и свою обратную сторону: для успешной работы необходимо разобраться в настройке различного оборудования и плат, освоить соответствующее программное обеспечение и главное — правильно сконфигурировать свое рабочее место применительно к поставленным задачам и с расчетом на перспективу.

В помощь людям, начинающим работать с музыкой на компьютере, недавно в издательстве «Триумф» вышла книга московского журналиста и музыканта Дениса Дубровского под названием «Компьютер для музыкантов — любителей и профессионалов». Эта книга — хорошее руководство, позволяющее шаг за шагом освоить различные аспекты музыкального творчества на ПК. Она содержит обзоры наиболее популярного аппаратного и программного обеспечения, рассказывает о современных приемах работы над музыкальным материалом. Предлагаем вниманию читателей выдержки из главы, посвященной подбору оборудования для домашней музыкальной студии.

Информацию о современных звуковых платах, MIDI-клавиатурах и другом звуковом и музыкальном оборудовании все чаще и чаще можно встретить на страницах разных журналов. После прочтения таких статей порой возникает ощущение, что создать небольшую музыкальную студию очень просто: достаточно купить несколько «железок», установить программное обеспечение — и работай себе в удовольствие. Однако на деле пользователи сталкиваются с множеством проблем. Вот одна из самых распространенных: несоответствие закупленного оборудования поставленным задачам. Кроме того, возникают проблемы с подключением к звуковым платам внешних устройств — здесь новичков поджидает огромное количество «подводных камней», и уж на один из них они натыкаются неизбежно. Попробуем разобраться, как же выбрать из имеющихся на рынке устройств нужные да еще с учетом последующего развития студии.

Какая задача стоит перед нами?

У профессиональных композиторов и любителей несколько разные потребности. Несмотря на то что и те и другие хотят сочинять и записывать музыку, первым нужно это делать с максимально возможным качеством - и, затрачивая соответствующие деньги на оборудование, они инвестируют средства в «орудие производства». Музыкантам-любителям же приходится мириться с тем, что ограниченный бюджет не всегда позволяет купить профессиональную аппаратуру, поэтому необходимо идти на компромиссы. Да и стоит ли тратить лишние деньги, если устройства даже мультимедийного уровня могут на первых порах удовлетворить все ваши чаяния.

Поэтому при обсуждении различных вариантов комплектации студии мы будем давать рекомендации, ориентируясь на разные группы пользователей.

Начинающие. Как правило, перед ними стоит задача с минимальными затратами купить базовый комплект оборудования, желательно имеющий развитые функциональные возможности, чтобы была возможность все попробовать и решить, стоит ли заниматься этим дальше.

Любители. Определившись со своим хобби, эти музыканты хотят обустроить рабочее место для достижения определенных результатов. В этом случае на первый план выходят те или иные специфические требования к оборудованию: например, необходимо, чтобы была возможность записывать сразу несколько аудиодорожек в режиме реального времени и использовать различные эффекты для обработки звука. Однако речь будет идти об устройствах, удовлетворяющих в первую очередь критерию цена/качество.

Профессионалы. Люди, для которых музыкальное творчество — основное занятие, тоже не всегда могут позволить себе тратить деньги без ограничений. И все же покупка музыкального оборудования, необходимого для работы, является для них приоритетной по сравнению с другими расходами. Поэтому автор этих строк полагает, что любой профессиональный музыкант способен выделить довольно приличную сумму на свою студию, чтобы быть конкурентоспособным и осуществлять проекты на должном уровне.

Варианты подбора оборудования

Прежде чем говорить о звуковых платах, микшерах, синтезаторах и других устройствах, давайте разберемся с общими принципами подбора подобного оборудования. Это необходимо для того, чтобы четко разграничить, в каких случаях используется та или иная «железка». Рассмотрим несколько вариантов комплектации небольшой компьютерной музыкальной студии: какое оборудование используется, как оно подключается и что позволяет делать. После этого останется только выбрать тот вариант комплектации, который больше соответствует вашим потребностям.

