по качеству изображения с обычными пленочными камерами, то сегодня картина меняется. Соотношение цена/качество у бытовых цифровых фотоаппаратов становится все лучше. Атака «цифры» подтверждается и тем фактом, что сейчас подобные устройства появляются у разных фирм-изготовителей так же быстро, как грибы после дождя. Тем интереснее посмотреть, что предлагают лидеры в области фототехники.

Компания Alion Trading и московское представительство фирмы Nikon предоставили в редакцию нашего журнала новые камеры Olympus Camedia C-2000 Zoom и Nikon Coolpix 950. Оба аппарата, относящиеся к классу так называемых 2-мегапиксельных камер, обеспечивают максимальное разрешение 1600Ё1200 точек (хотя на корпусе Camedia гордо красуется надпись «2.1 Megapixel», легко подсчитать, что на самом деле этих самых пикселов все-таки 1 млн. 920 тыс., но ради рекламы указывается их общее, а не эффективное количество). Если заглянуть в спецификации, то помимо разрешения у изделий Olympus и Nikon можно найти еще много схожих показателей, однако не во всем следует доверять бумаге, лучше полагаться на собственный опыт.

Встречают по одежке...

Когда впервые берешь в руки серебристо-черную камеру Camedia C-2000, она просто очаровывает своей компактностью и элегантным дизайном. И почему-то сразу вспоминаются наши пленочные дальномерные фотоаппараты прошлых лет с выдвигающимися объективами. Изделие компании Olympus и является по сути дальномерным, но любителям «зеркалок» жалеть об этом не придется, так как на цветном ЖК-дисплее можно наблюдать изображение без параллакса, почти в точности соответствующее получаемому.

Элегантная и легкая камера Olympus Camedia C-2000 Zoom
Управляется камера с помощью лимба переключения режимов и четырех кнопок, самая большая из которых имеет четыре контакта (не считая, конечно, кнопок спуска и включения камеры, а также рычажка изменения фокусного расстояния объектива). Видимо, сократив до минимума число органов управления, конструкторы хотели максимально упростить пользование камерой, однако на деле вышло несколько иначе.

Включив аппарат (благо кнопка питания промаркирована, иначе по расположению ее легко принять за спусковую), я, конечно, сразу же захотел сделать первые снимки. Это удалось без особых проблем, нужно было только не забывать снимать с объектива защитную крышку, чтобы не потерять ее, так как при включении она просто соскакивает с аппарата. Но главное испытание ждало меня впереди. Сделав несколько кадров в режиме «по умолчанию», я решил воспользоваться и другими возможностями камеры. Настройки изменяются через меню, но разобраться в нем без документации (надо сказать, она у Olympus очень неплохая) весьма трудно. Порой сбивают с толку непонятные значки и обозначения функций. Как по-вашему, что скрывается за надписью «Card setup»? Настройка карты памяти? Ничуть не бывало: при выборе этого пункта меню вы «просто» удалите из камеры все снимки. Но и это не самое страшное — рано или поздно к надписям и значкам привыкаешь. Значительно неудобнее то, что при выключении аппарата пропадают все сделанные установки. Поэтому если вас не устраивают настройки, принимаемые по умолчанию, в каждом новом сеансе их придется выставлять заново, а это весьма утомительно (справедливости ради надо отметить, что фирма о такой «особенности» своего изделия регулярно предупреждает в инструкции, но легче от этого не становится).

Аппарат Nikon Coolpix 950 заключен в черный корпус из магниевого сплава, он несколько тяжелее изделия Olympus и более строго выглядит. Сразу привлекает внимание необычное исполнение камеры — она состоит из двух частей, одна из которых (с объективом и оптическим видоискателем) может быть повернута на 270О относительно другой (с ЖК-дисплеем и органами управления). Как выяснилось, такое оригинальное конструкторское решение очень удобно при съемке: благодаря поворачивающемуся объективу можно получать кадры из самых разных положений, например, подняв камеру над головой или опустив ее вниз, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания. При первом же знакомстве с изделием Nikon я отметил значительно более логичную организацию меню и более простое управление, чем у камеры Olympus, хотя настроек у Coolpix 950 очень много. Как и Camedia, аппарат фирмы Nikon предоставляет три режима отработки экспозиции: с приоритетом выдержки, с приоритетом диафрагмы и автоматический. Кроме того, у Coolpix 950 имеется очень полезная возможность запоминания — до трех комбинаций установок режимов, что повышает удобство эксплуатации камеры. При съемке вы можете пользоваться системой автоматической фокусировки (4746 шагов), работающей в следящем или покадровом режиме, или указывать расстояние до объекта вручную. В последнем случае у вас есть выбор из десяти значений в диапазоне от 30 см до бесконечности, что выгодно отличает Coolpix от изделия компании Olympus, у которого принудительно устанавливается всего три значения расстояния. Впрочем, исполнение обеих камер предполагает, что вы предпочтете автоматическую фокусировку, поскольку ручной режим реализован не самым удобным образом.

