Можно ли на ПК сделать настоящее кино? Или хотя бы что-то для кино?

Но для такого человека, как я, связанного с компьютерной графикой более двадцати лет, персональными машинами были СМ-4 и дисплейная станция «Гамма-4.2», на которых я работал в полном одиночестве, иначе говоря персонально. За последние годы на моем столе побывали INDY и INDIGO, а сейчас на нем стоит О2 производства Silicon Graphics, Inc. По своим размерам, а нынче и по стоимости это настоящие домашние ПК. И все же им вполне по зубам компьютерная графика самого высокого уровня, вроде той, что существует в голливудских студиях. Правда, сравнивать скорости работы там и здесь невозможно: если за океаном на один кадр тратятся секунды, то у нас могут понадобиться десятки минут, а в результате картинки получаются одинакового качества.

Конечно, въедливый и упрямый пользователь костьми ляжет, однако никогда не признает за «силиконами» права называться персоналкой. «Он еще бы Cray сюда притянул!» — пробурчит такой читатель. Ладно, пусть каждый останется при своем мнении, хотя в компьютерной графике миниатюрная INDY — пока еще маленький, но все же настоящий слоненок, а накачанная комплектующими и полная «глюков» персоналка напоминает раздутую и грозящую вот-вот лопнуть лягушку.

Попробуем лучше представить, что шальная мысль испытать себя в кинопроизводстве родилась у вас при созерцании Quake, видео-CD, фильмов «Мумия» и «Матрица», а также под впечатлением от рассказов о гонорарах специалистов, работающих в Industrial Light&Magic (ILM), где создается почти вся компьютерная графика для мировых шедевров. Правда, ваш взгляд при столь глобальном размахе мечтаний был устремлен на обычный ПК, в котором «шуршит» Pentium III с тактовой частотой 500 МГц, опирающийся на «мозги» объемом 128 Мбайт. Наполовину заполненный играми, HDD IDE оставляет вам всего 2—4 Гбайт на немеркнущее полотно. Видеоплата пока не доставляла вам хлопот во время погонь за монстрами. К тому же ПК «со свистом» справлялся со своими прямыми обязанностями — работой электронной секретарши.

Что вас ждет впереди? Скорее всего, череда легких нервных припадков, этиология которых будет лежать то в отсутствии Open GL, то в алхимическом подборе драйверов, а то и в неподдающемся анализу появлении знаменитого синего экрана (спросите «юниксоида» о том, что это такое, и он недоуменно пожмет плечами).

Мой совет прост. Лучше сразу для каждого вида работ, связанных с производством компьютерной графики на ПК, завести отдельные машины, в частности для моделирования и для компоузинга. Возможно, понадобится сервер плюс какое-то устройство сброса изображений — хотя бы чернового видео.

Если при использовании компьютера SGI работа всех компонентов будет или одинаково медленной, или одинаково быстрой, то на ПК подобной картины вы не увидите. Для того чтобы при моделировании специалист получал что-то, хоть слегка приносящее удовольствие, надо приобрести хорошую видеоплату ценой под 1000 долларов. Однако когда дело дойдет до Adobe After Effects, окажется, что требуется перейти на иной набор комплектующих.

Что же, нужно ставить крест на мечтах о лаврах Спилберга? По сути дела, да. И придется настроиться на высоту той планки, которая вам доступна.

Предостаточно студий, которые обходятся почти обычными ПК. Естественно, вся российская провинция, за редким исключением, тяпает ими грядки компьютерной графики. Успешные или не слишком творения ежегодно просматриваются и обсуждаются на единственном в России фестивале компьютерной графики «Аниграф». Но мне пока не удалось обнаружить среди работ те, которые имели бы отношение к кино. По-моему, лишь студия «Бегемот» из Петербурга продемонстрировала примеры удачного исполнения на ПК работ для кинопроектов.

«Бегемот» не представил чего-то супервыдающегося, всем своим видом излучающего сотни тысяч долларов и исполняющего любые фантазии заказчика. Их оборудование было достаточно скромным, но разумно подобранным. Ведь за все они уплатили из своего, а не дядюшкиного кармана.

Графика, созданная в «Бегемоте», постепенно собирается на 108-Гбайт дисковом массиве RAID IDE SI-1300R. Прошу обратить внимание на то, что он достаточно дешев, поскольку состоит из обычных HDD IDE. Если ваше воображение не идет дальше сброса в реальном времени изображений на видеомагнитофон BetacamSP, то подобный RAID с потоковой скоростью 25 Мбит/с на вход и выход вполне достаточен. Кстати, при работе с компьютерной графикой для кино такая производительность вообще не нужна, там важнее иметь на сервере гигантские объемы дискового пространства, поскольку на кинопленку все равно в реальном времени изображения не пишут.

