Маленький пролог, или Размышления у афиши

...вспоминая иное расположение волн на Неве.

(Поэт, Композитор, Гражданин)

Времена года. Мы узнаем их по приметам. Что для нас зима? Это новогодняя елка, это, пожалуй, один из самых желанных праздников, это белая карусель снежинок и морозный румянец на щеках... Что для нас осень? Это желто-красная листва под ногами, это стройный клин, плывущий высоко-высоко, это дождь, что барабанит по стеклу ночь напролет...

Таблица

Основные характеристики графических плат (шина AGP)

У вечного калейдоскопа сезонов есть и приметы особые, знаковые. Яркая примета осени, как и примета времени, — театр. Вспомните. Афиши тут и там... Новый театральный сезон, новые постановки, новые впечатления. Спешите!!! Девять месяцев театральной жизни сродни таинству рождения, признанию или забвению. Зритель все расставит на свои места. Он равноправный участник и судья этого нескончаемого театрального действа, имя которому — наша жизнь. Еще вчера капли дождя скользили по афишам, а сегодня не переставая который час идет снег. И нет снисхождения к бумаге ни в провинциальных городах, ни в столицах. Что в нашей жизни приметы...

*  *  *

Добро пожаловать в театр. Его коллектив необычен. Академичность драматургии переплетается с безудержной импровизацией актеров. Здесь не кладут под сукно смелые сценарии. Здесь новые постановки следуют одна за другой. Уже сменилось не одно поколение актеров. Состоялись как личности постоянные авторы, появились свои режиссеры. Кипящей жизни его труппы не грозит застой — художники и музыканты, костюмеры и гримеры, рабочие сцены и массовка непрерывно заняты делом. Жанр, в котором работает этот многоплановый коллектив, не укладывается в обычные рамки. Смешение стилей и направлений не мешает восприятию целостности картины. Последовательно, год за годом события, происходящие на его сцене, приближаются к подлинным сценам из жизни. Сегодня мы откроем двери виртуального 3D-театра, действующие лица и исполнители которого воплощают сценарии создателей пространственных сюжетов на экране мониторов. Речь пойдет о современных графических 2D- и 3D-платах и о том, что их окружает.

Пожалуйте в гардероб...

Этот театр, как и любой другой, начинается с вешалки. Количество мест в зрительном зале и доступных номерков в гардеробе в нашем случае не есть величины постоянные. Круг поклонников театра стремительно расширяется, и причин тому несколько. Однако перейдем к делу.

Основные стадии 3D-конвейера при построении произвольной трехмерной сцены

Благодаря последним разработкам Intel (не стоит забывать и о AMD) вычислительная мощность графических станций на платформе Wintel с некоторых пор отвечает требованиям серьезных профессиональных пакетов 3D-графики и анимации. Кроме того, она подкрепляется и техническими характеристиками видеоплат, предназначенных для этих целей. Для графического адаптера стали привычными 32 Мбайт видеопамяти, многопотоковый конвейер обработки данных, 0,25-микронная топология кристаллов и др. Как тут не вспомнить центральный процессор с его революционными технологиями. Прямая аналогия очевидна. По сути, графический процессор по уровню сложности и выполняемым задачам сегодня вполне может составить конкуренцию своему старшему коллеге. Спектр продукции, представленной на рынке, также достаточно широк. Нередко на основе базовой модели выпускаются ее модификации с возможностью вывода изображения на дополнительный экран, оснащенные встроенным TV-тюнером, модулем обработки DVD-сигнала, поддерживающие DFP- и даже DVI-интерфейсы и т. д. Но это лишь одна сторона вопроса, техническая. Другая, экономическая, заключается в том, что прорыв в технологии и жесткая конкурентная борьба на рынке предопределили весьма умеренную себестоимость производства графических плат начального и среднего уровня, а розничная цена наиболее дорогих из них не превышает 200 долл. Нынешнее падение цен на «билеты» можно лишь приветствовать и смело направляться к окошку кассы оплачивать «настоящее искусство».

В очереди за биноклем

Итак, распахнув двери и преодолев первое волнение, направимся в гардероб. Там, освободившись от макинтошей, кардиганов, шинелей и манто, а заодно и от всех прочих атрибутов улицы и захватив

Проекции каркасной модели выглядят зачастую весьма причудливо. Commandos в работе (пакет 3D Studio Max)
непременные театральные аксессуары (программка и бинокль настоятельно рекомендуются), проследуем в фойе, дабы поближе познакомиться с труппой. Портретная галерея коллектива весьма внушительна. Как минимум четыре поколения актеров занимают подобающие им места в табели о рангах. Будучи воспитанниками разных школ (Matrox и ATI, 3dfx и S3, nVIDIA и 3Dlabs, Trident и Number9, NEC и т. д.), все они вносят свой посильный вклад в развитие нового направления сценического искусства, коротко именуемого 3D и подразумевающего органичный синтез графики, анимации и звука. Давайте заглянем за кулисы и поближе познакомимся с будущей постановкой, а чтобы не упустить деталей, призовем на помощь предусмотрительно взятый напрокат 3D-бинокль.

Искусство на конвейер (от партера до галерки)

Примеры преобразований и рендеринга (пакеты 3D Studio Max 3.0)
Попробуем разобраться в том, что предшествует выходам к публике, крикам «Браво» и аплодисментам зрителей. Далее речь пойдет о постановке, постановщиках и о том, что на сухом языке технологий называется 3D-конвейером. Среди его многочисленных стадий можно выделить пять самых значимых этапов построения законченной 3D-сцены.

1. Представление данных об объекте (Object Data) следует, пожалуй, называть основой будущего сценария, поскольку на этом этапе оформления сцена лишь зарождается в умах дизайнеров, аниматоров, художников и прочего творческого люда, а также отцов-идеологов будущего действа в целом (если это игровой проект) и создателей отдельных его персонажей в частности. На этой стадии 3D-ускоритель принимает участие опосредованно, да и то лишь в том случае, когда разработчик уже сделал ставку на конкретную модель и в дальнейшем вынужден будет работать с оглядкой, постоянно учитывая возможности кристалла и ограничивая полет своей фантазии. В общем случае «железо» на этом этапе ни при чем.