Качество превыше всего

Насколько удачными ни были бы конструктивные особенности камер, главное все же — получить хорошее изображение. В моих неформальных испытаниях оба аппарата проявили себя весьма достойно, продемонстрировав высокое качество снимков. У Camedia C-2000 картинка в большинстве случаев получалась более яркой и контрастной, чем у модели Nikon, хотя справедливости ради надо отметить, что выполненные с помощью Coolpix 950 изображения, если их подвергнуть хотя бы элементарной обработке в программе Photoshop (операция Auto Levels), становились не хуже. (Возможно, прямую аналогию проводить тут и не следует, но на ум приходит различие между любительскими и профессиональными фотопленками: первые, помимо всего прочего, отличаются от вторых еще и тем, что позволяют получать снимки приличного качества даже простой «мыльницей», тогда как профессиональный материал требует соблюдения довольно точных условий экспозиции и обработки.) Впрочем, несколько более привлекательные изображения, создаваемые камерой Olympus, можно объяснить еще и тем, что у Camedia «светлее» объектив (F/2—2,8 против F/2,6—4 у Coolpix 950) и чувствительнее матрица ПЗС (100 против 80 единиц в эквиваленте ISA). Для съемки при пониженном уровне освещения оба аппарата позволяют увеличить чувствительность «пленки», однако прибегать к этому без крайней необходимости не следует, так как эффект будет примерно таким же, как в традиционной фотографии: возрастет зернистость изображения. При съемке темных сцен лучше пользоваться встроенной или внешней вспышкой, благо и Camedia C-2000, и Coolpix 950 оснащены стандартными разъемами для подключения внешнего «блица», что в цифровых аппаратах данного класса встретишь не часто. Кроме того, в камерах реализована возможность синхронизации вспышки по открытию или закрытию затвора (в традиционной фотографии: по первой или второй шторке), однако эффект от синхронизации «по второй шторке» реальнее получить на аппарате Nikon, поскольку максимальная выдержка у него составляет 8 с, тогда как у модели Olympus — лишь 1/2 с.

Качество «цифровых» снимков зависит еще и от формата их записи. Обе модели позволяют сохранять отснятые изображения либо в несжатом виде без потери данных (в формате TIFF), либо с компрессией и некоторой потерей исходной информации (в формате JPEG). Аппарат фирмы Nikon предоставляет более гибкие возможности сохранения кадров: в каждом из трех режимов разрешения (1600Ё1200, 1024Ё768 и 640Ё480 точек) вы можете выбрать три уровня JPEG-компрессии данных (примерно 1/4, 1/8 и 1/16 соответственно).

Почем нынче мегапикселы?

С момента своего появления и по сей день цифровым фотокамерам присущи два основных недостатка: высокая цена и низкое (по сравнению с «пленочными» аппаратами) качество изображения. На примере двух рассмотренных здесь моделей видно, что обе эти проблемы постепенно решаются, хотя и не так быстро, как того хотелось бы. Еще совсем недавно за такие деньги (Camedia C-2000 стоит порядка 850 долл., Coolpix 950 — примерно на 250 долл. дороже) можно было приобрести лишь аппараты гораздо более низкого уровня как по качеству, так и по набору предоставляемых возможностей.

Удобная и простая в использовании камера Nikon Coolpix 950
Конечно, при разрешении 1600Ё1200 точек пока рано говорить о серьезной конкуренции с традиционными «зеркалками» даже среднего класса, но прогресс налицо, тем более что новые модели Nikon и Olympus передают более широкий яркостной диапазон, чем их предшественницы, а это у цифровых камер всегда являлось больным местом.

При выборе, помимо цены самого аппарата, важно учитывать и стоимость владения (в данном случае — затраты на обслуживание камеры и изготовление фотографий). Модели Camedia и Coolpix довольно экономичны: при питании от одного набора из четырех никель-кадмиевых аккумуляторов емкостью по 1000 мА/ч мне удалось сделать камерой Nikon более 650 снимков с разрешением 1600Ё1200 точек при стандартном режиме сжатия (без вспышки и с включенным ЖК-дисплеем). Однако несмотря на это следует потратиться и на блок питания, например, чтобы не расходовать заряд батареек при переписывании файлов из камеры в ПК (передача одного несжатого TIFF-файла при подключении через последовательный порт занимает около 9 мин). Популярность цифровых камер во многом также зависит от возможностей изготовления отпечатков. Если услуги по печати «цифрового» фото станут предоставляться хотя бы в половине от всех имеющихся сегодня фотографических пунктов, то «пленочные» мыльницы и «зеркалки» начального класса могут столкнуться с серьезной конкуренцией. Ну а пока для получения снимков на бумаге приходится пользоваться цветными принтерами, что при нынешней экономической ситуации не слишком выгодно.

