О платах семейства miroVIDEO DC30 компании Pinnacle Systems (www.pinna-clesys.ru) написано уже очень много. Однако в большинстве своем это общие обзоры, по информации из которых сложно составить верное представление о возможностях данных плат. Поэтому я решил поделиться теми знаниями, которые были накоплены на протяжении почти трех лет эксплуатации DC30, являющейся де-факто одной из самых распространенных систем для редактирования видео на ПК.

Основное назначение плат серии miroVIDEO DC30 — оцифровка (запись) аналогового видеосигнала, поступающего на их входы, и сохранение оцифрованных данных на жестком диске в AVI-файле. При воспроизведении записанного файла происходит обратное преобразование. Кроме того, все платы серии DC30 могут обрабатывать и звуковое стереофоническое сопровождение видеоизображения.

Платы предназначены для работы в таких ОС, как Windows 95/98/NT. Информации о возможности их работы в ОС Unix, OS/2 и прочих для PC-платформы пока не поступало. Необходимо упомянуть, что существуют полнофункциональные аналоги плат DC30 и DC30 plus для Macintosh. Они называются соответственно miroMOTION DC30 и miroMOTION DC30 plus.

Сегодня серия DC30 для IBM-совместимых ПК представлена тремя платами, имеющими одинаковую аппаратную реализацию:

. miroVIDEO DC30 — самая первая плата в этой серии; в свое время (три года назад) была вполне революционным решением в области компьютерной обработки видео. В комплекте поставлялась урезанная (LE) версия видеоредактора Adobe Premiere 4.2. Также «в нагрузку» прилагались урезанный графический редактор Adobe Photoshop LE и программа для создания объемных изображений Asymetrix 3D/FX. В настоящее время эта модель уже снята с производства в связи с выпуском miroVIDEO DC30 plus, но я буду рассматривать ее в данной статье вместе с более поздними модификациями, так как она функционально мало чем от них отличается и до сих пор очень широко распространена в домашнем и студийном обиходе.

Рис. 1. Коммутационный блок Blue Box

. miroVIDEO DC30 plus (рис. 1) — усовершенствованный вариант DC30. Однако все принципиальные дополнения относятся только к программному обеспечению платы, а именно к технологии вывода смонтированного видеофильма на ленту. Эта технология получила название miroINSTANT и предназначена для работы с видеоредактором Adobe Premiere. В комплект поставки входит полная версия видеоредактора Adobe Premiere 5.1, все тот же Adobe Photoshop LE, титровальная программа TitleDeko и 300 дополнительных подключаемых (plug-in) модулей для Premiere (Pixlan Video SpiceRack).

Следует отметить, что комплект DC30 можно было модернизировать до DC30 plus с помощью специального набора Productivity Pack.

. miroVIDEO DC30 pro — это та же DC30 plus, только в комплект поставки добавлен выносной коммутационный блок для комфортного подключения внешних устройств Blue Box (рис. 2). Этот коммутационный блок продается и отдельно, так как по типу и назначению разъемов совместим не только с платами серии DC30, но и с большинством других видеомонтажных плат как компании Pinnacle Systems, так и ряда других производителей. В состав ПО добавлен звуковой редактор Sonic Foundry ACID Music.

Технические характеристики

Основные технические характеристики плат серии miroVIDEO DC30 совершенно идентичны, а если отличия имеются, то они указаны.

Системная шина: как и большинство современных плат, описываемые устройства используют быструю 32-битовую шину PCI версии 2.1 с поддержкой технологии Plug&Play (при исправности прочих компонентов компьютера плата правильно опознается под управлением Windows 9х). Одним из принципиальных новшеств стало применение в этой серии технологии Bus Mastering, что позволило значительно повысить надежность оцифровки видео за счет разгрузки процессора при операциях ввода-вывода видеопотока (Bus Mastering позволяет захват управления шиной PCI периферийным устройством, установленным на этой шине).

Скорость видеопотока: до 6 Мбайт/с (DC30) и до 7 Мбайт/с (DC30 plus и DC30 pro).

