Учение - форма сохранения интеллекта.

Борис Ананьев

Исследования, которые вот уже несколько лет проводит корпорация "Галактика" (ныне объединенная корпорация "Галактика-Парус"), показывают, что всего 3% руководителей включают свой компьютер и всего 5% из этих трех используют его для решения управленческих задач. На основе же интуитивного подхода принимается 90% решений. Интересные цифры, не правда ли? О причинах сложившейся ситуации и путях выхода из нее с генеральным директором АО "Атлант-Аудит" Ангелиной Петровной Черных беседует научный редактор журнала "Мир ПК" Михаил Глинников.

- Сколько специалистов проходит у Вас обучение и каков процент среди них директоров?

- В центре в среднем обучается от тысячи до полутора тысяч человек в год. Из них около 10% - директора или их первые заместители. Мы проводим опросы и выясняем, что же сейчас является жизненно важным для тех, кто сегодня стоит у руля современных предприятий, а без чего можно и обойтись.

- И что показывают такие опросы? Нужен ли директору компьютер и вообще заинтересован ли он в продвижении информационных технологий на своем предприятии?

- Однозначного ответа здесь нет. На мой взгляд, это всегда связано с конкретикой бизнеса данного предприятия. Если бизнес небольшой, то вполне можно удовлетвориться и записями в деловом блокноте, наработанными связями, собственной памятью, наконец. Но если предприятие ведет многоплановую деятельность, действующие на нем бизнес-схемы сложны, а число партнеров велико, то в памяти все удержать невозможно.

- C чего же в этом случае директору лучше начать? Ведь его время очень ограниченно.

- C cамого простого. Я порекомендовала бы ему начать с программ, входящих в пакет MS Office. Эти программы облегчат жизнь и помогут в принятии первичных управленческих решений любому директору, независимо от того, собирается ли он проводить комплексную автоматизацию бизнеса на своем предприятии или нет. Элементарная компьютерная грамотность позволит директору использовать компьютер на первых порах хотя бы как записную книжку и калькулятор.

- Но ведь этого мало?

- Конечно. Поэтому, немного освоившись, директор может переходить к изучению более серьезных программ из того же пакета. Здесь разумнее всего начать с электронных таблиц. Это потребуется ему, когда возникнет необходимость во внутреннем управленческом учете (учете для себя), чтобы провести собственный анализ и расчеты для принятия какого-либо решения.

- А не проще дать задание сотрудникам? Пусть подготовят все данные, отчеты и положат на стол директору.

- Можно и так. Правда, это не всегда устраивает самого директора. Ведь работать с подобными отчетами - значит использовать только ту картину, ту позицию, которая уже один раз просчитана. Однако руководителю часто бывает важно самостоятельно "проиграть" какие-то варианты, смоделировать различные ситуации, чтобы предусмотреть последствия своих решений. Но для этого ему нужно поменять цифры в отчетах и посмотреть, "а что будет, если...". Здесь-то на помощь и придут электронные таблицы. Поработать же на компьютере можно и с тем отчетом, который подготовят сотрудники служб автоматизации или аналитического отдела.

- Калькулятор, календарь, даже электронные таблицы - для начала это все неплохо. Но ведь директору важно видеть интегральные характеристики по предприятию в целом. Притом как в настоящий момент, так и по состоянию за любой период времени. Их-то и должна была бы ему выдавать система автоматизации предприятия, что, наверное, послужило бы для него еще большим стимулом к освоению новой техники, сделало бы компьютер незаменимым инструментом в работе?