Вариант 1. Итак, у нас есть компьютер. Его нужно оснастить хорошей звуковой платой, к которой подключаются MIDI-клавиатура, микрофон, магнитофон для сведения и акустические системы для контроля звука. Такое подключение показано на рис. 1.

Первым делом в компьютер устанавливается звуковая плата. К ее линейному выходу (Line Out) подключается магнитофон, усилитель и колонки или музыкальный центр, в котором есть все эти устройства. Наушники обязательно понадобятся при работе с микрофоном, иначе возникнет паразитная обратная связь с колонками, которая будет сопровождаться неприятным свистом. К порту MIDI/Joystick на звуковой плате подключается MIDI-адаптер (его надо приобретать отдельно), у которого есть три 5-штырьковых гнезда: MIDI In (MIDI-вход), MIDI Out (MIDI-выход) и MIDI Thru (сквозной канал MIDI). У любой MIDI-клавиатуры вы найдете соответствующий выход (MIDI Out). MIDI-клавиатура или клавишный инструмент подключается к звуковой плате через специальный шнур с 5-штырьковыми разъемами так, как показано на рис. 1 (MIDI Out соединяется с MIDI In — и никак иначе!).

Последний этап — подключение микрофона к соответствующему входу (Mic In). Другие источники звука (например, проигрыватель компакт-дисков или магнитола) подключаются к линейному входу звуковой платы (Line In).

В такой студии вы сможете создавать синтезаторные аранжировки, пользуясь синтезатором и/или семплером звуковой платы, и записывать их с помощью программы Cakewalk Pro Audio 8.0 (или любой другой на ваш выбор). Это значит, что барабаны, басы, «подкладочные» звуки будет воспроизводить синтезатор (семплер) звуковой платы, а инициировать все эти партии вы будете с MIDI-клавиатуры. На синтезаторную аранжировку можно наложить партии любых имеющихся электроинструментов, которые подключаются к линейному входу звуковой платы (Line In), или партии вокала и любых акустических инструментов, которые записываются с микрофона. А по окончании работы над композицией остается только перенести запись на подключенный магнитофон и отдать на прослушивание друзьям, знакомым или продюсерам, ищущим молодые таланты.

У такого варианта комплектации студии есть одно неоспоримое преимущество — он самый дешевый. И если ваш бюджет ограничен, то, выбрав звуковую плату среднего класса (например, Creative Sound Blaster Live!, Turtle Beach Montego-II, Sound Track 128 PCI или Terratec EWS64S), недорогую MIDI-клавиатуру (Terratec MIDI Master PRO или Roland PC-180) и микрофон, можно уложиться в достаточно разумные деньги (300-400 долл.).

Однако по поводу этого варианта есть два существенных замечания: во-первых, микрофонные предусилители всех универсальных плат (даже самых дорогих) очень слабы - они искажают звук, да еще и шумят, во-вторых, синтезаторы мультимедийных звуковых плат подходят только для любительского музицирования — хорошие звуки в них встречаются редко. Можно использовать более дорогие мультимедийные семплеры (класса Turtle Beach Pinnacle, AVM Apex, Sound Blaster Live!), которые загружают звуковые библиотеки в ОЗУ платы. Эти устройства позволяют получить уже значительно лучший результат, однако их программное обеспечение довольно сложно, и не всем музыкантам нравится с ними работать. Поэтому можно рекомендовать программные синтезаторы и семплеры (например, Gigasampler, Generator и им подобные), хотя для этого потребуется мощный компьютер (минимум Celeron и 64- Мбайт ОЗУ).

Вариант 1 подходит в основном для начинающих музыкантов и любителей.

Вариант 2. Улучшить качество аранжировок можно с помощью автономного (внешнего модуля) синтезатора sample playback. В музыкальных магазинах нетрудно найти инструменты на любой вкус, а заставить такой синтезатор работать под управлением компьютера проще простого, если на вашей звуковой плате есть дополнительный (Aux) вход.

