Советы и секреты программы iMovie помогут вам превратиться в настоящего режиссера.

Это совсем не значит, что вашим друзьям и домочадцам не интересен фильм о маленькой Мэри, борющейся с гравитацией на своем первом велосипедике, — просто в данном случае съемки этого события оставляют желать лучшего. Большинство домашних видеосъемок представляют собой беспорядочную последовательность не связанных друг с другом сцен, а особенно неприятно то, что во время демонстрации изображение постоянно подергивается, а звук плохо различим. Получаются движущиеся картинки, которые трудно даже назвать полноценным фильмом. Обычно кинокартины имеют хоть какой-то сюжет, причем любая история существенно выиграет, если ее предварительно продумать и отредактировать. К счастью для всех зрителей домашних фильмов, справиться с этой задачей могут современные компьютерные инструменты для видеомонтажа, установленные на обычных настольных системах. Компьютеры iMac DV (DV означает digital video — цифровое видео) за 1299 долл. или iMac DV Special Edition за 1499 долл. компании Apple в сочетании с программой iMovie, которая поставляется в комплекте этими системами, позволяют создать мощную домашнюю видеостудию. Сначала вы вводите в iMac DV видео, а затем с помощью iMovie отрезаете скучные фрагменты, добавляете звук и спецэффекты. Закончив дело, вы можете экспортировать готовый продукт на видеоленту, опубликовать в Web или переслать по электронной почте другим адресатам.

Пакет iMovie облегчает создание фильмов, но не все операции в нем выполняются просто, к тому же он имеет определенные ограничения, которые могут смутить даже видавших виды «Спилбергов». Ниже описана технология работы с программой, а также приведены некоторые советы, позволяющие ускорить процесс видеомонтажа и обойти имеющиеся ограничения. С рекомендациями по планированию фильма можно познакомиться во врезке «Совершенное планирование».

Наматываем на бобину: ввод видео

Первые шаги по созданию вашего домашнего киношедевра — извлечение из видеокамеры всего отснятого материала о первой поездке Мэри на велосипедике и ввод его в iMac DV.

Лучше использовать камеры, совместимые с DV. В отличие от других инструментов для монтажа домашнего видео, iMovie разработан исключительно для тех аппаратов, где применяются кассеты MiniDV и установлены скоростные интерфейсы FireWire. Если у вас нет устройства с FireWire, загляните во врезку «Видеомонтаж для всех Macintosh с USB».

Соединив кабелем FireWire ваш iMac DV и совместимую с DV видеокамеру, вы сможете с удивительной легкостью пересылать видеоданные в свой Macintosh или выводить обратно на ленту. Программа iMovie управляет всеми процессами, происходящими в видеокамере (перемоткой, остановкой, воспроизведением и записью), почти так же, как профессиональные инструменты для видеомонтажа управляют стационарными видеомагнитофонами высшего класса. Подобные возможности избавляют вас от необходимости нащупывать в процессе работы кнопки «Воспроизведение», «Перемотка» и др., регулирующие движение ленты, а также позволяют одним щелчком мыши записывать готовые шедевры на ленту.

Обратите внимание на то, что функции управления устройством работают в iMovie только тогда, когда этот пакет поддерживает DV-видеокамеру (список поддерживаемых моделей расположен по адресу: www.apple.com/ imovie/gear/). Если же ваша DV-камера не входит в список, представленный Apple, то у вас могут возникнуть проблемы при вводе или экспорте видеоданных, например, когда вы попытаетесь их переслать, камера не перейдет в режим записи. Из-за особенностей фирменной реализации интерфейса FireWire от подобных проблем особенно сильно страдают пользователи видеокамер компании JVC. На упомянутой выше Web-странице приведены рекомендации по работе с «проблематичными» моделями, но вообще-то лучший способ сберечь нервы — использовать iMovie только с совместимой видеокамерой.