Рис. 3. Панель управления видеовходом

Входы и выходы плат: для вывода и ввода видеоизображения используются пары стандартных композитных разъемов (RCA) и S-Video (4-контактный mini-DIN). Звук также проходит через стандартные разъемы типа «тюльпан» (RCA) с помощью переходника, входящего в комплект поставки всех плат. Помимо внешних разъемов на металлическом крепежном кронштейне платы имеются и внутренние разъемы:

  • композитный видеовход;
  • композитный видеовыход;
  • 4-контактный линейный аудиовход (stereo);
  • 4-контактный линейный аудиовыход (stereo);
  • внутренняя шина I2C (практического применения пока не имеет).

Нужные входы выбираются программным путем через настройки платы.

Видеостандарты: все три платы могут оцифровывать видеосигнал в форматах SECAM, PAL, PAL N, PAL M, NTSC и NTSC 4.43, а на выходе позволяют получить все те же сигналы, кроме SECAM (похоже, на практике это никогда и не требуется).

Частота кадров: программно регулируется от 1 до 25 кадров/с для PAL и SECAM и от 1 до 30 кадров/с для всех вариантов NTSC. Оба поля одного кадра обрабатываются независимо, но потом они сжимаются и хранятся в файле как один кадр.

Рис. 4. Панель управления форматом видеосигнала

Регулировки изображения: на этапе записи имеется возможность в больших пределах подстраивать основные параметры видеосигнала (рис. 4), такие как яркость, контрастность, насыщенность, четкость. Это позволяет сразу при оцифровке подкорректировать некоторые детали плохого видеоматериала. Однако такое распространенное явление, как неправильно выставленный при съемке баланс белого цвета, входными регулировками исправить нельзя. Эти издержки исправляются с помощью фильтра цветокоррекции (color balance) только на этапе монтажа в редакторе Adobe Premiere.

Опция Video-loopthrough разрешает сквозной проход видеосигнала напрямую с выбранного входа платы на ее выходы. Это удобно и полезно для контроля процесса записи, но порождает проблему «закольцованного сигнала», если используется один видеомагнитофон для записи и воспроизведения. В таком случае опцию Video-loopthrough нужно отключать.

Опция VCR-stability предназначена для коррекции искажений, возникающих в результате нестабильности лентопротяжного механизма видеомагнитофона. Однако обнаружить на практике результат ее применения не так-то просто.

Рис. 5. Панель управления режимом оверлея

Размер кадра: платы позволяют в больших пределах варьировать разложение кадра на пикселы (рис. 5):

  • квадратный пиксел: 768X576 для PAL/SECAM и 640X480 для NTSC;
  • прямоугольный пиксел (согласно рекомендации CCIR 601): 704X576 для PAL/SECAM и 704X480 для NTSC.

Затем выбирается число обрабатываемых полей (Frame adjust vertical). При обработке только одного поля разрешение по вертикали уменьшается в два раза: например, получается 7685 288 для PAL/ SECAM и 640X240 для NTSC в случае квадратного пиксела. Аналогично и независимо от числа вводимых полей можно вдвое снизить разрешение по горизонтали (Frame adjust horizontal): например, размер кадра получится 384X576 для PAL/SECAM и 704X480 для NTSC в случае квадратного пиксела и двух полей.

Теперь можно задать отношение сторон экрана:
  • 4 : 3 — стандартный телевизионный экран;
  • 16 : 9 — новый, но пока мало распространенный «широкий» формат экрана. При применении этой опции на обычном телевизоре активная область экрана по вертикали станет у?же и будет ограничена черными полями.
Возможные значения размера кадра сведены в табл. 1.

Отдельно стоит отметить еще одну имеющуюся регулировку размера кадра — cropping. Это принудительное обрезание размера с изменяемым шагом по всему периметру кадра, или, вернее, вырезание изображения из середины кадра с заполнением краев черной рамкой.

Алгоритм и степень сжатия: в платах серии miroVideo DC30 применен наиболее популярный для таких устройств алгоритм Motion-JPEG. Суть его заключается в том, что каждый кадр оцифровывается и сжимается независимо от других по алгоритму статической компрессии JPEG, часто применяемой в компьютерной фотографии. После оцифровки, но перед сжатием в каждом кадре удаляется цветовая избыточность (в телевизионном жаргоне «прореживание»). В результате этой операции каждый кадр имеет представление в формате YUV (4:2:2). Для дальнейшей обработки используется яркостная составляющая каждого пиксела оцифрованного изображения и цветовые составляющие каждого второго пиксела. Такая обработка позволяет на треть сократить количество обрабатываемых данных без видимого ухудшения качества изображения.

