Сергей Александрович Игуменов — первый заместитель генерального директора компании Omniband Group
В последнее время стали появляться радиомодемы, которым сейчас практически нет альтернативы. В связи с этим многие наши читатели интересуются — а как вообще обстоят дела на рынке радиосетей и чего следует ждать в ближайшем будущем? «Рынок растет, и ситуация здесь быстро меняется», — сказал Сергей Александрович Игуменов, первый заместитель генерального директора компании Omniband Group, которому и был адресован этот вопрос. Такой ответ показался нам весьма обнадеживающим, и мы решили задать ему еще несколько вопросов. Беседу ведет научный редактор журнала «Мир ПК» Михаил Глинников.

— Когда в Москве появились первые радиомодемы и что побудило, на Ваш взгляд, западных производителей этого оборудования прийти к нам?

— Первые радиомодемы мы увидели примерно в 1994-1995 гг. О побудительных же мотивах говорить не приходится. Начать хотя бы с того, во что обходится нам использование кабельной инфраструктуры. Плюс большие расстояния — страна у нас отнюдь не маленькая. Сама обстановка потребовала новых решений, которые были бы достаточно дешевы и в то же время предоставляли бы эффективную среду для передачи прежде всего данных. Поэтому возник вторичный рынок провайдеров (LSP — Local Internet Service Provider), которые берут трафик от узлов доступа магистральных сетей первичных операторов, обладающих развитой инфраструктурой. Такие первичные операторы, как правило, имеют мощные высокоскоростные каналы для связи с Западом. Где-то это оптика, где-то — спутниковые каналы связи.

—Понятно, Запад сюда никто не звал. Инициативу проявили скорее отечественные фирмы. В чем же она заключалась?

— В то время в Россию по разным каналам уже попал ряд устройств для построения беспроводных сетей, но, правда, только локальных. В основном это были радиоплаты, радиомосты, которые позволяли связывать компьютеры между собой по радио в диапазоне 2,4 ГГц.

— Почему именно в этом диапазоне?

— На Западе этот диапазон свободен от лицензирования. Вы покупаете радиоплату, подключаете ее, и никто не предъявляет вам никаких претензий.

— А как обстоят дела у нас?

— В России нет свободного от лицензирования диапазона. Для того чтобы установить излучающее устройство, в частности передатчик, вы должны пройти целый ряд процедур по сертификации оборудования и получить разрешение на его использование в ГКРЧ (Государственный комитет по радиочастотам) и Госсвязьнадзоре. Вот тогда уже вам выделят частоты и дадут официальное разрешение работать на них. Это все сильно осложняет распространение радиосетей. Но деваться некуда — очень дорого, а подчас и вообще невозможно организовать волоконно-оптический канал.

— Действительно очень дорого?

— Прокладка волоконно-оптического кабеля в Москве, например, на расстояние пять километров обойдется вам в десятки тысяч долларов. Если же построить радиосеть, можно связать компьютеры на том же расстоянии и получить канал со скоростью передачи 1 или 2 Мбит/c, затратив всего одну-две тысячи долларов.

— Но ведь нужно еще решить и проблему помехозащищенности?

— Естественно. Этот диапазон на Западе свободен от лицензирования, в нем работает одновременно масса устройств, и западные компании разработали технологию DSSS (Direct Sequence Spread Spectrum). У нас ее называют ШПС — шумоподобный сигнал. Суть дела в том, что потеря какой-то составляющей сигнала не приводит к потере самого сигнала. Он является самовосстанавливающимся за счет избыточности информации, когда один бит соответствует нескольким частотам.

— Какие фирмы первыми занялись внедрением у нас радиосетей?

— Первой была фирма Raitek, но сведений о том, насколько активно она работает с этим оборудованием сейчас, у меня нет. Почти одновременно с ней начала действовать в данном направлении и компания CompТek, которая в настоящее время не только поставляет оборудование, но и обучает заказчика эффективно применять новые технологии. Этим фирмам удалось преодолеть сертификационные барьеры и получить разрешение на использование соответствующего оборудования у нас в стране. Потом радиосетями занялись и другие компании, например Diamond, DataLine.

— Кто из западных производителей лидирует сегодня на нашем рынке?

— Фирмы Aironet (радиомосты Arlan 640) и Lucent Technologies (устройства WaveLan, WavePoint).