2. Следующее звено в цепи сложного механизма — тесселяция (Tesselation). Здесь все объекты/модели сцены разбиваются на примитивы (иначе полигоны). Отныне математика становится неразлучной спутницей всех дальнейших стадий этого необычного транспортера. Красочный эскиз объекта, вышедший из-под пера художника, превращается в каркасную модель, все компоненты которой подчинены строгим законам геометрии. Плавные обводы криволинейных поверхностей, которые с ходу не удается заменить на сферы, квадраты, прямоугольники или пирамиды, путем аппроксимации замещаются отдельными этими же «простецкими» элементарными составляющими, но уже гораздо меньших размеров, дабы наиболее точно воспроизвести форму основного объекта. Все художественные изыски, отличающие модель, разом исчезают, и перед зрителем предстает лишь ее каркас, образованный пересечением множества плоских и не совсем, прямых и не очень компонентов. Внешние поверхности объекта заполняются полигонами (треугольниками), и в результате каркас выглядит со стороны как пространственный сетчатый объект.

3. Вслед за тесселяцией приходит черед геометрических преобразований (Geometrical Transformation). С этого момента ЦП начинает трудиться на полных оборотах. Он будет занят вычислениями освещенности полигонов с учетом расстановки источников света в объеме сцены и вне ее, а также в самих процессах преобразований (перемещение, масштабирование, вращение, кручение, изгиб — чем не термех на пару с сопроматом). Ему же предстоят расчеты сначала базовых, а затем и всех остальных координат примитивов, определением и подготовкой полигонов к наложению на них текстур с учетом будущих способов текстурирования. Сцена пока не стала трехмерной и выглядит как чертежный лист. Тем не менее положение наблюдателя и направление его взгляда к этому моменту уже известны. Зрительный зал создан, и остается лишь определить и запомнить как его глубину, так и глубину (третью координату) самой сцены, которые пригодятся в дальнейшем для последующих расчетов (а таких в нашем перечне будет немало).

Отбрасывание задних граней, выявление и устранение из дальнейших вычислений невидимых или перекрываемых другими объектами поверхностей и вежливое выпроваживание их со сцены — все это скрывается под аббревиатурой HSR (Hide Surface Removal). Пролог закончен, наступило время основного действия. С этого момента начинает раскручиваться механизм подготовки треугольников (Triangle setup engine), а первичная информация о 3D-объекте, накопленная ранее (освещение, координаты вершин треугольников, текстурирование), преобразуется в величины, которые вскоре при построении сцены будут переданы на графический ускоритель. Финальным аккордом этой стадии можно считать приведение объектов к столь желанным и привычным координатам X, Y и Z, т. е. пространственное масштабирование сцены. Здесь впервые явственно прозвучит со сцены магическое заклинание 3D.

4. Итак, рендеринг. Вот и добрались мы до этого заветного понятия. Близок к завершению и полный цикл работы самого конвейера. Нелегкую долю центрального процессора на этом этапе в полной мере разделяет его графический коллега. Лишней памяти в таких случаях, как правило, не бывает. Жизненно необходимой становится приточно-вытяжная вентиляция. А вот зрителю придется запастись терпением. Процесс создания шедевра такой небыстрый...

Наконец безликие, «неодушевленные», разбросанные каркасы приобретают объем, цвет и форму, окраску и текстуры, которыми изначально наделил их создатель. Наложение текстур во всех проявлениях идет полным ходом, не отстают сглаживание и затенение. Из глубин памяти извлекается информация об удаленности объектов, создаются эффекты прозрачности и рельефности статичных и движущихся поверхностей, имитируются атмосферные явления (дымка и туман). Расход косметики в гримерных сейчас велик, как никогда. Что скажет (давно уже не княгиня) Марья Алексевна?..

5. А дальше? Дальше по всем канонам жанра следует монолог главного героя. Все внимание — на него, все аплодисменты, цветы и крики «Браво!» — ему, хотя случаются и свист, и топот, и скорая ретирада из зала с одним лишь желанием — побыстрее сдать реквизит и получить одежду... Но это потом. А сейчас на 3D-сцене происходит именно то, над чем трудились сценаристы, режиссеры, композиторы и еще очень много грамотных специалистов, которые в один прекрасный день собрались и решили создать это представление. И кто знает, не в этот ли момент закладывается фундамент еще не написанных сценариев?

Оркестровая яма

Особую притягательность спектаклю придает музыка. Ее чарующие звуки способны очень точно передавать все оттенки настроения человека. В нашем 3D-театре такую закономерность стали учитывать не так давно, но ведь и театр этот, согласитесь, достаточно молод. И сегодня полноценное трехмерное звуковое сопровождение вместе с видеорядом формируют одну сцену представления за другой. Вероятно, не будет преувеличением сказать, что в недалеком будущем стать обладателем почетной премии Грэмми в номинации «Лучший композитор», «Лучшая музыкальная тема», «Лучший исполнитель музыки для компьютерного жанра» будет так же престижно, как, например, получить подобную награду за работу над музыкой к самой кассовой киноленте года.

Не верю!!!

Вы никогда не задавались вопросом о том, почему производители графических плат — на вид такой мирной продукции — с недавних пор наделяют своих питомцев столь звучными устрашающими именами. Один с упорством маньяка который год разводит в своем серпентарии ползучих гадов (здесь — не ругательное. — Прим. авт.), другой, признанный мастер подрывного дела, методично наращивает мощь своих зарядов, третий, зная свой буйный, но отходчивый характер, равномерно распределяет собственную ярость в течение всего года, четвертый... четвертый попросту сбежал из племени людоедов и затаился на полке магазина в ожидании очередной жертвы. Откуда это тотальное помешательство? Где вы, милые сердцу райские уголки островов Таити и Бали, где мифические герои Древней Эллады... Мы согласны, наконец, принять безмолвные, мало что говорящие сочетания букв и цифр, способные при известном воображении вызвать прилив тихой ностальгии по неуловимым субмаринам-наутилусам или номерным миноносцам.