Каждая сага имеет свое начало... Подключив камеру, можно безо всяких затруднений приступать к новому проекту в iMovie. Достаточно выбрать пункт New Project (новый проект) в меню File, присвоить фильму название и щелкнуть на кнопке Create (создать). Незаметно для пользователя iMovie создает папку с именем фильма. После выполнения операций по монтажу и добавления элементов в этой

папке появятся значок документа, представляющий редакцию проекта, и папка Media, в которой будут записаны видеофрагменты, звук, титры и другие элементы.

Отдельные сцены. Когда вы импортируете видеофрагмент, то iMovie помещает представляющий его значок на «полку» (shelf). Теперь вам ничего не мешает добавить этот фрагмент к своему проекту. Можете ввести всю 60-минутную DV-кассету как один фрагмент, если у вас хватит места на диске (подробнее об этом будет рассказано позже), или импортировать только отдельные интересные сцены. Но поиск таких сцен бывает утомительным. Вам придется запастись немалым терпением и прокрутить весь отснятый на дне рождения часовой материал, чтобы отыскать незабываемый кадр, где запечатлена ваша собака, добравшаяся наконец до праздничного торта.

Целесообразно использовать функцию обнаружения сцен пакета iMovie, которая гарантирует, что каждый раз, находя границу сцены, программа начнет новый фрагмент. (Видеокамера генерирует границу сцены каждый раз при нажатии кнопки записи.) Чтобы включить обнаружение сцен, выберите команду Preferences (предпочтения) из меню Edit (правка), щелкните на закладке Import (импорт), а затем отметьте ячейку с подписью Automatically Start New Clip At Scene Break (автоматически начинать новый фрагмент при обнаружении границы сцены).

Жмите на пробел. Начать и закончить ввод фрагмента можно также, нажав клавишу <Пробел> при воспроизведении видеокассеты. Подобный способ очень удобен, когда нужно ввести части сцен. Для этого щелкните в iMovie по кнопке Play (воспроизведение) — начнется воспроизведение ленты, а если увидите что-нибудь интересное, нажмите клавишу <Пробел>, чтобы начать ввод фрагмента.

Увеличьте полку. Полка iMovie, несмотря на свое название, не одна сплошная область, а решетка из уменьшенных набросков изображений. На этой полке может разместиться лишь ограниченное количество фрагментов, которое зависит (кто бы мог подумать!) от экранного разрешения iMac DV. При установленном по умолчанию для iMac DV разрешении 800x600 точек на полке помещается девять фрагментов. Чтобы увеличить их число до 12, повысьте разрешение до 1024x726 точек с помощью панели управления Control Strip или Monitors. В любом случае не следует устанавливать разрешение 640x480 точек, ведь тогда работа iMovie будет завершена. Независимо от разрешения экрана окончательные размеры кадров фильма не меняются и составляют 720x480 точек.

Дисковое пространство — исчезающая граница. Помните, что каждая минута цифрового видео «съедает» около 210 Мбайт места на жестком диске. Поэтому, если вы не располагаете неограниченным дисковым пространством, не вводите ничего, что не собирались бы включить в завершенный проект.

Звуки, заставки, фрагменты видео — дополнительные элементы

В снятом на студии кинофильме развитие сюжета отображается не только движущимся изображением, но и дополнительной музыкой, звуковыми спецэффектами и неподвижными заставками, которые вызывают у зрителей нужное настроение и усиливают общее впечатление, производимое картиной. А немножко «перчика» даже добавляет веселья. Почему бы не сопроводить бодрой песенкой популярной рок-группы ту сцену, где Мэри преодолевает пешеходную дорожку на двухколесном велосипеде?

Кроме того, iMovie позволяет импортировать и элементы других типов: сохраненные в стандартном формате AIFF аудиофайлы, музыкальные дорожки с CD-/аудио и неподвижные изображения, представленные в любом из популярных форматов. Вы можете даже заставить iMovie импортировать существующие фильмы QuickTime, которые были созданы в других программах или выгружены из Internet. Прочтите, как это сделать.

