Cейчас что ни день в мире появляются новые сетевые технологии, которые довольно быстро приходят и в Россию. Но здесь все свое — специфика, качество линий связи и менталитет наконец. Так какие же сетевые технологии и оборудование имеют наибольшие перспективы для развития у нас в стране? Что они могут дать как фирмам, так и нам с вами — конечным пользователям? За чем будущее? На эти и ряд других вопросов ответил заместитель технического директора компании Race Communications Михаил Шестаков во время беседы с научным редактором журнала «Мир ПК» Михаилом Глинниковым.

Михаил Шестаков — заместитель технического директора компании Race Communications

— Давайте начнем с рынка локальных сетей. Что сейчас на нем происходит?

— Прежде всего имеет место массовый переход на коммутируемые сети. Это вызвано, с одной стороны, требованиями самих приложений передавать по сети постоянно возрастающий поток информации. С другой, такому процессу активно способствует развитие полупроводниковых технологий, которые позволяют создавать относительно недорогие заказные микросхемы с высокой интеллектуальной мощью. В результате цена порта очень резко упала — в несколько раз за последние два года. Таким образом, в настоящее время дешевые коммутаторы низкого уровня сравнялись по цене с дорогими концентраторами. Посмотрите на политику большинства сетевых фирм, например на действия Cisco Systems, с которой мы в данное время активно работаем. Они скоро просто забудут про такие встраиваемые в сеть устройства, как концентраторы. Уже сейчас в предлагаемой Cisco сетевой архитектуре к каждому рабочему месту подводится порт коммутатора и как минимум 10 Мбит/с пользователю гарантируется, более того — с рынка исчезают не только концентраторы, но и 10-Мбит коммутаторы. Их место занимают устройства 10/100 Мбит с возможностью автоопределения скорости каждого порта (cм. «Мир ПК», № 3/99, c. 96 — Прим. ред.).

— И к чему это приведет?

— Через пару лет (подобный прогноз можно считать пессимистическим) на столах у конечных пользователей появятся мультимедийные технологии. Причем они будут включать не только видеоконференции, которые перестанут быть дорогостоящей игрушкой и появятся в широком обиходе, но и, к примеру, IP-телефонию, когда телефон будет подключаться в ту же сеть. Возможно, будет наконец понятно, зачем нужны видеоконференции. В свое время люди тоже не сразу осознали преимущества телефона, ведь можно было просто отправить телеграмму.

В результате внедрения новых технологий резко повысится производительность на каждом рабочем месте в локальной сети, поскольку для довольно больших сетей сейчас стала типичной следующая ситуация: пользователь простаивает, ожидая ответа на свой запрос. Аналогичная картина наблюдалась и несколько лет назад, когда он так же ждал, пока текстовый процессор Word не отформатирует абзац, но тогда «подтормаживал» процессор. Теперь можно очень дешево нарастить мощность процессора, а «тормозом» стала пропускная способность сети.

— Какая же новая технология теперь имеет больше шансов на успех?

— Очень интересна новая технология гигабитного Ethernet. Полагаю, что довольно быстро она завоюет сетевой рынок на магистрали (я имею в виду сеть большого предприятия, в которую объединено много серверов). Эта технология появилась сравнительно недавно, но ее поддержали все основные производители сетевого оборудования, по крайней мере на волоконно-оптических сетях, а сейчас речь идет о внедрении ее в сети на медном кабеле. Стоимость этих сетей будет еще ниже, поскольку волоконно-оптический кабель, как правило, нужно прокладывать, а на это потребуются деньги, причем немалые. В существующей сетевой инфраструктуре все-таки обычно используется медный кабель пятой категории. Правда, пока еще гигабитный Ethernet, насколько мне известно, для пятой категории вообще не рассматривался — там требуется шестая. Но в любом случае такая технология коммутации позволит существенно снизить общую стоимость сети и обеспечить компании скоростную магистраль, т. е. подключение критичных серверов. Сеть перестанет быть «узким местом», поскольку подобная технология приведет к резкому росту ее пропускной способности. Гигабитный Ethernet хорош еще и тем, что дешев. Раньше как один из вариантов решения подобных проблем рассматривались АТМ-технологии, но их использование обходится довольно дорого.

— А что же будет с АТМ?

— АТМ никуда не пропадет, но из локальных будет вытеснена в глобальные и территориально-распределенные сети. Этот процесс идет уже сейчас. У гигабитного Ethernet есть все-таки серьезные ограничения по расстоянию — это сотни метров, причем даже на волоконно-оптическом кабеле. В АТМ используются принципиально иные технологии синхронизации, и связь обеспечивается на десятки километров. А установив повторители, можно вообще построить глобальные сети любого масштаба. Но здесь произошел некоторый парадоксальный переход. АТМ-технологии, про которые столько говорили и которые планировались как технологии будущего, как средство довести до рабочего места все сервисные услуги: и видео, и голос, и передачу данных оказались вытесненными с рабочих мест именно в глобальные сети. А на рабочих местах появился привычный Ethernet, но только уже развитый на гигабитные скорости. Кроме того, в нем для реализации всех перечисленных выше мультимедийных функций используется IP-протокол, не умеющий всего этого изначально. Но в последние годы, особенно в конце 1998 — начале 1999 г., значительно активизировалась разработка новых протоколов, которые позволяют передавать мультимедийные технологии поверх IP. И это очень эффективное решение для локальных сетей.