«Кого вы хотите обмануть, господа?» — вопрошаем мы безо всякого пафоса. Допускаем мысль, что доверчивых пользователей домашних ПК, строем пришедших в магазин, еще можно запутать. Куда сложнее обстоит дело с предполагаемыми ОЕМ-партнерами, когда речь идет о контрактах, исчисляемых не одной сотней тысяч пресловутых «у. е.» И если на поверку вдруг окажется, что ваша гюрза или кобра — всего лишь добродушный желтопузик, а отчаянный партизан-подпольщик не способен запалить фитиль даже праздничной петарды, — грош цена таким разработкам, невзирая ни на какие красочные обертки.

Ложа для VIP

A
B
C
A. Игра света и тени стараниями ATI выглядит очень правдоподобно.

B, C. Пример реализации bumpmapping в исполнении MATROX

Определенно резон в той увесистой доли экспрессии, которую несут в себе названия, все же есть. Давление со стороны производителя вполне понятно. «Клятвенно обещаем, — призывно звучит с коробок, — мы доведем вашу машину до «белого каления». С нами вы будете летать на таких скоростях, какие и не снились самым современным истребителям». Дескать, супербизон и все такое прочее... Что тут сказать? Наш совет прост. Не поленитесь расспросить многомудрого Чингачгука с вполне русским именем, величаво расхаживающего в торговом зале, со скольких шагов дистанции это свободолюбивое дитя прерий способно разогнаться до вышеозначенных скоростей, требователен ли к рациону, как с памятью и т.д. Прежде чем направиться к окошку кассы, где по традиции состоится трогательная сцена расставания (а ведь «недоедал, недосыпал, пил только чай»), не спешите и для начала вспомните наставление К.С. Станиславского. Вполне может оказаться кстати и искрометный юмор уже нашего современника, любящего повторять: «Тщательнее надо!»

*  *  *

А Н Т Р А К Т

*  *  *

Наконец дошла очередь и до первого отборочного тура. Почему первого, спросите вы? Да потому, что вслед за ним вскоре последуют второй, третий..., а конкурс мы собираемся проводить достаточно часто. Критерии отбора вполне понятны. Знание и понимание технологий, простота и надежность инсталляции, качество программного обеспечения и значимость дополнительных аксессуаров, стоимость, техническая поддержка и гарантия. Все старо, как обычно, и все вновь, как в первый раз!

Очаровательная Эльза

ELSA Synergy II

Компания-производитель предлагает эту плату для рабочих станций САПР начального уровня, о чем и свидетельствуют дополнительные драйверы для продуктов Autodesk/ Kinetix и Microstation. Есть даже фирменная программа просмотра объектов, созданных в пакетах 3D-графики и работающая исключительно под управлением Windows NT. На момент тестирования ELSA пересматривала линейку своих 3D-ускорителей (включая комплектацию) для мультимедийного рынка, и в какой-то момент обновленные коробки с родными Revelator и Erazor на нашем рынке оказались недоступны. Это не помешало нам включить в обзор Synergy II, выполненной на «игровом» наборе TNT2. Компактная и аккуратно спроектированная плата имеет пассивный радиатор, однако перегрева кристалла даже на самых тяжелых игровых приложениях мы не зафиксировали. Качественные драйверы под управлением резидентной утилиты WINman Suite позволяют Synergy II устойчиво работать как с DirectX-, так и с OpenGL-приложениями. Наша ELSA не показала выдающихся результатов среди других плат на аналогичном наборе микросхем. Тем не менее ее вполне можно отнести к крепким середнякам.

ELSA AG,

http://www.elsa.de

Призрак в опере

MS-8806F 3DAGPhantom

Появление прошлой осенью «Фантома» не прошло незамеченным для большинства игровой публики. MSI, в отличие от ASUS, не очень-то торопилась выходить на рынок 3D-ускорителей с платами среднего и высокого ценового диапазона. Казалось, компания запоздала с выпуском серии MS-8806. Однако первые же исполненные ею партии (музыкальное сопровождение — Creative, за дирижерским пультом — SB Live!) сразу выдвинули плату в число соискателей главной премии нашего фестиваля. Увертюра (установка драйверов и утилит) прошла без накладок. Нашему взору предстали качественно переписанные и оптимизированные MSI оригинальные драйверы от nVIDIA. Удобная утилита 3D!Turbo II и закладки свойств видеоподсистемы позволяют настраивать основные режимы работы ускорителя. Не забыл разработчик и о ближайшей перспективе. Помимо стандартного VGA, эта плата (единственная в обзоре) оснащена DFP-разъемом с возможностью подключения жидкокристаллических мониторов нового поколения. Финальная сцена маскарада в постановке Futuremark Corp. лишь закрепила за «Фантомом» репутацию очень быстрой в своем сегменте платы, что и нашло отражение в наших рейтингах.

