Василий Волковский

Принято всего несколько законов. Для сравнения: в США сфера ИТ и информации регламентируется более чем 300 законами и подзаконными актами. Между тем эта сфера выдвинулась на передний план в области национальной безопасности, ибо значение информации в современном мире неизмеримо возросло. При этом акцент в проблеме информационной безопасности все больше смещается в сторону того, насколько принимаемые решения в области политики, экономики, науки и технологии будут, во-первых, соответствовать поставленным задачам и, во-вторых, адекватны современной ситуации. Это означает, что требования к компетентности и ответственность государственных деятелей в эпоху ИТ возрастают неизмеримо. Задача состоит в том, чтобы в максимально возможной степени избегать ошибочных действий и получать при этом быстрые и точные решения. Успех во многом будет определяться наличием достоверной информации в нужное время.

Это станет важнейшим компонентом концепции национальной безопасности в XXI в. Поэтому ситуация в сфере переработки и передачи информации приобретает исключительное значение.

Безопасность в области телекоммуникаций

В современной экономике телекоммуникации являются, по существу, центральной нервной системой страны. Хотя телекоммуникационные сети развиваются в России в последние годы достаточно быстро, все же они представляют собой, образно говоря, лоскутное одеяло. Главная причина — в отсутствии отечественной телекоммуникационной и электронной индустрии, включающей исследования, разработку и производство собственного оборудования. В результате на российском рынке конкурируют между собой зарубежные компании многих стран мира при фактическом отсутствии российских производителей. Почти 90% объемов продаж телекоммуникационного оборудования на внутреннем рынке приходится на зарубежное оборудование. Без собственной развитой телекоммуникационной индустрии вряд ли возможно вхождение России в мировое информационное пространство на равноправной основе. Но главное, возникает и усиливается серьезная угроза для безопасности страны.

Согласно федеральной целевой программе «Развитие электронной техники в России на 2001-2006 гг.» предполагается повысить наполненность российского рынка отечественными изделиями электронной техники до 50%, а по ведущим направлениям — до 70%. Необходимо считаться с тем весьма немаловажным обстоятельством, что иностранные поставщики телекоммуникационного и компьютерного оборудования располагают возможностью технически осуществлять контроль над использованием оборудования, особенно в критических ситуациях, когда встает, например, вопрос о возможном применении ядерного оружия. Известно, что созданная Microsoft и приобретающая все большую популярность операционная система Windows таит в себе много секретов. Учитывая, что свыше 80% мирового парка компьютеров управляется программным обеспечением, разработанным Microsoft, можно представить, сколь велик риск.

Все это дает серьезное основание для принятия соответствующего законодательства в области телекоммуникационного оборудования, в котором должны быть прописаны:

  • жесткие условия использования иностранного оборудования, порядок и характер его применения в коммерческой области и особенно в сферах, связанных с обороноспособностью страны;
  • финансовые и иные меры по быстрому развитию отечественного телекоммуникационного оборудования.

Безопасность в области транс-граничного обмена информацией

Как известно, в последние годы ускорился процесс вхождения России в мировое информационное пространство через Internet и другие подобные системы. На деле это означает возрастание риска утечки за границу весьма важной для страны социально-экономической, научно-технической, образовательной и иной информации. Вполне очевидно, что для предотвращения нежелательного развития событий необходимо разработать национальное законодательство в этой области. В этом законодательстве должны быть определены следующие меры:

  • статус российской информации, передаваемой по мировым сетям;
  • процедуры контроля за соблюдением этого статуса;
  • права, обязанности и ответственность пользователей информации, передаваемой по мировым сетям;
  • перечень информации, не подлежащей передаче по мировым сетям;
  • порядок участия российских представителей в разработке международного законодательства и нормативно-правового обеспечения функционирования международных открытых информационных сетей;
  • средства защиты персональной и конфиденциальной информации, циркулирующей в российских национальных сетях, разработка национальных стандартов защиты информации, совместимых с международными стандартами;
  • создание специальных структур для отслеживания ситуации в области безопасности трансграничного обмена информацией;
  • разработка министерствами и ведомствами координационных мер по предотвращению угрозы информационной безопасности и организация международного сотрудничества по этим вопросам.