- Это было бы идеально. Но наши опросы слушателей свидетельствуют о том, что "среднестатистический" директор хотел бы увидеть отчеты в бумажном виде. Поэтому аналитические службы извлекают всю информацию из комплексных систем автоматизации и кладут ему на стол готовый отчет на бумаге. В принципе директор и не должен уметь работать с системой автоматизации предприятия на уровне хорошо подготовленного пользователя. Важно своевременно получить такой отчет, чтобы, как я уже говорила ранее, проиграть какие-то варианты и посмотреть, что из этого выйдет. Здесь как раз ничего сложного нет. У нас учатся и директора торговых компаний с очень динамичным бизнесом, где нужно оперативно принимать и обрабатывать информацию, и руководители бюджетных предприятий, у которых жизнь более или менее спокойная, налаженная, распланированная на много дней вперед, - задачи у них разные, но, как показывает опыт, научить их обрабатывать отчеты с помощью электронных таблиц, моделировать различные ситуации и просчитывать варианты на компьютере можно за один-два дня.

- Перейдем теперь к учебному центру. Когда и почему он был создан?

- Учебный центр был создан в 1995 г., когда мы увидели, что корпорация "Галактика" предлагает такие серьезные программные продукты, которые только с помощью служб поддержки, внедрения и "горячей линии" освоить не удастся. Необходимо показать всю глубину системы, многообразие вариантов решения конкретной задачи на ее основе. В системе "Галактика" около 2000 форм лишь стандартных отчетов, а ведь каждому работнику требуется свой "срез" информации. Коммерческому директору - один, финансовому - другой, бухгалтеру - третий. И надо еще знать, какой из этих отчетов выбрать, т. е. хотя бы просто иметь представление о том, что здесь вообще есть.

- В каких сферах деятельности работают Ваши слушатели и какие должности они занимают? Вы проводили такой анализ?

- Да, 34% обучающихся работает в торговле, 33% - в сфере услуг, 21% - на производстве. Причем, как уже отмечалось, около 10% - это директора предприятий, 18% - главные бухгалтеры, 22% - начальники службы АСУ, 29% - бухгалтеры, ведущие какой-нибудь участок, 13% - программисты, а 8% составляют менеджеры разных уровней.

- И как слушатели оценивают уровень преподавания? Много ли таких, которые получили в процессе обучения ответы на вопросы по своим насущным проблемам?

- Довольно высоко. А тех, кто считает, что не зря потратил свое время, - 97%. Попутно замечу, что все приведенные выше цифры получены на основе анализа анкет, которые заполняют слушатели, проходящие у нас обучение.

- Как бы Вы сформулировали основную задачу, которая стоит перед учебным центром?

- Основная задача - дать пользователю знания о тех возможностях, которые предоставляет ему система "Галактика" для решения его производственных задач. Причем это индивидуальные знания, привязанные к определенному виду бизнеса, отрасли, к конкретике выполняемой работы. Кроме того, стремясь полностью удовлетворить потребности слушателей, мы изучаем с ними не только "Галактику".

- Директор или его зам, который пришел учиться, имеет конкретное предприятие, свой бизнес. И его, естественно, интересуют не возможности системы в целом, а решение собственных проблем...

- Более того, его не интересуют детали выполнения той или иной операции каким-либо специалистом, например, как реализован в системе расчет заработной платы. Его волнует другое - процесс управления предприятием, процесс принятия управленческих решений на базе оперативной информации: брать ли кредит, сколько денег можно сейчас инвестировать в производство, кто кому должен, каковы cроки оплаты и какие приоритеты в этих оплатах, какие штрафные санкции последуют, если порядок выплат будет нарушен? Для этой категории слушателей мы разработали специальный курс: "Автоматизация управления предприятием". Причем есть стандартный курс, охватывающий практически все стороны деятельности любого предприятия. Этот курс занимает одну неделю и проводится индивидуально.

- Это что-то вроде репетиторства?

- Что-то вроде. При такой организации работ директор получает исчерпывающую информацию по всем интересующим его вопросам. Это один вариант. Но есть и другой. Если директора беспокоит вполне определенная сторона деятельности предприятия, а все остальное пока несущественно, и если времени у него в обрез и нет возможности слушать стандартный курс, то ему предлагается сформулировать свои наиболее острые проблемы и передать нам их заблаговременно. Специально для этого директора разрабатывается курс, проигрываются на тестовых примерах ситуации, моделируются решения проблем. И тогда занятия ведутся строго по индивидуальному плану, затрагивается решение только тех проблем, которые для него являются актуальными. В этом случае мы укладываемся в один-два дня.

