Среди потерь, вызванных кризисом 1998 г., значатся и два тиража анкет, уже подготовленных редакцией к рассылке экспертам и бесследно затерявшихся в дебрях почтово-финансовых взаимоотношений конца августа.

Несмотря на это, в 1999 г. «Мир ПК», считающий определение лучших изделий делом архиважным, проявил упорство и вновь подготовил стартовый список номинантов, который и отправил нашим многоуважаемым экспертам. На сей раз мы проводили соревнования в 44 видах. Предварительный отборочный тур прошли 220 продуктов. Эксперты могли либо выбирать среди заранее отобранных участников, либо предложить свои кандидатуры.

Экспертная группа по возрастному и профессиональному составу репрезентативно отражает состав читательской аудитории журнала, поэтому ее совместный с редакцией выбор с полным основанием можно считать нашим общим мнением.

Наиболее интересный продукт года. Уже традиционно изделия Microsoft привлекают самое пристальное внимание читателей «Мира ПК». Вот и в этом году MS Office 2000 вызвал всеобщий интерес. Почти 18% ответивших признали его наиболее значительной новинкой года. Процессор фирмы AMD Athlon отстал от кумира публики всего на 3%.

Лучшая фирма-поставщик аппаратного обеспечения. Читатели журнала проявили редкостное единодушие — в 47% откликов они отдали пальму первенства в этой номинации дистрибуторскому центру «ДИЛАЙН», который всего за пять лет своего существования сумел приобрести столь устойчивую репутацию. За ним следуют «Марвел» и RSI, набравшие почти по 10% голосов.

Лучшее сопровождение аппаратных средств. Традиционно лидер в этой номинации — фирма Hewlett-Packard, не утратившая своих позиций и в трудные времена кризиса. Ее назвали лучшей 31% экспертов, что было вполне закономерно и никого не удивило. За ней идет отечественная фирма «Формоза», набравшая 22% голосов. Может быть, это следует считать знаком качественных изменений, произошедших в нашем компьютерном сервисе?

* * *

Поздравляю победителей, а остальные номинации прокомментируют научные редакторы журнала «Мир ПК».

Алексей Орлов

Лучшие аппаратные средства. Часть 1

Настольные ПК. За прошедшие два года больше всего изменилось отношение российских специалистов к настольным компьютерам. Если при предыдущих двух опросах за право считаться лучшими с переменным успехом боролись изделия фирм Hewlett-Packard и «Вист», что вполне объяснялось отношением цена/качество, то теперь положение прежних лидеров российской сборки таково, что породило у большинства пользователей желание рассчитывать либо только на себя, либо по-прежнему на всемирно признанные авторитеты.

Новичок в нашем рейтинге Compaq Presario 5861 вышел в лидеры с 13% голосов, HP Vectra VL набрал 12%, ПК собственной сборки — 8%, и столько же получил лучший из российских компьютеров R-Style Proxima. Однако еще остается надежда на возвращение к докризисной ситуации — за все российские модели эксперты отдали 31% голосов.

Блокнотные ПК. Здесь, в отличие от настольных ПК, продукция самодеятельных сборщиков пока почти незаметна, да и список основных претендентов за два года практически не изменился. Устойчиво высокий рейтинг имеют ноутбуки IBM ThinkPad 240, набравшие наибольшее число голосов — 18%. А вот 17% голосов, отданных компьютерам DVM Rover-Book концерна «Белый ветер» можно считать большим успехом российских производителей. Замыкает тройку лидеров заслуженно популярная модель Toshiba Portege (10%).

Мониторы. Как обычно, эксперты привели очень большое количество моделей 20 производителей. Причем из списка исчезли безымянные мониторы, а это лучшее свидетельство того, что данный сектор рынка становится более цивилизованным.

Суммарно по числу упоминаний всех обошли, как и в предыдущем опросе, мониторы фирмы ViewSonic (18,5%) и постоянный лидер предыдущих рейтингов — изделие фирмы Samsung (18,5%). А вот среди конкретных моделей впереди оказались два устройства — LG Electronics Flatron (8%) и LG Electronics 795FT (6%).