Аппаратным кодеком Motion-JPEG служит популярная ИС ZORAN ZR36050. Степень сжатия можно плавно регулировать в больших пределах: от 2,5:1 до 32:1. Минимальная степень сжатия зависит от типа платы и выбранного разрешения (см. табл. 2.).

Наименьшее значение компрессии, которого мне удалось достичь на плате DC30, составляет 2,4:1 при размере кадра 704X432 (с включенной опцией 16:9), а для DC30 plus оно может быть еще ниже.

Качество изображения — абстрактная характеристика применительно к кодеку Motion-JPEG; зависит от степени сжатия изображения: чем она больше, тем более заметны визуальные искажения (артефакты), проявляющиеся в виде «разрытия» контрастных границ, возникновения блочной структуры кадра и других нежелательных явлений. Определить прямую зависимость между степенью сжатия и форматом используемого аналогового оборудования невозможно. Однако длительная работа с цифровым монтажом на ТВ позволяет вывести некоторые относительные зависимости между степенью сжатия и требуемым качеством (табл. 3.): платы серии DC30 вполне «тянут» на качество Betacam SP. Хотя отсутствие у них компонентных видеовходов, сбалансированных (XLR) аудиовходов и средств/ инструментов синхронизации от внешнего источника не позволяют применять эти платы в серьезном видеопроизводстве. Кроме того, имеющиеся на плате входы S-Video не отвечают требованиям «вещательного» качества, так как не обеспечивают точной передачи и разделения цветовых составляющих видеосигнала (R-Y, B-Y). Это ответ тем, кто собирался использовать платы серии DC30 в вещательных студиях. Однако компания Pinnacle Systems предлагает более совершенную плату miroVIDEO DC50, отвечающую всем вышеуказанным требованиям.

Контроль изображения на компьютерном мониторе: в серии DC30 впервые был реализован аппаратный оверлей — полнокадровый (до 768X576) просмотр видео в монтажном окне в режиме реального времени с помощью передачи данных по шине PCI от платы видеообработки к штатному графическому адаптеру компьютера. Качество и вообще наличие этого изображения в разных режимах работы можно настраивать программно (рис. 6). Опция Pinnacle logo накладывает изображение логотипа фирмы Pinnacle Systems в окне оверлея (и только лишь в нем!) и практического применения не имеет.

Рис. 6. Панель управления видеовыходом

Необходимо отметить, что качество этого оверлея и вообще возможность его использования зависят от установленного в компьютере графического адаптера и его поддержки DirectDraw (DirectX). Например, довольно популярная некоторое время назад плата Matrox Millennium II имеет ограниченную поддержку оверлея (384X288), а некоторые недорогие графические адаптеры и вовсе не имеют такой возможности. В настоящее время применительно к современным графическим акселераторам данной проблемы практически не существует, а список рекомендуемых фирмой Pinnacle Systems графических адаптеров можно посмотреть на Web-узле www.pinnaclesys.com. Следует добавить, что программное обеспечение платы при первоначальной установке проверяет работоспособность платы и возможность использования аппаратного оверлея видео, а также выдает свои рекомендации.

И еще одно замечание: при многомониторной конфигурации (под Windows 98) оверлей возможен только на основном мониторе. Может быть, это изменится с выходом DUAL-версии платы Matrox G-400, ведь по сути в ней два независимых видеоконтроллера реализованы на одной плате, в одной микросхеме и имеют общую видеопамять.

Рис.7. Системная конфигурация с miroVideo DC30

Управление видеовыходом: хотя программное обеспечение платы позволяет указывать нужный выход (S-Video и композитный) (рис. 7), но в результате сигнал все равно присутствует одновременно на всех видеовыходах (S-Video и оба композитных) и на обоих аудиовыходах (внутреннем и внешнем). Этой особенности можно найти практическое применение, если внутренний аудиовыход через свободный вход (например, AUX) штатной звуковой платы компьютера вывести на колонки со встроенным усилителем мощности. В результате реализуется простейший акустический контроль качества обрабатываемого звука. Точно так же внутренний композитный видеовыход можно вывести на контрольный монитор для просмотра результатов монтажа (это особенно ценно, если заняты все внешние выходы).

Иногда для получения лучшего качества изображения можно в панели Control указывать выход S-Video, даже если используется композитный выход. Это вызвано тем, что драйверы miro ограничивают полосу частот цветности при указании композитного выхода, из-за чего происходит заметный сдвиг сигнала цветности относительно яркости.

