Программа Fritz 6 («Мир ПК», № 1/2000, с. 97) летом 1999 г. выиграла гроссмейстерский турнир во Франкфурте, показав результат, соответствующий 2825 по шкале Эло. Напомним, что в то время рейтинг Г. Каспарова равнялся 2851, а следующего за ним В. Ананда — 2771. Поэтому неудивительно, что Fritz 6 могла присвоить титул «Human World Champion» каждому, кто достигнет уровня 2800 единиц, играя с ней «на рейтинг».

Рис. 1

Мы решили принять вызов — и 10 января 2000 г. появился новый чемпион мира «по версии Fritz» (рис. 1). Борьба за титул шла несколько дней. Итог матча: из 446 партий 328 побед, 95 поражений, 23 ничьих. Игрались блиц-партии двух типов — 4 мин на партию и по системе Фишера «2+2», т. е. при начальном времени 2 мин, затем за каждый сделанный ход добавлялись две премиальные секунды.

Из шести имеющихся на компакт-диске программ — Fritz 6, Fritz 5.32 (предыдущая версия), Comet B10, Crafty 16.18, Doctor? 3.0, EXchess 2.51 — соперниками были выбраны обе Fritz, рейтинги которых в блице равнялись примерно 2600 (использовался ПК с процессором Pentium-166 и 32-Мбайт ОЗУ).

Самое интересное в подобном состязании — изучение слабостей компьютерной программы и последующее определение стратегии борьбы с учетом собственных вкусов и предпочтений. В рейтинговых играх цвет фигур меняется после каждой сыгранной партии, поэтому надо было составить две схемы.

За белых ставка делалась на атаку с жертвой одной-двух пешек, но еще надо было нейтрализовать дебютные познания программы. Выяснилось, что Fritz согласен играть северный гамбит черными фигурами, а при определенном порядке ходов можно быстро вывести программу за пределы встроенной библиотеки дебютов. Вспомним, что еще в 1929 г. в статье «Техника турнирной борьбы» А. Нимцович дал следующий совет: «Большинство игроков, в том числе и некоторые мастера, не обладают в достаточной степени даром творчества. С такими игроками золотое правило: лупи в дебюте что-нибудь новое!» На рис. 2 приведен текст одной такой партии, причем в позиции на диаграмме белые пожертвовали ферзя!

Рис. 2

В игре черными стиль был иной: маневрирование в позициях с пешечными цепями. Неожиданным оказалось то, что в таких позициях у программы иногда «сдают нервы». Например, в партии, сыгранной уже после завоевания титула, Fritz 5.32 ходом 32.c4 весьма энергично начал разрушать свою позицию (рис. 3).

Рис. 3
А две партии с контролем «2+2» даже удалось выиграть по времени, что говорит о не слишком удачной работе программистов.

Как и все заядлые игроки, Fritz 6, проиграв, находит оправдание такому нелепому результату: то жалуется на перепады напряжения в электросети, то сообщает о случайном сбое в реализации алгоритма. Иногда программа даже льстит сопернику: «Предыдущим игроком, услышавшим от меня слово «сдаюсь», был Каспаров». А по окончании первой из приведенных выше партий Fritz поделилась предвидением: «Я знаю, что увижу эту партию в журнале». Сбылось.

Кc5, Rg1

940