Что выбрать?

Этот вопрос возникает в нашей жизни довольно часто, и почти столь же часто на него не удается дать однозначного ответа. Аналогичная ситуация и с цифровыми камерами Olympus и Nikon: какую из них вы предпочтете или решите вообще повременить с покупкой — зависит от многих причин. Если вам нужен аппарат для периодической съемки «на память» и вы не собираетесь часто изменять принимаемые по умолчанию режимы, то вполне подойдет Camedia C-2000 Zoom. Эта модель привлекательна еще и тем, что в комплект ее поставки входит пульт дистанционного управления, расширяющий возможности получения интересных кадров. Если же вы подходите к делу более серьезно и для реализации своих творческих замыслов предполагаете работать с графическим редактором, то лучше выбрать аппарат Coolpix 950, поскольку он значительно удобнее в эксплуатации и позволяет добиваться замечательных результатов как штатными средствами, так и с помощью дополнительных аксессуаров, например теле- и широкоугольных конвертеров и даже насадки «рыбий глаз».

На сегодняшний день у цифровой фотографии есть и свои сторонники и противники. То и дело раздаются безапелляционные заявления о скорой абсолютной победе «цифры», перемежающиеся доказательствами прочности позиций «пленки» (последние, правда, звучат все реже). Истина же, видимо, как обычно, лежит где-то посередине. Цифровая фотография на нынешнем этапе ее развития прекрасно дополняет традиционную, облегчая процесс получения качественных снимков. Если вы новичок, то с помощью цифровых камер вы научитесь хорошо и грамотно снимать значительно быстрее, чем при использовании обычного фотоаппарата. Ну а профессионал тоже вряд ли откажется от услуг цифрового помощника при компоновке кадра или выборе модели.

Дмитрий Ерохин

Сравнительные характеристики цифровых камер

 Olympus Camedia C-2000 ZNikon Coolpix 950
Тип памятиSmartMedia (3,3 В)CompactFlash
Объем памяти, стандартный/ максимальный, Мбайт 8/328/32
Число снимков (при памяти 8 Мбайт)1 (TIFF), 7 (SHQ), 15+ (HQ), 38+ (SQ/XGA), 122+ (SQ/VGA)1 (TIFF), 8/16/32 (1600Ё1200), 19/39/78 (1024Ё768), 50/100/200 (640Ё480)
Разрешение/число режимов сжатия1600Ё1200/3, 1024Ё768/1, 640Ё480/11600Ё1200/4, 1024Ё768/3, 640Ё480/3
Баланс белогоАвтоматический TTL, ручной (солнце, облачность, лампы накаливания и люминесцентные)Автоматический TTL, ручной (солнце, облачность, лампы накаливания и люминесцентные, лампа-вспышка), самостоятельная настройка
ОбъективOlympus, стеклянный асферический, 8 элементов в 6 группахNikkor, стеклянный асферический, 9 элементов в 7 группах
Фокусное расстояние (эквивалент для 35-мм камер), мм6,5—19,5 (35—105)7—21 (38—115)
Относительное отверстиеF2,0—F2,8F2,6—F4,0
Диапазон выдержек, с 1/2—1/8008—1/750
Дистанция съемки80 см— ?; 20 см—80 см (макро)30 см— ?; 2 см— ? (макро)
СветочувствительностьЭквивалентна 100 ед. ISOЭквивалентна 80 ед. ISO
Система экспозамераМатричная; точечнаяМатричная (256 элементов); центровзвешенная; точечная
Экспокоррекция?2 EV с шагом 1/3 EV?2 EV с шагом 1/3 EV
ФокусировкаАвтоматическая покадровая; ручная (выбор из трех значений)Автоматическая (непрерывная и покадровая); ручная (выбор из десяти значений)
Время срабатывания автоспуска, с123 и 10
Режимы встроенной вспышкиАвтоматический; принудительный; против «красных глаз»; синхронизация «по второй шторке»Автоматический; принудительный; против «красных глаз»; синхронизация «по второй шторке»
Диагональ ЖК-дисплея, см4,55
Питание4 батареи серии AA; сетевой адаптер на 6 В (факультативно)4 батареи серии AA; сетевой адаптер на 6 В (факультативно)
Габариты, мм107,5 x 73,8 x 66,4143 x 76,5 x 36,5
Масса (без батарей), г305350
1060