Все вышесказанное справедливо только в случае активизации видеовыходов платы (Video output & preview). Если же задана опция Only preview, то изображение будет присутствовать только в окне соответствующей программы. Такой вариант удобен при монтаже, если отсутствует внешний контрольный видеомонитор (или просто телевизор). Также можно отключить и оверлей видео. Это бывает полезно при работе на слабом компьютере, так как оверлей сильно загружает системную шину компьютера.

Особое внимание хотелось бы уделить еще одной фирменной особенности программного обеспечения продукции miroVIDEO — эффективной технологии дискового кэширования miro AVI cache. Это очень производительный алгоритм кэширования, ориентированный исключительно на быстрый обмен данными между жестким диском и платой miroVIDEO. Miro AVI cache активизируется только при воспроизведении AVI-файлов с кодеком плат серии DC30, если предварительно включена опция AVI-cache setting. Опция Sinhronized start позволяет задерживать начало воспроизведения до заполнения кэша.

Звуковой канал: все платы серии DC30 имеют встроенную поддержку звука, чем очень выгодно отличаются от своих предшественников (miroVIDEO DC10, DC20 и др.) и даже некоторых последователей (miroSTUDIO DC10 plus). Благодаря аппаратной синхронизации видео и аудио практически исключается рассогласование, которое в других платах неизбежно проявляется в виде опережения звуком видеоряда примерно на 5—7 мин. Это «больное место» всех плат, не имеющих встроенного звукового тракта. Управление звуковым каналом осуществляется стандартными средствами Windows. При подключении микрофона к линейному аудиовходу можно на 20 дБ увеличить чувствительность. Следует отметить, что звуковой канал плат серии DC30 не является полноценной звуковой платой, так как отсутствуют все midi-компоненты, которые сейчас считаются неотъемлемой частью любой звуковой платы. Кроме того, платы серии DC30 не имеют своего звукового усилителя для колонок (только линейные выходы). Поэтому наиболее разумным видится совместное использование их звукового тракта и любой обычной звуковой платы на шине PCI. Причем на всех этапах видеомонтажа в «свойствах мультимедиа» активным аудиоустройством указывается звуковой тракт платы DC30 (plus, pro), а в остальное время (игры, мультимедиа и пр.) — штатная звуковая плата компьютера. Хочется отметить, что весь звуковой тракт плат серии DC30 отличается довольно высоким качеством и в целом отвечает требованиям Hi-Fi.

Установка и настройка

Рис. 8. Панель управления аудиотрактом

Платы серии DC30 устанавливаются в свободный разъем расширения PCI и настраиваются на одно из аппаратных прерываний: 9, 10 или 11. Согласно таблице совместимости (с Web-узла www.pinnaclesys. com) одновременное использование одного IRQ платами серии DC30 и любым иным PCI-устройством не допускается. Интересно, но вопреки запрету моя плата DC30 мирно делит IRQ 10 с видеоадаптером Matrox G200 под управлением Windows 98 (рис. 8).

Минимальная конфигурация: по утверждению компании Pinnacle Systems, для надежной и беспроблемной работы с платами серии DC30 желательно иметь производительный компьютер: как минимум Pentium-150, 32-Мбайт ОЗУ, SVGA 24-бит и большой жесткий диск (процессоры AMD, Cyrix и прочие «не Intel»-компоненты работоспособность не гарантируют). Учитывая гигантские изменения, произошедшие в компьютерном мире, можно с большой уверенностью утверждать, что платы серии DC30 будут работать на любом современном «железе», превышающем минимальные требования, названные выше. Для комфортной работы желательно иметь ОЗУ не менее 64 Мбайт, однако и наращивать больше 128 Мбайт не имеет смысла, поскольку на надежность ввода-вывода видео и скорость рендеринга в Adobe Premiere это уже не влияет. От типа и тактовой частоты процессора зависит только скорость просчитывания (рендеринга) эффектов при монтаже. Об отсутствии влияния кэша второго уровня на скорость рендеринга красноречиво говорят результаты простейшего эксперимента: время рендеринга некоторых переходов в Adobe Premiere 5.1 со включенным и отключенным кэшем L2 отличается пренебрежимо мало (см. табл. 4.).