Лазерные принтеры. Превосходство Hewlett-Packard в этом сегменте настолько неоспоримо, что впору так сформулировать вопрос: «Лучший лазерный принтер, не считая HP». Наибольшее число голосов набрала модель HP LaserJet 1100A (46%). Второе же место с 5% голосов получила модель OkiPage 8 фирмы Oki, упорно продвигающей свою светодиодную технологию. Позади их оказалась фирма Lexmark с принтерами серии Optra (6,5%). Неплохим потенциалом обладают, видимо, прогрессивные технологии фирмы Kyocera, недавно появившейся на нашем рынке, но уже отмеченной 2% респондентов.

Струйные принтеры. Мнение экспертов о расстановке сил в среде струйных принтеров сейчас изменилось — победитель отодвинулся на второе место. Раньше с небольшим отрывом лидировали изделия HP, теперь же преимущество Epson стало очевидным: Epson Stylus Color Photo 750 набрал 15% голосов, Epson Stylus Color Photo 740 — 10%, а лучшее изделие HP DeskJet 970Cxi — только 5%, т. е. столько же, сколько Lexmark Color JetPrint Z51.

Видеоадаптеры. В результате совместных поисков редакторы «Мира ПК» и эксперты выявили призеров среди видеоадаптеров. Лидером стала плата NVidia Riva TNT2 16 Mb (22%), второе место заняла Matrox G400 Millennium 32 Mb (16%), третье — ATI Rage Pro (10%).

Если говорить не о конкретных моделях, а о «начинке» видеоплат, то здесь респонденты отдали свое предпочтение кристаллам TNT и TNT2 фирмы NVidia. Далее идут микросхемы G200 и G400 Matrox. Светлое будущее, которое многие сулили компании 3Dfx, похоже, откладывается на неопределенный срок, во всяком случае ее продукт занял пятое место, которое вряд ли можно назвать высоким, а если учесть, что идущая следом Diamond отошла к S3, то и шестое.

Дисководы CD-ROM. Эксперты значительно расширили предложенный редакцией список номинантов, приведя еще 19 фирм-производителей, среди которых трудно выделить явного лидера. Суммарно по числу упоминаний всех обошла продукция фирм Creative Labs (17%) и Samsung (14%). Среди конкретных моделей лучшими были признаны Creative Labs CD 4820E и Samsung SCR-3230, набравшие по 7% голосов.

Дисководы CD-R/CD-RW. Высокое качество продукции плюс громкое имя — что может быть убедительнее? Половина всех голосов была отдана дисководам компании Hewlett-Packard. Лучшей моделью стала HP CD Writer Plus 8250i, получившая 15% голосов, за ней следуют Mitsumi CD-RW (7%) и Yamaha CRW 4416EZ (5%).

Интересно отметить, что отношение пользователей к этим устройствам претерпело изменения: совсем недавно модели CD-RW воспринимались ими как дорогое излишество, а сейчас не менее половины из всех названных устройств относятся к классу перезаписывающих.

Дисководы на сменных носителях. Никаких неожиданностей: всенародно любимый Zip не оставил конкурентам ни малейшего шанса — он получил 60% голосов. Его поддержал накопитель Jaz той же фирмы (13%). На этом фоне выглядит просто удивительным, что кто-то (11%) еще предпочитает Sony HiFD (хотя здесь любовь, если можно так выразиться, чисто платоническая, поскольку этот действительно интересный продукт практически недоступен). Интересно также, что есть даже поклонники Castlewood ORB (4%).

Ленточные накопители (стримеры). Уже само использование ленточных накопителей подразумевает солидность и надежность, и потому неожиданностей здесь ждать не приходится — безоговорочным победителем по числу упоминаний (52%) стала компания Hewlett-Packard. Лучшей моделью назван накопитель HP SureStore DAT (12%).

Приятно отметить то, что по-прежнему «жив и здоров» наш «народный» стример — изделие фирмы КСИ (ранее — «Арвид»), получивший 6%.

Клавиатуры. Поздравляем фирму Microsoft, которой удалось выпустить самую популярную в народе клавиатуру. За нее проголосовал 31% экспертов. Ведь могут же, если захотят! К сожалению, практически никто не указал точного названия модели, но, видимо, респонденты имели в виду «развернутую» клавиатуру. Наверное, большинство экспертов мечтают овладеть методом печати вслепую, поскольку иначе работать с этим продуктом весьма неудобно. Почетные второе и третье места достались изделиям Cherry (24%) и Mitsumi (15%) соответственно.

