Объемная страница Web - это реальность

Если вы хотите создать трехмерную Web-страницу, то самый простой способ - воспользоваться пакетом 3D Webmaster компании Superscape.

Дмитрий Рамодин

Виртуальная реальность. Какие ассоциации вызывают эти слова? В моей голове возникают сразу две: громоздкий неудобный шлем, после которого болит голова, и браузер с поддержкой VRML. И если со шлемами все и так понятно - им еще расти да расти, то язык и технология VRML уже используются в Internet. Однако возня с VRML голыми руками мало кого может воодушевить. А ведь так хочется, чтобы именно твой сервер Web был самым лучшим в Сети! Что ж, одно из решений мы можем подсказать: пакет 3D Webmaster от фирмы Superscape. Он содержит то, что вы давно хотели: набор средств для визуальной разработки виртуальных миров, средства для их представления в виде VRML-файлов и файлов специального формата SVR, а также обширнейшую библиотеку самых разнообразных объектов и изображений, из которых, как из кирпичиков, вырастет ваша собственная виртуальная реальность.

Нашему пользователю фирма Superscape незнакома, а между тем и в Европе и в Америке продукты этой компании уже стали известны. Стенд Superscape на недавно прошедшей выставке Internet World UK "98 был полон народу. Компания, один офис которой находится в Калифорнии, а другой - в Великобритании, оказалась столь проворной в применении последних достижений в области трехмерной графики и Internet, что просто диву даешься.

Но обратимся к самому пакету 3D Webmaster и его возможностям. И начать, наверное, стоит с авторского инструментария, который служит для дизайнерской работы.

Редакторы

Качество и быстрота получения готовых результатов, как известно, напрямую зависят от удобства программного обеспечения, применяемого в процессе разработки. Пакет 3D Webmaster не разочарует вас. Четыре редактора, объединенные в одной среде, образуют студию для профессионального трехмерного дизайна, оставаясь при этом легкими в обращении.

Редактор миров

Хотя все редакторы в 3D Webmaster одинаково важны, тем не менее основная рабочая нагрузка в этом пакете падает на редактор миров. В этом редакторе разрозненные объекты и рисунки текстур превращаются в чудесный трехмерный виртуальный мир, в который предстоит окунуться всем, кто забежит на вашу Web-страничку. Запустив 3D Webmaster в первый раз, мало кто сможет удержаться от изумленного восклицания, настолько захватывает и поражает новичка то, что показывают интерактивные "обучалки". Все-таки для пользователей, привыкших к плоскому экрану, любая трехмерная программа - окно в волшебство.

После запуска пакета на экране возникает диалоговое окно, предлагающее создать новый мир или открыть уже имеющийся. Если желаете, можно воспользоваться набором готовых шаблонов.

Среда 3D Webmaster состоит из главного окна с меню, линейки кнопок быстрого доступа и линейки перемещения, расположенной в нижней части.

Три специальных кнопки отвечают за перемещение точки обзора в трех плоскостях и ее поворот. Управлять ими легче легкого - захватываете кнопку мышкой и тащите ее в нужном направлении. В результате виртуальная камера перемещается в выбранном направлении или поворачивается.

Строить виртуальные миры в 3D Webmaster так же просто, как складывать домик из детских кубиков. По сути, так оно и есть - базовые строительные объекты вписаны в воображаемый куб, который становится виден, если выделить объект, щелкнув на нем мышью. В этом случае объект обрамляется линиями, описывающими его размер, а по углам виртуального куба возникают "захваты", пользуясь которыми можно изменять размер объекта и его пропорции. На каждой стороне обрамляющего куба также имеются специальные "захваты" для перемещения объектов в трехмерном пространстве. Если объект поднять, "захват" становится желтым, а при попытке опустить объект ниже разрешенного уровня "захват" становится красным. Во время всех перемещений объекта за его положением в пространстве можно следить по линиям, описывающим проекции на плоскости. Это чем-то напоминает проекции в черчении.

Замечательно, что редактор миров укажет на возникающие коллизии, т. е. на случаи схождения, пересечения объектов между собой. В этом случае контур одного из объектов становится красным. Это удобно не только для предотвращения нежелательных визуальных эффектов, но и для привязки объектов к поверхности. К примеру, вам нужно установить цилиндр на поверхность. В этом случае вы двигаете цилиндр в сторону поверхности до тех пор, пока контур поверхности не подсветится красным цветом.

