены, продавцы, обслуживание и ремонт), в продукте предусмотрен выход на Web-узел издателя. Хотя, наверно, для этого следовало бы предоставлять пользователям каталога несколько бесплатных часов подключения к Internet.

Интерфейс программы остался прежним. Но все ли с ним обстояло так благополучно, что у издателя каталога не было повода что-либо изменить в новой его версии?

Справочное мультимедийное издание складывается из содержательной и интерфейсной частей, причем последняя обеспечивает доступ пользователя к первой. Более чем пятилетняя история российских мультимедийных продуктов вплотную подвела издателей к тому, что в справочных мультимедийных изданиях возникла необходимость стандартизировать пользовательский интерфейс. Каталог «За рулем», на мой взгляд, показывает, насколько профессионально выросли отечественные разработчики, реализующие идеологию стандартного интерфейса компьютерных справочников и одновременно с трудом расстающиеся с «детством» ремесла. Как правило, чрезмерное украшательство заметно при использовании видео- и звукового ряда. Надо ли «притягивать за уши» в проект звук, пугая погрузившегося в изучение технических описаний пользователя ревом несущихся на бешеной скорости или стартующих автомобилей, нетерпеливых клаксонов и т. п. Конечно, у пользователя есть возможность отключить опцию «Проигрывать звуковые эффекты». Но тогда возникает вопрос: а зачем было вообще вводить звуковые эффекты? Отключение проигрывания совершенно оправданно для видеозаставки — это реклама издателя, и я с удовольствием полюбуюсь ею при первых сеансах работы с каталогом. Но если каждый раз при загрузке программы пользователь обязан «поворачивать» ключ в анимированном замке зажигания, то иначе как паразитической забавой это не назовешь.

К существенным недостаткам каталога следует отнести отсутствие возможности копировать данные (иллюстрации и тексты) в буфер обмена. Особенно неприятен запрет на копирование текстов: это лишает пользователя возможности переносить данные даже внутри самого каталога, например из справочной статьи в окно поисковой системы. К этому добавлю, что в каталоге используются разные варианты написания названий российских, украинских и белорусских моделей транспорта: то латиницей, то кириллицей. Причем поисковая система вовсе не понимает, что это одно и то же. Поэтому при поиске, например, по слову «MOSKVICH» получается одна подборка данных, а по слову «Москвич» — другая. И эти данные не пересекаются, если только не встретятся внутри одной и той же статьи сразу оба написания.

Есть еще одна особенность в работе поисковой системы. Если установить фильтр отбора статей по странам, а затем дополнительно отбирать статьи, относящиеся раздельно к мототехнике, легковым и грузовым автомобилям, то суммарное количество статей по трем выделенным категориям всегда меньше, чем общее по стране, и иногда весьма ощутимо. Для Германии, например, разница составляет 56 статей.

Жаль, что в нынешней редакции каталога раздел цен стоит обособленно. Было бы полезно соединить его с другими, и в первую очередь с разделами подборки модели и сравнения характеристик легковых автомобилей. Не помешал бы каталогу и словарь терминов: новички могут и не знать, что скрывается за такой, например, аббревиатурой, как «АБС».

А вот новые большие разделы «Концептуальные легковые автомобили» и «Армейские грузовики» обращают на себя внимание. Кроме того, каталог заметно коммерциализировался: появился раздел рекламы, объем которой еще не мешает работать с каталогом, но уже сильно отвлекает.

Впрочем, все эти замечания больше относятся к «шлифовке» поверхности. Ведь кому, как не автолюбителям, знать, насколько портит впечатление от автомобиля его неухоженность. Так что в основе статьи лежит желание стимулировать издателя не только «держать марку» классной компьютерной разработки, но и «поднимать планку».

Натан Беговой


Коротко о продукте

Каталог «За рулем». 1999—2000 ? Системные требования: Pentium-75, 8-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 800Ё600 точек при отображении 65 536 цветов, 4Х-дисковод CD-ROM, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 9х, NT ? Цена: 200 руб. ? Разработчик: Центр интерактивных технологий и маркетинга ? Издатель: Издательство «За рулем».

1379