Манипуляторы. И здесь, как и в других номинациях, всех «железячников» обошла Microsoft — ее мышь IntelliMouse получила 27% голосов. Второе место заняла Genius Easy Mouse (13%). Любопытно отметить, что упоминалась и новая оптическая мышь IntelliMouse Explorer, не имеющая движущихся механических компонентов.

Платы для видеомонтажа. Вследствие широкого распространения цифровых видеокамер все больше людей стали уделять внимание технологиям обработки изображения. В этой номинации борьба развернулась между изделиями одного производителя, давно и успешно работающего на рынке плат для ввода и оцифровки видео. По мнению 30% опрошенных, победила плата miroVideo DC30+, а систему FAST DV Master Pro упомянули лишь 9% респондентов.

ТВ-тюнеры. Свое мнение об этих, казалось бы, довольно экзотических изделиях высказали большинство экспертов. Это свидетельствует о том, что возрос интерес пользователей к просмотру телевизионного изображения на экране монитора, чего ранее не наблюдалось. После напряженной и упорной борьбы системы miroVideo PCTV и AVer Media TV-Phone набрали по 25% голосов.

Джойстики. Не хотелось бы называть наших экспертов заядлыми игроманами, но оказалось, что большинство из них достаточно пристально следят за новинками в области устройств ввода, применяющихся в играх. Недаром среди идей, присланных на проводимый редакцией конкурс «Великие открытия!», было немало приборов, напоминающих джойстик. Наибольшее число голосов получили изделия фирмы Logitech (30%) и Thrustmaster (23%).

Дмитрий Ерохин

Лучшие аппаратные средства. Часть 2

Модемы. Популярность этих устройств растет, что вполне естественно, ведь сложно попасть без них в Internet. Действительно, если вспомнить результаты предыдущего опроса, то тогда модемами интересовалась лишь половина наших читателей. Остальным же они представлялись довольно бесполезными маленькими коробочками, зачем-то пищащими и мигающими. Да и вообще, один руководитель говаривал когда-то, что ему не нужно никаких модемов и никакой электронной почты, а то не ровен час и вирусами заразишься.

Но прогресс не остановить, и теперь на вопрос о модемах ответили 81% участников нашего опроса.

Лидерами, как и раньше, стали Courier V.34 и Sportster 56K фирмы US Robotics. Они собрали 20% голосов, Sportster 56K — 16,5%, ZyXEL-U336.E— 7,8%.

Модем US Robotics Courier 33.6 V.34 на редкость долго стабильно обходит других конкурентов. Его коробку украшает наряду с прочими наградами и значок нашего журнала «Лучший продукт 1996 г.».

Михаил Глинников

Программное обеспечение. Часть 1

Microsoft против Microsoft

Нравится нам это или нет, но корпорация Microsoft является несомненным лидером на рынке программного обеспечения, а в отдельных секторах господствует практически безраздельно. Однако это вовсе не означает конца соперничества — оно разворачивается между разными программами Microsoft.

Операционные системы. О конкуренции между вариантами Windows широко заговорили еще в 1996 г. после выхода NT 4.0. Если до того линии Windows NT и «Windows просто» существовали раздельно (первая предназначалась для серверов, вторая — для обычных ПК или рабочих станций), то с появлением NT 4.0, имевшей редакцию Workstation, они начали переплетаться, ставя пользователей перед нелегким выбором. Предполагалось, что эти линии окончательно сольются в ОС Windows 2000, — собственно, в ознаменование этого ее и переименовали так из Windows NT 5.0. Однако похоже, «внутриви(н)довая» конкуренция на этом не закончится: Microsoft готовит очередную версию «Windows просто», носящую кодовое название Millennium.