Немного о самих объектах. В 3D Webmaster их много. Но примитивов, используемых в построении более сложных объектов, всего 15:

  • куб,
  • цилиндр,
  • сфера,
  • конус,
  • арка,
  • трехгранная призма,
  • пирамида,
  • трапецоид,
  • цилиндрический угол (изогнутый цилиндр),
  • полуцилиндр,
  • додекаэдр,
  • ромбический додекаэдр,
  • икосаэдр,
  • октаэдр,
  • тэтраэдр.

Эти элементарные фигуры комбинируются в самые сложные многомерные формы. Если посмотреть на любой из примеров из 3D Webmaster, то обнаружится, что все предметы, отображаемые как один объект, на самом деле есть не что иное, как набор логически объединенных примитивных форм, у которых имеется главный (родительский) объект, подчиняющий себе остальные составляющие элементы.

В среде 3D Webmaster даже предусмотрены команды и кнопки для перемещения от одного подчиненного объекта к другому, а также для нахождения их родительского объекта. Объекты можно сделать динамическими, т. е. наделить их способностями, которыми обладают реальные объекты: перемещение в пространстве, подчинение гравитации, изменение формы и т. д. Вкупе с анимационными и звуковыми возможностями пакета это дает поразительные результаты.

Хотелось бы особенно отметить, как в 3D Webmaster реализовано хранилище объектов. В специальном окне Drag"n"Drop Warehouse размещаются строительные блоки, содержащие примитивные и сложные объекты, звуки и текстуры, рассортированные по категориям. Работать с хранилищем проще простого: всего лишь перетаскиваете нужный объект мышью в пространство редактируемого мира. Если это объект, то он появится в главном окне. Если это звук или текстура, то их нужно положить на тот объект, который планируется озвучить или окрасить текстурой. И все!

Выстроив свой мир, хочется, чтобы он смотрелся как можно естественнее. Приглядитесь: реальные объекты имеют сложную подсветку, включающую отраженный и прямой свет. Кроме того, часто в природе встречается туман, поверхности объектов имеют разную текстуру и т. д. Воспользовавшись различными командами из меню редактора миров, можно довести созданный виртуальный мир до совершенства. В качестве примера обратимся к текстурированию объектов. Вот уж где раздолье дизайнерам и художникам. 3D Webmaster может покрыть любой текстурой любой объект, каким сложным бы этот объект ни был.

Для объектов с плоскими гранями все достаточно просто - здесь подойдут такие методы текстурирования, как нанесение изображения на каждую грань, на отдельную грань или обертывание объекта текстурой. Для более сложных поверхностей, например сферы или цилиндра, имеются сферическое и цилиндрическое покрытия текстурой. На рис. 6 показаны типичные покрытия текстурами.

Шероховатость текстурных рисунков происходит оттого, что для примера были применены изображения размером всего 32Ё32 пиксела. Но даже такое намеренное усложнение задачи не поставило 3D Webmaster в тупик: редактор миров сделал все, что в его силах, для создания приличного изображения. Обратите внимание на текстуру куба. Она как бы проходит сквозь объект. Для получения такого эффекта использовалось нанесение текстуры на одну грань куба. На практике такого рода рисунки - идеальное средство для визуального представления срезов и блоков материалов.

Завершая рассмотрение редактора миров, хотелось бы добавить, что любой объект, из которого пользователь создал виртуальный мир, может служить гипертекстовой ссылкой. Помимо адреса URL, к объекту может быть привязан комментарий, возникающий в том случае, когда посетитель вашего Web-сервера укажет мышью на объект со ссылкой.

Редактор форм

Как и в любом другом профессиональном продукте, в 3D Webmaster имеется различный вспомогательный инструментарий. Так, для редактирования формы объектов в этом пакете имеется специализированный редактор форм. Это просто чудо! И хотя без документации понять, как редактор работает, весьма сложно, это только добавляет азарта при его изучении. Наверное, нет такой формы в геометрии и стереометрии, которую нельзя было бы создать с помощью редактора форм 3D Webmaster. Любой сложный объект, строящийся в редакторе форм, представляется как набор точек, организованных в элементы, называемые гранями (facets). Так, например, сфера в 3D Webmaster представлена в виде объемной поверхности, образованной треугольными гранями.

