По сути, шахматы — игра виртуальная, а сейчас наступило время, когда можно, не теряя к ней интереса, разыграть партию со множеством противников, учитывая их мнение о каждом ходе. Примером тому стало недавнее выступление «всего мира», а точнее «обитателей» Internet, против самого Гарри Каспарова. Кому-то из убеленных сединами жителей планеты это действо напомнило те партии, которые сыграли читатели газеты «Комсомольская правда» против программы «Каисса» или чемпиона мира Анатолия Карпова, а кому-то — радиоматчи с полярниками или между командами СССР и США. Однако данное событие отличается не только широким использованием современных информационных технологий, но и тем, что человек передоверил компьютерной программе важные игровые процессы. И это, с одной стороны, делает подобные матчи более зрелищными (по выражению Каспарова), с другой — снижает роль человеческого интеллекта, и игра перестает быть традиционным противоборством двух людей.

Механизм выбора хода игроками сборной мира был двухступенчатым. Через 12 ч после поступления очередного хода Каспарова каждый из четырех экспертов-юниоров, отобранных компанией Microsoft, предлагал свой ход с объяснениями и вариантами. Затем в игровой зоне Microsoft в течение 18 ч шло обсуждение, 6 ч — голосование, а еще через 12 ч Каспаров делал ход. Таким образом, весь цикл длился 48 ч.

За четыре месяца в игре приняли участие более трех миллионов посетителей Web-страницы из 75 стран!

Среди экспертов самым титулованным был 16-летний французский гроссмейстер Этьен Бакро, а наиболее активной — 15-летняя чемпионка США Ирина Краш, которая на своем сайте www.smartchess.com аккумулировала помощь со всего света: от Санкт-Петербургской гроссмейстерской школы во главе с чемпионом мира ФИДЕ Александром Халифманом до программы Ferret — вице-чемпиона мира среди шахматных программ.

Партия получилась захватывающей, а споры о том, где же черные (партнеры со всего мира) допустили решающую ошибку, идут до сих пор (изучение материалов матча надо начинать на Web-странице «Клуб Каспарова» по адресу: www.clubkasparov.ru). В предлагаемом тексте партии выделим несколько моментов: 10...Фe6 — новинка, определившая «безумный миттельшпиль» (слова Каспарова); вскоре после 18...f5 (И. Краш: «Мне нравится этот ход А. Халифмана!») фигуры сторон сплелись, «как пара змей» (см. рисунок); ход 52...Крb2 (его Каспаров назвал грубой ошибкой — лучше 52...Крc1), а вот в позиции после 58.g6 (см. рисунок), по мнению Каспарова, ход 58...Фf5 не спасал — вопреки анализам многих комментаторов. Об этой позиции чемпион мира сказал, что в ней «геометрии и математики больше, чем шахмат». Дело в том, что по пятифигурным эндшпилям типа «ферзь+пешка против ферзя» уже составлены полные компьютерные базы, а для перебора шестифигурных позиций (как показано здесь) вычислительных мощностей пока не хватает.

Каспаров — Обитатели Internet

1.e4 c5 2.Кf3 d6 3.Сb5+ Сd7 4.С:d7+ Ф:d7 5.c4 Кc6 6.Кc3 Кf6 7.0-0 g6 8.d4 cd 9.К:d4 Сg7 10.Кde2 Фe6 11.Кd5 Ф:e4 12.Кc7+ Крd7 13.К:a8 Ф:c4 14.Кb6+ ab 15.Кc3 Лa8 16.a4 Кe4 17.К:e4 Ф:e4 18.Фb3 f5 19.Сg5 Фb4 20.Фf7 Сe5 21.h3 Л:a4 22.Л:a4 Ф:a4 23.Ф:h7 С:b2 24.Ф:g6 Фe4 25.Фf7 Сd4 26.Фb3 f4 27.Фf7 Сe5 28.h4 b5 29.h5 Фc4 30.Фf5+ Фe6 31.Ф:e6+ Кр:e6 32.g3 fg 33.fg b4 34.Сf4 Сd4+ 35.Крh1 b3 36.g4 Крd5 37.g5 e6 38.h6 Кe7 39.Лd1 e5 40.Сe3 Крc4 41.С:d4 ed 42.Крg2 b2 43.Крf3 Крc3 44.h7 Кg6 45.Крe4 Крc2 46.Лh1 d3 47.Крf5 b1Ф 48.Л:b1 Кр:b1 49.Кр:g6 d2 50.h8Ф d1Ф 51.Фh7 b5 52.Крf6+ Крb2 53.Фh2+ Крa1 54.Фf4 b4 55.Ф:b4 Фf3+ 56.Крg7 d5 57.Фd4+ Крb1 58.g6 Фe4 59.Фg1+ Крb2 60.Фf2+ Крc1 61.Крf6 d4 62.g7 1-0

Шахматная жизнь в Internet этим матчем не завершается, и 18 декабря 1999 г. начнется приуроченный к открытию обновленной Web-страницы «Клуб Каспарова» турнир из новой (сетевой) серии «Гран-при». Среди 16 представителей пяти континентов гроссмейстеры А.Морозевич, М.Адамс, а также три активных участника матча Каспаров — Обитатели Internet: сам чемпион, эксперт «мирян» Э.Бакро и... член команды Г. Каспарова программа «Junior 6.0». Эта версия чемпиона мира 1997 г. должна появиться в начале декабря. Динамичные события (олимпийская система, финал — в день Y2K, контроль — по 1 ч на партию) для посетителей Web-страницы будут комментировать в реальном времени гроссмейстеры-аналитики.

Kc5, Rg1