Ту графику, что создается в результате кропотливого многодневного труда, следует изредка показывать заказчику, так как обычно он не хочет поверить на слово, будто все получается здорово и в итоге появится мировой шедевр. Так что волей-неволей, но что-нибудь «нетленное» или на экране монитора, или на кассете VHS должно быть запечатлено. Самодельная заготовка с купленной по случаю «самой лучшей для домашнего видео» платой за 200 долл. здесь не пройдет и придется раскошелиться на сумму раз в десять большую. «Бегемот» использует Targa 2000 DTX с композитным и компонентным выходами. Кроме привычного монитора здесь обязательно должен быть монитор телевизионный — именно та картинка, которая на нем воспроизводится, и будет эталоном.

Кстати, данный уголок студии нужно сделать достаточно благоустроенным, чтобы он был не менее удобным, чем то место, где вы привыкли пить чай, — там заказчик будет коротать свое рабочее время.

Теперь вы уже получили представление об оборудовании, на котором собираются файлы, сделанные художниками компьютерной графики. Стоимость ПК, входящего в комплекс, в десятки раз ниже того, что его окружает, в частности видеомагнитофона BetacamSP. «Бегемот» вложил сюда наибольшие средства, однако это не было пустой тратой денег: если приходит заказ на обычный монтаж или иную, не требующую моделинга, спецэффектов или компоузинга работу, то комплекс используется как система нелинейного монтажа.

За последние год-два на ПК, работающие под управлением Windows NT, перенесены чрезвычайно мощные программы моделирования и компоузеры. Можно сказать, эти новинки застали врасплох пользователей, еще не успевших забыть DOS.

Попытки впихнуть в чрево персоналок, мало чем отличающихся от тех, что стоят на столах секретарш в офисах не слишком крупных фирм, такие программы, как MAYA или A|W Studio, вызывала у компьютеров спазмы, а у потенциальных арт-программистов тихий ужас. То стрелочки, указывающие направление перемещения объекта, куда-то пропадут, то надписи на панелях напрочь исчезнут. А стоит лишь дойти до попытки закрасить поверхность внешне привлекательного объекта, как тут же на экране возникает малосъедобный графический продукт, похожий на мятую банку пепси-колы. Порой графическое отображение сразу получалось правильным, зато напрочь исчезала плавность перерисовки экрана и один план резким скачком сменялся другим.

«Бегемот» поставил на ПК с Pentium III-450 и 256 Мбайт RAM видеоплату Oxygen VX1 с 32 Мбайт памяти на борту. По тестам и сравнительным таблицам у этой относительно недорогой платы вполне приличные показатели, и при создании персональной графической станции ее (или подобную ей) следует иметь в виду. Вообще-то, графической подсистеме надо уделять наибольшее внимание. Конечно, можно сразу купить станцию Intergraph или что-то из ряда аппаратов SGI, но мы решили не искать легких путей избавления от головной боли.

Мотивы, которыми руководствовались в «Бегемоте», когда комплектовали свое компьютерное «стадо», были вызваны не столько желанием сэкономить, сколько традициями и привычками петербургских «компьютерных» художников. Традиции заключаются в приверженности все доводить до ума собственными руками — и аппаратное, и программное обеспечение. Приобретать готовый продукт до сих пор не слишком принято. Большинство профи собрали ПК сами для себя. Привычки отчасти являются продолжением традиций. Я знаю немало пользователей, которые привыкли работать с определенным типом компьютеров. Кстати, программы тоже привязывают к себе людей, да еще до такой степени, что нельзя без улыбки наблюдать за спорами специалистов, работающих на MAYA и SoftImage.

Петербург всегда был сторонником сдержанных решений в производстве компьютерной графики. В отличие от богатых москвичей, которые готовы были для производства визитных карточек сразу же приобретать ONIX за несколько сотен тысяч долларов, их северные коллеги в начале 90-х годов построили не одну студию на базе персональных графических станций Amiga, а нынче дополняют студийные ПК компьютерами Macintosh.

«Бегемот» выбрал 333-МГц Mac White G3 с 128-Мбайт RAM, чтобы работать с двухмерной графикой для полиграфии и компоузинга. Это было вполне разумно. По крайней мере, при редактировании картинок на Mac не возникало неприятных ощущений, связанных со скоростью обновления экрана и зависаниями программ в самые ответственные моменты. К тому же графическая подсистема Mac подобно подсистемам станций SGI не требует постоянного поиска нужного драйвера.

У «Бегемота» для решения вспомогательных задач используются самые разные компьютеры, так, сканер подключен к простому 486-му ПК, и эта парочка бесконфликтно тянет лямку уже не первый год.