Возьмите музыку с CD, но легально. Способность iMovie записывать музыкальные дорожки с аудио-CD существенно облегчает процесс добавления музыкального сопровождения к видеопроектам. Но помните, что нельзя продавать или использовать в иных коммерческих целях фильмы, содержащие защищенную авторскими правами музыку. Для реализации коммерческих проектов приобретите готовые музыкальные библиотеки (buyout music libraries). Такие музыкальные библиотеки, свободные от авторских отчислений, подобно коллекциям фотоизображений, предлагают компания Award Wining Music и многие другие. (Попробуйте поискать поставщиков и в Web.)

Импортируйте фотографии и сделайте слайд-шоу. Вы можете также пересылать в свой проект неподвижные изображения и создавать из них видеошоу или расставлять их в разных местах по всему фильму. Неподвижными изображениями зачастую насыщены документальные фильмы — вспомните их и подумайте, каким образом неподвижные титры могли бы послужить и вам. Вы решили сделать видеофильм о 90-летнем юбилее вашей бабушки? Тогда отсканируйте несколько ее фотографий, где она еще молодая, и именно с них начните свой фильм. Или, например, у вас есть очень много великолепных цифровых изображений, которые вы выполнили во время отпуска. Соберите их и завершите фильм или слайд-шоу из этих снимков.

В iMovie нет функций коррекции изображений, поэтому, чтобы кадрировать, вращать или как-то иначе редактировать кадры, используйте растровый редактор, подобный Adobe Photoshop или PhotoDeluxe, а затем импортируйте результаты в фильм. iMovie может переносить все общие форматы изображений.

По умолчанию iMovie отображает неподвижные изображения в течение 10 с. Чтобы сделать слайд-шоу или монтаж более интересным, варьируйте длительность показа неподвижных изображений. Можно изменять продолжительность показа на экране неподвижного изображения. Для этого выберите картинку и введите длительность показа в области времени панели Clip Viewer. После того как вы импортировали изображения, добавьте к ним переходы (неплохой вариант — перекрестный наплыв).

Импорт фильмов QuickTime. Ваш ребенок в праздник Всех святых переоделся в костюм Дарта Вейдера. Так почему бы вам не включить отрывок из рекламного ролика «Звездных войн» в ваш видеофильм об этом событии? (Только потом не пытайтесь продать свое творение.) Увы, iMovie не может импортировать фильмы QuickTime, которые были введены с помощью аналоговых средств, а также выгружены из Web или скопированы с CD-ROM. Но если у вас есть пакет QuickTime Pro (29 долл.) компании Apple, то постарайтесь найти обходной путь. Откройте фильм с помощью QuickTime Player, выберите команду Export (экспорт) и задайте опцию Movie To DV Stream (фильм в поток DV) во всплывающем меню Export. Далее найдите папку Media вашего проекта и сохраните в нее файл. Теперь запустите iMovie и откройте ваш проект. iMovie сообщит, что ваш проект содержит один или более «чужих» файлов, которые и выложит на полку; теперь ими можно смело дополнять ваш фильм.

Обратите внимание на то, что каждая минута экспортированного потока DV будет занимать на вашем диске все те же 210 Мбайт в виде введенного цифрового видео. Когда сжатые фильмы QuickTime сохраняются в формате потока DV, они разрастаются до невероятных размеров.

Импорт аналогового видео. iMovie отлично подходит для обработки всего материала, отснятого вашей новой DV-видеокамерой, но как быть с годами воспоминаний, собранными с помощью старой доброй камеры VHS? К сожалению, «DV-центрическая» природа iMovie сработает против вас, если вы захотите ввести или смонтировать аналоговые видеоматериалы.