— Всего два производителя? Но ведь на Западе таким оборудованием занимается довольно много компаний?

— Эта ситуация сохранялась до начала прошлого года. Ведь оборудование не может просто так продаваться. Оно должно ввозиться по определенным правилам и обязательно проходить сертификацию у нас в России. Причем на все требуются время и деньги.

— И чья это головная боль — западных партнеров или российских поставщиков?

— Российских, конечно. Через все это прошли уже упомянутые мной выше фирмы, прежде всего Raitek и CompТek.

— Что же произошло в начале прошлого года?

— Положение изменилось. На отечественный рынок вышла израильская компания BreezeCom. Она занимается радиомодемами, работающими в диапазоне 2,4 ГГц. В отличие от других западных фирм, эта компания сама сертифицировала в России свое оборудование и создала собственную дистрибуторскую сеть. На сегодняшний день в нее вошли такие компании, как CompТek, Diamond, DataLine, «АйТи» и наша компания Omnibаnd Group, которая специализируется на поставках оборудования именно от фирмы BreezeCom. Мы не поставляем оборудование ни Aironet, ни Lucent.

— И чем Вы это объясняете?

— Объясняется все довольно просто. Дело в том, что этот диапазон 2,4 — 2,485 ГГц фактически уже полностью занят устройствами от Aironet и Lucent. Так, оборудование Aironet работает в трех неперекрывающихся поддиапазонах шириной 22 МГц каждый. И «втиснуть» cюда еще одно устройство Aironet просто некуда — тогда при одновременной работе эти устройства будут сами себе мешать. Ситуация осложняется также и тем, что, хотя само устройство способно функционировать во всех трех поддиапазонах, оператору сети выделяется, как правило, всего один из них.

Компания же BreezeCom использует принципиально иную технологию FH-CDMA (полезный сигнал — 1 МГц). Причем если устройства Aironet и Lucent работают на скоростях до 2 Мбит/c, то оборудование BreezeCom позволяет обеспечить скорость до 3 Мбит/c. Кроме того, если где-то есть свободный частотный диапазон, превышающий 1 МГц, то задействуется опция FH. То есть устройство можно заставить программно в течение примерно 100 мс перестраиваться с одной частоты на другую. При этом резко возрастает помехозащищенность.

Такое решение BreezeCom является программно-аппаратным (в отличие от Aironet и Lucent, где преобладают аппаратные решения). Любой модем сделан здесь на сигнальном процессоре, т. е. алгоритмизация задачи (математика) выполнена программно. Сама радиочасть элементарно проста: приемник и передатчик, работающий в полосе 1 МГц. Все остальное, включая алгоритм динамической коррекции ошибок, реализовано программным способом на цифровом сигнальном процессоре. Это позволяет занимать любые свободные «кусочки» в частотном диапазоне и, значит, работать в узкой полосе сигнала, что представляется нам главным преимуществом оборудования BreezeCom. Поэтому мы и делаем на него ставку.

— Сказался ли как-то прошлогодний кризис на рынке радиосетей?

— В общем нет. Поскольку сама среда эта, радиосети, довольно инертна. Чтобы оператору получить радиочастоты, требуется в среднем полгода.

— А как распределились силы на сегодняшний день?

— По нашим оценкам, на отечественном рынке оборудования для радиосетей примерно 40% принадлежит сейчас Lucent, 25% — BreezеСom, 20% — Aironet и 15% — остальным западным производителям.

— Не было ли попыток модернизировать западные устройства, ведь у нас много умельцев в области радиосетей (в самом лучшем смысле этого слова)?

— Разумеется, были, и не просто попытки. Так появился продукт Revolution. Я уже упоминал об устройствах Arlan 640. Вот СompТek совместно с екатеринбургской компанией «Парад» и занялась их модернизацией. Изначально радиомост Arlan 640 создавался для работы в беспроводных локальных сетях, но время шло, стали строиться сети в масштабах города, начали появляться клиенты, которые по радиоканалу выходили на узел оператора магистральной сети и получали доступ в Internet. А вся технология Arlan 640 — это RadioEthernet, сеть с коллизиями. Потребовалось ввести маршрутизацию в работу этих устройств. Можно, конечно, купить и установить рядом с радиомодемом маршрутизатор, однако, чтобы удешевить решение, специалисты из Екатеринбурга встроили в это устройство функцию маршрутизации и дали ему новое название — Revolution. И сейчас в Екатеринбурге открыт филиал компании CompТek — AКВА, который преобразует Arlan 640 в Revolution.

