Более низкие тарифы и удобство бронирования делают Web-серверы для путешественников лучшим средством планирования поездок.

Называйте меня Дорога. В молодости тяга к путешествиям позвала меня в путь, и я рванул из Нью-Орлеана в Нью-Йорк, взяв с собой полный бак бензина, сумку со сменой белья и заляпанную кофейными пятнами карту.

Из-за необходимости содержать семью мои нынешние путешествия лишились былой спонтанности, но, затратив некоторое время на планирование, я по-прежнему готов сдабривать свои деловые поездки каким-нибудь приятным времяпрепровождением. Однако есть и радующие перемены: вместо одной карты у меня стало несколько различных путеводителей, появились бюро путешествий и, конечно же, Web.

Мне показалось любопытным сравнить существующие справочники и предлагаемые агентами услуги с информационными службами в Сети. Предстоящая деловая поездка предоставила мне прекрасную возможность осуществить это.

Согласно книге

Прежде всего я заглянул в книжный магазин, так как захотел узнать, какие достопримечательности встретятся на моем пути. Там я и нашел то, что искал: великолепный "Путеводитель Фодора 98 по США". Этот 1070-страничный спутник путешественника называл себя "самым современным руководством по всему лучшему во всех 50 штатах". Содержащиеся в нем развернутые описания достопримечательностей, а также детальные сведения, касающиеся того, где остановиться, поесть и как добраться до места назначения, оправдывали подобный анонс.

Конечно, книга имеет три существенных преимущества перед путеводителями в Сети: она компактна, не требует компьютера и обладает функцией "немедленного запуска" - сразу раскрывается искомая страница. Однако при всем том ее возможности ограниченны, поскольку она не способна организовать вам транспорт и размещение. Чтобы начать исследование, я позвонил агенту в местное бюро путешествий. Мне нужно было купить авиабилеты, причем недорогие, а также забронировать номера в гостиницах и договориться об аренде автомобиля в основных пунктах предстоящей поездки. Увы, помочь мне так и не смогли.

В Web!

Вот тогда-то я и обратился за консультацией в Web. Когда меня зовет дорога, я становлюсь нетерпеливым. К тому же я уверен, что смогу спланировать поездку не хуже и, вероятно, даже быстрее агента. Требовалось только найти подходящий Web-узел для путешественников, чтобы узнать, где подешевле авиабилеты, выяснить все о номерах в гостинице, аренде машины и по возможности хоть что-нибудь о местных особенностях.

Те три сервера, которые мне больше всего понравились - Travelocity, Expedia.com и Preview Travel, - оправдывали возлагаемые на них надежды. Они имели ряд общих черт: удобные в использовании средства планирования путешествий, надежное и безопасное для клиента сетевое бронирование, возможность выдачи электронных билетов (e-tickets) и сохранения сведений о личных предпочтениях в поездках. Кроме того, по электронной почте они рассылали бюллетени, сообщающие об особо низких тарифах на поездки в нужном направлении. Но больше всего порадовало меня то, что предлагаемые услуги оказались бесплатными. Интересно, что все эти узлы указали один и тот же авиатариф на мой маршрут (гораздо более низкий, чем предложенный агентом).

Посещение ориентированного на развлекательные поездки сервера Travelocity (www.travelocity.com) можно сравнить с разглядыванием содержимого секции "Путешествия" в книжном магазине. Щелкните на карте, и программа Destination Guide (путеводитель по местам назначения) выдаст краткую информацию о стране, ее населении и культуре. На сервере вы также найдете подборку туров и список гостиниц.

С помощью удобной для пользователя программы-планировщика Travelocity обработал все мои заказы на авиабилеты, аренду автомобилей и места в гостиницах. К сожалению, в системе Travelocity отсутствуют некоторые важные функции, которые могли бы сделать ее более полезной. Так, нельзя сохранить расписания маршрутов для последующих их просмотров - чтобы подтвердить свой выбор, мне приходилось сновать между экранами заказа билетов и выбора авиакомпании. Просто ввести название авиакомпании Delta было недостаточно, требовалось сначала выбирать на второй экранной странице между Delta и Delta Express, а уж потом возвращаться на первую и вводить правильный код авиакомпании. Но это небольшое беспокойство компенсировалось возможностью заказать конкретное место в салоне. Это новшество стало доступным на большинстве рейсов авиакомпаний Delta, American Airlines и United Airlines.