Micro-Star International Co., Ltd.

http://www.msi.com.tw

Золотой век продолжается

Matrox Millennium G400 Max

Не станем останавливаться на всех технологических новшествах, реализованных в этой плате (см. «Мир ПК», № 7/99), и предлагаем только результаты тестов и наши комментарии. Продукты Matrox, начиная с первых Millennium, сохраняют репутацию наиболее быстрых плат для двухмерной графики. Пожалуй, самый качественный сегодня RAMDAC формирует изображение, близкое к идеальному, что отчетливо видно невооруженным глазом, а также подтверждается результатами тестов. Хорош G400 Max и для работы с 3D-приложениями, и для игр. Благодаря уникальным характеристикам электронных компонентов (в первую очередь это относится к графическому процессору, видеопамяти SGRAM и ЦАП) плата показала наивысшие или близкие к ним результаты практически во всех тестах. Кроме того, Millennium оказался едва ли не единственным ускорителем в обзоре, у которого показатели в тестах незначительно отличаются друг от друга на всех установленных режимах разрешения. Традиционная пользовательская оболочка Matrox PowerDesk дополнилась еще одной функцией: владельцы ПК на базе процессоров Pentiun III могут подключать специальный TurboGL-драйвер, который самостоятельно оптимизирует работу платы в играх Quake 2, Unreal и их клонах, использующих аналогичный движок. Поставляемое на компакт-диске ПО наряду с драйверами содержит программы, демонстрирующие возможности нового кристалла. Достаточно обширная коллекция таких демопрограмм, свободно распространяемых Matrox, находится и на Web-сервере компании.

Поклонникам компьютерных игр предлагается попробовать свои силы в Expendable, специальная версия которого, поддерживающая технологию bump mapping (предмет особой гордости Matrox), также находится на

инсталляционном компакт-диске. Пользователям еще предстоит оценить возможность вывода видеосигнала на разные типы устройств отображения визуальной информации, как, впрочем, и расширяемость самой платы за счет дополнительных модулей. Скажем откровенно: новый Millennium не рассчитан на массового пользователя. За качество приходится платить. Вдобавок ко всему вышесказанному G400 Max желает видеть на другом конце интерфейсного (D-Sub15 или BNC) кабеля достойного партнера, характеристики ЭЛТ которого в полной мере соответствовали бы максимальным возможностям самого ускорителя. Едва ли это замечание смутит компьютерных гуру от дизайна и графики, поскольку равного G400 Max в этой сфере да за такие деньги сейчас не сыскать. Именно поэтому плата заслужила нашу высшую оценку в своей номинации. В завершение еще два слова о четырехсотом: ответственно заявляем, что настоящий Dual Head Max имеет на борту помимо радиатора качественный вентилятор. В противном случае за характеристики «оригинала» лично мы никакой ответственности не несем... Вот так!

Matrox Graphics Inc.

http://www.matrox.com/mga

Мой ласковый и нежный... BEAST

Hercules TerminatorBEAST99

Для компании Hercules нынче настали не самые безоблачные времена. Несмотря на это, один из грандов, стоявший у истоков отрасли, по-прежнему в строю. Предоставленная для тестирования плата выполнена на наборе Savage 4Pro, что давало нам право ожидать от подобной комбинации прямо-таки «зверского» темперамента. На деле же оказалось, что заявленная строптивость сильно преувеличена. Не спасли положения даже вполне прилично переписанные и оформленные S3-драйверы. Кроме того, отсутствует поддержка True Color (на уровне «железа») и вызывает нарекания Dithering. На каком-то этапе мы даже прекратили регистрировать результаты тестов, и потому отчеты по «Терминатору» выглядят неполными. Думается, это не самая удачная покупка для поклонника игр, если иметь в виду те качественные изменения, которые готовит нам индустрия компьютерных развлечений.

Hercules Graphics, Inc.

http://www.hercules.com

Симпатичный дикарь

Creative 3D Blaster Savage4

Очередной бластер, сошедший еще весной прошлого года с конвейера Creative, был призван заполнить в первую очередь нишу игровых 3D-ускорителей нижнего ценового диапазона. Вероятно, это так и случилось бы, если бы не летнее наступление конкурентов на всех фронтах. Разумеется, заслуг технологического характера, реализованных в наборе компании S3, никто не оспаривает. Все дело в уровне, на который подняли планку производительности в 2D- и 3D-приложениях и, естественно, играх услужливые конкуренты. Выход из сложившейся ситуации один — продолжать внедрять новые разработки, снижая цены на оставшиеся в строю модели. Шаг вполне закономерный и наглядно иллюстрирующий темпы развития современных графических ускорителей.

В течение всего лишь шести месяцев произошла смена поколений, и на театральные подмостки сезона 1999/2000 г. ангажированы уже новые актеры, воспитанники известных школ сценического искусства — ATI, nVIDIA, S3... Что же остается старикам, довольствоваться вторыми ролями? В случае с Savage4 сохраняется надежда, что наработки, воплощенные в кристалле, еще будут востребованы, и мы сможем увидеть это в новых играх. Эффективность платы в мультимедийных приложениях (воспроизведение видеопотока формата MPEG-2) также заслуживает внимания. Если и впредь не требовать от плат на этом наборе запредельных fps в играх, а отдать должное механизму компрессии текстур и скоростям трилинейной фильтрации (которая, к слову говоря, выше, чем у остальных плат в обзоре), так и вовсе не стоит падать духом, сожалея об уже купленной карточке, или терять время на поиски чего-либо достойного за небольшие деньги. Качественное ПО, предлагаемое Creative, и два бонуса с играми (комплектация коробочного варианта 3D Blaster), говорят о том, что плату определенно рано списывать со счетов.

Creative Labs., Co.

http://www.creative.com

По следам мушкетеров

ATI All in Wonder 128

Вероятно, вы еще не забыли девиз славных мушкетеров, увековеченный незабвенным литератором. Дюма-отец, справедливости ради, вообще должен быть канонизирован иными отцами иного поколения. Приглядитесь повнимательнее... Вам ничего не напоминают все эти многофункциональные устройства современной ИТ-индустрии? «Все в одном!» — кричит надпись с плаката. «Один за всех!» — вторит ему рекламный ролик на телевидении. «Много шума из ничего», — возразите вы... Скорее другое. Наш быстротечный, прагматичный, информационный век диктует появление подобных универсальных продуктов, сочетающих в себе высокие технические характеристики рабочей среды и создающих атмосферу комфорта в те минуты, когда работа может подождать. Заметьте, превращения эти происходят в считанные мгновения, стоит лишь запустить приложение. Имя ему — ATI Multimedia Center. Сразу пять программ готовы исполнить ваше желание. Установленный в компьютере дисковод DVD и подключенная TV-антенна (звуковая плата настоятельно рекомендуется) превращают ПК в компактный домашний видеотеатр. И все это благодаря плате All in Wоnder.