На рис. 2 показано, как к звуковой плате подключается автономный синтезатор. Такой вариант подключения позволяет воспользоваться стандартным программным микшером Windows 95/98, чтобы смешивать сигнал от внешнего синтезатора с сигналом внутреннего синтезатора звуковой платы и «живым» звуком. Обратите внимание на то, что для подключения MIDI-клавиатуры уже требуется два шнура: по одному передаются MIDI-сообщения для записи команд в программе-секвенсоре, а по другому — для воспроизведения нот синтезатором.

Что дает дополнительный синтезатор? Во-первых, звуки в таких инструментах обычно намного лучше, чем у синтезаторов звуковых плат. Во-вторых, если на звуковой плате установлен семплер, то можно сколько угодно экспериментировать с загрузкой и редактированием оригинальных звуков из музыкальных банков, но при этом всегда под рукой будет базовый инструмент с прошитыми готовыми звуками. В-третьих, если вы купите синтезатор с клавишами, то он возьмет на себя и функции MIDI-клавиатуры (тем не менее многие предпочитают не совмещать эти два устройства).

У такого варианта есть один недостаток: синтезатор подключается через звуковую плату, из-за чего в его сигнал примешиваются ее искажения и наведенные помехи от компьютера. Конечно, пользуясь дорогой высококачественной платой с хорошими ЦАП/АЦП (Turtle Beach Fiji), особых проблем можно не опасаться, однако сложности с микрофонным предусилителем все равно останутся.

Вариант 2 можно рекомендовать в основном музыкантам-любителям. Профессионалам имеет смысл его использовать, если целью является создание демонстрационных записей или заготовок для работы в условиях серьезной студии. Если же вы хотите, работая в домашних условиях, получать записи более высокого качества, то этот вариант можно рассматривать как промежуточный — используйте описанную схему подключения, пока не накопите еще некоторую сумму на покупку маленького микшера (тогда вы сможете использовать все преимущества следующего варианта).

Вариант 3. Стандартная схема подключения оборудования для большинства домашних компьютерных студий как музыкантов-любителей, так и профессионалов показана на рис. 3. Конечно, класс оборудования может быть разным, но всегда есть возможность расширить его набор.

Хороший микшер дает несколько преимуществ.

Во-первых, в нем интегрированы качественные предусилители для работы с любыми микрофонами — от бытовых до студийных.

Во-вторых, появляется возможность расширять студию, добавляя новые синтезаторы, профессиональные семплеры или звуковые модули, — все они будут подключаться к микшеру, и для одной аранжировки можно будет смешивать их сигналы.

В-третьих, с помощью микшера гораздо удобней соединить оборудование — все провода находятся под рукой.

На рис. 3 изображена схема коммутации компьютерной любительской студии на базе небольшого микшера с четырьмя моно- и стереоканалами. Есть микшеры и с меньшим числом каналов, так что если вы не собираетесь в ближайшее время использовать несколько синтезаторов, то вам подойдет маленький пульт, например, с четырьмя моно- и двумя стереоканалами.

Выходы звуковой платы и синтезатора подключаются к входам стереоканалов микшера (Line In). Контрольная акустика — к мониторному выходу (Monitor Оut), а магнитофон — к специальному магнитофонному выходу (Tape Оut). Разъем от наушников вставляется в соответствующее гнездо (Phones). В результате при сведении композиций вы устанавливаете баланс сигнала с микшера, синтезатора и используя регуляторы пульта.

Теперь попробуем разобраться с микрофоном. Он подключается к соответствующему гнезду (Mic In) моноканала микшера. На всех моноканалах установлены качественные микрофонные предусилители (отсутствуют только в специальных линейных микшерах), усиливающие сигнал до номинального уровня. При этом на многих микшерах после предусилителя есть точка разрыва (Insert) с соответствующим гнездом, с которой сигнал можно направить на вход звуковой платы (рис. 4). Это значит, что в нашем распоряжении только качественный микрофонный предусилитель, а эквалайзер и фейдер канала отключены, причем микрофон полностью изолирован от синтезатора и линейного выхода звуковой платы.

