Cитуация на российском компьютерном рынке юридических систем. Обзор сервисных возможностей баз данных. Проблемы, возникающие при их использовании.

Правовая информация была и остается в России самой дефицитной. Необходимость в ней для управления и бизнеса сегодня очевидна всем - бизнес уже просто обязан быть эффективным и гибким, быстро перестраиваться, потому что ситуация в стране постоянно меняется. Значит, координация бизнеса в рамках предприятия должна быть более тесной, а управление более четким. Но времени на то, чтобы адекватно реагировать на требования рынка, становится все меньше и меньше.

Поэтому сейчас трудно руководствоваться лишь соображениями здравого смысла и собственной интуицией. Приходится считать, сравнивать, выбирать, анализировать. А для этого нужно обладать информацией, причем оперативной, полной и достоверной.

В большей или меньшей степени эту задачу помогают решить автоматизированные правовые информационные системы, вполне доступные рядовому предпринимателю. При работе с такой юридической системой отпадают проблемы, связанные с поиском и сбором нормативных документов, отслеживанием изменений в законодательстве, утратой силы тем или иным законом и т. д.

Базы данных по законодательству появились на рынке программного обеспечения России в начале 90-х годов, и с тех пор их популярность неуклонно растет.

В настоящее время в нашей стране существует целый ряд справочных правовых систем (СПС). Наиболее распространены три из них: "Гарант", разработанная НПП "Гарант-Сервис", "Кодекс" Центра компьютерных разработок при мэрии С.-Петербурга и "КонсультантПлюс", созданная АО "КонсультантПлюс". Среди прочих правовых систем следует отметить такие, как "ЮСИС" юридического агентства "Intralex", "Эталон" Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции России, "Юрисконсульт" АО "Информационные системы и технологии" и др.

Два года назад, когда спрос на юридические системы начал резко возрастать, базы данных различных разработчиков имели существенные отличия. Так, по количеству документов (что и по сей день является одним из главных критериев их оценки) система "Кодекс" опережала системы "Гарант" и "КонсультантПлюс". Но СПС "Гарант" первой применила гипертекст для предоставления правовой информации, что заметно облегчило поиск и переходы между документами. В то же время базы данных "ЮСИС", "Гарант", "КонсультантПлюс" были одними из первых среди пакетов, которые работали в среде Windows.

Отличались системы и средствами поиска. Некоторые выполняли поиск по реквизитам, а полнотекстовый поиск и многооконный режим работы имели все системы. Но во многих из них поиск мог производиться только в одной какой-то базе данных. Сегодня ситуация изменилась. Многие базы данных объединены под общей оболочкой, и поиск можно проводить по нескольким базам одновременно.

Одним из главных критериев при выборе той или иной системы является количество содержащихся в БД документов и возможность быстрого их поиска. Что касается первой части этого критерия, то здесь существует несколько аспектов. Во-первых, важно, чтобы представленные в базе данных документы были действующими, так как, принимая решения, мы, естественно, руководствуемся законодательством действующим. Во-вторых, это должны быть документы, принятые конкретным ведомством, ибо отдельные категории пользователей работают с материалами определенных государственных структур. В-третьих, необходимо располагать нормативными документами различных категорий: так, если законы, указы президента и постановления правительства РФ представляют интерес для большинства пользователей, то ведомственные акты тех или иных государственных учреждений обычно интересуют лишь узкий круг специалистов.

Люди, не связанные с юриспруденцией, отдают предпочтение не нормативным, а тематическим базам данных, где хранятся документы, касающиеся судебной и арбитражной практики, и можно получить консультации юристов по вопросам приобретения недвижимости, наследования, дарения, защиты прав потребителей. Таким образом, наполнение систем становится все более "интеллектуальным" и разносторонним.

В правовых системах, помимо баз нормативных документов, представлены так называемые тематические пакеты. Они содержат материалы по различным отраслям права, словари, электронные версии различных печатных изданий, консультации. Многие фирмы, распространяющие подобные системы, предлагают пользователям различные услуги, включающие поиск и распечатку документов по индивидуальным заказам.