Жаль, что Windows 2000 вышла совсем недавно и потому не фигурировала в опросе. Впрочем, один нетерпеливый читатель указал ее в качестве лучшей ОС, но он явно забежал вперед, поскольку на момент заполнения анкеты мог ознакомиться только с бета-версией (пусть и достаточно поздней). Большинство же высказалось за Windows 98, набравшую 54,9% голосов. На втором месте, как и следовало ожидать, Windows NT 4.0 (21,8%). Хранят верность Windows 95 9,2% опрошенных, а 7% либо предпочитают другие версии Windows, либо вообще не указывают версию.

Третье место досталось ОС Linux — 11,3%. Правда, участники опроса упоминали разные дистрибутивы, но дистрибутив ОС — это не то же, что версия: от него зависят только процедура установки и набор дополнительных программ, а сама система во всех случаях одна и та же. Из дистрибутивов наибольшей популярностью пользовался RedHat — его версии и варианты (считая русифицированные KSI и Black Cat) назвали 80% почитателей Linux.

Несколько человек не желают отказываться от OS/2 даже после того, как это сделала IBM, а несколько осваивают BeOS. Интересно, станет ли их больше в будущем году?

Текстовые процессоры. Электронные таблицы. Личные информационные системы. Недавно вышедший Office 2000 теснит Office 97, а тот не спешит сдаваться. Наши американские коллеги отдали титул «Мировой класс» пакету Office 97, пояснив, что их «пока еще не увлек Office 2000».

В категории текстовых процессоров лидирует Word 97: он набрал 49,3% голосов, а Word 2000 — только 28,2%. Для электронных таблиц разрыв еще больше: Excel 97 назвали лучшим табличным процессором 50,7% опрошенных, Excel 2000 — 25,4%. Оставшиеся проценты в обоих случаях почти полностью поделили между собой другие версии Word (Excel). Два человека проголосовали за Lotus Word Pro, один — за «Лексикон», плюс по одному стороннику оказалось у текстовых процессоров и электронных таблиц из многоплатформных офисных пакетов Corel Word Perfect Office, Star Office и GOBE Productive. Все остальное — MS Office.

Персональные СУБД. Их у Microsoft две: Access из пакета Office и FoxPro/Visual FoxPro. Они и поделили между собой анкеты читателей, набрав соответственно 51,4% и 17,6% голосов и оставив другим базам лишь жалкие крохи: Clarion и Corel Paradox получили по 2,8%, остальные СУБД, упомянутые участниками опроса, — по одному голосу. Поклонникам Access также свойствен здоровый консерватизм: в пользу версии 97 высказалось 24,6% респондентов, а за версию 2000 — 19%.

В области программ подготовки презентаций определенная часть читательских симпатий — меньшая, но все-таки не исчезающе малая, — досталась пакету Corel Presentation, собравшему 5,6% голосов. Но Office 97 и здесь был впереди: за PowerPoint 97 стояли 24,6% участников опроса, за PowerPoint 2000 — 14,8%. В общей сложности все версии PowerPoint получили 49,3% голосов.

Не обошлось без некоего подобия конкурентной борьбы и в категории личных информационных систем, хотя Outlook значительно опередил своего основного соперника — Lotus Organizer: у Outlook в целом 45,8% голосов, у Organizer — 8,5%. На Западе Organizer ценят выше: именно эта программа получила от редакции PC World титул «Лучший выбор» за 1999 г. Другие ответы — Lotus Notes (4,2%), MS Schedule+ (3,5%) и Sidecick 98 (1 голос).

Microsoft против конкурентов

А вот среди клиентов электронной почты первое место заняла Outlook (28,9% голосов), второе — Outlook Express (15,5%), а третье получил не Netscape Messenger (4,9%) и не Eudora (2,8%), а The Bat! (13,4%) кишиневской фирмы RIT Labs — разработчика популярного в свое время диспетчера файлов DOS Navigator. Создатели без ложной скромности, но, похоже, с полным основанием называют свое детище «лучшей из существующих почтовых программ», а в известном и весьма авторитетном аннотированном каталоге условно-бесплатного ПО Tucows (www.tucows. com), авторов которого никак нельзя заподозрить в особых симпатиях к изделиям восточноевропейских программистов, The Bat! имеет высшую оценку — «пять коров». Отечественных же пользователей программа, очевидно, не в последнюю очередь привлекает учетом нашей специфики, включая даже встроенное чтение «битых» кодировок.