Компания Apple предлагает приобрести конвертер «аналог-в-DV» — в частности, модель Sony DVMC-DA1 стоимостью 499 долл. Этот конвертер передает аналоговый видеоматериал прямо в iMac. Но зачем дополнительно тратить на это сумму, составляющую около трети стоимости iMac? Достаточно переписать аналоговые кассеты на вашу DV-камеру, подключив аналоговые выходы видеомагнитофона к ее соответствующим входам стандартными видеокабелями. После того как все соединения будут установлены, нажмите кнопку записи DV-видеокамеры и кнопку воспроизведения видеомагнитофона. Закончив запись, вы можете с помощью iMovie сделать DV-копию.

В монтажную!

После того как вы введете «сырой» материал в iMovie, приступайте к монтажу своего шедевра. Каким образом? Просто перетаскивайте фрагменты с полки в то окно Clip Viewer, где весь материал отображается в виде временной последовательности и куда можно добавлять фрагменты, переходы и другие элементы.

Присвойте фрагментам названия. iMovie автоматически присваивает имена введенным фрагментам, но названия Clip 01 и Clip 02 малоинформативны. Чтобы переименовать фрагмент, достаточно щелкнуть на его названии. Присваивайте фрагментам понятные имена, такие как «Грачи прилетели» и «Лесной пейзаж», — это поможет вам отличать их.

Обрежьте лишнее. Вполне вероятно, что в начале и в конце каждого введенного вами фрагмента есть лишние последовательности кадров. Например, посторонний предмет загородил в первый момент видоискатель, а потом в течение нескольких секунд шел неинтересный материал. Удаляя, или обрезая (по терминологии iMovie), эти ненужные куски, вы делаете свой фильм более динамичным (и дополнительно экономите дисковое пространство). Чтобы удалить фрагмент в iMovie, достаточно позиционировать обрезные маркеры, отмечающие границы того материала, который нужно сохранить.

Опустошайте корзину. Когда вы обрезаете фрагмент, iMovie помещает все лишнее в Корзину, но не в ту, которую использует утилита Finder для хранения ненужных значков, а в отдельную, собственно пакета iMovie. Вы высвободите для себя дополнительное дисковое пространство, если будете опустошать Корзину iMovie в процессе работы (командой Empty Trash из меню File). Но когда вы обрезаете слишком много фрагментов, то это может занять несколько минут, поэтому подождите до тех пор, пока не будете готовы сделать небольшой перерыв в работе.

Игрушка только одна. Помните, что вы можете воспроизвести лишь один элемент — фрагмент, заставку, переход или музыкальную дорожку, выбрав его в Clip Viewer, а затем щелкнув на кнопке Play или нажав на клавишу <Пробел>. Таким способом удобно проверять только что добавленную заставку или последний сделанный переход. Чтобы воспроизвести весь проект, следует отменить выбор всех элементов (нажав клавиши <1>+D или щелкнув на пустой области в Clip Viewer), а затем щелкнуть на кнопке Play.

Быстрая перестановка фрагментов. Если вам нужно переместить фрагмент на значительное расстояние, скажем, из конца в начало проекта, его можно перетащить и подождать, пока автоматически не прокрутится окно с фрагментами. Но есть и более быстрый способ. Переместите фрагмент из Clip Viewer в любую пустую ячейку на полке. Выполните прокрутку содержимого Clip Viewer до нужного места, а затем перетащите фрагмент с полки обратно в окно просмотра.

Последние штрихи: переходы и титры

Текстовые титры и визуальные переходы придадут вашему проекту профессиональный лоск. Титры с описанием места или времени действия помогут удачно ввести новую сцену и, конечно, поблагодарить всех, кто того заслуживает. А визуальные переходы, если их разумно использовать, станут приятной альтернативой обрывам сцен, которые так раздражают.