Остальные каналы микшера должны работать так, как и положено, т. е. смешивать другие сигналы. Разрыв канала в этом случае подходит как нельзя лучше.

Некоторые микшеры (например, Mackie 1202 VLZ или Behringer 2004A) имеют так называемую альтернативную шину микширования. Суть ее работы проста: с помощью специальных кнопок можно направить сигнал с любого канала на один из двух стереовыходов, т. е. «одна половина» микшера может использоваться для направления сигнала с микрофонов на линейный вход звуковой платы (через первый выход микшера), а «другая половина» — для микширования сигналов с синтезатора и выхода звуковой платы. Работать так гораздо удобнее, чем с разрывами: во-первых, можно во время записи использовать столько микрофонов, сколько позволяет микшер, а не один, как в случае с разрывом, а во-вторых, такая система значительно более гибкая. Однако микшеры, имеющие альтернативную шину, стоят дороже обычных.

На дешевых микшерах разрывы каналов и альтернативные шины отсутствуют. В этом случае придется коммутировать систему несколько иначе (рис. 5).

Фактически это модернизированный вариант 2, описанный выше. Он позволяет ликвидировать проблему с микрофонным предусилителем звуковой платы и дает возможность записывать звук с нескольких микрофонов (например, если нужно записать подпевки вокалистов, «растянутые» по панораме). Однако синтезатор по-прежнему подключается в Aux-вход звуковой платы.

Разумеется, схему коммутации легко поменять прямо во время работы, чтобы избежать использования Aux In. Например, при записи можно задействовать микшер в качестве микрофонного предусилителя, а во время воспроизведения переключить выходы звуковой платы и синтезатора на пульт. Однако бесконечная возня со шнурами отвлекает от главного - от творчества. Поэтому мы приводим только статичные схемы коммутации — они проверены временем и позволяют создать комфортную рабочую обстановку, которая крайне важна для музыканта.

Итак, подведем итог сказанному о коммутации студии с помощью микшера (вариант 3).

Недорогой микшер без функции разрыва и альтернативной шины микширования позволит использовать качественные микрофоны (один или несколько — по числу каналов), а также одновременно записывать вокал и гитару на две независимые дорожки (на канале микрофона панорама выворачивается вправо, а у гитары — влево). Этот вариант хорош для музыкантов-любителей, которые хотят качественно записывать «живой» звук.

Микшеры, имеющие гнезда разрывов, позволяют использовать во время записи один микрофон, смешивая при этом сигналы и синтезатора, и звуковой платы. Такая схема позволяет наращивать систему с помощью дополнительных синтезаторов и звуковых модулей. Она может удовлетворить любителей и профессионалов, использующих несколько синтезаторов.

Микшерные пульты с альтернативной шиной микширования — самые удобные для коммутации небольшой компьютерной студии. Они позволяют использовать как несколько микрофонов, так и наращивать систему за счет внешних синтезаторов или звуковых модулей.

Вариант 4. Многие современные звуковые платы оборудованы цифровыми входами и выходами для связи с другими «цифровыми» устройствами. Наличие интерфейса SPDIF — достаточно важное условие для профессиональной работы. Если ваша цель — создание действительно серьезных продуктов (независимо от того, профессионал вы или любитель), то как минимум у вас должна быть звуковая плата с цифровыми входами-выходами и DAT-магнитофон для сведения (или мини-дисковая дека).

Самый простой способ коммутации студии на базе платы с цифровыми входами и выходами представлен на рис. 6. Запись и сведение материала происходит точно так же, как и в предыдущих примерах, только в качестве мастер-магнитофона используется DAT. Сведенная композиция с помощью цифрового интерфейса SPDIF переписывается в компьютер, где и монтируется альбом. Затем смонтированный альбом можно либо записать опять на DAT-кассету и отнести в студию для профессионального мастеринга, либо на компакт-диск, если у вас есть пишущий дисковод CD-R.