ATI давно вынашивала в своих планах массовое производство такой карточки. В конце концов это стало возможным благодаря хорошему финансовому заделу и умелой стратегии, проводимой год за годом руководством компании. На сегодня в своем классе плата действительно уникальна. Поддержка всех телевизионных стандартов, просмотр, выбор и блокировка телевизионных программ, мгновенный повтор эпизода в дополнительном окне, возможность ввода, кодирования и редактирования сигнала стандартов MPEG-1 или MPEG-2 в реальном времени, поиск по ключевым словам с быстрым включением TV-изображения или видеозаписи при появлении заданных слов в передаче, отличное воспроизведение любого из форматов компьютерного видео — вот лишь неполный перечень достоинств наследника мушкетеров. Этот «интеллектуал», выполненный на наборе Rage 128 и продолживший славные традиции RagePro, неплохо проявил себя и в традиционной для любой видеоплаты стихии. Рассчитанный на пользователей со средним достатком, All in Wonder уже привлек к себе внимание не только представителей сети розничных продаж по всему миру, но и ведущих производителей компьютеров. Рядовой ПК преображается в мощного мультимедийного компаньона благодаря всего лишь одному устройству, а само решение подкупает простотой и доступностью. Когда же развлечения отходят на второй план, All in Wonder показывает очень неплохую производительность в 2D/3D-приложениях. Вполне достойными выглядят показатели платы и в играх. Полное соответствие непреходящего критерия цена/производительность с учетом грамотно спрогнозированного сегмента (так и хочется сказать «мишени») рынка налицо. Париж может спать спокойно, впрочем, не только он...

ATI Technologies Inc.

http://www.ati.com

Неистовость ATI

ATI Fury 128 GL

По оценкам Mercury Research, компания ATI уже давно вышла в безусловные мировые лидеры продаж графических адаптеров и наборов микросхем на всех континентах. Если говорить о платформе Wintel, отрыв ATI от конкурентов впечатляет (свыше 60% рынка всех производимых и реализуемых графических плат начального и среднего уровня). В «яблоневом раю» это превосходство выглядит еще более впечатляюще. Куда стремишься теперь, ATI? Не дает ответа, лишь скрипят на поворотах красно-белой колесницы... нет, не оси, то сжатые зубы конкурентов. Но довольно лирики. Что там скрывается за скупыми цифрами отчетов?

Радужная перспектива будущего не всегда просматривалась столь отчетливо. Надежды, возлагаемые на XPERT, оправдались лишь отчасти. Набор RagePro в целом справился с возложенной на него задачей, однако рынок игр, насыщенных 3D-графикой, по-прежнему выпадал из сферы влияния ATI. Да и длительная задержка с выпуском качественных OpenGL-драйверов не переставала лить воду на мельницу соперников (надо прямо сказать, эти пресловутые драйверы не обошли стороной ни одного производителя). Ориентиры были понятны (с одной стороны — nVIDIA со своими TNT, с другой — объединившиеся к этому времени 3Dfx и STB, предлагавшие стареющие Voodoo2 и новые Banshee). Способ достижения цели — новый набор Rage 128. Сказано — сделано. Запаслись кремнием, запустили конвейер, начали отгрузку, продажи — все как обычно, согласно расписанию. Опять звучат фанфары. Производительность в True Color не знает себе равных: аппаратное декодирование MPEG и DVD, выборка команд и оптимизация операций 3D-конвейера на финальных стадиях... Вот тут-то и пришли тревожные новости на землю канадскую из далекого Датского королевства. Мол, не все спокойно у нас, заминка вышла с драйверами. Может, и не скандинавы то были вовсе, да и какая, впрочем, разница. Грабли были все те же, и наступать на них вторично вовсе не требовалось. Коротенькая справка: понадобилось фактически полгода с момента выхода первых плат, для того чтобы отладить и просушить сырые строчки кода и устранить ошибки. К лету в ATI вздохнули спокойно. Пользователи были довольны, волнения улеглись... до поры! Но это уже будут переживания иного рода (см. о Rage 128 Pro)...

ATI Technologies Inc.

http:/www.ati.com

Черная магия Voodoo

3dfx Voodoo3 3000

Исторически сложилось так, что первые по-настоящему 3Dfx-игры отождествлялись у поклонников первых же «квэйков», вторых «хексэнов», нескончаемых «томб райдеров» и «ниид фо спиидов» (заранее просим прощения у читателей за этот сленг) именно с 3Dfx Interactive, что по-своему справедливо. Мощный толчок, положивший начало целому направлению компьютерной графики и анимации в рамках ПК, был инициирован отчасти и этой компанией. И пошел бродить покупатель по «шопам» и «маркетам», магазинам виртуальным и настоящим в поисках очередных Voodoo и Monster. Денег на покупку не жалел, армию почитателей сам же и приумножал разговорами и приглашениями зайти в гости и убедиться. Пресса и компании-разработчики игр, как водится, тоже руку приложили. И пошло, поехало... А для чего еще компьютер нужен? Так-то оно так, только лакомый кусок румяного пирога увиделся в одночасье не только 3Dfx. Что из этого следует? Правильно, здоровая конкуренция... Всяк норовит урвать свою долю, да побольше. Как здесь удержаться на гребне волны и реноме сохранить? Выход один — постоянное финансирование научных исследований, четкое видение перспективы, погоня за свежими идеями (читай — охота за умами), и деньги, деньги... Хорошо тому, у кого есть своя производственная база. Спроектировал, сделал, продал. Вернули — доработал, исправил, продал. Спроектировал... и так до бесконечности. А как быть тем, у кого базы нет? Тоже жить можно, хотя и гораздо труднее: технологии на аукционах, OEM-контракты, лицензии и т.д. Как нельзя более кстати пришелся свой API. Так или почти так завоевывала свои позиции одна очень авторитетная сегодня компания.

