в Подмосковье. Спектр тем на сей раз был весьма широким: от знакомства с технологическими новациями до обсуждения конкретных шагов по организации бизнеса в российском Internet. Форум проходил по устоявшейся формуле: пленарные заседания, секционная работа, «круглые столы», выставка и презентации проектов, но при этом перенос ответов на вопросы по пленарным докладам на стенд РОЦИТа оказался вполне приемлемой формой общения участников форума. Состоялось пять пленарных заседаний и более двух десятков секционных. Ряд важных проблем были обсуждены на девяти «круглых столах».

По традиции генеральному спонсору, корпорации Intel, было предоставлено право открытия пленарных заседаний. Участники заслушали два доклада — «Третье поколение Internet-бизнеса: заказчик в центре модели» и «Платформа для оказания коммерческих услуг в Internet», которые сделали Ю. Тиль, региональный менеджер Intel по странам Восточной Европы, и Джо Фрост, представитель компании Inktomi. Ю. Тиль рассмотрел структуры бизнеса, поддерживаемые компьютерной средой, характерные для подхода В2В («бизнес—бизнес»), выделив в них отношения, возникающие между поставщиками и потребителями. Как выяснилось в ходе дальнейших обсуждений, такая организация бизнеса в Internet, с точки зрения экспертов и инвесторов, представляется наиболее перспективной для России в ближайшие годы. Системы электронного бизнеса третьего поколения, по мнению выступавшего, подразделяют отношения поставщиков и потребителей на следующие цепочки для косвенных и прямых поставок и разного вида потреблений: прямых — В2В, внутренних корпоративных — В2Е, партнерских — В2Р и прямых внутренних — В2С. При подобной организации деловых отношений заказчики подобных систем полнее удовлетворяют свои требования, так как остаются в центре внимания их поставщиков, поэтому в качестве стратегического направления развития бизнеса этого поколения Intel предлагает переход компьютерной среды с ПК на персональные серверы, что в большей мере отвечает содержанию структурных комплексов Internet-экономики.

В докладе Джо Фроста основным обсуждаемым вопросом стало построение системы поиска и доставки информации на основе решений, предложенных компанией Inktomi, партнером Intel. Учитывая, что в сети все еще имеются проблемы (трудности доступа, загруженность трафика в основном передачей Web-страниц, что оценивается более чем в 60%, заботы о последней миле и многое другое), которые по-прежнему ограничивают производительность оборудования, компанией разработана новая технология. С ее помощью устройства пользователя связываются с информационным сервером через сервер трафика и Internet, а также обеспечивается доставка найденной информации. Основным элементом предложенной технологии является кэширование информации, позволяющее экономить на 30—50% емкость канала, ускорять доступ, распределять потоковое наполнение и управлять видами доставляемой информации (звуком, видео), формировать базу on-line-служб и оказывать дополнительные услуги. Компании AOL использование данной технологии в полном объеме, по данным IDC на январь 2000 г., позволяет обрабатывать 5 млрд. запросов в день с высоким качеством доставки информации (категория А+).

Другие пленарные выступления были посвящены известным Internet-технологиям. Так, корпорация Sun Microsystems для больших проектов предлагает использовать DataCenter и Internet в качестве новой управляемой среды, в которую входят ОС Solaris 8, Unix-серверы и рабочие места Ray 1, а доступ в Сеть возможен с любого из них. Компании IBM и Lotus разработали решения для систем электронных торговли и бизнеса, наделив их многочисленными функциональными возможностями, средствами безопасности и удобствами для корпоративной работы. В конечном итоге слоган этой группы докладов: «Сделайте ваш бизнес электронным!» — сильно отдавал нафталином. Со времен третьего РИФа нет нужды в подобной агитации, тем более что известно о конкретных шагах по созданию новых компаний, например ru-Net Holdings. На российском рынке она представляет интересы «Объединенной финансовой группы», компании «Бэринг-Восток» и ряда крупных американских инвесторов. Имея стратегической целью инвестиции в создание вертикальных порталов, Internet-сообществ и развитие электронной торговли, компания ru-Net начала с организации в России Internet-магазина «Озон». На презентации исполнительный директор ru-Net Жан-Луи Брун заявил, что в этот проект было инвестировано 3 млн. долл., а через вертикальный портал будет организован доступ к рынку международных капиталов объемом 20,5 млн. долл.

Оптимистично оценили развитие Internet-бизнеса в России Клиффорд Гонтлетт из «Россия-Он-Лайн» и М. Евлашкин из Oracle. Среди приоритетных направлений были названы торговля, услуги и реклама.

Более глубокий анализ ситуации в российской части Internet предполагался на заседаниях различных «круглых столов». Достаточно назвать два из них. В. Слинько из Intel предложил под общей «шапкой» «Электронный бизнес России. Успехи и перспективы» рассмотреть в качестве основной тему «Российские Internet-проекты и их уникальность».