Сейчас не требуется больших затрат, чтобы увеличить пропускную способность сети, а нарастить процессорную мощность давно уже стало совсем дешево — на эти траты можно закрыть глаза. Зато мы получаем экономию на более важном — сегодня накоплен огромный «груз» в виде приложений, ориентированных на работу с IP. Так вот теперь их не придется ни подо что переписывать, все мультимедийные технологии начинают работать в уже существующих сетях, которые полностью ориентированы на IP.

— А каковы перспективы в области телекоммуникаций?

— Здесь все несколько сложнее. Понятно, что многие производители оборудования, например та же Cisco Systems, стремятся распространить свой комплекс новых технологий на весь мир. Для них неважно, какая сеть — локальная или глобальная, все должны работать однообразно. Все в мире будут «ходить по IP», во всех сетях будет IP, и наступит всеобщее счастье. Это очень хорошо звучит как теоретическое построение или красиво выглядит, когда мы cмотрим на западные 100-Мбит кольца, проложенные в крупных городах. Но обратимся к нашей стране. А что представляет собой у нас типовая телекоммуникационная инфраструктура? Да, в Москве и других крупных городах конечному пользователю получить для себя 2 Мбит не проблема: вопрос только в цене — где-то дороже, где-то дешевле. Да, проложены каналы и по территории России: «Ростелеком» уже завершил создание 155-Мбит «хребта» от западной ее границы до восточной и начал строительство дублирующей его нитки. Кроме того, сетевая магистраль соединяет Москву с Петербургом. Но отойдите от этих высокоскоростных «хребтов» на десяток километров в сторону и увидите, что там ничего нет. В лучшем случае имеется районная «Электросвязь», которая предоставляет цифровые каналы со скоростью 64 кбит, а в большинстве случаев есть просто телефонные каналы. К тому же зачастую и эти 64-кбит каналы никто не берет — дорого. Сложилась такая практика, что цифровые каналы сдаются за доллары, а телефонные (аналоговые) — за рубли. И вот результат. В настоящее время мы ведем много региональных проектов и наблюдаем такую типичную картину: пока работаем в городе — все всех устраивает, а как только выходим за его пределы, нам говорят: «Все, ребята, про цифровые каналы можно забыть, платить будем только в рублях». И в такой ситуации, естественно, популярностью пользуются те сетевые технологии, которые позволяют наиболее эффективно применять проложенный медный кабель.

— Какие же технологии наиболее интересны «с точки зрения медного кабеля»?

— Прежде всего, интересны DSL-технологии. Всплеск их популярности приходится на последний год — они неожиданно оказались востребованными. Это вызвано тем, что, во-первых, созрел рынок и возник спрос на высокие скорости передачи данных, а во-вторых, для уплотнения телефонных линий cтали активно применять DSL-технологии. Ведь они физически обеспечивают передачу скоростного потока по медной паре. Использовать же этот поток можно для чего угодно, например, чтобы соединить две сети или «упаковать» в него голос. Классическое решение, которое сейчас имеет большой спрос, — это телефонные уплотнители компании PairGain, с помощью которых можно по одной медной паре передавать данные объемом 384 кбит/c на расстояние в несколько километров. Причем делается это с высокой надежностью, и одна пара обеспечивает шесть телефонных разговоров в (6Ё64 кбит/c).

— Кто же нуждается в таком оборудовании?

— Прежде всего — вторичные телефонные провайдеры, получившие лицензию на предоставление услуг телефонной связи. Как правило, они имеют свою довольно мощную АТС и раздают своим абонентам телефонные номера. Если эти провайдеры врежут в сеть уплотнители компании PairGain, они смогут сэкономить на проводах — арендовав одну телефонную пару, предоставят абонентам шесть номеров.

Кроме того, соединение нескольких АТС каналом в 2 Мбит по DSL-технологии позволит обойтись без прокладки волоконно-оптического кабеля.

— В какой ситуации эффективнее всего использовать DSL-оборудование?

— Вот типичный пример. Вы хотите подключить телефон. Номерные емкости на МГТС есть, а вот все кабели заняты. Тогда используют уплотнители. Так, в Москве по инициативе Тушинского телефонного узла нами были проведены доработка и сертификация устройств PairGain под отечественные стандарты (подробности по адресу http://www.race.ru).

— Сколько стоит установить DSL-оборудование?

— Один порт стоит порядка 300 долл. Значит, если вы хотите получить шесть телефонных номеров на одной телефонной линии, это обойдется примерно в 2 тыс. долл. Но тогда вы заплатите только один раз, вместо того чтобы каждый месяц выкладывать определенную сумму за пять лишних пар.

— Что препятствует широкому внедрению оборудования DSL?