— Какие Вы можете назвать наиболее интересные продукты компании BreezeСom?

— Начав с поставки устройств BreezeNet, 1 июня этого года компания приступила к серийному производству нового устройства BreezeAccess. Оно уже доступно на российском рынке.

BreezeAccess имеет функцию маршрутизации и обеспечивает возможность работы по IP-каналу, как и BreezeNet. Но в отличие от последнего, у него есть функция фиксации полосы пропускания по данным.

— И что это дает операторам связи и нам, конечным пользователям?

— Когда клиент работал на старом оборудовании, например BreezеNet, и имел от 0 до 3 Мбит/c, возникали коллизии при полном доступе к общей шине. Но тогда за что с него брали деньги? Можно, конечно, брать и за 2 Мбит/c, однако реально там ничего этого нет из-за общей шины (хотя в какой-то момент он может и получить свои 2 Мбит/c). Устройства же BreezeAccess дают возможность четко провести тарификацию и установить определенную плату за каждую скорость — например, 64 кбит/c, 128 кбит/c, 3 Мбит/c. И гарантировать качество, что тоже очень важно. То есть если платите за 128 кбит/c — вы их и в самом деле получаете.

— Но ведь здесь есть и минусы. Пользователям хорошо — они четко понимают, за что платят. Однако если все нарезать кусочками, операторы получают столько клиентов, сколько кусочков, и в итоге общее число пользователей уменьшается?

— Это не совсем так. Если взять реальные сети, то в случае с BreezeAccess мы получаем 40 абонентов при полном доступе на скорости 64 кбит/c, причем, заметьте, работающих на одну базовую станцию, на один модем. Действительно, базовая станция с круговой диаграммой может обеспечить максимально 40 пользователей, если каждому из них гарантировать 64 кбит/c. Но ведь можно поставить базовую станцию, разделенную, скажем, на восемь секторов, и на каждый сектор будет работать модем AccessUnit. Восемь модемов — это 320 клиентов.

— Где-нибудь уже есть такие сети?

— Да, в Екатеринбурге. Именно так построена сеть оператора «Экском-Экспресс». В центре города на высоте 103 м установлена базовая станция. Восемь секторов, на каждый из них работает один модем базовой станции. Правда, пока там стоит BreezeNet, но в обозримом будущем планируется переход на BreezeAccess. Причем возможности по подключению абонентов еще далеко не исчерпаны.

— Очевидно, этот частотный диапазон требует для работы прямой видимости? Можно ли тогда построить подобную сеть в мегаполисе, таком как Москва?

— Здесь, конечно, одной базовой станцией, как в Екатеринбурге, не обойтись. В Москве устанавливают несколько базовых станций, распределенных по городу, и объединяют их магистралью, которая может быть и проводной и беспроводной (радио). И уже вокруг базовых станций собирают клиентов. Причем 40 клиентов на одной базовой станции сейчас удается собрать далеко не всегда. Одна из самых больших таких сетей в Москве принадлежит компании «Неоком-Р». Это оператор связи, который владеет частью диапазона 2,4 ГГц. Он предлагает в аренду цифровые радиоканалы связи, а также сам занимается подключением абонентов к базовой станции и их обслуживанием. Принцип построения сети — cотовый, установлено 15 базовых станций, покрывают они около 95% территории Москвы (соответствующую карту можно найти по адресу www.neocom.ru). Став абонентом, конечный пользователь получает радиомодем, к которому подключает свой компьютер.

В этой сети тоже начали применять BreezeAccess, что позволяет (с помощью технологии Voice Over IP) передавать не только данные, но и голос. Первоначально в сети «Неоком-Р», которая строится с 1995 г., использовались устройства Arlan, но сейчас они по своим техническим возможностям практически себя исчерпали.

— А может ли сеть «Неоком-Р», реально обеспечивающая и передачу голоса, служить в перспективе альтернативой сетям операторов сотовой связи?

