могла еще какое-то время не опасаться непосредственного вторжения, но рассчитывать на длительную передышку не приходилось. Люфтваффе Геринга уже был готов начать "битву за Англию", а боевые корабли вышли на просторы Атлантики, грозя перерезать артерии, соединявшие метрополию с колониями. Вот в этой-то непростой обстановке подполковник Дедли Кларк и предложил создать специальные отряды для разведывательно-диверсионной деятельности в тылу врага. Впоследствии они стали широко известны как подразделения Commandos. Одним из таких отрядов вам и предстоит командовать.

Познакомимся вкратце с личным составом. Вам не нужно будет, как в других играх, выбирать из множества предлагаемых кандидатур, придирчиво сравнивать их характеристики и показатели. Начальство заранее обо всем позаботилось, и в отряд уже зачислены шесть бойцов. Мало? Может быть, но зато они - лучшие из лучших. Обязанности между диверсантами строго распределены, каждый является специалистом в своей области, и его не заставить действовать за кого-то.

Зеленый берет мастерски владеет холодным оружием, может прятаться на ровном месте и лазать по скалам, а при необходимости и таскать тяжести. Снайпер умеет лишь стрелять, но зато уж никогда не промахнется. Моряк, сами понимаете, дока во всем, что связано с морем и кораблями. Грести на надувной лодке, управлять угнанным у фашистов катером, плавать с аквалангом - таковы его основные таланты. Самым неумелым, на первый взгляд, является Шпион, который только и может, что, переодевшись в немецкую форму, бродить по вражескому лагерю и травить ядом зазевавшихся часовых. Однако этих его способностей вполне хватает, чтобы превратить шумный лагерь в тихое кладбище. Обязанности Водителя более разнообразны: он должен распоряжаться всей наземной техникой (предварительно уведенной у врага) и стрелять из пушек и пулеметов (тоже вражеских). Ну а на долю Сапера, разумеется, выпало закладывать бомбы, устанавливать капканы и резать проволочные заграждения. Как уже упоминалось, все диверсанты являются мастерами своего дела, поэтому показатели остаются неизменными.

Заботы начальства не ограничиваются лишь подбором людей в отряд - решать, кого именно нужно взять на ту или иную операцию и как его снарядить, тоже будут без вас. Казалось бы, при таком подходе игра должна стать менее увлекательной. Ничего подобного. Интерес в том и состоит, чтобы пройти каждую миссию с минимальными затратами сил. Имея же возможность выбора, неизбежно потащишь за собой на пустяковое задание во всеоружии весь отряд. Конечно, можно было бы установить какие-то материальные или финансовые рамки, как это делается в других подобных играх, но это не всегда помогает. Те, кто играл в "Jagged Alliance", наверняка помнят, что при умелом руководстве уже к середине игры денег оказывается вполне достаточно, чтобы нанимать лучших из лучших бойцов и к тому же с самым мощным оружием.

Кстати, об оружии. Выбор средств поражения крайне скуден. Каждый диверсант имеет при себе пистолет или нож, а все остальное раздается в зависимости от специализации. Снайперу, естественно, полагается снайперская винтовка, причем всего с пятью-шестью патронами; Водителю, как специалисту по механике, доверяется автомат; у Моряка всегда под рукой гарпунный пистолет; Саперу достаются всяческие капканы, бомбы и гранаты, а Шпион орудует шприцем, наполненным ядом. Несколько обойденным может показаться Зеленый берет, у которого и вовсе ничего нет, за исключением ножа и пистолета, но ему хватает и этого. Как положено, кроме оружия у диверсантов есть и спецтехника, но здесь выбор и вовсе небогат: надувная лодка, акваланг, специальный прибор для отвлечения внимания часовых и, смешно сказать, - саперная лопатка. Неужели с таким арсеналом можно воевать? Да, можно, и очень успешно, если больше действовать не руками, а головой.

В фильмах о диверсантах лучше всего запоминаются моменты, когда герой, обвешанный оружием, прорывается к цели, паля сразу из нескольких стволов. Однако, как было сказано, разведчик, начавший бегать по крышам и стрелять из пистолета, уже, можно считать, провалил свою миссию. Вот и в Commandos дело обстоит примерно так. Каждая миссия - это хитрая головоломка, и описание прохождения ее занимает по объему не меньше места, чем какой-нибудь целой приключенческой игры. Любой собственный шаг приходится долго обдумывать, высматривать маршруты патрулей, определять периодичность движения катера или броневика, намечать безопасные пути и рассчитывать перебежки.

Для облегчения этой работы создатели игры предусмотрели множество оригинальных возможностей. Например, если к вражескому солдату "приклеить" сектор обзора, который по мере его движения будет изменяться, то вы точно сможете установить, что и когда заметит этот солдат. Игровой экран допускается плавно масштабировать, причем при максимальном увеличении виден каждый камешек и бугорок, а при минимальном - почти весь театр военных действий. Можно также разделить экран на несколько частей и наблюдать одновременно за удаленными друг от друга участками или окинуть взглядом карту и обнаружить на ней движущийся объект.

Между прочим, даже просто следить за разворачивающимися событиями - и то удовольствие. Отличная проработка мельчайших деталей, обилие типов строений и техники, прекрасный ландшафт. Все выполнено в изометрической проекции, так что спрятавшийся за домом диверсант не виден ни противнику, ни вам. Мир в игре - живой, активный. По игровому пространству проходят поезда, способные переехать замешкавшегося на рельсах диверсанта, над немецким штабом развевается флаг, после взрыва автомашины по воздуху долго летают колеса и куски железа. И ваше взаимодействие с этим миром не ограничивается стремлением что-то ломать и взрывать: многие объекты можно и нужно использовать. В некоторых миссиях вы должны угнать немецкий танк или броневик и немножко повоевать на нем. В других для успешного завершения операции вам предстоит усадить всех бойцов в грузовик и доехать до определенной точки.

Эвакуация людей после выполнения задания также является неотъемлемой частью миссии. Поскольку каждый из ваших бойцов уникален и запасных игроков нет, терять никого из них не разрешается. Если вы потеряли всего лишь одного человека, хотя и разгромили полностью самый главный вражеский штаб, победа не засчитывается и приходится все начинать сначала. А потерять бойца тут легче легкого. Персонажи Commandos не обладают потрясающей живучестью героев прочих игр. Два-три винтовочных выстрела, очередь из автомата - и диверсант погиб. К счастью, ранения никак не отражаются на его боеспособности. Даже истекая кровью, он действует все так же быстро и активно, без жалоб и стонов.

Жанр игры определяется как стратегия реального времени, но из множества подобных игр только в Commandos оно действительно реально и четко отмерено для каждой миссии. Его течение нельзя ни ускорить, ни замедлить. Время суток в игре не изменяется, и это может показаться отступлением от реализма. Но действие всегда разворачивается в усиленно охраняемых местах, которые ночью, естественно, прекрасно освещены, так что наступление дня никаких выгод диверсантам не принесло бы.

Как принято говорить в таких случаях, "ограниченный объем публикации не позволяет рассказать обо всех нюансах игры". Однако, даже если заполнить еще десятка два страниц, то вряд ли удастся полностью описать ее многочисленные достоинства. Включайтесь в игру, и вы сможете сами убедиться в том, сколь нелегок труд бойца невидимого фронта.

562