- Назовите, пожалуйста, курсы, которые у Вас читаются, и скажите, какой из них наиболее популярен.

- Наверное, "Cводный курс по системе "Галактика", который дает общее представление о системе, ее возможностях и целях внедрения. Этот курс чаще всего бывает востребован в процессе принятия решения, когда встает вопрос о том, нужна ли автоматизация предприятию в принципе, нужна ли автоматизация предприятию именно с помощью системы "Галактика", какие модули надо внедрять и сколько потребуется рабочих мест.

А всего у нас есть шесть базовых и 14 специальных курсов только по системе "Галактика". Базовые курсы - это уже упоминавшиеся выше "Основы работы с системой", "Автоматизация управления предприятием" (для руководителей предприятий), "Сетевой и системный администратор", сводный курс "Оперативное управление" и ряд других. Специальные курсы посвящены основным аспектам деятельности предприятия и предназначены для бухгалтеров, специалистов по оперативному управлению, например по учету автотранспорта (пробег, ремонт оборудования, управление персоналом и т. д.). Все они представлены на нашей Web-странице по адресу http://www.galaktikа.ru.

- Какова стоимость занятий?

- Обычно 15-20 долл. в час. Указанный выше сводный курс стоит 495 долл. - за две недели обучения. Курсы проходят по будним дням (начиная с каждого понедельника). Обучение, рассчитанное на 10 занятий, можно пройти за неделю, занимаясь по две смены в день.

- Cколько в вашем учебном центре компьютерных классов?

- У нас четыре компьютерных класса, что позволяет одновременно вести обучение по различным курсам в удобное для слушателей время. Можно обучаться по вечерам или в выходные дни. Mы проводим занятия в четыре смены. В группе обычно от трех до шести слушателей. Бывают и исключения. Случается иногда, что предприятие присылает восемь или даже десять человек. Это могут быть, например, сотрудники группы расчета заработной платы завода. Естественно, им приходится решать одни и те же проблемы, и они хотели бы обучаться вместе. Такие прецеденты есть, и конечно, мы всегда идем навстречу предприятию. Но в этом случае с группой работают два преподавателя.

- А если на какой-либо курс пришли обучаться всего два человека? Будете вы обучать такую группу?

- Да, будем. У нас есть "жесткое" и "гибкое" расписание. "Гибкое" расписание формируется по заявкам, а "жесткое" сохраняется для данного курса, даже если его хотят изучить всего два человека и нам это экономически невыгодно.

- Что заставляет людей обращаться к Вам? Исследовали ли Вы этот вопрос?

- А как же! Мы проводим социологические опросы, анкетирование слушателей, постоянно общаемся с ними, чтобы понять, что же движет ими, когда они приходят учиться. Ведь это взрослые люди, у которых есть свои амбиции, чувство неловкости перед коллегами, опасение показаться в чем-то некомпетентными, неграмотными. Но они понимают, что в настоящее время при ужесточившейся конкуренции на рынке труда обучение становится просто необходимым.

По нашим исследованиям, около 30% директоров хотят научиться работать с MS Office и при этом 20% из них непременным условием ставят обучение у себя в кабинете при закрытых дверях.

- Как же Вы учитываете все эти факторы?

- Наши преподаватели, проводящие обучение, владеют основами психологии, обладают умением убедить человека преодолеть этот барьер, показать преимущества использования информационных технологий и, в частности, компьютера для решения задач, возникающих в повседневной деятельности.

- С какой целью к Вам приходят на обучение?