Есть еще один вариант работы в такой студии. Во время записи c микрофона можно подключить выход альтернативной шины микширования (Alt out) к обычному аналоговому входу DAT-магнитофона. При этом магнитофон ставится на паузу и включается запись — в таком состоянии он начинает работать как аналого-цифровой преобразователь (то же самое происходит, если поставить на запись мини-дисковую деку), и на его SPDIF-выход подается цифровой сигнал, попадающий в компьютер. Так как практически в любой современной программе многоканальной записи можно произвольно выбирать вход, с которого осуществляется запись, достаточно указать SPDIF-вход звуковой платы и работать. В результате получается система с внешним преобразователем, не подверженным наводкам и имеющим очень низкий уровень шумов. Качество записи в таком варианте коммутации обычно выше, чем при оцифровке через аналоговый вход звуковой платы. Для сведения используется аналоговый линейный выход звуковой платы, сигнал с которого смешивается с синтезаторным сигналом в микшере и записывается на DAT-магнитофон.

Вариант 4 подходит как для любителей, осуществляющих высококачественную звукозапись, так и для профессионалов. Он обладает всего одним недостатком: даже используя при записи преобразователи DAT-магнитофона, при сведении придется воспроизводить сигнал через линейный выход звуковой платы (Line Out), поскольку его обязательно нужно смикшировать с сигналом синтезатора — прямое сведение на DAT-магнитофоне с помощью интерфейса SPDIF в этом случае невозможно. Поэтому в сигнале могут присутствовать наведенные шумы.

Вариант 5. А что, если заменить DAT-магнитофон мини-дисковой декой, и в компьютер установить пишущий дисковод CD-R? Матрица CD-R, как и DAT-кассета, является стандартным форматом для профессиональных задач: любая радиостанция или студия примут материал на этих носителях. Поэтому установка дисковода CD-R - весьма перспективная идея.

Профессиональные программы для многоканальной записи, в том числе и все «виртуальные студии» (Cakewalk Pro Audio 8.0, Cubase VST 3.5, Samplitude 2496 и др.), имеют возможность сведения музыкальных проектов в файл с просчетом эффектов в режиме реального времени. Просчет производится компьютером, поэтому в полученном файле отсутствуют какие-либо помехи, характерные для аналоговых преобразований. Преимущества метода очевидны - возможность сразу получить мастер своего проекта (в виде стереофайла) позволяет избежать лишних процедур перезаписи. Однако дальнейшая обработка полученного материала весьма сложна, хотя в профессиональных задачах бывает весьма полезна.

Схема подключения аппаратуры для рассматриваемого варианта идентична приведенной на рис. 6, причем в качестве АЦП работает мини-дисковая дека. Надо сказать, формат Minidisk сейчас очень активно используется в профессиональной концертной деятельности, поэтому иметь под рукой соответствующее устройство весьма полезно. Алгоритм работы подобной схемы крайне прост: одновременно записываются MIDI- и аудиодорожки с помощью любой программы «виртуальной студии». После окончания сведения просто включается запись на свободной аудиодорожке и туда «скидывается» сигнал синтезатора (баланс MIDI-дорожек должен быть выставлен окончательно). Остается только дать программе команду сведения в файл — и композиция готова. Теперь можно записать ее на компакт-диск.

Вариант 5, как и предыдущий, подходит и для любительской, и для профессиональной работы. Его недостатки: сложность использования устройств внешней обработки и относительно высокая стоимость оборудования.

Вариант 6. Достичь студийного качества записи можно, если для оцифровки использовать профессиональные внешние преобразователи. Студия, укомплектованная подобными устройствами и работающая под управлением специальной программы, например Cakewalk 8.0, Cubase VST 3.5 или Samplitude Studio 2496, можно действительно считать профессиональной — она подойдет для записи даже коммерческих альбомов.