Тенденция последнего времени такова, что спектр охватываемых системами материалов становится все более интересным для людей, не имеющих специальной юридической подготовки, для представителей малого и среднего бизнеса. Отпадает необходимость затрачивать время на поиск нормативного документа в печатных изданиях или консультацию юриста. Всю информацию можно увидеть на экране собственного компьютера. Опыт подсказывает, что цель работы с системой у такой категории пользователей заключается в получении правовой информации для принятия юридически грамотных решений. Это осуществимо лишь тогда, когда пользователь может получить и оценить всю относящуюся к его проблеме информацию.

Не менее важно, чтобы система отбирала только ту информацию, которая необходима для работы.

Сервисные возможности правовых систем

Как известно, рынок в области информационных юридических систем уже сформировался, и потенциальные пользователи начинают предъявлять все больше требований к их сервисным возможностям.

Если раньше пользователю было достаточно найти и распечатать текст документа, то теперь ему необходимо проследить связи между документами, создать выборки из них, вести свою собственную пользовательскую базу данных.

Среда Windows позволяет разработчикам баз данных создавать более дружественный, интуитивно понятный интерфейс, вследствие чего пользователи, как правило, предпочитают иметь дело с программами, предназначенными для работы в этой среде.

Сегодня все распространенные Windows-версии юридических пакетов выполняют поиск документа по тематическому рубрикатору, дате утверждения, номеру, виду документа, принявшему его органу, а также осуществляют вывод текста на печать или в файл.

"Гарант", "КонсультантПлюс", "Кодекс" позволяют экспортировать документы и их фрагменты в MS-Word. Это удобно прежде всего для заполнения бланков.

При каждом изменении или введении любого параметра поиска система информирует о количестве документов, удовлетворяющих условиям формируемого запроса. Некоторые из систем обеспечивают поиск по сочетанию всех реквизитов документов и слов, встречающихся в текстах, не позволяя вводить некорректные условия запроса.

Наибольший интерес для пользователя представляет та система, при работе с которой не нужно постоянно прорываться сквозь многочисленные и сложные условия формирования запроса для того, чтобы получить из базы данных исчерпывающую и только необходимую информацию по той или иной проблеме.

Логика обработки запросов справочной системой должна быть понятна пользователю. В этом плане важнейшим преимуществом информационных систем становится приближение языка запросов к естественному. Приведем несколько примеров.

"КонсультантПлюс", "Гарант", "ЮСИС", "Дело и право" обладают определенным словарем, из которого и предлагается выбирать термины, характеризующие проблему. Они позволяют осуществлять поиск по словам и словосочетаниям, использованным в их текстах и приведенным в словаре системы. В этих системах слова можно вводить с клавиатуры.

Полнотекстовый (по всему тексту) поиск позволяют производить системы "Кодекс", "Юрисконсульт", "Гарант".

Следует отметить, что многих потенциальных пользователей весьма привлекает возможность создания и ведения собственной базы данных, формирования именных папок (подборок), документов, установки закладок в тексте документа, а также размещения своих комментариев. Такую возможность предоставляют системы "Кодекс", "Гарант", "ЮСИС". В "ЮСИС" также реализована возможность перехода в тексты любых других документов любой из баз данных всего программного комплекса просматриваемого текста по любым из имеющихся в нем слов, словосочетаний, дат или номеров документов.

Поиск по ситуации (так называемая "энциклопедия ситуаций" - один из наиболее удобных видов поиска СПС "Гарант". Энциклопедия ситуаций - это двухуровневый поиск всех стандартных правовых проблем предприятия, список которых дан в алфавитном порядке. Можно не знать реквизитов документа, не ориентироваться в законодательстве и найти правильный ответ на поставленный вопрос. Поиск по ситуации выводит на экран пользователя тот фрагмент документа, где содержится требуемая информация.

В ряде систем базы данных объединены под одной программной оболочкой и связаны сквозными гипертекстовыми ссылками ("Кодекс", "Гарант", "ЮСИС"). Это намного облегчает поиск документа, если, к примеру, пользователь не знает точно, к какой базе данных относится закон, нормативный акт или постановление.

Система "КонсультантПлюс" представлена в виде блоков экономической и правовой информации, поэтому гипертекстовые ссылки существуют только в конкретном блоке, а не при любой комбинации баз данных. В "Гаранте" реализовано единое гипертекстовое пространство для всего объема документов, для всех типов информации: правовой и экономической. В ИПС "Кодекс" также все базы данных связаны гипертекстом.

