Для примера рассмотрим изменения в одной из крупнейших информационных систем, управляющей национальными железными дорогами.

На научно-практической конференции Infotrans 99 (С.-Петербург, октябрь 1999 г.) основной темой стало использование информационных технологий для организации работы железнодорожного транспорта. ИС МПС РФ является крупнейшей в мире корпоративной системой, вызывающей всеобщий интерес не только из-за своих размеров. Заметим, что протяженность лишь основных железнодорожных магистралей составляет более 100 тыс. километров, столь же велика длина линий связи, эксплуатируемых разнообразными службами этой системы. Но значительно важнее, что опыт развития данной системы дал результаты, общие для мира информационных технологий.

Начнем с того, что данная ИС — принципиально гетерогенная система как с технологической точки зрения (платформы аппаратная и программная), так и с точки зрения структуры (внутри последней можно обнаружить не только эксплуатационные, производственные, торговые, научные, но и разнообразные образовательные учреждения). Неоднородность системы определяется прежде всего многообразием решаемых ею задач и требуемых для этого механизмов, а также продолжительностью ее жизненного цикла. Не секрет, что более сорока лет (вычислительную технику на транспорте в нашей стране начали использовать во второй половине 50-х гг.) ИС МПС была одной из крупнейших отраслевых автоматизированных систем в стране. В связи с этим на конференции доминировали выступления, в которых отмечалась необходимость развития АСУ, используемой в настоящее время на железных дорогах России, с учетом современных достижений в ИТ.

Федеральные железные дороги представляют собой сложную сеть с единым управлением и общим информационным пространством, основу инфраструктуры которого составляют ГВЦ и 17 ИВЦ отдельных дорог. Более того, в ней сохраняются интеграционные взаимоотношения и с железными дорогами государств, выделившихся из бывшего СССР. Связь между МПС и ИВЦ осуществляется по выделенным каналам связи.

Суперкорпоративная система управления железнодорожным транспортом РФ

ИС ГВЦ МПС использует три основных аппаратных платформы: мэйнфреймы типа IBM 9672, ПК типа IBM PC и серверы ЛВС.

В отличие от прошлых лет, когда основными задачами системы были решение отдельных вопросов оперативного управления и предоставление различной отчетной информации (в том числе в высшие эшелоны государственной власти), в наше время ИС МПС, как неоднократно отмечалось на конференции, призвана решать и коммерческие задачи. Последнее стало важным рычагом, стимулировавшим развитие отрасли в условиях становления рыночных отношений в национальной экономике. Так, в системе согласно программе развития предстоит поэтапно создать информационную среду на базе современных информационных технологий, которая позволит перейти на более эффективное управление перевозочным процессом, экономическими характеристиками, финансами и маркетингом в отрасли, инфраструктурой железнодорожного транспорта, а также его персоналом и социальной сферой.

Одним из первых шагов для развития уже существующих автоматизированных систем управления железнодорожным транспортом, оперативного управления перевозками, финансовых расчетов и статистики, продажи билетов и наращивания количества используемых АРМ стало утверждение МПС РФ двух документов — «Концепции» и «Программы информатизации железнодорожного транспорта». А принятие решения о переходе на безбумажную технологию уже позволило, в частности, как прозвучало в докладе замминистра МПС РФ А.С. Мишарина, сократить время прохождения маршрутами пограничного с Финляндией железнодорожного пункта. В документах также предусмотрены меры по внедрению комплексных информационных технологий, созданию единой сети передачи данных, значительному увеличению мощности сетей связи за счет ввода в строй волоконно-оптических линий и организации каналов спутниковой связи, а также созданию на всей сети железных дорог современной системы сбора и обработки информации.

О достигнутых результатах по строительству волоконно-оптической линии сообщил в своем выступлении К.Г. Шаповаленко, президент компании «ТрансТелеКом», генерального подрядчика строительства единой магистральной цифровой сети связи в рамках проекта создания сети связи федерального железнодорожного транспорта. Магистральная сеть связи МПС базируется на использовании современных технологий передачи информации: SDH, ATM, WDM и Frame Relay, при этом сеть строится на самонесущем волоконно-оптическом кабеле и оборудовании ведущих мировых производителей Lucent Technologies, Alcatel, Siemens и др. Из предусмотренных проектом 35 тыс. километров уже введены в строй и подготовлены к вводу в эксплуатацию линии на направлениях Москва—Адлер, Москва—Нижний Новгород, Москва—Ярославль и других общей протяженностью 10 тыс. километров.

В отличие от прежних решений в АСУ каждый участок ВОЛ связи по завершении его строительства будет представлять собой два транспортных сегмента — технологический и коммерческий. Первый включает в себя сети: строящиеся цифровые внутридорожные, существующую первичную аналоговую, общую и оперативную технологические и передачи данных. Этим сегментом полностью управляет МПС. Второй, коммерческий сегмент нацелен на предоставление всех видов услуг связи на свободной емкости ВОЛ связи и передается в ведение созданного МПС и железными дорогами ЗАО «Компания ТрансТелеКом», тем самым открывая возможности компенсации расходов на строительство всей линии. Как отметил А.С. Мишарин, перед фирмой «ТрансТелеКом» стоит задача стать национальным провайдером «номер два». Такой подход представляется вполне оправданным, если иметь в виду, что транспортная сеть железных дорог страны представляет собой естественный и наименее затратный «каркас» для строительства сети связи национального масштаба с учетом интересов регионов.

Сетевая основа ИС МПС позволит сконцентрировать внимание на развитии информационных ресурсов и функциональных возможностей системы в целом. Так, разработанная и внедряемая АСУ «Диспарк» благодаря планомерному учету вагонов помогает контролировать их дислокацию, анализировать использование и регулировать объем парка вагонов. Разработанная БД электронной картотеки состояния вагонов и оперативная вагонная модель поддерживают ее функционирование.

Другим важным аспектом развития ИС МПС становится повышенное внимание к современным информационным технологиям в управлении маркетингом, финансами и экономикой отрасли. При этом в основе лежит обработка больших объемов информации, использование значительных хранилищ информации и работа в Internet. Так, на презентации продуктов компании SAS Institute, проведенной в ходе конференции, был продемонстрирован в действии программный комплекс SAS Enterprise Miner 3.0, с помощью которого сотрудники отделения Октябрьской железной дороги выполнили примеры заданий по перспективному анализу экономических показателей функционирования этого отделения и выявлению характеристик, определяющих кадровый состав рабочих и служащих. Сотрудник кадровой службы, получив информацию из БД, проанализировал причины увольнения работающих, подготовил предложения для руководства отделением дороги. Этот результат был получен сотрудником ИВЦ К.О. Буровым с использованием лицензионного продукта и предложен вниманию участников конференции. Особый интерес данной демонстрации в том, что она свидетельствует о внедрении средств поддержки принятия решений в реальную ИС.

Необходимо отметить, что МПС сотрудничает не только с SAS Institute при формировании суперкорпоративной системы современного уровня. Среди активных партнеров — отечественные компании ТехноСерв А/С, IBS, Digital Design, а также отраслевые научные и учебные институты.

Не остались без внимания на конференции проблемы подготовки специалистов по современным информационным технологиям и телекоммуникации. Посвященный им «круглый стол» собрал мнения работников железнодорожных вузов о состоянии дел в этой области. Они констатировали, что информационные технологии не только пронизали содержательную часть преподаваемых дисциплин, но и стали весьма основательно служить целям поддержки преподавания.