Дорожный интеллект

Поддерживаемый корпорацией Microsoft Web-узел Expedia.com (www.expedia.com) содержал несколько более расширенную информацию. Когда я понял, что мы с сыном, наверное, захотим осмотреть достопримечательности в окрестностях Денвера, то предусмотренный на сервере планировщик автомобильных маршрутов оказался очень кстати. Чтобы спланировать поездку к национальному памятнику "Динозавры", в качестве начального пункта маршрута я ввел Denver, а для места назначения - Dinosaur, Colorado. Мне были предложены подходящие маршруты и время поездки. Скверно, что этот сервер не предоставляет еще и карты путешествия "от двери до двери" (вместо этого я получил карту местности и рекомендацию о новой программе Microsoft для планирования поездки). Я распечатал Web-страницу и спрятал ее в свой путеводитель.

Бронирование авиабилетов и гостиницы, а также заказ автомобиля не отняли много времени. Кроме того, Expedia.com может сохранять расписания маршрутов, позволяя сравнивать варианты или вносить изменения перед окончательным бронированием.

Мне так понравился "Путеводитель Фодора 98 по США", что я решил наведаться на соответствующий Web-узел (www.fodors.com). В дополнение к обновленным статьям и рекомендациям относительно путешествий я обнаружил там ссылку к Preview Travel (www.previewtravel.com) - еще одному "Internet-агенту" по бронированию. На данном Web-узле заложено больше функций, чем просто выдача необходимых сведений о турах и советов совершающим деловые поездки. Там я зарегистрировался, как и на других Web-узлах, занимающихся бронированием, ввел пункт назначения, дату и время путешествия, выбрал авиакомпанию и стал ждать, пока система составит список рейсов для каждого участка моего маршрута. При этом мне достался большой приз, полагающийся вследствие партнерства этого узла с Fodor: выбрав Денвер в путеводителях по местам назначения, я получил не только общие сведения об этом городе, но и богатую информацию о его ресторанах, а также окрестных достопримечательностях.

После создания маршрута полета я повторил процесс применительно к гостиницам и аренде автомобилей. Другие Web-узлы работают примерно так же, однако Центр деловых путешествий (Business Travel Center) в Preview заслуживает особой похвалы благодаря многочисленным ссылкам ко всякого рода службам, предлагающим разнообразные услуги путешественникам - от бесплатных телефонных номеров агентств по аренде автомобилей до пунктов обмена валют и банкоматов по всему миру.

Займемся делом

Если эффективность для вас важнее денег, то обратитесь к серверу Biztravel.com (www.biztravel. com). В отличие от других Web-узлов, с которыми я ознакомился, он позволяет делать заказы на авиабилеты, аренду автомобилей и номеров в гостинице за один шаг.

Однако Biztravel.com может серьезно вас озадачить, если на вводных страницах планировщика путешествий не указать личные предпочтения. Так, когда я забыл назвать авиакомпанию, мне был предложен тариф United Airlines в 1540 долл. (и это при том, что я не собирался покупать в самолете постоянное место). Вернувшись на страницу назад и задав в качестве предпочтительного перевозчика компанию Delta, я получил то, что желал, - цена моего перелета упала до 472 долл.

Следующий сервер, на который я отправился, был TheTrip (www. thetrip.com). Подобно Biztravel. com, Web-узел TheTrip предназначен для отправляющихся в деловые поездки. Здесь я мог заказать и забронировать все, что мне хотелось, в соответствии со своими личными пожеланиями. На сервере также были предложены альтернативные варианты расписания маршрута, где билеты стоили гораздо меньше. Мне понравились подробные описания гостиниц, а также то, что давались объяснения, как до них добраться из аэропорта.