Переходы даже помогают показать, как разворачивается сюжет, например перекрестный наплыв, когда один фрагмент постепенно исчезает, а другой в то же время появляется, может передать течение времени. (Представьте себе, как вы сделаете плавный переход от сцены палаточного лагеря ночью к той же сцене, но снятой уже на следующее утро.) Не менее эффектен и другой переход iMovie — Push Right (толчок вправо), где один фрагмент как будто выталкивает из кадра другой. Это визуальный способ сказать: «А тем временем...» Помните характерный для старомодных мелодрам резкий переход от сцены в больничной палате, где женщина ожидает родов, к той сцене, где ее муж нервно курит сигареты в приемном покое.

Советы тем, кто делает титры. Если вы хотите наложить титры поверх определенного фрагмента, то сначала выберите его, а затем откройте палитру Titles (титры). Сделайте так, чтобы цвет текста хорошо контрастировал с фоном кадров. Если ваш фильм предполагается просматривать на аналоговом телевизоре, то рекомендуется использовать рубленые шрифты, которые останутся читаемыми даже при не слишком высоком разрешении экрана. Например, Arial Black будет выглядеть лучше, чем Times с тонкими засечками, пропадающими на телеэкране. (Подробнее о создании титров читайте во врезке «Благодарственные титры».)

Вставка фрагмента между переходом. Представьте, что вы уже добавили переход Push Right в свою мелодраму о счастье материнства, но потом решили вставить новый эпизод — с врачом, входящим в двери больницы. Если вы перетащите этот фрагмент в Clip Viewer, то поймете, что iMovie не открывает место, в которое его можно было бы вставить. Дело в том, что вставка одного фрагмента между двумя другими, соединенными переходом, — процесс двухшаговый. Поэтому сначала удалите переход, щелкнув на нем мышью и нажав клавишу , и только потом вставляйте новый фрагмент.

Обновление титров и переходов. Предположим, вы вдруг передумали использовать тот или иной шрифт, титр или стиль перехода. Чтобы изменить титр или переход, следует сначала щелкнуть на нем в Clip Viewer, внести необходимые изменения, а затем щелкнуть на кнопке Update (обновить) в палитре Titles (титры) или Transitions (переходы) палитры Effects (эффекты).

Немного о рендеринге. Когда вы создаете титры или переход, iMovie должен сформировать соответствующие видеокадры. Процесс рендеринга требует довольно много и времени, и памяти. Обратите также внимание, что работа iMovie в это время замедляется. Не следует добавлять сразу же несколько переходов или титров — при этом не только iMovie поползет не быстрее улитки, но и может появиться сообщение об ошибке, в котором говорится, что до завершения рендеринга больше ничего нельзя добавлять. Чтобы оценить, насколько затянется ожидание, посмотрите в окно, где содержатся добавленные вами переходы или титры: ход рендеринга обозначается маленьким красным прогресс-индикатором.

Всем известно, что лучшее — враг хорошего. Перекрестный наплыв — один из наиболее часто используемых переходов, который великолепно подходит для создания изящных связок между сценами и удачно демонстрирует течение времени. Тем не менее в версии iMovie 1.0 после применения перекрестного наплыва во фрагментах появляется нежелательный эффект — замедление движения. Разработчики Apple исправили эту ошибку в новой версии iMovie — 1.0.1, которую можно найти по адресу: www.apple.com/imovie/.

Переписывая обновление iMovie 1.0.1, прихватите также пакет iMovie Plug-in Pack, включающий шесть стилей титров и восемь эффектов переходов. Только вставляйте переходы разумно, не перегружая ими свой проект.

Прислушайтесь: советы для тех, кто работает со звуком

В пакете iMovie довольно слабые функции работы со звуком. Например, вы не можете заменить аудиодорожку одного фрагмента аудиодорожкой другого. Подобную технологию очень часто приходится применять при монтаже. Однако, несмотря на данное ограничение, вы все-таки получили в свое распоряжение несколько «фокусов» со звуком, которые можно выполнить.