История плат Voodoo такая же старая, как и рынок 3D-ускорителей. Перед нами образец уже третьего поколения. Это по-прежнему один конвейер и 16-битовый Z-буфер, но уже пара процессоров обработки текстур, AGP-шина и внушительных размеров радиатор. Плата не имеет себе равных на малых разрешениях в High Color под управлением OpenGL. Естественно, у нее нет проблем в играх с поддержкой Glide. Сложнее обстоят дела с Direct3D. Большие текстуры все еще недоступны, как, впрочем, и память объемом выше 16 Мбайт. Однако поклонники компании не унывают — Voodoo4 уже не за горами. Вот она, магия 3D.

3dfx Interactive, Inc.

http://www.3dfx.com

Сорвиголова из Поднебесной

Chaintech Desperado Banshee AGP-3F10

Время, отведенное платам на этом наборе, исчисляется минутной стрелкой. А судьба Banshee в чем-то схожа с судьбой G200. Оба этих перспективных набора оказались на водоразделе двух эпох. Проведенная ими артподготовка определила и скорректировала ориентиры для будущих массированных ударов, после чего бравые солдаты были досрочно отправлены на покой. Бывает и такое. А далее выдержки из дневника командира.

«...тем не менее старый вояка отчаянно сопротивляется, пытаясь доказать, что есть еще порох... и он-де еще покажет себя. Однако во многом за молодыми ему уже не поспеть. Не поставлена на поток обработка текстур, а значит, ни о каком мультитекстурировании и речи быть не может. Возможны перегревы во время затяжных и с годами таких утомительных марш-бросков. Да и скорость передвижения не столь высока, как у новобранцев. Новая походная кровать AGP в палатке, конечно, примет усталого путника, вот только ночной разговор по душам у них пойдет по старой схеме — PCI/66 МГц, и не более того. Реализация Glide не вызывает нареканий. Проблемы, возникшие с поддержкой OpenGL, пришлось решать оперативно с помощью заокеанских союзников. Рука не поднимется списывать Desperado в резерв, однако солнце неумолимо, день за днем, утром восходит на востоке, чтобы вечером обрести покой на западе (почти по Конфуцию)...»

Chaintech Co., Ltd

http://www.chaintech.com.tw

Созидатель

Creative 3D Blaster

TNT2 Ultra

Чего желает пользователь? Обычный, неискушенный, не запятнавший разума своего всеми этими терминами про 3D. Пользователь желает, купив новую «железку», не вникать в тонкости монтажа платы, видеть инструкцию по установке на родном для себя языке. Не думая ни о чем, уложить компакт-диск с ПО (и чтобы на этикетке было написано) в привод CD-ROM, нажать кнопочку и щелкнуть несколько раз мышкой на надписях «Да», «Yes», «Ja» или «Oui» в зависимости от кодовой страницы ОС и своей принадлежности к стране, которую он с детства привык называть отчизной. После перезагрузки компьютера он желает немедленно приступить к эксплуатации благоприобретенного верного друга, исправно поедающего год за годом денежные и временны,е ресурсы. Хорошо бы также обнаружить в коробке пару модных игр, о которых кое-что слышал или где-то читал.

Смеем вас заверить: все это он получит и сможет выполнить точно по приведенному нехитрому сценарию без единой заминки. По долгу службы мы протестировали наш образец на нескольких платформах с различной степенью «засоренности» жесткого диска ПО, оставшимся от предыдущих экспонатов, с разными версиями API и на всевозможных приложениях, начиная от тяжелых пакетов Autodesk/Kinetix и MetaCreations и заканчивая легкомысленными тест-безделушками от ID Software, Epic Megagames, Raven и Rage Software, Virgin Interactive и пр.

Грамотно написанные драйверы, прекрасная оболочка, полное и внятное описание, разнообразное ПО (Colorific и 3Deep — утилиты управления цветом и программной калибровки дисплея от Sonnetech, Ltd.), а также полные версии игр Expendable компании Rage Software и RollCage фирмы Psygnosis дополняют высокие результаты тестов, делая общую картину весьма убедительной. Несмотря на свою достаточно высокую цену, этот 3D Blaster по праву заслужил высшие оценки во всех номинациях нашего итогового рейтинга.

Creative Labs., Co.

http://www.creative.com

Параллельные миры ASUS

ASUS AGP-3800 Pure и Deluxe

Будучи лидером среди производителей системных плат, ASUS достаточно давно и успешно освоил рынок графических ускорителей. Начиная с середины 90-х одними из первых его партнеров были ATI и S3. Сейчас ASUS сам выбирает коллег по бизнесу и, судя по модельному ряду, весьма доволен своим сотрудничеством с nVIDIA. Впрочем, последняя внакладе, определенно, не остается.

Две платы как две сестры сошли с одного конвейера. Разница в наборах определяется лишь частотами, на которых будут работать кристаллы, изготовленные, вполне вероятно, из одной кремниевой пластины. После соответствующих операций внутризаводского тестирования они получат маркировки TNT2 и TNT2 Ultra, и с этого момента пути их разойдутся. ASUS не поскупился снабдить обе платы быстрой, но довольно дорогой видеопамятью SGRAM. В комплект поставки, помимо установочного компакт-диска с ПО и двух игр, входят стереоскопические 3D-очки ASUS VR-100G и комплект кабелей. С середины прошлого года все продукты компании, предназначенные для отечественного рынка, имеют сопроводительную документацию на русском языке, что, конечно, похвально. Это же относится и к инсталляции драйверов и утилит. В принципе установка «железа» и ПО происходит достаточно корректно, однако легкости и блеска, столь характерных для продуктов Creative, в случае с ASUS мы не заметили. Платы показывают вполне разумную производительность, кое-где даже опережая своих прямых конкурентов, но в основном за счет видеопамяти. В тестовых эпизодах Quake (вотчина OpenGL) плата Deluxe на равных соперничает с 3D Blaster, чего нельзя сказать о тех приложениях, где хозяйничает DirectX. Вероятно, причина кроется в не до конца отлаженных драйверах, хотя корни ее могут лежать и глубже. Вариант Pure лишь незначительно отличается от своих собратьев по кристаллу, хотя, на наш взгляд, явно отягощен стоимостными показателями из-за дорогой комплектации. Впрочем, это дело вкуса.