— Нужно разрешить две проблемы. Первая — сертификация оборудования. Вторая проблема — техническая. Медная пара должна быть приемлемого качества. Оборудование DSL более чувствительно к помехам на линии. Если по обычному телефону вы, несмотря на треск в трубке, разговаривать все-таки можете, то DSL в таких условиях вообще не будет работать.

— Давайте вернемся немного назад. Довольно много наших читателей живет в тех регионах, которые находятся далеко от магистральных телекоммуникационных «хребтов». Могут ли им помочь DSL-технологии?

— Да, именно такие технологии способны обеспечить доступ к высокоскоростной магистрали. Используя их «в лоб», можно организовать 2-Мбит поток по медному кабелю на расстояние 5—6 км. А если учесть, что у нас проложено довольно много медных проводов первой категории — очень толстых, диаметром 1,2 мм, — то можно обеспечить еще большую дальность связи. В ряде случаев, конечно, и этого недостаточно. И все же DSL-оборудование часто выручает, особенно в тех городах, которые, например, тянутся вдоль рек. Кроме того, существует оборудование, которое поддерживает работу с усилителями. Если эти устройства установить на линии, можно увеличить расстояние в три-четыре раза. Но здесь возникают осложнения: телефонисты не разрешают врезаться в сеть. В произвольном месте сделать это невозможно, а на станции телефонисты не пускают.

— Кого же тогда может заинтересовать такое решение?

— Те организации, которые имеют свои ведомcтвенные сети, в частности крупные предприятия газовой, нефтяной и перерабатывающей промышленности. Там проблем с установкой усилителей не возникнет. Они могут монтировать у себя это оборудование и получать надежную высокоскоростную связь на основе уже существующей сетевой инфраструктуры, в которой применяются медные пары.

— Какие еще направления в телекоммуникационном бизнесе, на Ваш взгляд, достаточно перспективны?

— Первое — радиодоступ. Он открывает разнообразные возможности. При этом сети, как правило, покрывают расстояние до 10 км. Причем его можно увеличить, установив ретрансляторы, которые обычно применяют там, где кабель прокладывать дорого, сложно или вообще невозможно, в частности в гористой местности.

Второе — радиорелейные линии. Оборудование для них, предложенное, например, фирмой Siemens, обеспечивает скорость передачи данных до 155 Мбит/c. Однако в этом случае приходится устанавливать мачты и передатчики, и общая стоимость сети уже достигает нескольких десятков или даже сотен тысяч долларов. Но зато такие линии могут покрывать любые расстояния, причем все равно это окажется дешевле, чем прокладывать волоконно-оптический кабель.

— А спутниковая связь?

— Спутниковые каналы связи используют сейчас очень активно, но не потому, что они такие замечательные, а просто подчас это бывает дешевле, чем арендовать канал в существующих кабельных сетях, не говоря уже о том, чтобы строить свою сеть. Что же характерно для спутниковой связи? Очень большие задержки, которые даже в телефонном разговоре довольно заметны. Опять же, когда мы запускаем протокол с подтверждением, то сильно снижаем эффективную скорость обмена из-за задержек ожидания подтверждения.

— В каком случае это все-таки оправданно?

— Это имеет смысл тогда, когда нам надо срочно установить связь между двумя точками, удаленными друг от друга на значительное расстояние.

— А какой вариант будет самым недорогим?

— Наиболее оптимальный — использование существующих телефонных линий. Часто приходит клиент, который хочет передавать по одному телефонному каналу и голос, и данные. Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что технологии IP-телефонии в данном случае пока практически не подходят. Здесь, и мы это протестировали, более предпочтительны технологии передачи голоса по Frame Relay. Поэтому в том случае, когда нам нужно передавать по одному низкоскоростному каналу и голос и данные, выбираем технологии Frame Relay. Хотя IP-телефония может составить конкуренцию этому направлению в ближайшем будущем.

— Мы рассмотрели основные технологии и перспективы их развития. Давайте хотя бы вкратце подведем некоторые итоги. Что же с ними происходит?

— Сначала о локальных сетях. Образно говоря, представим себе жизнь гусеницы: сначала она росла, росла, а затем окуклилась. И вдруг куколка раскрылась, и появилась бабочка — гусеница качественно преобразилась.

Теперь о телекоммуникациях. Все перемешано, как на восточном базаре: здесь предлагается масса технологий, как уже устоявшихся, так и принципиально новых. Для каждой задачи можно подобрать оптимальный способ решения. Выбирайте сами.

И наконец, абонентский доступ. Его можно сравнить с пересаживанием с лошади на гоночный автомобиль. A DSL-технологии не требуют телефона для доступа в Internet. В любой момент я могу включить компьютер и сразу же оказаться в Сети, причем скорость обмена достигает десятков мегабит в секунду. С точки зрения пользователя — это чудо, а модем тогда можно будет просто выбросить.

— Отлично. Давайте на этой оптимистичной ноте и закончим нашу беседу. Думаю, развитие сетевых технологий готовит нам еще немало приятных сюрпризов. Спасибо и успехов Вам!