Добавление музыки. Если у вас есть сцена с плохо различимым звуком — например, с беспорядочным шумом вечеринки, попробуйте добавить музыкальную дорожку. В Audio Viewer пакета iMovie уменьшайте уровень громкости в сцене до тех пор, пока он не станет ниже уровня музыки, но только не убирайте звук полностью. Если же звук в сцене совершенно ужасен — вроде воя ветра за дверью, совсем откажитесь от него.

Звук и переходы. Предположим, вы уже уменьшили уровень звука фрагмента или отключили его вообще, отметив ячейку Fade In (заглушить звук). Затем вы добавили переход перед этим фрагментом. Когда вы воспроизводите видео, то в переходе уровень звука неожиданно достигает той же громкости, что и во фрагменте, а это уже плохо. Поэтому выберите переход, а затем в нем частично или полностью уменьшите уровень звука.

Обход ограничений при работе со звуком. Обычно при монтаже видеопродукции нужно так скорректировать уровни звука во фрагменте, чтобы они совпадали с уровнем звука музыкальной дорожки или каким-либо другим. С помощью iMovie можно усиливать или ослаблять звук для всего фрагмента, а вот варьировать его уровень пакет уже не позволяет. Но это ограничение можно обойти — разделите фрагмент в той точке, где необходимо изменить уровень звука командой Split Clip At Playhead (разделить фрагмент в текущей точке) из меню Edit. Теперь у вас появилось два фрагмента, уровни в которых можно настраивать независимо друг от друга.

Расширение звукового «ландшафта». Компания Apple разместила свою Web-страницу с музыкальными фрагментами и бесплатными звуковыми эффектами (голоса животных, крики толпы, вой ветра и звуки, сопутствующие различным погодным явлениям, и многое другое) по адресу: www.apple.com/ imovie/freestuff/. Вы можете также добавить в палитру Sounds (звуки) пакета iMovie любой звуковой AIFF-файл: для этого его нужно поместить в папку Sound Effects, спрятанную, в свою очередь, в папку Resources собственной папки iMovie.

Товар лицом: экспорт фильма

Итак, вы завершили работу над своей художественной эпопеей — и что же дальше? Решать вам. Вы можете сохранить фильм, либо записав его на видеокассету с помощью команды Export Movie (экспортировать фильм) пакета iMovie, чтобы показывать своим друзьям и членам семьи, либо как фильм QiuckTime, чтобы поместить на Web-узле и сделать свое творение доступным всему миру.

Закончите черным. При экспорте на видеоленту iMovie позволяет добавить перед началом фильма несколько секунд черных кадров. К сожалению, пакет не дает возможности добавить черные кадры по завершении фильма, и в конце перед вами снова предстанет синий фон, передаваемый видеомагнитофоном. Можно, создав «черный» PICT-файл с разрешением 720Ё480 точек, добавить несколько «черных» кадров с помощью растрового редактора — таковы размеры кадра DV-фильмов. (Вы можете также выгрузить «черный» файл с Web-страницы бесплатных программ Apple, упомянутых выше.) Затем импортируйте это изображение в свой проект и перетащите в самый конец временной шкалы.

Экспорт в QuickTime. В iMovie существует уже несколько заранее заданных наборов установок для таких проектов, как фильм QuickTime. Каждый из этих наборов ориентирован на решение определенных задач, например на пересылку файлов по электронной почте или на размещение их на Web-узлах. Вы можете задавать и собственные параметры, выбрав команду Expert (опытный пользователь) из всплывающего меню Format (формат) в окне диалога Export Movie (экспортировать фильм). Так, если вы хотите поместить ваш фильм на Web-страницу и ускорить его загрузку, то можете вместо стереозвука выбрать режим моно. (Уменьшение объема звуковых данных приводит к сокращению размеров файла.) А если вы предпочитаете использовать схему сжатия видеоданных для расширения совместимости, то учтите, что принятая в iMovie по умолчанию схема Sorenson Video не поддерживается более старыми версиями QuickTime. (Чтобы получить дополнительную информацию об искусстве видеосжатия, посетите Web-узел Codec Central компании Terran Interactive по адресу www.codeccentral.com.)