ASUSTeK Computer Inc.

http://www.asus.com.tw

Надежность и элегантность

Gigabyte GA-660

Еще один конкурент, вступивший на тропу состязаний, собран в цехах компании, у которой (по признанию представителей Gigabyte) весьма успешный бизнес, связанный с графикой, занимает вторую строчку после системных плат. Грамотно спроектированная плата (активный радиатор, оснащенный малошумным вентилятором, имеет свое «продолжение» и на тыльной стороне платы) с легкостью выдерживает все температурные режимы при максимальных разрешениях. Она укомплектована очень толковым Руководством пользователя и компакт-диском с ПО, о котором стоит сказать отдельно.

Согласно OEM-контракту, Gigabyte получает доступ к библиотекам так называемых reference-драйверов разработчика набора микросхем, в данном случае — компании nVIDIA. Завершив инсталляцию GA-660 и поработав с адаптированным ПО, мы по достоинству оценили труд программистов и инженеров Gigabyte. Функциональные возможности драйверов и утилит были признаны одними из лучших в обзоре. И дело здесь не только в русифицированной версии программного пакета, но и в том сервисе, который становится доступным и понятным даже для начинающего пользователя, впервые постигающего мир 3D. К слову, обновленные версии драйверов от nVIDIA, устанавливаемые поверх старых, не замещают (как это происходило с образцами других производителей) оригинальные закладки, созданные при установке платы, а корректно подключаются к ним в качестве дополнительных опций. Обращает на себя внимание закладка настройки параметров частот регенерации экрана. В связке плата—монитор для нее не существует фиксированных значений. Это значит, что, обладая не самым интеллектуальным дисплеем, вы всегда сумеете заставить договориться эти два основных устройства вашей видеоподсистемы.

Giga-Byte Technology Co., Ltd.

http:/www.gigabyte.com.tw

Добро пожаловать в революцию!

ATI Fury 128 Pro

По числу предполагаемых новшеств, которые будут реализованы в платах на базе Rage 128 Pro, к замыслу разработчиков и его воплощению в «железе» более значимого определения, пожалуй, и не подобрать. Время перманентных эволюций и доработок прошло, и обещанный прорыв наконец состоялся. Судя по топологии печатного монтажа, ATI предполагает выпускать целое семейство графических плат на новом конструктиве (напомним, что тестовой лаборатории был представлен пока лишь опытный экземпляр ускорителя). Кроме базового предполагается выпускать варианты с DFP- и DVI-интерфейсом. Впервые для плат ATI компактный радиатор дополнен вентилятором. Fury 128 Pro на равных соперничает с Millennium G400 Max и платами на базе nVIDIA Riva TNT2 Ultra. По вполне понятным причинам мы не стали подвергать тщательному анализу результаты выборочных тестов этих оппонентов, однако кое-какие соображения приведем ниже.

Поставив на поток производство нового кристалла, ATI может всерьез потеснить своих старых соперников. Плата показала весьма достойную скорость на трилинейной фильтрации. Ей определенно удается и прорисовка полигонов. Как всегда, на высоте оказались воспроизведение видеопотока, и DVD в частности. Еще предстоит потрудиться над скоростью наложения текстур, где прогресс, впрочем, также ощутим. Что касается ПО, то здесь все в порядке с API от Microsoft, а вот драйверы под OpenGL требуют доработки. Продукт реально перемещается из «середняков» (каким он был без приставки Pro) в премьер-лигу, минуя сетку квалификационного турнира. Остается лишь дождаться финального свистка, чтобы оценить весь потенциал претендента. Ждать осталось недолго.

ATI Technologies Inc.

http:/www.ati.com

*  *  *

Редакция благодарит компании ASUSTek, Creative Labs, Matrox Graphics, Micro-Star Inc., Gigabyte Technologies, East-Side Consulting, «Альянс», «ДВМ—

Белый Ветер», «Традиция», «Синтез», ПИРИТ, MultiCo, а также московские представительства компаний ATI Technologies, Intel Technologies и Samsung Electronics за предоставленные для тестирования образцы и ПО.

Тестовая лаборатория выражает признательность международному творческому коллективу в лице Анны Хаусман, Светланы Абрамовой, Кэндис Ю, Ильи Кузнецова, Евы Ситарек, Виктора Арковенко, Симфорвен Лин, Александра Прилуцкого, Норберта Куперянса и Михаила Лукинова за проявленные терпение и понимание во время бесконечных репетиций перед премьерой.


За дирижерским пультом, или Несколько слов к сценариям тестов

Когда речь идет о тестировании графических ускорителей, следует иметь в виду, что до сих пор, к сожалению, все еще не существует комплексных тестов, позволяющих оценить характеристики образца при работе во всех режимах. Составляя в общих чертах сценарий нашего тестирования, мы выбирали ставшие уже традиционными для таких испытаний сюжеты, которые поочередно сменяли друг друга, позволив в итоге определить актерское мастерство всех 14 конкурсантов. Итак...

Пакет 3DMark 99 компании Futuremark Corporation помог нам проверить реализацию поддержки и скорость текстурирования при билинейной, трилинейной и анизотропной фильтрации, скорости растеризации, рендеринга текстур различного объема, наложения текстур при мультитекстурировании, качество изображения при различных вариантах a-смешения и MIP-мэппинга, качество и глубину разрешения текстур, а также быстродействие в двух игровых сценах. На основе результатов тестирования по нескольким категориям выводилась общая оценка производительности платы в условных единицах 3dmarks (более подробно о 3DMark по адресу: http://www.madonion.com).