Так что все зависит от вашего умения и опыта. При дилетантском обращении пусть с самым совершенным оборудованием и программным обеспечением сложно получить приемлемые результаты. Но с технической точки зрения нет никаких ограничений (естественно, речь идет о современной электронной музыке, ибо запись в домашних условиях «живых» альбомов с нормально звучащими барабанами и басами — это чистейшей воды утопия, ведь для этого нужны комнаты со специально подобранной акустикой).

При комплектации профессиональной студии лучше отказаться от универсальных мультимедийных звуковых плат и подобрать только специализированные устройства: MIDI-интерфейс, систему многоканальной звукозаписи с цифровыми и аналоговыми входами-выходами и т.д. Такое оборудование может оказаться чуть дороже комбинированных решений, однако вы получаете шанс выбрать действительно то, что нужно. Рассмотрим профессиональный вариант, доступный даже малобюджетным студиям (рис. 7).

В нашем примере в компьютере установлена не одна универсальная звуковая плата, а две специализированные: MIDI-интерфейс (например, MIDIman Winman 232 или Portman 234) и плата цифрового ввода-вывода (Zephiro Acoustics ZA-2, AdB MultiWave Pro 24 или LynxStudio LynxONE) с двумя парами входов-выходов SPDIF (обычно такие платы имеют коаксиальный и оптоэлектронный интерфейсы). Первая пара входов-выходов используется для соединения с внешним преобразователем, а вторая пара — с DAT-магнитофоном (установка платы LynxONE уже обеспечивает высококачественные 24-битовые ЦАП/ АЦП).

Логика такой схемы подключения очень проста. Во время записи с микрофона сигнал с альтернативной шины микшера попадает во внешний преобразователь, а оттуда — через плату цифрового ввода-вывода — в компьютер. При сведении происходит обратный процесс: цифровые данные из компьютера поступают в преобразователь, а оттуда — в микшер, где смешиваются с сигналами от звукового модуля и синтезатора. Сведенный файл записывается на DAT-магнитофон. После этого через вторую пару цифровых входов-выходов можно опять записать сведенные композиции в компьютер, смонтировать альбом и записать его на компакт-диск.

Вариант 6 подойдет для осуществления самых разнообразных проектов как на любительском, так и на профессиональном уровнях. У него есть всего один недостаток - невозможно записать больше двух каналов одновременно (ведь система обладает только стереовходом и таким же выходом). Если запись надо вести, например, с четырех микрофонов сразу, то придется приобретать многоканальный интерфейс.

Вариант 7. Имея внешний аналоговый микшер с восемью и более свободными входами и автономный процессор эффектов, достаточно приобрести аудиоинтерфейс с восемью аналоговыми входами-выходами (например, Event Darla, Gina или Layla, Aardvark Aark 20/20 или Frontier Tango) - и можно сводить свои композиции не внутри компьютера, а с помощью пульта (рис. 8). Такой способ работы гораздо удобнее, кроме того, внешние устройства обработки освобождают центральный процессор компьютера, и его резервы могут быть использованы для других задач.

Удобство работы с внешним микшером, на который «заведен» автономный процессор эффектов, иллюстрирует следующий пример. Предположим, в компьютере Pentium-200 MMX установлена звуковая плата Turtle Beach Pinnacle и для записи композиций с помощью программы Cakewalk 8.0 или (Cubase VST) используется в качестве ревербератора подключаемый программный модуль Waves True Verb. При сведении композиции True Verb устанавливается в виртуальный посыл-возврат, в результате чего мощности компьютера уже не хватает для эквалайзеров, дилэев, хорусов и т.д., поскольку эти задачи задействуют более 65% мощности процессора Pentium-200 MMX. А ведь нужны еще ресурсы и для обслуживания операционной системы и для программного микширования... К тому же для установки баланса выходного сигнала синтезатора и аудиотракта придется воспользоваться микшером Windows.