Заключение

Формат DV и интерфейс FireWire оказали существенное влияние на технологию видеопроизводства, принципиально снизив ее стоимость и уменьшив аппаратные требования для создания видеофильмов профессионального качества. Следовательно, теперь нам стало проще проявлять свои творческие наклонности, сохранять семейные воспоминания, рекламировать свой бизнес и организации или даже просто играть в Голливуд. Встроив FireWire в семейство iMac DV, компания Apple превратила цифровой видеомонтаж в значительно более доступную технологию. (Этому заразительному примеру последовала и Microsoft: в декабре представители компании объявили, что начинают поставку программы DV-монтажа под названием Windows Movie Maker в составе будущих версий Windows.)

Если вы хотите изучить более мощные приложения для видеомонтажа, познакомьтесь с виртуальной врезкой «Кроме iMovie», расположенной по адресу: www.macworld.com /2000/04/features/. Конечно, мощный инструмент еще не гарантирует великолепных результатов. Нужно приобрести практические навыки в реализации тех технологий создания фильмов, которые существовали еще во времена целлулоидной кинопленки. Усвоив основы, вы сможете перейти от выполнения обычных движущихся картинок к производству настоящих фильмов.

ОБ АВТОРЕ

Внештатный редактор Джим Хейд (www.heidsite.com) снимает домашние фильмы еще с 1978 г., а цифровым видеомонтажом начал заниматься в 1991 г.


Совершенное планирование

Конечно, для создания хорошего фильма одного мощного ПО недостаточно. Во-первых, вам нужен подходящий исходный материал. Небольшое предварительное планирование позволит гарантировать, что будет получено достаточное количество кадров, действительно стоящих монтажа. Ниже описаны некоторые основные приемы организации съемки, которые помогут получить более профессиональные результаты.

Планирование заключается в «разработке канвы» (на голливудском жаргоне раскадровки), где перечислены все фрагменты, необходимые вам для раскрытия сюжета. Профессиональные киношники расписывают в раскадровке каждую сцену и угол съемки камеры. Вы можете не заходить так далеко, но ваша история будет выглядеть лучше, если некоторые сцены будут запланированы.

Можно начать работу со сцены, из которой зрители поймут, где происходит действие, например снять бассейн для купания. Чтобы показать ее масштаб, задайте для своей видеокамеры максимально широкий угол съемки, отменив наезд. Теперь можно перейти к средней сцене. В ней появляется главный герой фильма — маленький Бобби, готовящийся к прыжку с подкидной доски.

Далее можно перевести камеру на Мэри, бросающую мяч. Еще раз вернитесь к Бобби и закончите съемку коротким фрагментом, захватывающим всю сцену.

Помните, что вы вовсе не обязаны снимать сцены в хронологическом порядке, — именно для упорядочивания фрагментов и был разработан iMovie. Например, вы можете в любой момент снять, как Мэри бросает мяч, и средствами iMovie вставить этот кадр в нужное место фильма.

Будет кстати упомянуть, что программа Avid Cinema компании Avid Technology включает великолепные функции выполнения раскадровки, которая помогает планировать сцены. В руководстве пользователя к Avid Cinema содержится также отличный обучающий раздел, посвященный технологии создания фильмов. Компании Apple следовало бы добавить подобные функции в обновленную версию iMovie; хотя iMovie — великолепный инструмент, в нем совсем нет обучающих элементов.

Не забывайте также, что перемещаться должны объекты съемки, а не камера. Ускоренные движения и дрожание камеры — вот наиболее частые ошибки любителей. Слишком многие люди по ошибке воспринимают видеокамеру как пожарный шланг: они передвигаются по сцене, смещаясь то влево или вправо, то вперед или назад. Кроме того, любители бессистемно используют наезд, заставляя зрителей недоумевать: куда же перемещается герой — к ним или от них, и двигается ли вообще?