Особое внимание хочется уделить дисковым накопителям для хранения видео. Задачи видеомонтажа весьма требовательны к скоростным характеристикам жесткого диска. Для качественной оцифровки желательно иметь отдельный физический диск, т. е. не тот, на котором установлена система и находится swap-файл от Windows. Все ОС Windows имеют неприятную особенность обращаться к swap-файлу или иным системным файлам в самый неподходящий для этого момент (например, во время оцифровки или воспроизведения видеофайла), что может сильно «подсадить» производительность жесткого диска и привести к пропуску кадров. В таких случаях при достаточном объеме оперативной памяти swap-файл желательно отключать на время оцифровки и воспроизведения. Однако это актуально только если видеофайлы находятся с системными на одном физическом диске.

При работе с видеофайлами в наименьшей степени загружают процессор диски SCSI. Однако по скорости передачи данных наиболее распространенные SCSI-диски не намного опережают своих IDE-собратьев (а по цене, заметим, они существенно дороже, особенно если учесть стоимость дополнительного адаптера SCSI). Для примера: недорогой IDE-диск Quantum CR 8.4 выдает реальную линейную скорость чтения/записи около 13—15 Мбайт/с, что вполне достаточно для работы с наименьшим сжатием (2,7:1) у платы DC30 plus (скорость потока при этом составляет 7,1 Мбайт/с).

Если все же необходим достаточный запас производительности, то очень хорошей альтернативой дискам SCSI может стать недорогой, но очень практичный IDE RAID-контроллер FastTrak фирмы Promise. В режиме stripping с двумя дисками Quantum его реальная производительность составляет 22—24 Мбайт/с и максимально достигает 32 Мбайт/с (по тесту MiroExpert).

Драйверы: компания Pinnacle Systems славится поддержкой своего оборудования. Сменилось уже несколько поколений драйверов (1.00; 1.10; 1.21; 1.23; 1.31; 1.32; 1.40b1; 1.41b3; 1.41), каждое из которых несло какие-либо принципиальные новшества. Довольно долго изготовитель различал драйверы для плат DC30 и DC30 plus (pro): вплоть до версии 1.31 драйверы для DC30 plus маркировались буквой «p» в конце названия файла. Однако, как удалось выяснить, различие в драйверах для DC30 и DC30 plus заключается лишь в том, что первые не содержат средств работы с miroINSTANT, так как изначально эта технология платой DC30 не поддерживается. Во всем остальном эти драйверы абсолютно идентичны.

Рис. 9. Рабочий экран утилиты тестирования аппаратной конфигурации

Начиная с версии 1.40b1, в состав драйверов для DC30/DC30 plus входит программа miroCapture (ранее поставлявшаяся только в наборе Productivity Pack), предназначенная для облегчения и упрощения процесса оцифровки видео. При наличии специального шнура эта программа позволяет, кроме того, осуществить «пакетную» оцифровку видео по play-листу. А сочетание Windows 98 с драйверами версии 1.41 вполне можно назвать образцом стабильности и надежности.

Перед установкой драйверов на компьютер желательно инсталлировать программу Adobe Premiere. Драйверы miroVIDEO запрашивают местонахождение этого видеоредактора и добавляют туда файлы с типовыми настройками для проектов и программу miroINSTANT. После перезагрузки система опознает новое мультимедийное устройство, а в свойствах мультимедиа указывается: аппаратный кодек DC30 series. Затем производится тестирование установленной платы и возможности аппаратного оверлея (рис. 9).

Рис. 10. Рабочий экран утилиты miroVIDEO EXPERT

Если установка прошла успешно, то программа предлагает протестировать жесткие диски для определения их скоростных характеристик (рис. 10).

Суть этого процесса заключается в создании и последующем чтении на указанном диске файла требуемого размера (по умолчанию 100 Мбайт). По окончании тестирования выдаются результаты в виде таблицы соответствий трех наиболее распространенных разрешений (format) и минимального сжатия, достижимого при этих разрешениях (рис. 11).