В последние годы особое значение приобретают различные формы информационного противоборства в межгосударственных отношениях. Специальная правительственная комиссия США по компьютерной безопасности еще в 1994 г. назвала угрозу информационного противоборства «главным вызовом безопасности в этом десятилетии, а возможно, и в следующем столетии» [1]. Такое противоборство имеет целью достижение и удержание информационного превосходства одной из сторон путем оказания специфического информационно-психологического и информационно-технического воздействия на государственную систему принятия решений, на население страны. В государственном потенциале возросло значение информационно-управляющего компонента.

Этот фактор особенно актуален для России с ее огромной территорией и чрезмерной рассредоточенностью экономики. Значение информационного ресурса возрастает также вследствие возникших транспортных барьеров, барьеров общения, сокративших мобильность большинства населения страны. Это ведет к усилению фрагментарности общества, сокращению контактов в регионах страны. Если сюда добавить постоянное культурное и идеологическое давление на Россию со стороны ее геополитических соперников, использующих свое информационное превосходство, то становится еще более очевидным угрожающее сокращение духовного, культурного, информационного пространства, что в свою очередь неизбежно ведет к ослаблению позиций России в геополитическом соперничестве, ставит под угрозу ее безопасность. В настоящее время, по существу, идет каждодневная информационная война с применением самых совершенных средств (интеллектуальных программных систем, нейролингвистического программирования). Информационное противоборство в определенной степени сменяет вооруженное противостояние, и с этим необходимо считаться при решении вопросов безопасности страны [2].

Чтобы обеспечить полноценное участие России в международных сетях открытого информационного обмена и в то же время быть готовыми к информационному противоборству, сохраняя при этом возможности для сопротивления культурной, идеологической экспансии со стороны наиболее влиятельных иностранных участников этих сетей, необходимо придерживаться следующих принципов в российской информационной политике:

  • обязательность активного участия России в проектах развития мировых информационных сетей, в работе международных организаций и конференций, общественных комитетов и комиссий, связанных с развитием сетей;
  • обеспечение необходимого уровня информационной безопасности при подключении к международным сетям;
  • обеспечение приоритетности совершенствования и развития национальной информационной инфраструктуры и систем подготовки пользователей, особенно в регионах.

Для реализации этих принципов целесообразно провести ряд практических мероприятий. В их числе:

  • обновление принятой в 1995- 1996 гг. «Концепции формирования единого информационного пространства России и государственных информационных ресурсов» (в этом документе не были предусмотрены конкретные шаги и процедуры подключения к Internet, хотя именно в ходе такого подключения могут быть проверены и отработаны организационные и технические процедуры подключения к международным сетям);
  • организация мониторинга и прогнозирования потребностей в различных видах информационного обмена через международные сети;
  • создание организационной структуры для отслеживания ситуации в области безопасности трансграничного информационного обмена, координации мер министерств и ведомств по предотвращению угроз информационной безопасности, а также организация международного сотрудничества в этой области. Необходимо отметить, что ООН в течение многих лет занималась проблемами трансграничных потоков информации. В этой области накоплен значительный опыт, опубликован целый ряд документов, в которых обсуждаются различные вопросы, связанные с трансграничными потоками информации [3]. Так, в 1980 и 1984 гг. состоялись международные конференции по вопросам политики в области трансграничных потоков информации. Во всех этих материалах содержатся многочисленные данные, относящиеся к политике национальной безопасности в связи с трансграничными потоками информации;
  • разработка в рамках обновленной и пересмотренной «Концепции единого информационного пространства государственной программы совершенствования и развития отечественных информационных и телекоммуникационных технологий» с учетом вопросов безопасности;
  • разработка технических мер обеспечения информационной безопасности, в том числе средств защиты персональных и конфиденциальных данных, циркулирующих в национальных сетях при их подключении к мировым сетям.

Безопасность в области разработки интеллектуальных программных систем

Интеллектуальные программные системы (ИПС) являются принципиально новым видом программных продуктов. Эффективность их применения настолько высока, что их нередко называют «сверхоружием XXI в.».