Чтобы построить какую-либо форму, пользователь для начала расставляет в пространстве опорные точки, которые впоследствии станут гранями. Точки могут быть произвольными (размещенными в любом месте пространства) и геометрическими, т. е. располагающимися между другими точками. Если выделить несколько смежных точек и дать команду преобразования, то получится грань. Во многих случаях для простоты можно воспользоваться умением 3D Webmaster "выдавливать" новую форму по нескольким точкам. К примеру, берутся несколько опорных точек, определяющих часть силуэта будущей формы, и запускается "выдавливание" на 360о относительно оси X, Y или Z с заданным вами центром. В результате получается объемная форма.

Готовые грани можно редактировать с помощью специального редактора, легко изменяя разнообразные параметры граней.

Редактор изображений

Редактор изображений является неотъемлемой частью пакета 3D Webmaster и частенько бывает нужен при создании виртуальных миров. Он прекрасно подходит для импортирования изображений и редактирования уже имеющихся изображений из палитры текстур. На рис. 8 показан редактор с загруженным в него изображением из проекта.

Возможности редактора изображений довольно стандартные. Но при кажущейся примитивности это довольно мощное средство, которого хватит для того, чтобы создать и обработать практически любое изображение. К тому же редактор изображений умеет конвертировать палитры цветов и автоматически усекать изображение до размера, удобного для наложения на объекты. Готовые картинки могут быть экспортированы в такие популярные графические форматы, как BMP, PCX, TIFF, GIF, TGA, JPEG.

Анимация

Анимация - один из главных козырей пакета 3D Webmaster. Вы можете создавать сложные анимационные эффекты. Это можно делать либо кадр за кадром, либо предоставить это 3D Webmaster. В этом случае нужно указать начальное и конечное изображение, образующие движение объектов. После чего программа выстроит промежуточные кадры и образует набор последовательных рисунков. Чтобы придать анимированному движению более реалистичный вид, можно варьировать его скорость. К примеру, можно задать быстрое начало движения с последующим замедлением или, наоборот, можно устроить все так, чтобы скорость движения менялась волнообразно. На практике это дает замечательную реалистичную анимацию. Все, о чем мы только что сказали, можно объединить и назвать контроллером. А таких контроллеров в вашем мультике может быть аж восемь! Они позволяют создать сложную движущуюся форму, у которой будет восемь различных частей, каждая из которых подчиняется своему собственному сценарию движения. Прибавьте к этому возможность изменять цвета от кадра к кадру, и вы поймете, насколько велика мощь 3D Webmaster.

Средства просмотра

Посмотреть на готовый виртуальный мир можно либо непосредственно в среде редактора миров, либо с помощью Internet-браузера. В первом случае достаточно вызвать программу просмотра Viscape. Во втором - надо создать Web-страницу, отображающую данные из файла, в котором вы сохранили сделанный вами виртуальный мир. Но все равно, без участия программы просмотра Viscape не обойтись. Программа Viscape реализована как компонент AcitveX для браузера Internet Explorer и как компонент plug-in браузера Netscape Navigator. Как это происходит, показано ниже на фрагменте кода Web-страницы:





Принцип распознавания браузера основан на том, что Internet Explorer распознает описание Viscape ActiveX внутри тега OBJECT, но игнорирует тег EMBED. И наоборот, Netscape Navigator не замечает тег OBJECT, обращая внимание лишь на EMBED. Как выглядит виртуальный мир в окне браузера, вы можете видеть на рис. 9.

Обратите внимание на то, что в нижней части страницы все те же кнопки для перемещения, что и в редакторе миров 3D Webmaster.

Скорость загрузки - пока еще критичный параметр при размещении виртуальных миров на Web-сервере. Среднее время от момента обращения к серверу до показа изображения - примерно 100 с. Можно несколько улучшить ситуацию, экспортируя виртуальный мир в формат VRML, благо 3D Webmaster делает это легко. Но никто не может гарантировать, что на компьютере пользователя установлен браузер, умеющий отображать VRML.

Документация

Документация 3D Webmaster состоит из 300-страничного руководства пользователя, буклета Getting Started и карточки подсказки. Вдобавок имеется интерактивная "обучалка", запустив которую вы можете сами попробовать среду разработки в деле, создав три виртуальных мира различной сложности. Имея такого рода практику, вам будет намного легче разбираться с документацией и пакетом.