Порядок работы

Обычно монтаж видеофильмов делится на три основных этапа:
  • оцифровка исходного видеоматериала;
  • монтаж в соответствующей программе;
  • вывод смонтированного фильма.
Рис. 11 . График производительности жесткого диска по тестам miroVIDEO EXPERT. Диск Quantum CR 8.4 на системной плате ASUS P2B под управлением Windows 98. Синяя линия — чтение файла. Красная — запись. Резкие выбросы при записи объясняются частым обращени

В зависимости от конкретных задач этот алгоритм может несколько отличаться. Например, фильм (ролик или клип) может быть создан в программе трехмерного моделирования, анимации или мультипликации. Затем после конвертации в кодек серии DC30 и добавления звука выведен на ленту. Или иной вариант: после оцифровки и монтажа фильм не переносится на ленту, а конвертируется в формат MPEG и записывается на диски CD-R или размещается в Internet.

Оцифровка: может осуществляться как средствами программы видеомонтажа (например, Adobe Premiere), так и любыми иными, предназначенными для этого программами (SmartCap, VidCap32, miroVIDEO Capture и др.). Каждая из этих программ обладает своими особенностями.

Из наиболее интересных и удобных инструментов следует назвать программу SmartCap, написанную Борисом Прохоровым специально для этих плат. Основным ее преимуществом является возможность автоматически «нарезать» записываемый поток на файлы заданного размера. Тем самым довольно легко преодолевается ограничение на размер AVI-файла в 2 Гбайт. Программа имеет множество настроек и работает не только с платами серии miroVIDEO DC30, но и со многими платами других производителей.

Рис. 12. Рабочий интерфейс программы SmartCap

Помимо оцифровки видео SmartCap может записывать звуковое сопровождение в отдельный AVI-файл, что тоже очень полезно и удобно для облегчения последующего монтажа.

Монтаж: платы серии DC30 способны работать с любыми видеоредакторами, осуществляющими доступ к оборудованию стандартными средствами Microsoft Video for Windows (VfW). Наиболее полно все возможности и преимущества плат раскрываются при монтаже видеофильмов в программе Adobe Premiere. Так, Adobe Premiere позволяет сразу воспроизводить через видеовыходы плат те фрагменты, которые не подвергались изменениям в процессе монтажа, однако фрагменты, измененные при монтаже, перед просмотром на мониторе необходимо просчитать. В простейшем случае достаточно выделить нужный участок фильма и выполнить команду Render Selection.

Вывод видеофильма на ленту также может осуществляться разными способами. Самый простой и традиционный — это создание в Adobe Premiere одного большого файла, который будет содержать весь фильм, и последующее воспроизведение его через Adobe Premiere или проигрыватель Windows media-player. До недавнего времени этот способ был единственным доступным пользователям платы DC30 (которая без плюса). Однако он имеет один существенный недостаток, связанный с невозможностью создания AVI-файла размером более 2 Гбайт. В итоге для вывода на ленту большого проекта приходилось экспортировать его по частям, например порциями по 1995 Мбайт (при сжатии 10:1 и размере кадра 768X576 такой фрагмент содержал примерно 17 мин видео). Воспроизведение этих файлов с помощью Adobe Premiere происходило при последовательной ручной стыковке фрагментов на ленте.

Рис. 13. Рабочий интерфейс программы SmartPlay

Ситуация значительно облегчилась с появлением программы SmartPlay (рис. 13), написанной специально для платы DC30. Эта программа автоматизирует процесс последовательного воспроизведения файлов, предварительно формируя play-лист с указанием очередности воспроизведения этих файлов. Воспроизведение происходит без срывов изображения и звука на стыках файлов. Программа имеет простой и наглядный интерфейс: показывает текущее состояние, подсчитывает суммарное время воспроизведения всех файлов и время воспроизведения текущего файла, а также количество пропущенных кадров и много иной полезной информации. Кроме того, возможна плавная регулировка скорости воспроизведения в пределах от 1 до 50 кадров/с, «закольцованное» воспроизведение и выбор устройства для вывода звука. В версии 2.2 планируется адаптация программы для круглосуточного эфирного вещания, т. е. оперативная верстка play-листа во время воспроизведения (в фоновом режиме). Все программы из серии Smart в настоящее время бесплатны, и получить их можно у автора — Бориса Прохорова (Borispr@mail.ru).