Общую характеристику Internet-проектов в России дал П. Черкашин из ACTIS Systems. Он заметил, что имеют право на существование разные подходы, как принятые на Западе, так и собственные отечественные. На сегодня определяющий фактор такого проекта — люди, его осуществляющие, поэтому первоочередная задача берущегося за проект — подбор команды. Это подтвердил и Дм. Рудаков (ООО «Рексофт»): «На этом рынке много денег, и инвесторы чаще всего вкладывают деньги в людей, ведущих проекты».

Андрей Вакуленко («Интернет-инкубатор 1») отметил, что природа бизнеса изменилась, так как основные инвестиции состоялись в период ожидания. Сейчас этот вид бизнеса по степени риска сравнивают с казино или организацией «пирамиды». Отличие усматривают лишь в том, что в Internet-бизнесе среднее ожидание выигрыша больше, чем в казино.

Е. Пескин (IBS) обратил внимание на то, что существует значительное количество бизнес-планов, так и не ставших проектами, и выделил характерные для России виды электронного бизнеса: рекламный, электронная коммерция в виде обработки транзакций, а также разработка ПО для первых двух видов бизнеса.

Под занавес состоялось обсуждение правовых вопросов в российском Internet-бизнесе, из которого стало ясно, что государство и не думает поддерживать инвестициями Internet-проекты, а законы об электронных подписи и деньгах находятся на рассмотрении в Думе. Итоговым стало общее мнение, что отечественный рынок Internet-проектов состоялся, потому что государство не вмешивалось.

Другой «круглый стол» под руководством Е. Яковлева из Intel был посвящен проблемам и перспективам медиаизмерений в российском Internet. Проще говоря, рекламодателя интересует проблема: на какой Web-странице целесообразнее разместить свою рекламу. Стенка на стенку сошлись представители фирм-рекламодателей и тех, кто предоставляет для нее «площадку». В качестве третейских судей выступали провайдеры, ведущие в Сети анализ пользовательской деятельности. Все дружно согласились, что средний объем рынка около 6 млн. долл., но вместе с тем он узок из-за незначительности числа узлов и пока все еще малого количества пользователей. Рекламодатели жаловались на дефицит информации о пользовательской аудитории, отсутствие рекламных агентов и сведений о перекрывающихся Web-страницах, поэтому медиапланирование трудноосуществимо.

Результатами анализа пользовательских интересов в российском Internet довольно скупо поделился П. Залесский (фирма ComCom): 1% пользователей — это «серферы»; 40% пользуются одним-двумя информационными ресурсами; 4% — четырьмя и больше; остальные трудноопределимы. Реальные «площадки» для размещения рекламы следует выбирать из первой десятки списка Rambler?s Top 100, добавив еще две «площадки». После заседания некоторые участники остались неудовлетворенными итогами «круглого стола». Вот основная причина: три упомянутые выше стороны, обсуждавшие общую проблему выбора «площадки» для размещения рекламы, пользовались различными моделями (скорее представлениями) «площадки», и поэтому им и не удалось найти приемлемого подхода к необходимым медиаизмерениям для получения достаточной информации, способствующей организации эффективного медиапланирования.

Ключевой темой на всех заседаниях была электронная торговля. Так, на выставке, прошедшей в ходе форума, были представлены не только новые Internet-магазины и разработки в этой области. Компания TerraLink рассказала о своих инвестиционных планах в России: достаточно известная в России как компания-интегратор, она предлагает для нашего рынка проект eSolution.ru, который позволяет на корпоративном уровне решать проблемы бизнеса, начиная от выбора стратегии перевода бизнеса на электронную платформу и кончая реализацией возможностей анализа его текущего состояния и приведением в соответствие с новыми требованиями. Оуществлять инвестиции в российский Internet-бизнес компании позволит выход на фондовый рынок. Любопытно, что на вопрос: «Какой из видов Internet-бизнеса будет развиваться в России в первую очередь?» — крупнейший инвестор TerraLink Эстер Дайсон ответила: «Я полагаю, что это будет В2В, поскольку e-commerce шире, чем транзакции и продажи, кроме того, Internet — средство, способствующее открытой конкуренции».

Напряженная работа на форуме была ограничена тремя днями, в течение которых чаще всего слышалось, пусть и в разных вариациях, слово «бизнес». Безусловно, РИФ — значительное событие в компьютерной жизни. Однако подход к рассматриваемым на форуме вопросам исключительно с бизнес-позиций представляется неубедительным. Да, системного взгляда РИФу пока не хватает. И совместить авторские и рекламные выступления с историческим контекстом нам придется самостоятельно. Надеемся, пока.