- Во-первых, затем, чтобы овладеть современными знаниями и эффективнее выполнять свою работу, а во-вторых, чтобы повысить свой статус. Сейчас в нашей стране рынок труда постоянно пополняется новыми молодыми, энергичными и грамотными специалистами. Раньше, в период застоя, можно было сидеть в своем НИИ и спокойно пить чай - что бы ты ни делал, выше головы не прыгнешь. Сегодня каждый человек "делает" себя сам. К людям приходит понимание того, что сколько приложишь сил и энергии, столько и получишь, т. е. и статус повысится, и материальное положение улучшится, да и круг предложений интересной работы расширится. Хочешь иметь возможность выбирать, - стань профессионалом. И поэтому наши слушатели очень заинтересованы в том, чтобы получить не только знания непосредственно для выполнения своей работы, но и формальное подтверждение собственных умений и навыков.

- И как Вы им в этом деле помогаете?

- На нашем Web-сервере заведена особая страница, которая так и называется - "Аттестованные специалисты". Сюда мы заносим не только имена и фамилии специалистов, но и адреса (естественно, с их согласия). Это, действительно, профессионалы, которые своими знаниями доказали, что соответствуют той высокой квалификации, на которую они претендуют.

Успешно прошедшим обучение выдаются аттестационные свидетельства - они тоже обладают определенным весом на рынке труда.

- А каков обычно состав слушателей?

- Состав определяется тематикой конкретного курса. Например, у нас есть курс, предназначенный для системных администраторов и сотрудников отдела АСУ. Здесь каждый слушатель узнает о том, как стать настоящим хозяином системы, как ее модифицировать, как настроить на все то многообразие средств и конкретную конфигурацию сети, которая уже есть на предприятии и заставить оптимально работать, как распределить права доступа и еще многое-многое другое.

- И что это дает? Приведите какую-либо конкретную ситуацию.

- Например, вызывает директор работника службы АСУ и просит представить ему к утру определенный отчет, сделанный именно в той форме и по тем данным, которые необходимы для принятия решения. А среди стандартных 2000 отчетов такого нет. Но в "Галактике" можно сгенерировать отчет произвольной формы по любым запросам, для чего надо лишь освоить специальный язык запросов уровня 4GL. Этот язык тоже изучается в рамках курса для администраторов, и если специалист им овладел, никаких проблем с подготовкой отчета не будет.

- Совершенствуете ли Вы работу своего учебного центра?

- Конечно, мы не стоим на месте. Если вчера у нас были только курсы по системе "Галактика", то сегодня круг наших интересов расширился. К этому подтолкнули нас сами слушатели. Например, системным администраторам, работающим в конкретных операционных средах - Novell Netware, MS Windows NT, с СУБД Oracle, - естественно, хотелось бы знать, как добиться того, чтобы "Галактика" оптимально функционировала в той среде, которая имеется у них на предприятии. Тут же возникают и смежные вопросы, связанные с основными аспектами администрирования этих сред. Как оптимально сконфигурировать сеть? Какую компьютерную технику лучше закупить, чтобы в условиях данного предприятия система работала с максимальной эффективностью? Ведь наши слушатели - практики, которые хотели бы получить всю информацию, весь комплекс услуг сразу, из одних рук. Более того, их запросы очень разнообразны. Многие, особенно руководители, хотели бы подготовить на базе нашего центра и свой персонал, причем не только по системе "Галактика", но и для решения каких-то других профессиональных проблем: например, организовать тренинги по новостям налогообложения и бухгалтерского учета. И такие тренинги мы тоже проводим.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих тренингах.

- Предприятие может купить абонементное обслуживание на квартал. Абонементное обслуживание включает тренинги, которые проводятся преподавателем на весьма льготных для предприятия условиях и рассчитаны на слушателей, уже прошедших у нас обучение, обладающих навыками работы с сиcтемой и способных решать определенные текущие задачи. Но могут возникнуть и какие-то непредвиденные, нештатные ситуации, когда понадобится помощь опытного наставника. Тогда преподаватель выезжает на место и решает проблему. Эта ситуация описывается и переходит в библиотеку штатных. Для того чтобы зарезервировать некоторое количество таких консультаций в течение квартала и предусмотрена система тренингов. Подобные тренинги могут потребоваться не только при возникновении нештатной ситуации на предприятии, но и в cвязи с выходом новых законов, постановлений и т. п., а последнее случается у нас в стране довольно часто.

