Иллюстрации в трех измерениях

Пять способов создания изображений из трехмерных объектов.

Вам нужно получить реалистичное изображение саксофона для брошюры о джазовом концерте, вазы со свежими фруктами для украшения меню местного ресторана или городского пейзажа для плаката муниципалитета? Конечно, вы можете либо скрупулезно прорисовать все, что вам необходимо, с помощью Adobe Illustrator или Macromedia FreeHand, либо просто взять готовое трехмерное изображение.

Удивлены? Вообще-то программы для трехмерного моделирования считаются вотчиной специалистов по созданию сложных специальных и футуристических объектов, ландшафтов и космических кораблей для компьютерных игр. Однако после появления большого количества готовых трехмерных моделей (в число которых наряду с космическими блюдцами входит множество примитивных, самых тривиальных объектов) даже новички смогут делать иллюстрации, особенно если в их распоряжении имеется одно из специальных приложений, таких как Ray Dream Studio или Ray Dream 3D компании MetaCreations, Vision3D компании Strata либо Inspire 3D компании NewTek. Существуют также специальные дополнительные модули для Adobe Photoshop, например 3D Dizzy компании Vertigo, которые позволяют импортировать трехмерные модели и манипулировать несколькими переменными, хотя и не обладают присущей полноценным трехмерным приложениям гибкостью.

Избавляясь от рутины

Использование готовых трехмерных объектов означает, что вам не придется осваивать сложные и отнимающие значительное время технологии моделирования, такие как экструдирование, обточка и работа с каркасами, сплайнами и булевыми комбинациями. Обо всем этом уже позаботились создатели объектов. Вы должны лишь изучить основные принципы работы программы трехмерного моделирования. Зная их, вы сможете изменять вид готовых объектов в соответствии с требованиями, накладываемыми выполняемой иллюстрацией: комбинировать трехмерные элементы для получения новых, варьировать текстуры поверхностей, подбирать наилучшие условия освещения и располагать камеры так, чтобы добиться нужной перспективы. Можно также применить фильтры, которые помогут изменить общий вид иллюстрации и замаскировать источник вашего вдохновения.

В комплект с некоторыми упомянутыми выше программами входят готовые трехмерные объекты, но можно приобрести и их отдельные собрания у Zygote Media Group (http://www.zygote.com) и Viewpoint DataLabs (http://www.viewpoint.com). Эти файлы обычно поставляются в форматах DXF и 3DMF, которые легко импортировать в большинство трехмерных приложений. Для создания иллюстраций к этой статье был использован набор Dream Models компании MetaCreations, предлагаемый в комплекте с Ray Dream Studio и Ray Dream 3D. За исключением тех случаев, когда это специально оговаривалось, они были выполнены с помощью Ray Dream Studio.

Последние штрихи

Изменив свою трехмерную модель соответствующим образом одним из пяти методов, продемонстрированных ниже, выполните ее рендеринг в формат PICT или TIFF. Затем откройте из растрового редактора, например Photoshop или Kai's Power Tool компании MetaCreations, примените фильтры и добавьте текст. Некоторые программы трехмерного моделирования позволяют сохранять изображения и в формате EPS, чтобы затем редактировать их в пакетах Illustrator и FreeHand. Итак, всего за несколько минут трехмерный объект превращается в иллюстрацию! Если раньше вы никогда не пробовали делать подобное, то сейчас, вероятно, время для этого уже пришло.

ОБ АВТОРЕ

Джанет Эшфорд - соавтор книги Getting Started with 3D: A Designer's Guide to 3D Graphics and Illustration (Peachpit Press, 1998), http://www.jashford.com


1. Сочетание моделей

Создавать иллюстрации можно из отдельных моделей, их частей или комбинаций нескольких моделей.

  
  
  
Так, чтобы получить иллюстрацию открытой двери, за которой хранится ключ, использовали модели ключа и украшенной орнаментом двери, помещенных на фоне неба

В собрания готовых трехмерных изображений, как правило, входят обычные объекты - мебель, транспортные средства, кухонные приборы, офисное оборудование и продукты. Большинство моделей состоят из более мелких элементов, сгруппированных в логические единицы, например, мотоцикл может включать в себя две колесные группы и группу рамы. Их в свою очередь можно разбивать до тех пор, пока не получится набор кубов, сфер и других фигур, которые все вместе составляют объект. Разгруппировав и разделив готовые изображения на элементы, вы не только выделите необходимые вам части, но и получите способ изучения основ создания трехмерных моделей. Позиционировать, масштабировать и вращать их можно с помощью все тех же знакомых вам по иллюстративным программам функций. Перемещая, увеличивая или уменьшая элементы, а также сочетая отдельные части различных моделей, можно создавать захватывающие изображения. Представляйте отдельные объекты частями целого и сочетайте их в разных комбинациях.