Поэтому целесообразнее всего будет приостанавливать запись, переходить на другое место или изменять параметры наезда, а уже потом продолжать съемку. Варьирование угла съемки и параметров наезда делает фильм более интересным. Если вы должны сместиться — возможно, чтобы захватить драматические события, — делайте это медленно и плавно. Изменяйте также длительность фрагментов. Затягивайте сложные планы, такие как длинная городская улица, а при съемке с близкого расстояния либо быстрых событий фрагменты должны быть короче.


Видеомонтаж для всех Macintosh с USB

Пускай вы не располагаете iMac DV или DV-камерой. Но у вас все равно остается возможность сделать свой фильм. Несколько компаний предлагают системы ввода видеоданных, которые работают с другими моделями iMac и практически с любым Macintosh, имеющим порт USB. Эти продукты предназначены для использования с аналоговыми видеоинструментами, вроде камеры VHS или Hi8.

Avid Cinema для Macintosh с USB. Этот программно-аппаратный набор (299 долл.) компании Avid Technology — лучшая несовместимая с DV система для Macintosh с USB. Программное обеспечение Avid Cinema мощнее, чем iMovie, и почти так же легко осваивается. Входящая в комплект плата для USB позволяет выполнять ввод полноэкранного видео, но не дает возможности переслать законченный продукт на видеоленту: вам придется просматривать его на экране Macintosh или передать на старый AV Macintosh с видеовыходом. Однако вы можете экспортировать фильмы в несколько видеоформатов, поддерживаемых iMovie, включая RealVideo G2 компании RealNetworks, являющийся наиболее популярным форматом для просмотра потокового видео в Web.

InterView. В комплект InterView (99 долл.) компании XLR8 входит плата ввода для USB с мощной, но не простой программой видеомонтажа VideoShop компании Strata, которая обладает значительно большими возможностями, чем iMovie или Avid Cinema. Однако набору InterView не хватает печатной документации, что усложняет его освоение.

MyTV/FM. Эта полупрозрачная синяя «коробка» стоимостью 200 долл. компании Eskape Labs обеспечивает для USB Macintosh прием телевизионных или стереорадиопередач в FM-диапазоне, а также ввод видео. Программе EskapeTV, входящей в комплект поставки, не хватает функций видеомонтажа, но если вы используете пакет QucikTime Pro для экспорта видео как DV-потока, то можете выполнить монтаж и экспорт готового фильма с помощью iMovie.


Благодарственные титры

При создании титров можно выбирать любой из множества стилей, а также из шрифтов TrueType или PostScript, установленных в вашей системе. Ниже описаны элементы палитры Titles (титры) пакета iMovie.

A. В этом небольшом окошке появляется уменьшенное изображение титра. Чтобы обновить его, щелкните мышью на текущем стиле титра, а чтобы просмотреть увеличенное изображение титра в окне Monitor, щелкните на кнопке Preview (предварительный просмотр). Если же вы хотите добавить титр к проекту, перетащите его уменьшенное изображение во временную шкалу окна Clip Preview.

B. При коррекции существующего титра примените все изменения, щелкнув на кнопке Update (обновить).

C. Этим движком можно изменить длительность показа титра, а для некоторых стилей он настраивает скорость прокрутки.

D. По умолчанию iMovie накладывает текст титра поверх текущего фрагмента. Чтобы вместо этого создать простой черный фон, выберите опцию Over Black (на черном фоне).

E. Для некоторых стилей титров с помощью этих крошечных стрелок можно задавать выравнивание текста и направление прокрутки.

F. Введите или скопируйте сюда текст титров. В стилях титров, которые обеспечивают создание многострочных текстовых боксов, можно перемещаться от одного бокса к другому, нажав клавишу табуляции.


Jim Heid. Home-movie magic. Macworld, апрель 2000 г., c. 74.

1802