На рекламу жаловаться грех. Она выполнила свою роль, если вы пришли за покупкой. Надо сказать, призыв "Почувствуйте себя человеком!" тоже возымел действие: за короткий срок немало обычных потребителей поспешило превратиться в обычных пользователей.

Эта преамбула совсем не случайна. Наш разговор пойдет о покупателе ПК, проблемы которого в компьютерной прессе поистине стали фигурой умолчания. Поводом послужило эмоциональное письмо С.В. Миронова (пос. Родники Раменского р-на Московской обл.). Описание своих мытарств после покупки нового компьютера он заканчивает словами: "Нервы не выдерживают. Все. Подаю в суд на основании Закона об охране прав потребителей". Что-то меня смутило в последней фразе, и, скорее, профессиональная привычка к точности формулировок, чем простое любопытство, заставили меня взять в руки тоненькую книжечку с текстом этого самого Закона. Первое, что я должна сказать, Закон называется несколько иначе - "О защите прав потребителей". Разница, казалось бы, небольшая, но в нашем случае "говорящая" - автор письма вряд ли прочел хоть одну его статью.

Закон действует уже больше шести лет, но, к сожалению, из-за несовершенства законодательных формулировок (что могут, например, означать слова "в разумно короткий срок"?) эта форма защиты интересов потребителей пока не получила должного распространения. Однако некоторые полезные для себя и, смею надеяться, для наших читателей сведения я все-таки почерпнула, скажем, такое: я действительно могу подать в суд, причем бремя доказывания ляжет на продавца. И все же перед столь решительным шагом не мешает прежде познакомиться с правами, и не только со своими, но и с правами продавца. Тем более, что в отличие от потребителей продавцы внимательнее отнеслись к появлению Закона. В этом я смогла убедиться, предприняв собственное расследование, - в крупных компаниях с готовностью ссылались на его статьи, и, должна сказать, поначалу это обезоруживает.

Задавала я один и тот же вопрос: смогу ли я получить обратно деньги за некачественный компьютер? Разброс в ответах меня удивил. Между категорическим "нет!" и мягким "без проблем" оказалось море вариантов. Одна компания даже в рекламном объявлении пишет: "Возврат денег в течение 15 дней", в другой пришлось выслушать лекцию об отличии brandname от "самосборки" и соответственно разном решении конфликтной ситуации. Многие, призывая в свидетели законодательство, называли срок, в течение которого возможен обмен (частичный или полный) купленного товара, - 14 дней, правда, основанием для этого может быть, по их словам, "только аппаратная неисправность". Мои реплики, мол, почему именно 14 дней или а как же гарантии, вызывали всякий раз недоумение: "Поддерживать обязаны, а менять...". И, понизив голос, сокрушенно добавляли: "Это невыгодно. Знаете, как быстро падают цены на компьютеры...". Я даже получила дружеский совет: взять отпуск на 14 дней и "прогнать" новенькую машину по тестам. Ну уж дудки!

Если компьютер на прилавке не реагирует на тройной трехпальцевый салют (++ ), я просто отправлюсь в другой магазин. А если реагирует, то будьте добры, г-н продавец, огласите весь список ваших и моих прав и обязанностей. И мы вместе выберем устраивающие обе стороны пункты в соответствии с Законом и здравым смыслом. Вот так, благополучно миновав этап homo sensus (человек чувствующий), мы действительно станем homo sapiens (человек разумный).