Большинство правовых систем имеют защиту от копирования. "КонсультантПлюс" и "Гарант" имеют программную защиту, "ЮСИС" защищен электронным ключом. В "Кодексе" защита отсутствует. Система не "привязана" к конкретному компьютеру и не оснащена счетчиком инсталляций. Это позволяет переустанавливать ее любое число раз, а также переносить на блокнотные компьютеры.

Многооконным интерфейсом обладают системы "КонсультантПлюс", "Кодекс", "Гарант", "ЮСИС".

Право и Internet

С развитием Internet у пользователей появилась возможность работать с документами в режиме on-line. При этом не расходуется место на диске. Но работа в режиме on-line имеет как преимущества, так и недостатки.

Одна из важных задач разработчика и соответственно продающей систему фирмы - предоставить клиенту оперативное обновление в сжатые сроки. Получение свежей информации без вынужденной задержки может обеспечить сеть Internet. Но такой режим работы характеризуется тем, что связь может неоднократно прерываться, а значит, будет увеличиваться время поступления этой самой информации.

Сервисные же возможности баз данных на пользовательском компьютере значительно шире, чем в режиме on-line. Собственные серверы имеют все разработчики юридических систем. Доступ к ним в сети Internet преимущественно платный.

В системе "Гарант" предусмотрен бесплатный гостевой режим. В этом режиме пользователь может ознакомиться с демонстрационными версиями баз данных для проверки качества связи и предлагаемых услуг.

"КонсультантПлюс" предоставляет бесплатный доступ к документам в режиме on-line, чем значительно расширяет круг своих пользователей.

Доступ к информации юридических пакетов "Кодекса" платный. Система позволяет хранить большой объем информации на одном сервере, но допускает и многопользовательский режим.

Порядок работы

Рассмотрим порядок работы с юридической системой на примере Windows-версии информационно-правовой системы "Кодекс".

Одну из главных особенностей cреды составляет организация многооконного режима. Эта информационная система поддерживает все возможности Windows-интерфейса, поэтому работа с окнами реализована здесь в полном соответствии со стилем и стандартами.

При запуске системы на экране компьютера пользователя появляется ее основное окно, в котором отображается перечень установленных разделов.

Система "Кодекс" содержит более 50 баз данных, работающих в среде Windows. Установить на компьютер можно любую из них. Наиболее часто используются следующие:

  • Российская Федерация (полное собрание законодательства России);
  • Справочный комплекс "Помощник бухгалтера";
  • Нормативные акты Москвы;
  • Экономическое законодательство;
  • Типовые формы документов;
  • Юридические комментарии.

Основное меню. Расположено под строкой заголовка окна "Кодекс" и состоит из нескольких пунктов: "Файл", "Редактирование", "Поиск", "Сервис", "Окна", "?". Позволяет выбирать и выполнять команды работы с системой, разрешенные в данный момент.

Обратиться к основному меню пользователь может практически в любое время работы с системой. Количество пунктов в строке основного меню зависит от текущего состояния системы. Выбор каждого меню открывает соответствующее функциональное меню команд, причем некоторые из них могут быть запрещены к выполнению.

Меню "Файл". Объединяет следующие команды:

  • Файловые операции (создание информационного окна для подготовки документа пользователя, загрузка внешних файлов в окно, вывод информации в файл и т. п.);
  • Печать, настройка параметров печати, предварительный просмотр материала;
  • Выход из системы.

Меню "Редактирование". Содержит набор команд для работы с материалами, загруженными в информационное окно:

  • Отмена внесенных изменений;
  • Вырезание, копирование, вставка, удаление выделенных в поле информационного окна блоков;
  • Организация в тексте информационного окна поиска подстроки;
  • Просмотр в тексте меток результата контекстного поиска;
  • Включение/выключение функции редактирования в активном информационном окне.

Меню "Поиск". Включает команды:

  • Новый поиск;
  • Поиск/Выборка;
  • Приблизительный поиск;
  • Просмотренные документы (выводит в информационное окно список ранее просматривавшихся документов);
  • Папки пользователя (открывает начальное информационное окно области материалов пользователя, где хранится список папок и закладок, созданных в процессе работы с системой).

Меню "Сервис". Предлагает команды по управлению технологическими функциями системы:

  • Обновление базы данных;
  • Установка разделов базы данных;
  • Настройка параметров системы.

