Все шире обсуждаются проблемы смены индустриальной социально-экономической формации развития человеческого общества постиндустриальной. Актуально это и для обитателей мира ИТ.

Электронный бизнес в основе рыночной экономики

В заголовке статьи упомянуты четыре e-технологии — это электронная почта, важная в деятельности любого участника рынка и обычно определяющая начало и конец многих организационных шагов; электронная торговля, основной рыночный процесс; электронный сервис как непременный атрибут поддержки деловой активности, гарантирующий длительность отношений производителя и потребителя; и, наконец, электронный бизнес в целом как среда, объединяющая все необходимое для функционирования фирмы или персоны на рынке. Усиление внимания к бизнесу в последнее десятилетие вызвано глубокими переменами в экономике. Они проявляются в отношениях участников рынка, и здесь играют большую роль знания, капитал становится продуктом потребления, инвесторы активнее участвуют в инновационных процессах, а глобальная связанность людей в мире позволяет общаться в реальном времени, что, естественно, определяет высокую скорость протекания бизнес-процессов. Это обусловило необходимость рассмотрения более совершенной модели рыночной экономики, в которой электронная форма представления информации должна сопровождаться активным системным управлением ею не только при передаче по каналам связи, но и в процессах принятия решений по бизнес-процессам. Пути практической реализации такой модели лежат через совершенствование существующих ИТ, и в том числе через разработку средств математической и смысловой обработки информации, совершенствование электронных средств общения между людьми, что полнее определяет процессы ведения бизнеса. А главное, сейчас рынок становится в полном смысле этого слова всемирным.

Представим «рыночную экономику как систему, организационно состоящую из отдельных лиц и частных компаний, принимающих решения (в основном) о производстве и потреблении товаров и услуг». Ее основные составляющие — материальные, трудовые и финансовые ресурсы; производство, превращающее их в товары и услуги; механизмы распределения последних, а также потребители товаров и услуг. В качестве организационных элементов приняты отдельные лица, частные и государственные фирмы, реализующие процессы производства, распределения, потребления товаров и услуг. Проникновение ИТ в рыночную экономику началось во второй половине ХХ в., и сначала их использовали лишь для повышения эффективности некоторых процессов. За последние десять лет в области ИТ произошел существенный сдвиг, который привел к появлению более совершенных рыночных систем. Сегодня банки и биржи на их основе организуют свою работу, компании реализуют управленческую деятельность, а также производят распределение товаров и услуг. Однако в подобных системах нередко отсутствуют аппаратные и программные средства, необходимые для работы в глобальных сетях и в Internet. Поэтому они не всегда могут устойчиво функционировать в нынешних условиях, когда постоянно возрастают объемы обрабатываемой и передаваемой по каналам связи информации, но вместе с тем именно в таких системах для рыночной экономики разработаны прикладные программы многих бизнес-процессов, созданы эффективные технологии обработки информации в локальных сетевых структурах.

Следующий шаг в развитии ИТ был связан с переходом от индустриального общества к постиндустриальному, когда складывается не только иной взгляд на роль в экономике привычных компонентов, таких как материальное производство или жесткие распределительные механизмы, но и возрастает приоритетная роль знаний и деловой активности, которые коренным образом меняют сложившиеся инвестиционные отношения между производителем продукции и кредитором. Последнее можно наблюдать на примере компании Amazon.com и некоторых других в нише электронной торговли и услуг, когда инвесторы соглашаются с их убыточной работой в течение уже двух лет и не снижают темпов и объемов капиталовложений.

Примерная схема модели рыночной экономики для постиндустриального общества: а) сетевая, б) транспортная, в) информационная поддержка бизнес-процессов инфраструктуры рынка

К настоящему времени в мире имеются все необходимые условия для бурного развития глобальных сетей связи, в первую очередь «Всемирной паутины», идеология которой в достаточной степени оформилась. Компании 3Com, Cabletron и Cisco уделяют большое внимание тому, чтобы выпускаемая ими продукция базировалась на современных технологиях и соответствовала требованиям быстро развивающихся средств коммуникации. Это обусловлено тем, что всемерное внедрение сетей ускоряет процесс принятия экономических решений и повышает конкурентоспособность организаций. А главное, сети позволяют развивать элементы системы, связанные с аккумуляцией различного рода информации, необходимой для эффективного управления процессами производства и распределения. Однако системы рыночной экономики пока работают с информацией в автоматическом режиме, не подвергая ее содержательному контролю, редко используют для этого средства исправления ошибок, возникающих при различных искажениях в каналах. При весьма высоких показателях структурной надежности таких систем их пользователям мало известно об информационной надежности, которая обычно гарантируется использованием корректирующих средств.

Структура подобных систем для рыночной экономики, построенная на основе intranet-сетей компаний, региональных сетей и Internet, позволяет поддерживать основные информационные технологии и реализовывать бизнес-процессы. Управляют информационными потоками сетевые администраторы и Internet-провайдеры, а пользователям предоставляется контролируемый сетевой доступ к хранимой информации. Доставка товаров и предоставление услуг потребителям регулируются электронными средствами сети.