Хотя Adobe Premiere предполагает возможность редактирования фильма продолжительностью до трех часов, а программа SmartPlay вообще не имеет подобных ограничений, драйверы всех плат серии DC30 вплоть до версии 1.41b3 имели ограничение на продолжительность непрерывного воспроизведения 1:11:15, т.е. 71 мин. В финальной версии 1.41 это ограничение снято, но сколько оно составляет теперь, выяснить опытным путем пока не удалось.

miroINSTANT

Технология miroINSTANT, реализованная в комплекте DC30 plus, существенно упростила процесс редактирования и рендеринга больших проектов.

miroINSTANT — это воспроизводящий модуль (plug-in) для Adobe Premiere, предназначенный для ускорения просчитывания видеороликов, экономии дискового пространства и преодоления барьера в 2 Гбайт при экспорте результатов монтажа в видеофайл.

Принцип действия модуля удобно рассматривать на следующем примере (рис. 14), напоминающем монтажное окно Adobe Premiere.

В левой части изображен проект фильма, состоящего из трех фрагментов Clip1 — Clip3 и двух переходов (transitions) между ними. Традиционно после создания проекта выполняется команда Make Movie (или Export Movie в Adobe Premiere 5.0). В результате длительного и утомительного просчитывания на диске формируется один большой файл, содержащий последовательно все три фрагмента и переходы между ними (на рисунке он обозначен красным цветом как Output file). Недостатки такого метода очевидны: в «выходном» файле на диске оказываются неизмененные фрагменты Clip1 — Clip3, на копирование которых уходит значительная часть времени и дополнительное дисковое пространство. Лишь часть этих фрагментов, там, где должны быть переходы или эффекты, подверглась изменениям. К тому же из-за особенностей структуры AVI-файла, невозможно создать (а вернее, воспроизвести) файл размером более 2 Гбайт — Adobe Premiere при этом «укажет» на ошибку. Это вызывает определенные неудобства при работе над длительным фильмом.

Подключаемый модуль miroINSTANT создает на диске во временно?м каталоге Adobe Premiere несколько небольших AVI-файлов, содержащих просчитанные переходы между фрагментами (отмечены красным цветом в правой части рисунка). Все остальные части фильма, не подвергшиеся изменениям, при воспроизведении будут взяты из оригинальных файлов Clip1 — Clip3. Таким образом, просчитывается не весь фильм целиком, а только те участки, которые подверглись изменениям (в данном случае это места, где добавлены переходы или эффекты). В результате сборка фильма происходит намного быстрее и не требуется много места для дублирования неизмененных фрагментов.

Из этого вытекает и третье преимущество технологии miroINSTANT: поскольку нет необходимости создавать один большой файл, становится неактуальным ограничение в 2 Гбайт, так как весь фильм дробится на множество маленьких кусков, которые воспроизводятся последовательно без срывов на «стыках» фрагментов. При этом временные файлы с просчитанными эффектами и переходами вряд ли будут по размеру превышать лимит в 2 Гбайт. В результате применения miroINSTANT более рационально используется дисковое пространство. На практике экономия достигает более 50%.

Сберегающая время и дисковое пространство технология miroINSTANT работает, увы, только с некоторыми современными монтажными платами семейства miroVIDEO: DC30plus, DC50, DC1000, DV200, DV300. Взаимодействие miroINSTANT с любыми другими более старыми платами (DC1, 10, 20) принудительно запрещено: при активизации miroINSTANT проверяет в BIOS монтажной платы ее версию, и обойти это ограничение пока не удалось. Только для платы DC30 существует возможность использовать miroINSTANT, правда, придется приобрести набор Productivity Pack. Тогда станут доступны все преимущества технологии miroINSTANT, а также возможность выполнять пакетную оцифровку видеосюжетов.

miroVIDEO

Productivity Pack

В набор входят компакт-диск с программным обеспечением miroINSTANT, miroCapture, специальный интерфейс для управления видеоборудованием и инструкция с описанием miroCapture. Многофункциональный интерфейс включает в себя:

  • 9-контактный разъем RS-232 для подключения к свободному последовательному порту компьютера;
  • 25-контактный разъем RS-232 для подключения к компьютеру, если занят 9-контактный разъем (ведь, как правило, к нему в старых компьютерах подключена мышь);
  • ИК-передатчик для управления видеооборудованием (ВМ), не имеющим специализированного входа;
  • разъем Sony Control-L (типа micro-Jack) для управления ВМ. При необходимости на этот разъем надевается переходник стандарта Panasonic 5-Pin Edit (все это поставляется в комплекте).

Заметим, что с платой DC30 программа miroINSTANT работает только при подключенном интерфейсе из Productive Pack! Проверка его наличия производится при каждой инициализации miroINSTANT. Также без интерфейса недоступна опция Batch Capture в программе miroVIDEO Capture.