Здесь нужно упомянуть и о том, что Центром компьютерных разработок выпускается система "Кодекс-Мастер", которая является мощным инструментом для создания и управления полнотекстовыми базами данных. С ее помощью пользователь может строить собственные информационно-поисковые системы различного назначения и применять их в качестве разделов единой базы данных. Эта система допускает возможность любой настройки режимов работы, интерфейса атрибутов и вывода информации.

Меню "Окна". Предоставляет пользователю средства, позволяющие упорядочить информационные окна, созданные в поле основного окна "Кодекс", закрыть все окна и вернуться в начальное состояние; активизировать разделитель информационного окна и, наконец, развернуть список открытых в текущем сеансе окон, чтобы выбрать одно или несколько из них.

Меню "?". Это справочное меню системы. В него входят команды:

  • Загрузка электронного справочника;
  • Приблизительный контекстный поиск в разделах справочника;
  • Получение сведений о текущей версии системы (регистрационные данные), информационной системе "Кодекс", ее разработчиках и видах обслуживания.

База данных. Управлять ею можно из основного меню, а также с помощью "горячих" клавиш, которые присвоены многим командам, кнопок, расположенных на панелях инструментов, и кнопок команд в диалоговых окнах.

Каждой команде основного или контекстно-зависимого меню может соответствовать кнопка на панели инструментов. Система позволяет располагать кнопки на нескольких панелях (например, по функциональному принципу: редактирование, работа со списками и выборками, поиск), а также показывать или отменять показ выбранных панелей инструментов и размещать их в различных местах основного окна "Кодекса".

При работе с документами пользователю доступны все команды, любую из которых он может выбрать в зависимости от своей поисковой задачи.

Команда "Универсальный атрибутный поиск" применяется в том случае, когда пользователь точно знает, какие документы или материалы ему нужны и где они находятся.

Для этого необходимо выбрать команду "Новый поиск" в меню "Поиск" ("горячие" клавиши +S), в появившемся диалоговом окне "Где искать" определить область поиска (в каких группах разделов или отдельных информационных разделах базы данных он будет производиться) и в следующем диалоговом окне "Новая выборка" задать его условия (ввести поисковую фразу, а при поиске по атрибутам - их поисковые значения).

В результате универсального атрибутного поиска будет получена выборка документов (материалов) или сообщение об отсутствии в разделах базы данных материалов, соответствующих поисковому запросу.

Довольно часто возникает ситуация, когда требуется найти документ, но свой запрос пользователь может сформулировать лишь приблизительно. В такой ситуации следует воспользоваться командой "Приблизительный контекстный поиск". С помощью этой команды можно отыскать информационные материалы базы данных, приблизительно соответствующие контексту искомого запроса, причем выборка будет отсортирована в порядке убывания веса. Затем нужно отобрать необходимые документы или продолжить работу со списком (выборкой).

После выполнения команд поиска система выведет на экран список документов, удовлетворяющих запросу. Причем сортировку может осуществить сам пользователь, для чего он должен ввести команду "Настройки".

Найдя нужный документ, пользователь может просмотреть его текст, уточнить статус и перейти к связанному с ним документу, а по окончании работы опять возвратиться к исходному тексту.

Как правило, пользователю доступны все функции просмотра и обработки текста, режимы просмотра и редактирования документа, его тематики и связей. Допускается также установка закладок и введение комментариев к определенным частям текста, помещение документов в папки для дальнейшей работы с ними.

Сами тексты документов в системе "Кодекс" не редактируются (это возможно только в "Кодекс-Мастер"), но разрешается использовать информацию базы данных при создании своих материалов.

Проблема выбора

Как уже отмечалось, продолжающийся рост спроса на правовые системы связан с огромным потоком изменений в законодательстве России.

Сегодня рынок программного обеспечения окончательно сложился. Многие системы имеют программные оболочки с примерно одинаковыми возможностями и обеспечивают одни и те же сервисные услуги; распространение юридических пакетов тоже идет по общему сценарию (в основном информационно-правовые системы продаются через коммерческих агентов).