А теперь мы дополнительно установим в этот компьютер плату многоканального интерфейса, все восемь выходов которого (в том числе Pinnacle) подключаются к внешнему микшеру. Достаточно к посылам-возвратам последнего подсоединить недорогой процессор эффектов (например, Alesis NanoVerb) и в программе Cakewalk (или Cubase) указать для каждой дорожки свой физический канал, чтобы все сведение, обработку реверберацией и эквализацию (любой микшер имеет как минимум двухполосный эквалайзер) можно было выполнить на микшере. А если понадобится, например, задержка на одной из дорожек, то можно использовать соответствующую подключаемую программу — ведь процессор не загружен обслуживанием True Verb. Кроме того, Pinnacle в этой схеме может служить только как семплер, и вам нет необходимости периодически запускать стандартный микшер Windows — ведь баланс «живого» звука и выхода синтезатора устанавливается также на внешнем пульте.

Конечно, такой вариант комплектации студии относительно дорог: придется покупать микшер, многоканальный интерфейс и внешний процессор эффектов. Однако удобство такой схемы и обилие возможностей оправдывают дополнительные расходы.

Помимо сведения многоканальные интерфейсы могут пригодиться для одновременной записи нескольких дорожек. Работая над записью с друзьями-музыкантами, можно весьма оживить музыкальный проект — ведь при наложении голосов теряется особый командный драйв. В этом случае многоканальный интерфейс с четырьмя и более входами просто обязателен.

Все современные многоканальные интерфейсы имеют стандартные мультимедийные драйверы Windows 95/98 для каждой пары входов и выходов. После их установки вы обнаружите для устройства, имеющего восемь выходов, четыре драйвера. В любой программе многоканальной записи допускается на каждую дорожку назначить один из этих драйверов, а с помощью регулятора панорамы можно развести две дорожки, на которые назначен драйвер одной стереопары, в разные физические каналы.

Вариант 7 очень популярен сегодня, и с помощью специальных программ (виртуальных студий) для многоканальной звукозаписи можно за счет последовательного наложения дополнительных голосов и инструментов осуществлять проекты с 20 и более дорожками. Эта схема имеет только один недостаток: во время сведения происходит как минимум одно лишнее преобразование. Конечно, при качественном аудиоинтерфейсе, вероятнее всего, ухудшения качества вы не заметите. Но небольшие потери в звуке все-таки будут присутствовать. С этим придется мириться.

Вариант 8. Многоканальные интерфейсы с аналоговыми входами и выходами, которые обсуждались в предыдущем варианте, имеют много достоинств и один существенный недостаток: при сведении на DAT-магнитофон происходит хотя бы одно цифро-аналоговое преобразование, что ухудшает звук. Кроме того, при сведении на аналоговом микшере в звук добавляются шумы интерфейса, микшера, процессора эффектов и т.д. Конечно, все эти огрехи можно услышать только в очень хороших студийных акустических системах (да и то не всегда), но они все же присутствуют. Любое аудиоустройство, будучи установленным в системный блок компьютера, так или иначе подвергается наводкам со стороны видеоплаты и других систем. Поэтому на сегодняшний день нет ни одной звуковой платы с аналоговыми входами и выходами, которая бы имела отношение сигнал/шум (учитывая все наведенные помехи) лучше 85-90 дБ (что бы там ни утверждали производители). Это, конечно, неплохо, но современная профессиональная техника имеет шумы на уровне 100 дБ.

Правда, сказанное выше не критично, если занимаетесь современной танцевальной или альтернативной музыкой, поскольку «плотные» аранжировки такие незначительные шумы, как правило, скрадывают. Тем более что на этапе мастеринга фонограмму можно и «почистить», а затем с помощью того же многоканального интерфейса Darla записать альбом на компакт-диск. И никто не заметит, что эта плата имеет соотношение сигнал/шум 84 дБ, а не 100 дБ. Другое дело, если занимаетесь акустической музыкой, и в ваших композициях частенько встречаются места с очень тихим исполнением. В таком случае шумы аппаратуры (пусть даже очень небольшие) будут слышны. Так что более высокое качество звука и лучшие шумовые характеристики аппаратуры вам не помешают. Поэтому стоит обратить внимание на цифровые многоканальные интерфейсы формата ADAT (Alesis Digital Audio Tape) и внешние устройства, способные с такими интерфейсами работать.