- Чем эта система тренингов отличается от службы технической поддержки?

- Тем же, чем профилактика заболевания отличается от его лечения. Мы, проводя тренинги, предотвращаем возникновение конфликтных ситуаций между человеком и системой "Галактика", специалисты же служб поддержки нужны лишь в том случае, когда есть конкретная проблема и надо срочно ее решить.

- Теперь вернемся к курсам. Вы говорили, что преподаете не только систему "Галактика"?

- Сейчас слушателям предлагается на выбор целый ряд новых курсов по информационным технологиям - от компьютерной грамотности (работа с Internet, электронной почтой, MS Office) до освоения таких систем, как Novell Netware, Oracle, Windows NT (для сетевых администраторов). И эти курсы у нас уже пользуются популярностью.

- А каковы планы на будущее?

- Мы собираемся в ближайшее время создать регулярные курсы по экономическим направлениям: бухгалтерскому учету и работе бухгалтеров в бюджетной сфере. Ведь после объединения "Галактики" и "Паруса" в единую структуру нам надо учитывать интересы клиентов обеих корпораций. А "Парус" занимает очень прочные позиции на рынке автоматизации бюджетных организаций. Бухгалтеров же для бюджетной сферы сегодня практически никто не готовит. Все многочисленные коммерческие курсы обучают бухгалтеров для работы именно в коммерческих структурах - это наиболее престижно и выгодно. Однако школам, больницам, детским садам тоже нужны бухгалтеры. Поэтому у нас открывается направление "Бухгалтер в бюджете". Будем учить желающих основам бухгалтерского учета для бюджетных организаций, где совершенно другой план счетов, иные схемы учета, отличные от тех, которые применяются в негосударственных структурах.

Планируем ввести и курс "Основы сетевого администрирования", который позволит cлушателю, особенно молодому специалисту, получить представление о том, что вообще может быть востребовано на предприятии, приобрести базовые знания по сетям, различным операционным средам.

- Но в новых информационных технологиях нуждаются ведь не только московские предприятия. Что делается Вашим учебным центром для того, чтобы продвинуть эти технологии в регионы?

- Уже началась авторизация учебных центров "Галактики" наших партнеров по всей стране. Это даст возможность пользователям из регионов обращаться за квалифицированной помощью и обучаться в этих центрах, а не только в Москве.

Выработаны определенные стандарты, созданы методики, накоплен опыт. Ведь за время работы через наш учебный центр прошло уже около 5 тыс. слушателей. И хотелось бы, чтобы обучение велось по единым программам. Преподаватели из этих региональных центров обучаются у нас и обязательно проходят аттестацию. Они могут получать консультации у наших преподавателей и разработчиков. Мы предъявляем определенные требования к таким центрам по оснащенности учебных классов техникой и т. п.

Проводится также обучение с выездом к заказчику. Причем, что интересно, 40-50% наших слушателей предпочитают именно эту форму обучения - на местах, несмотря на относительно более высокие цены. Мы проводили обучение не только в таких удаленных городах России, как Иркутск, Хабаровск, но и в других странах СНГ - Казахстане, на Украине и в Белоруссии.

В Москве тоже практикуется выездное обучение, например, на крупных предприятиях - "Внуковские авиалинии", "Лианозовский завод детских молочных продуктов", Мострансгаз, НК "Юкос" и др.

- Большое спасибо за интересную беседу. Остается только пожелать успехов Вашему учебному центру. Ну а директорам я советую не пренебрегать компьютером - ведь если он просто пылится у вас в кабинете, то вы сами себя лишаете верного друга и помощника.

1406