Рассмотрим это на конкретных примерах. Так, компания 3Com предлагает свое решение e-Networks тем потребителям, которым необходимо работать в локальных и региональных сетях, intranet и Internet. Причем обеспечивается поддержка эффективного функционирования приложений, требующихся для реализации бизнес-процессов, и защита круглосуточного доступа практически неограниченного количества клиентов и бизнес-партнеров.

Корпорация Intel планирует занять свой сектор на рынке ИТ. Поэтому она наметила переход на электронные формы ведения собственного бизнеса, а также на выпуск микропроцессоров и системных плат для ПК, используемых в сети. Их возможности должны также позволять обрабатывать информацию о бизнес-процессах, в частности выполнять различные расчеты и поддерживать голосовую связь нескольких видов и т. д. Кроме того, Intel совместно с компанией RealNetworks разработала программный продукт RealPresenter G2 с компонентом Intel Internet Presentation Software для управления электронной бизнес-коммуникацией с потоковой передачей данных.

Компания Hewlett-Packard предложила технологию e-services, использующую универсальный язык e-speak, описывающий интерактивное взаимодействие между службами электронного сервиса. Такое обслуживание включает в себя оказание услуг по требованию, исполняемому с помощью ПО, покупку вычислительных ресурсов и, наконец, можно воспользоваться моделью для разработки собственных приложений.

С подобными предложениями вышла к потребителям и российская компания «Компьютер ДЕПО» — она создала Web-страницу, на которой перечислены все оказываемые Internet - услуги, и это позволило придать динамизм собственному бизнесу.

Теперь уместно сделать ряд итоговых замечаний, характеризующих представление о современной системе электронного бизнеса, коснувшись при этом еще не решенных задач.

Каждая компания или отдельный участник рынка представляет собой систему, которая базируется на управляемой сетевой архитектуре, в которой действуют стандарты, протоколы сетевого уровня, но явно ощущается необходимость разработки информационных протоколов. Причем в сети доступен любой канал. Бизнес-среда на рынке обязательно гетерогенная, потому что ею пользуются производители, поставщики и потребители самого разного уровня системного развития, при этом на нем необходимо обеспечить участнику индивидуальный выбор.

Существующая на данном этапе развития модель сетевой экономики предоставляет возможности лишь по простой передаче информации, что позволяет реализовывать отдельные бизнес-процессы. В настоящее время круг их постоянно расширяется, поскольку сети перестают быть лишь транспортным средством, и позволяет работать с информацией на содержательном уровне, управляя ее потоками в интересах пользователя. Здесь следует обратить внимание на важную проблему, с которой столкнутся разработчики ИТ, связанную с большой нуждой в эффективных средствах, поддерживающих выбор потребителем товара или услуги из всего многообразия рыночных предложений. Так как они все еще работают по принципу акына Джамбула Джабаева: «Что вижу, то пою», а это не выводит из круга «проклятья размерности», потому что такое поведение потребителя равносильно простому перебору всех возможных вариантов.

Также будет необходимо многие приложения для бизнес-процессов перевести из области интерфейсных технологий в область диалоговых, что усилит акцент на интеллектуальных компонентах в экономических системах и сделает их существенно более открытыми.

Завершая данную статью, естественно приглядеться к российской реальности.

А что в России?

Наряду с разработкой ИТ, в которую вовлечено большинство российских производителей ПО, с четырьмя электронными их также связывает многое. Так, в декабре 1999 г. в Москве прошла конференция «Интернет@Бизнес.Россия» о реальном бизнесе в новом мире. Компания «Прайсвотерхауз&Куперс» дала прогноз развития технологии электронного бизнеса. В нем наряду с указанными выше тенденциями были отмечены следующие: деньги, естественно, не станут цифровыми, но получит развитие механизм договорных цен, а также появятся информационные посредники и работа с клиентами будет проводиться через Internet. Кроме того, было высказано предположение, что в ближайшие три года общим для приложений языком станет стандарт XML (eXtensible Markup Language). Компания «Алгоритм Груп», оценивая состояние дел в электронной торговле в России, отвела на ее долю 0,05% мирового объема, а также отметила, что 22% предприятий из числа опрошенных объявили о своей готовности внедрить ее уже в 2000 г.

В докладе компании TopS был подвергнут анализу характер перехода к электронному бизнесу в нашей стране и получены следующие выводы: активно организуются самые различные по ассортименту товаров и объемам продаж Internet-магазины, например Bolero или Dostavka.ru, а в секторе рынка больших систем создаются корпоративные порталы, интегрирующие внутренние службы компаний и обеспечивающие приемлемые по времени отклики на запросы извне. Проблемам технологических аспектов эффективных способов ведения Internet-бизнеса были посвящены доклады представителей фирм Compaq, ComputerAge, Actis Systems, ООО «Рексофт» и «Интернет Маркетинг» и др.

А под занавес замечу: пусть в Америке многие крупные компании, занимающиеся электронной торговлей и услугами, подвергаются атакам злоумышленников, что, несомненно, затрудняет бизнес, пусть в России все еще запрягают лошадей, но искренна общая надежда в мире на быструю езду, по-русски.