Следующим пакетом, выбранным для проверки талантов соискателей, был еще один продукт FutureMark — MultimediaMark 99. Он включает четыре теста, позволяющих судить о производительности и качестве визуального и звукового рядов при работе ПК с мультимедийными приложениями. Быстродействие системы определялось суммарной оценкой выполнения таких операций, как воспроизведение видеопотока формата MPEG-1, обработка стационарного изображения (масштабирование, поворот, клиппинг, эмуляция наложения слоев, — иными словами, операций, наиболее часто применяемых в графических пакетах), и кроме того, некоторых преобразований со звуком (эффекты реверберации, наложения голосов и эхо-сигнала).

Заключительным этапом нашего тестирования стал бенефис четырех игровых приложений, признанных ныне классическими. Они дают возможность оценить не виртуальную, а вполне реальную производительность плат на не менее значимой для наших «актеров» сцене. Экзаменаторами выступали тест-эпизоды из Quake 2 (полная версия, обновление ver. 3.20), Quake3 Arena Test (версии 1.07 и 1.08) легендарной ID Software, Inc. и Expendable (полная стандартная версия) от Rage Games, Inc., а также имитатора-аркады Incoming этой же компании.

К концу тестирования компания ATI преподнесла нам неожиданный «подарок». Речь идет о плате на новом наборе Rage 128 Pro. Заявленные характеристики позволяют говорить о ней как о прообразе графических ускорителей следующего поколения. А посему мы, нарастив мощность рабочей станции, на которой тестировались все образцы, отобрали два самых быстрых и сравнили их показатели с новинкой от ATI. Таким образом, вместо одной конфигурации тестовой платформы определились две, краткие характеристики которых мы и приводим.

Платформа I

Системная плата — Gigabyte GA-BX2000 Dual BIOS

ОЗУ — 128-Мбайт (2Ё64) модули DIMM, ECC, PC100

ЦП — Pentium II-400 МГц



Платформа II

Системная плата — ASUSTeK P3B-F

ОЗУ — 256-Мбайт (2Ё128) модули DIMM, PC100

ЦП — Pentium III-500 МГц

Несколько слов о выбранных для тестов режимах работы видеоподсистемы (связка графическая плата—монитор). Оценивая сегменты рынка, на которые ориентированы (производителем, а не нами) тестируемые ускорители, а также учитывая отечественную специфику комплектации и динамику продаж ПК для разных категорий пользователей, мы решили выделить только два базовых для 15- и 17-дюймовых мониторов видеорежима — с разрешением 800Ё600 и 1024Ё768 точек соответственно. В тестах изменялись лишь разрядность Z-буфера и глубина цвета, а когда дело касалось игровых тест-эпизодов — еще несколько параметров. При тестировании там, где это было возможно, выбирался режим с отключенной синхронизацией (Vsync=Off).



Затронув тему быстродействия, предвосхитим вопросы со стороны пытливой публики, касающиеся так называемого «твикинга» (tweaking — здесь отладка, разгон, ускорение параметров). Нет, мы сознательно не разгоняли наших дорогих пациентов на бескрайних просторах «квэйков», «анреалов», «инкомингов» и иже с ними. Для непосвященных добавим, что производители плат, а иногда и независимые программисты в дополнение к официальному сертифицированному ПО помимо драйверов и утилит конфигурации предлагают утилиту Overclock или Tweak для проведения незатейливых экспериментов с частотой видеопамяти и графического процессора. Бесценный опыт, накопленный в битвах за повышение тактовых частот центрального процессора, и по сей день будоражит умы увлеченных селекционеров, давая благодатные всходы уже на ниве 3D-ускорителей. Подобные эксперименты по-своему интересны, однако следует помнить, что, заставляя плату работать в ускоренном темпе, вы подвергаете и ее, и себя определенному риску. Как говорится, недокомментированные возможности раскрывают перед вами широкий оперативный простор для маневра, вот только ни о какой гарантии и уж тем более (не к ночи будет сказано) о страховом полисе тут и речи быть не может. Без комментариев!

В следующем номере нашего журнала мы предлагаем также познакомиться с результатами тестов на соответствие характеристик плат спецификациям VESA и их работе в DOS-приложениях (см. материал «Чего можно ожидать от видеоплат в DOS»). Представьте себе, остались еще и такие. Строго говоря, вызывает некоторое недоумение тот факт, что у одних и тех же плат бесподобные характеристики и частоты обновления/регенерации экрана в ОС всеми любимой компании сменяются 60 Гц, стоит лишь переключиться в полноценное приложение, работающее под управлением неувядаемой дисковой ОС. Что это? Лень программистов, пишущих драйверы и не удосужившихся черкануть пару-тройку лишних строк, или неумение, а может, просто нежелание кристалла помнить историческую среду обитания своих предков. Как бы то ни было, для нас куда милее законные 75 Гц, подкрепленные задекларированными VESA 3.0 compatible, нежели неприятное, а то и попросту вредное мерцание экрана. Думается, родители нас поддержат.

Вот, пожалуй, и все. В путь! Кстати, для пытливых мы приводим строки инициализации тест-эпизодов всех четырех игровых демороликов. Дерзайте!

Quake 2 (patch 3.20) — требуется OpenGL-драйвер

s_initsound 0

snd_restart

timedemo 1

demomap demo1.dm2



Quake3 Arena Test (version 1.07/1.08) —

требуется OpenGL-драйвер

s_initsound 0

snd_restart

timedemo 1

demo q3testdemo(1 или 2)/demo q3demo

(1 или 2)

Incoming — требуется DirectX версия 5.x

и выше

incoming.exe -gameindex -nosound

-notrilinear -screenmode



Expendable — требуется DirectX версия

6.x и выше

go.exe -timedem2*

* Звук в закладке Audio/Expendable Setup рекомендуем отключить.