Анализируя представленные на ней модели цифровых фотоаппаратов, попробуем выявить современные тенденции их развития.

В таблицах приведены характеристики наиболее интересных аппаратов различных фирм, отобранных по такому параметру, как разрешение получаемых элементов изображения - более миллиона пикселов. И лишь камеры фирмы Sony являются исключением, так как обеспечивают меньшее разрешение. Они были включены в обзор за оригинальный дизайн и впечатляющие функциональные возможности.

Все описанные модели весьма условно можно разделить на компактные камеры с фиксированным фокусным расстоянием, компактные Zoom-камеры и полупрофессиональные аппараты. Масса компактных аппаратов не превышает 250 г, они легко помещаются в кармане и даже не оттягивают его. Цена их относительно невысока - около 700 долл. В стандартный набор функций входят автоматические установки фокуса, экспозиции и баланса белого, а также возможность выбора между несколькими уровнями четкости регистрируемых изображений: от предельно высокой (максимальное разрешение при минимальной компрессии) до самой низкой (1/4 разрешения при значительной компрессии). И наконец, имеется встроенная вспышка, обеспечивающая до пяти различных режимов, в том числе подавление эффекта красных глаз. Кроме того, можно работать в режиме просмотра отснятых кадров на встроенном ЖК-дисплее с возможностью их выборочного удаления. Этот же дисплей может использоваться как дополнительный видоискатель для отображения экранного меню и текущих параметров съемки (даты, числа записанных и свободных кадров, режима компрессии). Практически обязательным элементом стало наличие телевизионного выхода для эффективного контроля качества изображения в "бытовых" условиях.

Наиболее широко представлены компактные модели с более сложными вариообъективами, обеспечивающими трехкратное оптическое увеличение, которое следует отличать от цифрового, позволяющего просто масштабировать выделенный участок уже зарегистрированного изображения в два-четыре раза без добавления новой информации. Их масса и габариты несколько больше, чем у компактных, а цена доходит до 1000 долл. Эти модели обладают такой функцией, как запись в дополнение к регистрируемым изображениям звуковых комментариев длительностью до 8 с/кадр. Весьма полезна в процессе съемки возможность вручную регулировать резкость или устанавливать выдержку. Это действительно важно, поскольку обычно автоматика хорошо справляется со своей задачей только на "простых" сценах без глубоких теней, ярких световых точек, встречного света и т. д. Кроме того, порой возникают задачи, требующие нестандартных решений (например, при съемке с телевизора - накопление нескольких телевизионных кадров для устранения эффектов строчной развертки).

Предложенные полупрофессиональные аппараты вполне могут удовлетворить наиболее взыскательных поклонников цифровой фототехники. Миниатюрными эти модели уже не назовешь, да и масса их без аккумуляторов и карт памяти может превышать 600 г. Конечно, все они имеют многоэлементный объектив-трансфокатор с не менее чем трехкратным оптическим увеличением и обладают самым широким набором функций, включающим расширенный выбор автоматических настроек и более тонкий контроль за процессом съемки. Отличает такие камеры и использование для регистрации изображения ПЗС-матриц большего размера. Известно, что чем больше размер пиксела, тем меньше искажений возникает при регистрации и переносе электронного изображения. Именно поэтому профессионалы предпочитают оборудование, основанное на 2/3- или, по крайней мере, на 1/2-дюймовых матрицах, старательно избегая 1/3- и тем более 1/4-дюймовых.

Дополнительно все камеры имеют разъем для установки и подключения внешней вспышки или студийного освещения. Кроме того, для них характерны более прочный корпус (не пластиковый, а металлический), повышенный ресурс автономной работы (благодаря более емким аккумуляторам или особому энергосберегающему режиму) и расширенный набор дополнительных аксессуаров.

Почти каждая из представленных в данном обзоре моделей имеет свою изюминку, выгодно отличающую ее от других и делающую по-своему неотразимой. Так, Konica Q-M100V позволяет проводить программный контроль и устанавливать параметры съемки (резкости, яркости, баланса белого и времени выдержки) с компьютера через порт RS-232. Модели Epson PhotoPC 700 и Olympus 900Zoom допускают непосредственную передачу и печать записанных кадров с камеры на принтер (соответственно на Epson Stylus Color и Olympus P-300/P-330). Аппараты Ricoh RDC-4300, Nikon Coolpix-900 и Agfa ePhoto 1680 для удобства съемки имеют поворачивающийся на 180-2708 объектив. Новые модели Kodak DC220 и DC260 впервые оснащены интерфейсом USB, обеспечивающим передачу изображений на компьютер более чем в 40 раз быстрее, нежели через стандартный порт RS-232. Кроме того, аппараты Kodak позволяют сохранять сценарии установок, т. е. задавать их совокупность и порядок выполнения, что бывает полезно при многократном повторении найденных удачных вариантов съемки.