Менее впечатляющий проект встретил меня на Web-узле Flifo (www. flifo. com). На нем, как и на других, предлагались базовые инструменты для бронирования авиабилетов и номеров в гостиницах, а также для аренды автомобилей, однако процесс получения наиболее выгодных авиатарифов был довольно трудоемким. Сперва требовалось предъявить расписание своего маршрута и выбрать наиболее подходящие авиакомпании, и лишь затем Flifo приступил к поиску наиболее дешевых билетов.

Итак, я подготовился к полету, но расставаться со своими бумажными путеводителями все-таки пока не желаю. Теперь бронированием для меня будут заниматься Web-узлы для путешественников с их низкими тарифами, круглосуточным доступом, информацией о местных условиях и достопримечательностях, немедленным резервированием. Теперь я - Полет. Не зовите меня больше Дорогой.

Питер Шиско

Коротко о продуктах

BizTravel.com www.biztravel.com
Expedia.com www.expedia.com
Flifo www.flifo.com
Fodor's USA 98 Цена: 22 долл.
Random House, www.fodors.com
Preview Travel www.previewtravel.com
TheTrip.com www.thetrip.com
Travelocity www.travelocity.com


Путешествия с помощью Web-узлов

Планируя предстоящий отпуск, совершите для начала путешествие по русскоязычному Internet, где вы, вероятно, найдете ответы на многие вопросы.

Для начала просмотрите крупные информационные каталоги ресурсов Web: "Звезды Интернет" (www. stars.ru), "Russia on the Net" (www.ru), "Информационно-поисковую систему Rambler" (www.rambler.ru), "Ау" (www.au.ru) и т. п. На каждом из них имеется специальный раздел, посвященный отдыху и туризму, с сотнями ссылок на соответствующие узлы Internet. Подробную информацию о городах и странах, а также сведения о турагентствах и предлагаемых ими маршрутах можно найти на таких Web-узлах, как "Глобус" (www.globus.ru), "Туризм" (www.turizm.ru), "Паганель" (www.paganel.ru), "100 дорог" (www.tours.ru), "Бесплатная телефонная справочная по туризму" (www.redphone.ru).

Если вы решили поехать в какую-либо страну в первый раз, вам могут быть полезны любые сведения, касающиеся оформления визы и паспорта, а также таможенных ограничений. Несомненно, вас заинтересуют курс местной валюты, особенности национальной кухни, адреса ресторанов и описание достопримечательностей. Многое вы сможете найти на Web-узле "100 дорог" (www.tours.ru).

На узле "Российский туризм" (www.tourism.ru) приведены путевые заметки опытных путешественников и подробные описания пеших и водных маршрутов для любителей активного отдыха. Не обойдены вниманием и альпинисты - тот, кто считает, что "лучше гор могут быть только горы", должен заглянуть на Web-узел "Risk online" (www.risk.ru).

Если же вы поклонник телевизионной программы Дмитрия Крылова "Непутевые заметки", то посетите Web-узел с одноименным названием (www.zametki.com). Интересные рассказы туристов собраны и на Web-узле "Перекресток" (www.cross. ru/for/index.htm).

Многие Web-узлы помогут бронировать туры и отели. Так, компания "Алеан" (www.alean.ru) предоставляет справочную систему, в которой приведена информация о санаториях, домах отдыха, пансионатах и гостиницах стран СНГ, а фирма "Академсервис" (www.acase.ru) выдает сведения о зарубежных турах и популярных курортах. Россия и СНГ на нем представлены всего тремя городами - Москвой, Санкт-Петербургом и Киевом. Собираясь в северную столицу, вы можете арендовать автомобиль, номер в гостинице и спланировать обширную экскурсионную программу.

Увы, российские туристические Web-узлы не предлагают своим пользователям ни столь существенных скидок, ни такой обширной информационной базы, как зарубежные. Если у путешественника появится желание, например, проехать по "Золотому кольцу" на машине, то он не сможет ни отыскать в Internet сведения о мотелях и забронировать в них номера, ни узнать что-нибудь интересное о ресторанах и местных достопримечательностях. Во всяком случае, мне такой информации там найти не удалось, но хотелось бы надеяться, что это дело времени.

Ирина Чернышева, black@compnet.ru