Браузеры. Шедшую с переменным успехом несколько лет «битву браузеров» по результатам опроса можно считать закончившейся полной победой Microsoft. Да и странно было бы ожидать чего-то иного, когда Internet Explorer 5 — тут как тут, а Netscape Communicator 5 что-то не появляется (видимо, его вообще не будет — выйдет сразу версия 6, предварительный выпуск которой сейчас имеется на Web-узле Netscape). Разные версии IE набрали в общей сложности 71,8% голосов, Netscape Communicator (или, выражаясь более аккуратно, Navigator) назвали лучшим браузером 14,1% опрошенных, а 6,3% предпочитают Opera.

По-видимому, в России IE любят сильнее, чем в других странах, а Netscape — слабее: так, согласно статистике, которая ведется на узле BrowserWatch (browserwatch. internet. com), на момент подготовки этого материала IE использовали 57,7% посетителей узла, а Netscape — 29,7%, т. е. доля Netscape была примерно на 15% больше, чем в нашем опросе, а доля IE — почти настолько же меньше. Создается впечатление, что отечественные пользователи не жалуют Netscape. Если это верно, то причиной неприязни являются, скорее всего, постоянные ошибки в работе с кириллицей: как только разработчики исправят одни, немедленно появляются другие.

Новая версия IE, в противоположность последним версиям Office, быстро вытесняет старую: IE 5 получил 47,2% голосов, а IE 4 — 16,2%. В определенном смысле IE 5 представляет собой «шаг назад»: разработчики отказались в нем от поддержки Internet-вещания и конференц-связи, за счет чего браузер стал быстрее и компактнее. И пользователи сразу же это оценили.

И еще одно замечание. Результаты Opera, хотя и более скромные, чем у IE и Netscape, все-таки на удивление высоки: скажем, по данным BrowserWatch на долю этого браузера приходится меньше 2% всех посещений. Так что к нему имеет смысл приглядеться повнимательнее...

На рынке корпоративных СУБД и серверов БД нет лидера, который был бы заметно сильнее всех. Опередив всех, MS SQL Server получил 23,9% голосов, Oracle Server — 19,7%. Третьей оказалась СУБД Borland IB DataBase (9,9% голосов).

В области средств разработки Microsoft уступила первое место Borland (Borland Delphi — 35,9% голосов, MS Visual Basic — 19,7%). Почти половина приверженцев Delphi сочли самой популярной версию 5.0, а пользователи VB в подавляющем большинстве случаев (67,9%) стояли за версию 6.0. Следом за ними идут Borland C++ Builder (12,7%) и MS Visual Studio (9,2%). Clarion набрал 2,8% голосов, а остальные названные участниками опроса пакеты встретились по одному разу.

(Почти) без Microsoft

Однако как ни огромна империя Microsoft, она все же не охватывает весь мир программного обеспечения. В разработке игр, утилит, графических редакторов, издательских систем и разного рода специализированного ПО лидируют совсем другие фирмы.

Среди утилит на первом месте — пакет Symantec Norton Utilities, который назвали 38% опрошенных. Самые популярные версии пакета — 4.0 (11,3% голосов) и 3.0 (8,5%). Второе место досталось «ДИСКо Командиру» — диспетчеру файлов, имеющему дорогой всякому русскому сердцу интерфейс Norton Commander, но принципиально оконному (9,9%). Следом идут еще один пакет утилит — McAffee Nuts & Bolts (6,3%) — и еще один диспетчер файлов — Windows Commander (5,6%).

Издательская система Adobe PageMaker получила 39,4% голосов. У QuarkXPress — 7%, у Corel Ventura — 4,2%. Не так уж намного отстал от Ventura пакет Microsoft Publisher — у него 2,8%, однако это продукт другой «весовой категории», предназначенный не для книг или журналов, а для листовок, рекламных буклетов и т. п.

Сферу графических редакторов делят между собой компании Adobe и Corel, причем первая лидирует в работе с растровыми изображениями, а вторая — в работе с векторными. Лучшим редактором растровой графики наши читатели считают Adobe Photoshop, который набрал 57,8% голосов; конкурирующий пакет Corel PhotoPaint назвали 14,8% опрошенных. Симметрично лучшим векторным редактором был признан, естественно, CorelDraw (52,8% голосов), а вторым стал Adobe Illustrator (10,6%). Другие пакеты в этих категориях практически не назывались.