Итак, в своем описании аппаратной начинки студии «Бегемот» я не вышел за рамки общепринятых представлений о ПК. Какие же задачи способна решать студия, оснащенная тем оборудованием, которое можно свободно купить в магазине или на радиорынке?

«Бегемот» попробовал себя почти во всех жанрах компьютерной графики. В том числе и в кино. Те, кто смотрел фильм «Особенности национальной рыбалки», возможно, помнят эпизод с пуском ракеты с ракетоносца. В реальной жизни этот пуск состоялся несколькими минутами раньше. Киношники и развернуться не успели, как дорогостоящее изделие отечественной оборонки исчезло вдали. А моряки спокойно сообщили съемочной группе, что следующий пуск состоится в будущем году, и сослались при этом на дефицит госбюджета. Режиссеру ничего не оставалось делать, кроме как вставить в фильм искусственно воспроизведенное событие. Исполняя эту работу, «Бегемот» столкнулся с целым рядом осложнений, многие из которых возникли именно по вине ПК. Главная трудность, которая подстерегает «компьютерного» художника, работающего на ПК, — невозможность работать с графикой в привычном для цифрового кино формате Kodak Cineon. Этот формат использует палитру, в которой на каждый цвет отведено 10 бит в отличие от общепринятых 8 бит. Не всегда под рукой оказывается книжка «Conversion of 10-bit Log Film Data To 8-bit Linear or Video Data for The Cineon Digital Film System», выпущенная еще в 1995 г., но до сих пор никем, за редким исключением, не прочитанная. И бредет неведомой тропой наш коллега, набивая шишки и зачастую производя на свет брак.

Если при работе с графикой для кино упустить тонкости этой самой Cineon Digital Film System, то на стыках изображения реального и прошедшего обработку на компьютере неизбежно останутся цветовые скачки, заметные не только специалисту. «Бегемоту» удалось избежать неприятностей благодаря помощи друзей-киношников, корифеев комбинированных съемок братьев Плаксиных. Но все ли имеют рядом таких зубров?

Немаловажным условием творческих успехов студий, которые работают на ПК или графических станциях, является не только высокая художественная подготовка персонала, но и свой постоянный, а не приходящий от случая к случаю программист. У «Бегемота» таковым является Олег Кондратьев, «дед компьютерной графики Питера».

Он взвалил на себя и решение сиюминутных задач, которые плодятся одна за другой при работе над крупными проектами, и обеспечение оптимального использования ресурсов студии. Ведь порой одному художнику могут понадобиться аппаратные «силы» всех компьютеров локальной сети.

К сожалению, мне не встречались другие работы с компьютерной графикой для кино, выполненные на ПК. Полиграфия, видео, оформление телевизионного эфира, всевозможные мультимедийные произведения и компьютерные игры, Web-дизайн — вот реальные направления, где недорогие комплексы компьютерной графики могут конкурировать со студиями, использующими суперкомпьютеры. Они подходят тогда, когда заказ невелик, и наваливаться на него всей мощью Octan и ONIX не имеет смысла.

«Бегемот» продемонстрировал возможности ПК при создании фильма Сергея Овчарова «Фараон». В этой работе нет ни одного кадра, который миновал бы «бегемотское» компьютерное нутро. Результаты аналогов не имеют. На Берлинском кинофестивале «Фараон» удостоился приза — Большого золотого медведя.

Как я представляю перспективу бизнеса, построенного на использовании в студиях ПК? Позволю себе размечтаться на тему: «Бегемот» и светлое завтра.

Возможно, покажется странным, но я отвел бы третье место страстям по поводу «Кто кого — ПК или суперкомпьютеры?». На первое бы вышли творческий потенциал персонала и организационный талант менеджеров, на второе — высокоскоростной Internet. Именно так. Представим, какие возможности открываются при этом для студий сродни «Бегемоту». При весьма скромных по сравнению с ILM ресурсах они не только смогут независимо производить, демонстрировать и продавать продукцию, но и — самое главное! — организовывать вещание. Пусть это будет корпоративный проект — в некий холдинг войдут несколько студий, зато сколько же отпадет лишнего! Накладные расходы сократятся до минимума, ожидание эфира исчезнет насовсем, и единственной заботой останется поиск подписчиков. Организованная таким образом работа студии станет практически совершенной, а творческий процесс осмысленно завершится — произведение будет донесено до зрителей, что крайне важно для художника.

Если все представят ближайшее будущее компьютерных сетей таким, каким оно видится мне, то значимость «персоналок» для производства графики превзойдет значимость суперкомпьютеров.

Х-ммм... Правда, для меня и Octan SGI - «персоналка»...