— Нужно помнить о том, что подобная технология предназначена в первую очередь для создания высокоскоростного канала передачи данных. Да, появились новые технологии — теперь можно, взяв трубку сотового телефона и подключив ее к блокнотному компьютеру, организовать электронную почту, получить выход в Internet. Но все это пока низкоскоростные каналы, позволяющие работать на скорости максимум 128 кбит/c, а уж о 3 Мбит/c говорить просто не приходится. Передача же голоса расценивается сейчас как дополнительная услуга, и компания-оператор, которая может ее предложить, приобретает новых клиентов. Ведь пользователя интересует прежде всего перечень услуг, предоставляемых оператором связи, а не оборудование, которое у него стоит. Что же касается регионов, то здесь телефонизация не столь сильно развита, как в Москве, и спрос на эту услугу будет значительно выше. Тут уже может идти речь об альтернативе. Действительно, «Неоком-Р» начинает конкурировать с системами радиодоступа. Эти системы ненамного дешевле, но они не позволяют организовать высокоскоростные каналы передачи данных.

— Однако «Неоком-Р» не охватывает Подмосковье. Что там происходит?

— В Подмосковье успешно действует целый ряд других компаний, предоставляющих аналогичные услуги. Например, «Флекс» в Ногинске, Раменском. На сервере фирмы CompТek (www.comptek.ru) есть список городских операторов с беспроводным доступом.

— Каковы у Вас виды на будущее?

— Этот рынок сейчас расширяется. Наша компания анонсировала программу Access-2000, предусматривающую льготные условия для компаний-операторов по поставке им оборудования BreezeAccess. В программу уже включились операторы из Москвы и Московской области, а также из других городов — Архангельска, Волгограда, Екатеринбурга, Ижевска, Комсомольска-на-Амуре, Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Петропавловска-Камчатского, С.-Петербурга и Ульяновска. Причем предоставляемые ими услуги ориентированы именно на конечного пользователя.

— Все это замечательно, но радиомодемов на рабочих столах что-то пока не видно. В чем дело — непомерные цены?

— Платежи здесь составляют от 170 до 250 долл. за канал со скоростью 2 Мбит/c.

— Дороговато. Может быть, имеет смысл организовать коллективное подключение жителей отдельных домов, которые уже не мыслят своей жизни без Internet?

— Возможно. Кстати, некоторые компании-операторы, например «Транс-ТС», проводят такие маркетинговые программы.

— И есть проблемы?

— Подключение магистральных радиоузлов в Москве к Internet-провайдерам идет через шлюзы, и если вы хотите, например, работать только с «Демосом», а поблизости нет шлюза вашей базовой радиостанции и «Демоса», то ваш трафик придется «гонять» через целый ряд базовых радиостанций. И стоимость услуг возрастет. Сейчас «Неоком-Р» имеет 200 клиентов, а к 2001 г. планируется увеличить их число в 10 раз. Клиентами этого оператора радиосвязи являются в основном небольшие торговые компании, банки. Для них это решение — хорошая альтернатива волоконно-оптическим сетям.

— Между прочим, волоконно-оптические сети привлекательны еще и высоким уровнем безопасности. А в радиосетях гарантируется ли защита передаваемых данных от злоумышленников?

— Для защиты применяются различные способы модуляции. Сигнал шумоподобный, поэтому расшифровать его архисложно. Не вдаваясь в подробности, скажу лишь одно — благодаря использованию технологии FH-CDMA вероятность того, что удастся сосканировать вашу частоту, соcтавляет 10-179. Сама технология защиты пришла к нам от израильских военных.

— Ну и в заключение по традиции — пару слов о Вашей фирме.

— Фирма Omniband Group зарегистрирована в августе 1998 г., коммерческая деятельность началась с декабря того же года. Основная специализация — разработка решений и поставка оборудования для беспроводных сетей (wireless). В штате у нас 15 сотрудников. Ориентируемся главным образом на компании-операторы и конечных пользователей. Работаем также и на корпоративном рынке. Наши клиенты — «Лигетт-Дукат», «Филипп Моррис». Ближайшая цель — выйти к концу года на оборот в 1 млн. долл.

— Спасибо. Остается только пожелать Вам успехов в вашей многотрудной деятельности. Надеюсь, что и на наших рабочих столах скоро появятся радиомодемы. И мы все реже будем путаться в проводах, а уж тем более — слышать жалобы на то, что Internet работает медленно.

771