Одной из насущных проблем работы с такой системой является недостаточная степень актуальности самой информации. Как известно, подборкой документов занимаются разработчики, заключая договоры с органами власти о предоставлении нормативных актов. Но поскольку источники все-таки разные, базы данных отличаются по количеству и качеству содержащихся в них новых документов. Правда, со временем эти отличия стираются, так что в целом все системы имеют примерно равный объем документов.

Документы для "узких" специалистов, как правило, в базу данных не включаются. Поэтому не стоит удивляться, если в системе не окажется нужного документа. В таком случае имеет смысл обратиться к фирме, которая осуществляет поставку этой правовой базы. Многие фирмы практикуют поиск документа по индивидуальному заказу.

Какую систему выбрать? Этот вопрос стоит сейчас не так остро, как несколько лет назад. Тогда формирование рынка только начиналось. Сегодня же разработчики всех правовых баз могут предложить пользователю и мощные возможности интерфейса, и обширный объем информации. Главными критериями при приобретении ИПС являются поисковые и аналитические возможности системы, стоимость ее первичной поставки и обновления, а также приверженность самого пользователя к определенной системе, сложившаяся ранее.

Таким образом, любой пользователь может принять решение о покупке той или иной юридической системы с учетом собственного бюджета и личных предпочтений.

Продукт (ИПС или СПС)
 "КонсультантПлюс""Гарант""Кодекс""ЮСИС"
Фирма-разработчикАО "КонсультантПлюс""Гарант-Сервис"Центр компьютерных разработок (г. С.-Петербург)Юридическое информационное агентство "Intralex"
Технические требования к компьютеру
для DOSПроцессор 286 и выше, ОЗУ объемом не менее 530 KбайтПроцессор 386 и выше, ОЗУ объемом не менее 500 KбайтПроцессор 286 и выше, ОЗУ объемом от 1 Mбайт и вышеСистема работает только в среде Windows
для WindowsПроцессор 386, 4-Mбайт ОЗУПроцессор 386 и выше, ОЗУ объемом не менее 1 MбайтПроцессор 386 и выше, ОЗУ объемом от 8 MбайтПроцессор от 486 и выше, ОЗУ от 8 Mбайт
Операционные системыMS-DOS, Windows 3.1, Windows 3.11, Windows 95, Windows NTMS-DOS, Windows 3.1, Windows 3.11, Windows 95, Windows NT, Windows 98, Mac OSMS-DOS, Windows 3.1, Windows 3.11, Windows 95, Windows NTWindows 3.1, Windows 3.11, Windows 95, Windows NT
Количество БД81 (из них 68 по законодательству различных субъектов федерации)58 (из них 41 по законодательству различных субъектов федерации)5250
Количество документов по российскому законодательству (рассматриваются аналогичные базы данных) 19050 "КонсультантПлюс: ВерсияПроф"36000 "Гарант-Проф."32130 "Основные нормативные акты России"40000 Cтандартная комплектация "Аналитик"
Наличие архивов - недействующих документов++++
Количество документов по московскому законодательству"Московский выпуск" 6100, "Москва-Проф" 118207000137006000
Периодичность обновленияЕженедельноЕженедельноЕженедельноЕжедневно и еженедельно
Стоимость, деномин. руб. (рассматриваются БД с примерно одинаковым количеством документов)
Поставки1700 "КонсультантПлюс:Российское законодательство" 4431 "КонсультантПлюс:Версия Проф"1980 "Гарант-Классик"2650 "Основные нормативные акты России"456,6 (74 долл.)* "Нормативные акты РФ" (первоначальная поставка осуществляется на CD-ROM)
Обновления221 (4 раза в месяц)166,98 (4 раза в месяц по Internet) 333,96 (4раза в месяц)195 (4 раза в месяц)2591,4 (420 долл.)* (стоимость годового обновления при периодичности 1 раз в месяц)
Поставки1891 "КонсультантПлюс: Московский выпуск"1980 "Гарант-Классик" ("Московское законодательство")2300 "Нормативные акты Москвы"308,5 (150 долл.)* "Нормативные акты Москвы"
Обновления137 (4 раза в месяц)166,98 (4 раза в месяц по Internet) 333,96 (4раза в месяц)145617 (100 долл.)* годовая поставка

ОБ АВТОРЕ: Татьяна Никишина - менеджер компании "Форте-94". Контактный тел.: (095) 251-23-86, e-mail:tatyanan@forte94.ru