2. Изменение текстур поверхностей

     
(А)

(В)

  
(Б)

(Г)

Можно добиться различных эффектов, заменяя или редактируя текстуры поверхностей готовых трехмерных изображений.

В состав большинства трехмерных программ входят обширные библиотеки текстур поверхностей с заменяемыми атрибутами, которые можно применять к любым объектам. Эти текстуры с параметрами по умолчанию были использованы для мэппинга (метода их наложения на поверхность объекта), причем на различных частях объекта они выглядят по-разному. Экспериментируя с методами мэппинга (сферическим, кубическим и др.), можно найти такой, который больше всего подойдет для выбранной формы.

(А) Все начиналось с модели телефона, на которую была наложена неотражающая красная поверхность, имитирующая пластик

(Б) Затем был отредактирован цветовой канал текстуры и повышена ее отражающая способность - получился сверкающий телефон в золотом корпусе

(В) Были проведены еще два эксперимента с другими текстурами, имитирующими голубое небо с сюрреалистичным освещением...

(Г) ... и кожей жирафа, - такой телефон будет отлично смотреться в кабинете директора зоопарка


3. Под другим углом зрения

Изменение положения камеры и угла зрения может создать совершенно новую сцену.

После окончания экспериментов с моделями и их текстурами можно попробовать повернуть или сдвинуть камеру и найти наиболее удачный ракурс, что иногда дает впечатляющие результаты. Поскольку трехмерные модели являются вполне <материальными>, их можно увеличивать до любого размера, а также изменять их наклон относительно камеры.

Трехмерные камеры содержат дополнительные объективы, например телескопические и широкоугольные, имитирующие аналогичные устройства реальных фото- и киноаппаратов. Панорамирование, перемещение на тележке - вот лишь некоторые из функций, которые позволяют вам манипулировать камерами почти как настоящему кинорежиссеру. Большинство программ трехмерного моделирования дают возможность одновременно перемещать камеру и наблюдать за изменением сцены в различных окнах.

     
(Б) одна - двигателя,...
(В) ...а другая - правой передней шины

Обычно программы допускают, чтобы на сцене размещалось сразу несколько камер, а переключаться между различными видами - это очень удобно при экспериментировании.

(А) Здесь все начиналось с готовой модели автомобиля, над которой были помещены две камеры, показывающие увеличенные фрагменты:


4. Создание необычного освещения

     
(А)

(В)

  
(Б)

(Г)

Вы можете практически мгновенно изменить вид иллюстрации с помощью освещения и получить множество разнообразных вариаций единственной трехмерной модели или сцены.

Программы трехмерного моделирования обычно включают источники света четырех типов: дневной рассеянный (общее мягкое освещение без теней); направленный (напоминающий прямые солнечные лучи), луч прожектора (идущий в определенную сторону); точечные огни (испускают свет во всех направлениях подобно обычным лампам накаливания).

Можно корректировать источники освещения и создавать различные эффекты, изменяя их положение в трехмерном пространстве, направление света и цвет. Чтобы изобразить причудливые тени (например, от листвы) или горизонтальные полосы оконных жалюзи, также применяются гели.

(А) В данном случае в качестве исходной взята модель городского квартала, камера над которой была расположена таким образом, чтобы была видна одна группа зданий в ближнем ракурсе

(Б) Вид в полдень был получен в результате размещения источника белого направленного света сверху c добавлением фона, имитирующего голубое небо

(В) Для создания вечернего пейзажа источник направленного света на трехмерном небе был перемещен ниже, а цвет его изменен на желтый; в качестве фона был выбран темный с облаками

(Г) Чтобы получить ночную сцену, желтые источники освещения были перенесены на уличные фонари, а фон заменен на темно-синий градиент


5. Сглаживание трехмерной иллюстрации

Чтобы смягчить резкие, искусственные очертания, полученные в результате трехмерного рендеринга, поэкспериментируйте с фильтрами.

  
(A)

Вместо специальных, входящих в комплекты многих трехмерных программ, попробуйте использовать фильтры, имеющиеся в растровых редакторах, таких, например, как Photoshop, или в программах рисования типа MetaCreations Painter. Они помогут вам уменьшить сходство полученных трехмерных изображений с моделями и сделать их похожими на традиционные иллюстрации. Никто ведь не должен догадываться, что ваши объекты созданы на основе трехмерных моделей.

     
(Б)

(В)

(А) Чтобы изображение телефона представить в виде наброска, применялся встроенный фильтр Basic Draw пакета Ray Dream 3D

(Б) Вид снизу на переднее колесо автомобиля стал походить на нарисованный вручную после того, как его преобразовали в файл TIFF путем рендеринга, открыли в пакете Photoshop и применили к нему фильтр Poster Edges

(В) Подобные операции были проделаны и со сценой ночного города. Затем для получения эффекта неонового освещения был применен фильтр Find Edges & Invert из набора Kai's Power Tools компании MetaCreations

734