Систем распознавания символов на отечественном рынке, грубо говоря, две: FineReader компании ABBYY и CuneiForm компании Cognitive Technologies. Наши читатели явно отдают предпочтение пакету FineReader: он набрал 64,1% голосов, а CuneiForm — только 7%.

Мария Суханова

Программное обеспечение. Часть 2

Бухгалтерские программы оценили 63% участников опроса. Здесь конкурировали даже не фирмы, а продукты одного производителя — безусловного лидера этого рынка фирмы «1C». Версии 7.7/7.0/7.5 продукта «1C:Бухгалтерия» набрали 23%, 22 и 20% соответственно. Остальные места также принадлежат продуктам «1C:Бухгалтерии», но более ранних версий.

Действительно, тот индустриальный подход к производству и распространению программ, о котором постоянно говорят специалисты фирмы «1C», принес свои плоды. Ведь именно для бухгалтерских программ необходимы качественное сопровождение, постоянная поддержка, регулярное обновление версий в соответствии с постоянно изменяющимся законодательством в области финансов и бухучета. А ни у одного из конкурентов нет более обширной сети партнеров (около 2000 фирм), нацеленной на комплексное решение этих задач, чем у фирмы «1С».

Программы для бизнес-планирования и аналитики

Это ПО впервые включено в наш опрос. И это вполне логично, ведь теперь, по исследованиям российского аналитического агентства Gallup Media, уже 30% наших читателей — различные руководители. В данной номинации свое мнение высказали 35% респондентов.

В этой категории безусловным лидером стал отечественный продукт — программа «Триумф-Аналитик 1.0» компании «Парус», обеспечивающий повышение эффективности управления торговым предприятием. Он получил 40% голосов. Это ПО позволяет руководителю быстро проанализировать, как изменяются доход и прибыль в разных товарных группах, оценивать доходы и прибыль в разрезе контрагентов предприятия, планировать ассортимент и объемы закупок, минимизировать оборотные средства, регулировать денежные потоки и выстраивать оптимальный график платежей.

Второе место также занял отечественный продукт «БЭСТ-Анализ» компании «Интеллект-Сервис» (18%), и только на третьем — ПО Microsoft (14%).

Развивается частное предпринимательство и оживает реальный сектор экономики. Поэтому 84,5% респондентов прислали ответы на наши вопросы в данной номинации. И это лишний раз подтверждает, что все больше лиц, принимающих решения, становятся нашими читателями.

Среди информационно-справочных систем две оставили далеко позади своих конкурентов, причем «КонсультантПлюс» вышла вперед со значительным отрывом, набрав 66% голосов. «Гарант» и «ВК-Кодекс» получили 31% и 2,5% соответственно. Такая победа компании «КонсультантПлюс» объясняется отлаженной системой передачи обновлений.

Законы в нашей стране изменяются довольно часто, кроме того, принимаются новые, поэтому постоянно требуется свежая правовая информация. А когда обслуживающая фирма находится «под боком», как «КонсультантПлюс», это придает заказчику уверенности в себе.

Михаил Глинников

«Компьютер дома»

Лучшим продуктом в номинации «Электронные словари и системы перевода текстов» стали версии 5.0 и 6.0 электронного словаря ABBYY Lingvo — ему отдали свои голоса 38% респондентов. Второе место разделили электронный словарь «МультиЛекс 2.0» и система перевода текстов «ПРОМТ 98» — на них остановили свой выбор по 6% опрошенных. С 1% голосов вышли на третье место Socrat 97 компании «Арсенал» и Context 3.0 фирмы «Информатика», а оставшиеся 49% поделили между собой более ранние версии названных выше продуктов.