На программе miroVIDEO Capture хочется остановиться отдельно. Сразу отмечу интересную особенность: из-за большого размера окна программы работать с ней возможно только при разрешении видеомонитора не менее 1024X768 (рис. 15).

Рис. 15. Рабочее окно miroVIDEO Capture

Программа miroVIDEO Capture обеспечивает удобный и наглядный ввод видеосюжетов в компьютер. В ней предусмотрены два режима работы: стандартный и расширенный, различающиеся только количеством доступных предустановок для настройки параметров оцифровки. В окне Projects выбирается нужный проект (или создается новый со своим именем), задаются параметры его записи, которые автоматически запоминаются (для последующей корректировки). В окне Settings выбирается уровень сжатия, последовательность дисков, на которые будет вестись запись, с указанием доступного времени записи (при текущих параметрах сжатия) на каждый из дисков в отдельности. Очень удобно, что можно оперативно подстроить все цветовые характеристики видеосигнала и уровень звука в каждом канале раздельно, и все это сразу проконтролировать в окне оверлея. Одного нажатия кнопки достаточно, чтобы выбрать тип входов и выходов, а с помощью меню Record записать одиночные фрагменты в указанные файлы, которые тут же можно просмотреть и при необходимости переделать.

При подключенном интерфейсном кабеле доступен раздел Batch Capture. В левой части окна программы под окном оверлея расположены кнопки дистанционного управления ВМ, регулятор покадрового позиционирования ленты и кнопки начальных и конечных меток выбранных сюжетов. В зависимости от возможностей используемого видеомагнитофона некоторые из этих функций могут быть недоступны. Наиболее популярный монтажный видеомагнитофон S-VHS Panasonic AG-4700 имеет свой регулятор JOG-SHUTTLE и работает с тайм-кодом. Под окном оверлея указывается текущее состояние ВМ и значение счетчика ленты. Если в настройках ВМ выбрана работа со счетчиком ленты, то отображается его значение, а если выбрана работа с тайм-кодом, то данные приводятся с точностью до кадра (чего не показывает даже встроенный индикатор ВМ). Batch list с отобранными фрагментами находится в правой части экрана. Любое значение можно изменить вручную или удалить всю строку. Отобрав нужные фрагменты, нажимаем кнопку «оцифровать», и все выбранные фрагменты в автоматическом режиме оцифровываются на диск (или диски, так как для каждого из них можно указать конкретное положение). Интересное замечание: все фрагменты оцифровываются с запасом (pre-roll) по 2 с ровно с каждой стороны. И найти пункт, где можно программно изменить это значение, так и не удалось — пришлось редактировать реестр Windows. В разделе Clips можно просмотреть введенные фрагменты и воспроизвести их как по отдельности, так и все последовательно, без срывов на «стыках» фрагментов.

Выводы

Платы серии miroVIDEO DC30 — довольно удачный выбор для небольших телекомпаний и студий, работающих в формате S-VHS. Безусловно, их основное применение — нелинейный видеомонтаж при создании телефильмов, новостных сюжетов, рекламных роликов, музыкальных клипов и информационных блоков с титрами. Используют их и при выводе компьютерной графики и анимации. Однако известны случаи применения плат серии DC30 даже в эфирных видеосерверах с круглосуточным вещанием, что подтверждает их надежность и универсальность.

Если возможности miroStudio DC10 plus вас уже не устраивают, а DV-оборудование пока не по карману, DC30 plus (или pro) — это идеальный выбор. Недаром третий год подряд модель miroVIDEO DC30 plus признается наиболее совершенным устройством для домашнего видеомонтажа. Остается только вопрос цены. Дебютировав три года назад, плата DC30 стоила около 1300 долл. и была, надо сказать, очень достойным приобретением. Сейчас, когда на смену аналоговым платам пришли новые цифровые монтажные платы на базе алгоритма сжатия MPEG, цена даже в 790 долл. кажется завышенной. Однако признаемся: несмотря на стремительно совершенствующийся компьютерный рынок, равновесной альтернативы DC30 plus в ценовой группе до 1000 долл. пока не видно.

ОБ АВТОРЕ

Михаил Андросов — технический специалист телеканала ТВ-Центр, ведущий популярного Internet-сервера http://nle.hardware.ru/, е-mail: nle@ixbt.com