Качество документации, надо заметить, отменное. Шаг за шагом, пункт за пунктом вы освоите все средства 3D Webmaster, а карточка подсказки поможет вспомнить то, что вдруг позабылось. Но не надейтесь на ошеломляюще быстрый успех - ничего не попишешь: трехмерная графика была, есть и будет одной из сложнейших компьютерных областей. Но если вы разберетесь с такими составляющими пакета 3D Webmaster, как библиотека из более чем 800 объектов, 500 текстур и 200 звуков, или собственный управляющий язык SCL, или редактор звуков и т. п., то создаваемый вами виртуальный мир будет мало отличаться от реального. Загляните на сервер http://www.3dwebmaster.com за дополнительной информацией, а на сервере http://vwww.com найдете массу примеров Web-страниц с виртуальными мирами, реализованными с помощью Superscape 3D Webmaster. n

3D Webmaster

Требования к системе: компьютер на базе процессора Pentium-66 (рекомендуется Pentium II); 16 Мбайт оперативной памяти (рекомендуется 64 Мбайт); 50 Мбайт свободного дискового пространства (рекомендуется 1 Гбайт); видеоадаптер SVGA с разрешением от 640Ё480 до 1280Ё1024; мышь (рекомендуется Spacemouse).

Superscape, тел. в Великобритании: +44 (0) 1256 745745, http://www.superscape.com, e-mail: info@superscape.com


Арсенал пополняется

В течение весны и лета компания "Арсеналъ" выпустила на рынок несколько новых пакетов программ серии "Русский офис". Расскажем о них.

М. Суханова

"Лексикон-XL"

"Лексикон-XL" - это "Лексикон 97" со встроенным табличным процессором. Формально XL расшифровывается как Extra Large (так сказать, программа большого размера, подходящая солидному человеку), но читается это, очевидно, точно так же, как "Excel".

Разумеется, таблицы "Лексикона-XL", основанные на системе Formula One, - отнюдь не Excel. Разработчики и не претендуют на это: они поставили себе задачу создать не все на свете умеющий пакет-гигант, а программу "без излишеств", ориентированную на обычную работу в офисе и именно для нее наилучшим образом приспособленную.

Поскольку документы, содержащие и текст, и таблицы, приходится подготавливать часто, объединение в одной программе работы с тем и с другим очень удобно. Таблица вставляется в документ по команде "Вставка" и затем "XL таблица"; можно запустить табличный процессор и как отдельную программу (для больших таблиц этот вариант является рекомендуемым).

Для таблиц реализован базовый набор возможностей: ввод данных и формул, вычисления, построение диаграмм. Встроенных функций - сотня с лишним. Интересно, что в отличие от, скажем, русифицированных версий Excel или 1-2-3, где названия функций пишутся русскими буквами, в "Лексиконе-XL" оставлены написания латиницей. И это вполне разумно: во-первых, функции, знакомые нам по школьным урокам алгебры (такие, как синус, косинус или логарифм), опознаются легче, во-вторых, латиница в математических формулах вообще привычнее кириллицы. Поддерживается два основных формата таблиц: Formula One и Microsoft Excel.

Что касается собственно "Лексикона", то в нем есть обычные средства оформления текста, поддержка стилей и обширная коллекция шаблонов на разные случаи жизни (бланки, счета, акты, протоколы, великое множество типовых договоров). Имеется также несколько очень приятных нестандартных возможностей: можно поднять и опустить текст относительно основной строки, а также уплотнить и разрядить его, задать границы абзаца и отступ прямо в окне документа (визуальное форматирование), перенести стиль из одного места документа в другое (форматирование по образцу). Великолепно составлена документация программы, которая не только описывает доступные возможности, но и объясняет, как их грамотно применять.

Макроязыка в "Лексиконе-XL", конечно, нет, что, кстати, имеет и свои преимущества: можно работать с документами Word и таблицами Excel, не опасаясь никаких вирусов. А если говорить всерьез, то "Русский офис" не может, конечно, сравниться по мощности с Microsoft Office, но благодаря продуманно подобранному набору возможностей большинству отечественных офисов, скорее всего, вполне подойдет.


ДИСКо Качалка

"ДИСКо Качалка" (английское название - DISCo Pumper) представляет собой автономный браузер, т. е. программу, которая автоматически устанавливает соединение с Internet и переписывает на пользовательский компьютер заданные Web-страницы. Можно, например, запустить ее в ночное время, когда вам никто не пытается дозвониться, а у провайдера действует льготный тариф, и лечь спать. "Перекачав" все, что требуется, "Качалка" отключится от провайдера и повесит трубку, а вы поутру (или вечером после работы) просмотрите страницы.