Радует возрастающий интерес пользователей ПК к обучающим программам. И в этом, как мне кажется, велика заслуга фирм-разработчиков, которые стали серьезнее и продуманнее относиться к своим продуктам. Опрос показал, что бесспорным лидером среди обучающих программ стал комплект «1С:Репетитор. Естественные науки», включающий «Физику», «Химию» и «Биологию», которому отдали свои голоса 30% опрошенных. Второе место с 10% по праву завоевал симпатичный продукт Sing and Learn English компании «МедиаХауз», а третье поделили «Мульти-Пульти. Конструктор мультфильмов» той же компании и «Незнайкина грамота» фирмы «Бука», набрав по 7% голосов. Четвертое место заняли «Грамматика английского языка» компании «Кирилл и Мефодий», «Вундеркинд +» фирмы «Никита», «Уроки азбуки» — «Зареалье», а также «Фаргус: Веселая ферма» фирмы Humangous и «Соло на клавиатуре» В.В. Шахиджаняна.

В номинации «Лучший информационный продукт» таких больших разрывов между продуктами, как в обучающих программах, не наблюдалось. Здесь разработки разместились в следующем порядке: «А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений» Международного центра фантастики (25% голосов); «Энциклопедия животных» компании «Кирилл и Мефодий» (23%); «От плуга до лазера» компании «Новый Диск» (21%); «Башня знаний 2» «Кирилла и Мефодия» (18%); RedShift3 «Нового Диска» (9%); «Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия» одноименной компании (2%). Затем идут получившие равное число голосов ИЭС 98 фирмы «Аутопан», «Энциклопедия права» фирмы АРБТ и «Остров арифметики» фирмы «ИстраСофт».

Наибольшие интерес и отклик, что вполне естественно, вызвали игры.

Лучшей отечественной игрой опрошенные назвали «Петька&Василий Иванович спасают Галактику» компании «Бука» и отдали ей 47% голосов. Незначительно отстала от нее игра «Аллоды 2. Повелитель душ», разработанная фирмой Nival Interactive и изданная компанией «1С», — она получила 41%. Третье место занял «Провинциальный игрок» фирмы «Акелла» (7% голосов), четвертое — «Князь: легенды лесной страны» компании «1С» (2%). Также были отмечены «Орда: Северный ветер» компании «Бука» и Digger 2000 фирмы «Дока Мультимедиа».

Лучшая локализованная игра. Здесь все было ясно и не вызвало споров. В лидеры вышла со значительным опережением игра «Герои меча и магии III. Возрождение Эрафии», мастерски локализованная компанией «Бука», — она набрала 75% голосов. На втором месте оказалась «Шизариум» компании «Новый Диск» (14%), а третье поделили «Агония власти» компании «Бука» и «Горький 17» фирмы «1С».

Лучшая зарубежная игра. Первое место в нашем опросе занял хит сезона — Unreal фирм Epic Megagames, GT Interactive Software и Digital Extremes, получивший 42% голосов. Далее идут Commandos: Behind Enemy Lines компании Pyro Studios (14%); Baldur?s Gate фирм Interplay и BioWare (8%); Half-Life компании Sierra Studios (5%); AGE of Empires 2 компании Microsoft и Quake 2 фирмы ID Software, собравшие по 3%. Также отмечены Starcraft фирмы Blizzard; Descent 2 компаний Interplay и Parallax Software, а также Heretic 2 фирмы Raven Software.

Итак, продукты заняли свои места, порой заслуженные, а порой не очень. Год пролетит незаметно, и надеемся, дорогие читатели, что вы снова поможете нам оценить новые программы. Что год идущий нам готовит? Поживем — увидим.

Александр Коротков


Общий портрет с экспертами

В качестве экспертов мы выбрали 146 читателей, живущих в 56 регионах РФ. Уже только по одному этому показателю можно считать, что подобная выборка представляет мнение читателей от Камчатки до Санкт-Петербурга и от Мурманска до Хакасии. Единственный ответ из-за границы пришел из Запорожья. Более всего откликов получено из Москвы, Перми, Нижнего Новгорода, Архангельска и соответствующих областей, а также из Краснодара и Краснодарского края.

В этот раз группа респондентов несколько помолодела: от 40 до 52 лет — 11,2%, от 30 до 40 — 30,9, от 20 до 30 — 46,4 и от 15 до 20 — 11,2%. Данные результаты сходны с полученными в 1999 г. компанией Gallup Media при анализе состава российских читателей журнала «Мир ПК»: от 16 до 34 лет — 62,9%, от 35 до 54 — 37,1%. Профессионально наши эксперты подразделяются следующим образом: специалисты по программному обеспечению — 33,1%; по аппаратному — 23,9; лица, принимающие решения, — 22,5; администраторы сетей — 5,6; инженеры, конструкторы, техники и операторы — 5,6; дизайнеры — 1,4 и остальные — 7,9%.

