Однако рискнем обсудить ее на примере новостей из мира шахмат.

Гарри Каспаров, 13-й чемпион мира по шахматам, продолжает активную спортивную жизнь, хотя часто это всего лишь реализация одного из его жизненных посылов - сблизить профессиональные шахматы и теннис... хотя бы в смысле гонораров за выступления. Так, с успехом проведены придуманные им сеансы одновременной игры чемпиона мира против сборных команд Германии, Аргентины, Бразилии и Израиля. Во всех матчах победу одержал Г. Каспаров, но ему еще предстоит встреча со сборной командой США.

Игра в сеансе носит специфический характер и отличается от обычно проводимых партий. Так, это убедительно показано в известном рассказе гроссмейстера Александра Котова о мальчишках из парка культуры, побеждавших ("убиравших"), существенно более сильных игроков благодаря специальной организации партии. Прежде при описании сеанса акцент делался, как правило, на психологическом состоянии "маэстро" и его дифференцированном подходе к противникам в зависимости от их шахматной силы. Каспаров же столкнулся с необходимостью держать в голове сразу все партии сеанса. С одной стороны, это было вызвано высоким рейтингом участников, с другой - желанием за счет параллельной игры получить дополнительный временной ресурс. Так, в описание сеанса вошли: понятие RAM-disk - отражающее потребность выделения в памяти человека области, обеспечивающей высокие скорости текущего анализа и переключения в процессе игры, а также понятие момента концентрации усилий игрока в ее течении. При этом внешняя память хранила все партии. Это, скорее всего, типично для описания вычислительного процесса. Другим характерным для сеансов явлением при попытке оценить качество сыгранных партий становится использование игровых шахматных программ для анализа того или иного сделанного хода. В интервью, которое дал Г. Каспаров гроссмейстеру Ю. Разуваеву для газеты "Неделя", было обращено внимание на то, что для партии с гроссмейстером И. Смириным (Израиль), завершившейся вечным шахом, игровая программа в критической позиции также не нашла выигрыша за И. Смирина.

Заметим, что если уж разговор идет о взаимопроникновении компьютерных и обычных шахмат, то следует иметь в виду, что сеансы, в свою очередь, оказывают влияние на развитие алгоритмов игровых программ, в частности, на распараллеливание отдельных процессов, составляющих игру, а также на организацию игр на шахматных серверах.

Сеанс с командой Израиля проходил в два тура (с переменой цвета). Для примера приведем партию Смирин - Каспаров:

1. d4 d5 2. c4 c6 3. Kf3 Kf6 4. e3 Сf5 5. Kc3 e6 6. Kh4 Cg4 7. Фb3 Фb6 8. h3 Ch5 9. Cd2 Kbd7 10. g4 Cg6 11. g5 Kg8 12. Kg6 hg 13. c5 Фc7 14. E4 Ke7 15. ed ed 16. Cd3 Лh4 17. Ke2 b6 18. cb ab 19. 0-0-0 b5 20. Крb1 Kb6 21. f4 Kc4 22. Ce1 Лh8 23. Cb4 Kf5 24. Лhe1 Cb4 25. Фb4 Фd6 26. Фc3 Крf8 27. Cf5 gf 28. Kc1 g6 29. b3 b4 30. Фf3 Ka3 31. Крb2 c5 32. Лe5 c4 33. Крa1 c3 34. Лd5 Kc2 35. Крb1 Ka3 36. Крa1 Фa6 37. Лd7 Kc2 38. Крb1 Ka3 39. Крa1 Лa7 40. Лd8 Крg7 41. Лh8 Kc2 42. Крb1 Ka3 43. Крa1 Крh8 44. d5 Kc2 45. Крb1 Ka3 46. Крa1 Лe7 47. Фd3 Фd6 48. Фd4 Крg8 49. Фf6 Kc2 50. Крb1 Ka3 51. Крa1 Фc5 52. Kd3 Фe3 53. Фa6 Фd4 54. Лc1 Лe3 0:1

512