Фирма Minolta, предложившая модель Dimage EX ZOOM 1500, пошла еще дальше: она разработала уникальный блок объектива с регистрирующей матрицей, отделяемый от основного тела камеры на расстояние до 1,5 м (для передачи цифровых данных предназначен специальный кабель). Предусмотрена также возможность замены этого блока другим с иными параметрами. Сейчас уже анонсирован сменный блок с широкоугольным объективом (Wide 1500) и обещано появление целого спектра подобных устройств для решения различных задач. Более того, Minolta разработала специальную технологию Digitatm, позволяющую в будущем производить программное обновление функциональных параметров камеры путем загрузки новых установок со специальной карты памяти.

Обращает на себя внимание модель C-1400XL компании Olympus. Ее предшественница C-1400L была признана международной ассоциацией EISA (European Imaging and Sound Association) "лучшей европейской цифровой камерой '98-99". Новая модификация, сохранившая все ее черты, является практически единственной из представленных в списке зеркальной камерой, которая обладает уникальными возможностями регистрации непрерывной серии кадров. До сих пор типичным решением проблемы фиксации серии кадров подвижного объекта была быстрая съемка последовательности "малых" кадров в размере одного полного. Это предлагают Konica M-100V (четыре кадра размером 1/4), Panasonic NV-DCF5E (9 кадров размером примерно 1/9), Casio QV-5000SX и QV-7000SX (до 64 мини-кадров, образующих фильм длительностью 6,4 с). Более сложные решения реализованы в моделях Kodak DC220 и DC260, Nikon Coolpix-900 и Canon PowerShot Pro70, которые позволяют с частотой 2-4 Гц фиксировать по 10-20 кадров размером 1/4 от максимального разрешения (6403480-7683512), т. е. непрерывно заполнять память на несколько полноразмерных кадров. Фотоаппарат Olympus C-1400XL может быстро снимать полноразмерные кадры, однако в ограниченном количестве. Впрочем, аналогичное решение заявлено и компанией Minolta в модели Dimage EX Zoom 1500.

Камеры MVC-FD81 и MVC-FD91 продолжают линию предыдущих моделей MVC-FD51 и MVC-FD71, ограниченных разрешением 6403480. Уникальность семейства Mavicatm фирмы Sony - в записи изображений на обычную 3,5-дюймовую дискету. Это позволяет решать проблему передачи изображений наиболее простым способом - без подсоединения дополнительных адаптеров, кабелей и установки специальных драйверов. Безусловно, емкость дискеты существенно меньше, чем карты флэш-памяти, но это частично компенсируется возможностями выполнения в формате MPEG-1 компрессии (8,3 кадра/с) в реальном времени и записи на дискету целого MPEG-фильма (со звуком!) длительностью до 1 мин. Естественно, такой фильм может быть обратно проигран и на самом аппарате. Данные камеры обеспечивают фокусировку от 1 см, а аппарат MVC-FD91 - 14-кратное оптическое увеличение и оптическую стабилизацию изображения, позволяющие эффективно устранять смазанность изображения (например, из-за дрожания рук) даже при максимальном увеличении.

Полупрофессиональная зеркальная камера d 30 flex, анонсированная известным европейским производителем фотоаппаратов - немецкой фирмой Rollei, знаменует новую линию ее продуктов d-Serie (d 24 flex, d 7 flex, d 7 metric). К сожалению, на выставке был показан только прототип (коммерческие поставки ожидаются со второго квартала 1999 г.), поэтому можно было получить представление о ней только в общих чертах. Оригинальность данной разработки - в принципиальном отказе от какой-либо обработки регистрируемых изображений непосредственно в камере с целью сохранения "чистоты" исходного кадра. Ее создатели справедливо полагают, что ни одна программа "автоматической" калибровки не способна учесть всех нюансов съемки или творческих замыслов фотографа. Отсюда отказ от компрессии (потери качества) и невозможность отображения регистрируемых кадров в реальном времени на встроенном ЖК-мониторе, причем для максимально возможного сохранения цветовой гаммы оригинала глубина оцифровки составляет 30 бит (более миллиарда цветовых оттенков). Однако при этом приходится записывать, хранить и переносить на компьютер большие объемы информации. Адекватной реакцией на подобные требования является одновременная поддержка последовательного, параллельного и SCSI-интерфейсов для передачи цифровых данных, а также свобода выбора используемых плат памяти: SmartMedia, CompactFlash, PC-карт (типов I, II и III) или даже жестких дисков PCMCIA (емкостью до 520 Mбайт). Действительно, модель d 30 flex имеет разъем для PC-карт, а носители SmartMedia и CompactFlash можно использовать через соответствующие адаптеры. Поскольку размеры данной полупрофессиональной камеры достаточно велики и она предназначена для применения в основном в стационарных условиях, подобное решение вполне оправданно.

В итоге хочу выразить свое удовлетворение теми темпами, с которыми прогрессирует цифровая фототехника, и еще раз высказать мнение, что придет время, когда все фотоаппараты станут цифровыми.

ОБ АВТОРЕ

Андрей Ряхин - директор фирмы "Стоик". Контактный тел.: (095) 366-90-06, e-mail: arstoik@aha.ru, Http://www.stoik.ru.