Следует отметить, что теперь 61,3% респондентов пользуются Internet, о чем свидетельствует присылаемый ими адрес электронной почты.

Г. Р.

Лучшие российские околокомпьютерные продукты

Дорогие друзья!

Зачастую рядом с вашим любимым компьютером (писюком, яблочком, машинкой) находятся предметы, прямого отношения к компьютерной технике не имеющие. Тем не менее в определенных кругах они стали прямо-таки необходимым атрибутом работы за ПК.

Да-да, думаю, вы догадались, что речь пойдет о таких российских продуктах, как пиво, сигареты и прочее, а они в последнее время развелись в предостаточном количестве. А поскольку тема этого номера — лучшие российские продукты, я, в свою очередь, решил провести социологический опрос среди пользователей, чтобы выяснить, какой же можно считать лучшим. Я предложил выбор по следующим номинациям: пиво, сигареты, водка, кофе, чипсы, жена, музыка или что-либо другое.

В ходе опроса я выяснил мнения 86 пользователей. Так вот, лучший российский продукт, который чаще всего гостит на столе, — это пиво (47%), причем самыми популярными сортами признаны «Балтика», «Невское» и «Клинское». Так, один из моих респондентов написал следующее: «Бесспорно, самый лучший российский продукт — это пиво. Мало того, что оно лучше, чем женщина и все остальное, перечисленное вами, оно же еще и способствует всяческим процессам, происходящим в ПК. Например, играть с пивом гораздо веселее, писать программки легче, да и совесть особо не мучает, когда перезагружаешь технику».

На втором месте нашего необычайного хит-парада — кофе (25%). Хотя кофе в России и не произрастает, я включил его в список, потому как его у нас продают. Сергей Василенко так сказал об этом замечательном напитке: «Я не могу начинать работу за компьютером, пока не выпью кружечку крепкого кофе. К тому же, когда сидишь за столом в 2—3 часа ночи и мастеришь что-нибудь эдакое, лучшее средство от сна именно кофе». Я полностью солидарен с ним: кофе — это эликсир.

Третье место заняли сигареты (15%). Несмотря на то что «Минздрав по-прежнему предупреждает», пользователи упорно портят свое здоровье. Они предпочитают такие марки сигарет: «Петр Первый», «Ява Золотая», «Беломорканал». Сказать мне нечего — сам грешен, люблю это вредное занятие, но вот вам увлекаться курением не советую.

На четвертом месте оказались чипсы, точнее всяческая еда ( 7%). И тут мне вспоминается замечательная присказка: «Люблю я повеселиться, особенно поесть». Так что же предпочитают пользователи, сидящие за ПК? Всего-навсего различные бутерброды, булочки и соленья.

На почетном пятом месте (3%) оказался такой исконно русский продукт, как беленькая, прозрачненькая, холодненькая. Проще говоря, водка. Как выяснилось, обычно пользователи употребляют ее, отдыхая за компьютером. Это в общем-то понятно. Написание каких бы то ни было программ в пьяном состоянии чревато созданием новой ОС, а это... понимаешь... шаг уже достаточно серьезный. Зато торчать в чате, заниматься Web-серфингом или играть в «Кваку» под подпитием просто замечательно. Именно так написал мне некий Виктор. Возможно, в чем-то он прав.

К моему глубокому сожалению, такие позиции, как жена, музыка или что-то другое, не вызвали широкого отклика у моих респондентов. Они разделили лишь 6-е и 7-е места, набрав по 1,5% голосов.

В общем, подводя итог всему этому безобразию, можно сделать такой вывод: лучшими российскими продуктами на компьютерном рынке считаются: пиво «Балтика», просто Кофе, сигареты «Петр Первый», бутерброд с колбасой и русская водка. Посему и предлагаю присвоить им звание «Лучший российский околокомпьютерный продукт?99».

Павел Алашкин, редактор ИА «Сводка»