Оптоэлектронный ADAT-интерфейс появился в начале 90-х годов, вместе с модульными многоканальными магнитофонами ADAT фирмы Alesis. Первоначально он предназначался для обмена данными между двумя цифровыми магнитофонами. Но впоследствии все больше и больше производителей профессиональной техники стали использовать этот интерфейс в своих изделиях, и сейчас он стал таким же стандартом, как и SPDIF.

ADAT-интерфейс позволяет передавать и одновременно принимать цифровые данные по восьми независимым каналам. Внешне разъемы этого интерфейса ничем не отличаются от разъемов Toslinc оптического SPDIF. Любой ADAT-интерфейс может работать и как SPDIF. Сейчас на рынке есть довольно много плат с оптическими входами и выходами формата ADAT (например, Frontier Design Wave Center и Dacota, Korg 1212 I/O, Sonorus StudI/O и др.). Они предназначены для работы либо с цифровыми микшерами, оборудованными подобным интерфейсом, либо с блоками высококачественных преобразователей.

Если в качестве «партнера» цифровой платы формата ADAT выступает цифровой микшер, то система начинает работать по полному цифровому циклу. Звуковой сигнал с микрофона или инструмента поступает на АЦП микшера, через ADAT-интерфейс передается в компьютер, где материал редактируется с помощью любой программы многоканальной записи. При сведении цифровой звук по 8 или 16 (если на плате стоят два ADAT-интерфейса) независимым каналам снова поступает в микшер, где обрабатывается различными эффектами, редактируется (большинство современных цифровых пультов выполняют всю необходимую встроенную обработку), сводится и затем через SPDIF-выходы пульта попадает в DAT-магнитофон, где фиксируется на пленку. После этого сведенная композиция снова «загоняется» в цифровом виде в компьютер, где проходит стадию мастеринга и записывается на компакт-диск (рис. 9). Естественно, при такой схеме записи нет потерь в качестве и посторонние шумы в фонограмму не проникают. Поэтому ее можно рекомендовать всем музыкантам, стремящимся получить максимально качественный звук и не очень ограниченным в средствах.

Цифровых микшеров уже выпущено довольно много, но для малобюджетных профессиональных студий можно порекомендовать, пожалуй, только Yamaha 01V (1995 долл.) и Korg DRS 168RC (2200 долл.), остальные пульты очень дороги. Все цифровые микшеры имеют встроенные процессоры эффектов и ADAT-интерфейс (в Yamaha 01V он устанавливается дополнительно). Цены, конечно, высоки, но и качество звука этих устройств выше всяческих похвал. К тому же стоимость студии минимальной конфигурации на базе цифрового пульта и ADAT-интерфейса не превышает 4000 долл. (без компьютера и инструментов), что для профессионального музыканта вполне реальная сумма.

Другая схема работы с платами ADAT-интерфейсов — подключение к ним многоканальных блоков высококачественных преобразователей, имеющих лучшие шумовые характеристики, чем устройства, установленные в компьютер. Конечно, при этом следует использовать аналоговый микшер и дополнительные процессоры эффектов. Такая студия может обойтись дешевле цифровой, однако в каждом конкретном случае надо считать: может случиться, что затраты на 16 аналоговых каналов окажутся больше, чем на то же количество цифровых, если учесть стоимость процессоров эффектов и микшера вместе.

Вариант 8 создания студии на базе цифрового микшера и ADAT-интерфейса можно рекомендовать для любых профессиональных проектов. В этом случае получаете бескомпромиссное качество звука.

ОБ АВТОРЕ

Денис Дубровский — музыкант, журналист. С автором книги можно связаться по e-mail: dd@dio.ru.
4663