Прежде всего, активное применение таких систем позволяет получать в сжатые сроки необходимое количество научно-технических новшеств, в том числе оружия самого высокого качества. Известно, например, что качественно новая система оружия появляется только на основе 200-250 изобретений, из которых в дело идет не больше 1-5%. ИПС позволяют производить необходимую выборку в короткие сроки и таким образом осуществлять создание новых систем оружия по более коротким циклам и с меньшими затратами.

Второй вид ИПС — текстовые аналитические системы, позволяющие просеивать огромное количество данных из общедоступных изданий и извлекать затем такую информацию, которая обычно классифицируется как секретная. Для этого проводится смысловой анализ неструктурированного текста, осуществляется сложный контекстный поиск в больших массивах данных и т. д.

Третий вид ИПС — так называемые системы ситуационного моделирования, которые позволяют с помощью моделирования плохо формализуемых процессов и ситуаций (в области деятельности политических партий, банков, компаний и т. д.) исследовать их динамику, прогнозировать результаты развития. Они позволяют моделировать глобальную геополитическую ситуацию, предсказывать действия любой страны, блоков стран. Более того, компьютер с помощью системы ситуационного моделирования сможет подсказывать, какие шаги необходимо предпринять, чтобы добиться преимуществ для своей страны.

Можно с уверенностью сказать, что в ближайшие годы развернутся ожесточенные интеллектуальные компьютерные войны, и победа будет в значительной степени обеспечиваться за счет применения более совершенных ИПС и более мощных компьютеров. Таким образом, важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности становятся интеллектуальные программные системы. В этой области необходимо как можно скорее принять соответствующие законодательные и иные меры, которые, в частности, предусматривают:

  • увеличение объема бюджетного финансирования на разработку российских ИПС и в необходимых случаях на закупку иностранных систем. До последнего времени ассигнования на эти цели были просто мизерными (в 1996-1997 гг. около 0,5 млн. долл.). Российские организации, которые занимаются разработками ИПС, еле держатся «на плаву»;
  • недопущение несанкционированных продаж ИПС за границу, а также принятие соответствующих законов по защите авторских прав российских разработчиков ИПС;
  • проведение инвентаризации всех наличных ИПС, с тем чтобы обеспечить продажу на мировом рынке тех систем, которые без ущерба для национальной безопасности могут быть вывезены за границу. По некоторым прогнозам через 8-10 лет мировой объем продаж ИПС превзойдет объем продаж нефти и нефтепродуктов.

Рассмотренная сфера применения информационных и телекоммуникационных технологий образовалась в результате революции в области информации и средств связи. В отличие от традиционных областей деятельности здесь возможны самые неожиданные действия со стороны противостоящих стран. Это означает, что данная сфера требует особого регулирования и должна находиться под постоянным вниманием ведомств, заинтересованных в обеспечении национальной безопасности страны.

Автор выражает благодарность группе ученых, оказавших помощь в подготовке данного материала: докт.филос.наук М. Н. Ночевнику и докт. экон. наук Р. И. Цвылеву.

ОБ АВТОРЕ

Василий Иванович Волковский — депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета по безопасности, генерал-лейтенант налоговой полиции, кандидат юридических наук. Работал в органах государственной безопасности, был первым заместителем директора Федеральной службы налоговой полиции, первым заместителем министра Российской Федерации по налогам и сборам.


Литература

  1. С. А. Модестов. Информационное противоборство как фактор геополитической конкуренции. М., 1999. С. 27-28.
  2. Информационные технологии позволят обеспечить разрешение геополитических кризисов, не производя ни одного выстрела // Конфидент. 1996. № 4. С. 9.
  3. International Data Flows: Access to the International On-Line Data Base Market, UN New York, 1983; Transborder Data Flows and Brazil, UN New York, 1983; Transborder Data Flows and Poland, Polish Case Study, UN New York, 1984. K.P. Sauvant. International Transactions in Services: the Politics of Transborder Data Flows, 1986.
2555