"Качалка" умеет проходить по гипертекстовым ссылкам; глубина прохождения регулируется, причем отдельно для ссылок на стартовый сервер (т. е. тот, с которого началось копирование) и на другие серверы. Ссылки, естественно, сплошь и рядом зацикливаются, но "Качалка" за этим следит и читает каждую страницу только один раз. Более того, из нескольких копий одной и той же страницы в разных русских кодировках она тоже получает только ту, кодировку которой вы указали как предпочтительную. И если все остальное можно найти и в других автономных браузерах (которых не один десяток), то интеллектуальная работа с русскими кодировками - уникальное свойство, отличающее именно "Качалку".

"Перекачанный" материал представляется в двух формах: дерева файлов, которое отражает структуру каталогов на сервере, и дерева документов, представляющего (с точностью до зацикливания) структуру ссылок. В дереве можно выбрать страницу и просмотреть ее (загружается браузер, установленный по умолчанию), обнаружив что-то интересное, заказать "Качалке" углубление еще на уровень, а поняв, что страница вам совсем не нужна, отказаться от ее чтения в следующем сеансе.

А еще "Качалка" дозванивается провайдеру по списку телефонных номеров, так что ее можно использовать и просто как средство установления соединения, более удобное, чем программа "Удаленный доступ к сети", встроенная в Windows 95.


ДИСКо Командир 98

Программу "ДИСКо Командир" (DISCo Commander) вряд ли имеет смысл описывать сколько-нибудь подробно: во-первых, она хорошо известна сама по себе, а во-вторых, относится к популярному типу "нортоноподобных" диспетчеров файлов. Правда, в отличие от Volkov Commander, DOS Navigator и самого Norton Commander для DOS, "Командир" является программой для Windows и позволяет запускать Windows-программы, а в отличие от FAR, который также это умеет, обладает графическим интерфейсом, благодаря чему может похвастаться, например, замечательной встроенной системой просмотра (так, показ на панели быстрого просмотра уменьшенных изображений невозможно было бы реализовать в текстовом режиме экрана). В версии 4.1 добавились встроенный просмотр графических файлов формата JPEG и текстовый просмотр HTML-файлов. Как и FAR, "Командир" поддерживает разные русские кодировки и автоматически определяет кодировку файла.

"Командир" по ряду параметров уступает FAR - своему ближайшему аналогу: работа с архивами в нем ограничена базовыми функциями и файл из архива нельзя открыть, нет FTP, нет встроенного текстового редактора (с последним, пожалуй, труднее всего примириться: в качестве внешнего редактора по умолчанию используется Notepad, непригодный для работы с русскоязычными текстами DOS). Но зато в "Командире" есть отправка электронной почты через почтовую систему, установленную в Windows, и "будильник" - планировщик заданий: он позволит вам установить запуск "Качалки" часа на три ночи и спокойно лечь спать.


Сократ 98 Интернет

Представьте себе окно Internet Explorer 4, разделенное пополам. Первая половина предназначена для загрузки Web-страниц, вторая - для перевода. Предоставленная редакции программа переводит с английского на русский и с русского на английский, но в ближайшее время должна выйти трехъязычная версия, работающая также с немецким и французским. Можно задать список слов, которые следует оставить без перевода и, как утверждает встроенная документация, выбрать словарь, но он пока всего один. Перевод происходит по нажатию кнопки; имеется также возможность включить автоперевод: тогда страница будет переводиться прямо по мере загрузки. Переведенный текст "Сократ" позволяет скопировать в буфер и оттуда перенести в какой-нибудь редактор, работающий с форматом HTML.

"Сократ 98 Интернет" имеет два аналога среди продуктов компании ПроМТ - WebTranSite и WebView. Оба Internet-переводчика ПроМТ трехъязычные, переводят не только тексты, но и запросы к поисковым серверам (которые автоматически отправляют на нужный сервер), стоят же несколько дороже "Сократа" - соответственно 29 и 39 долл. "Сократ" привередливее переводчиков ПроМТ: ему необходим Internet Explorer версии 4, а те вполне обходятся версией 3 (WebTranSite работает также с Netscape Navigator версий 3 и 4 и еще несколькими программами для Windows). Впрочем, IE 4 на установочном диске, конечно, есть.


Коротко о продуктах

"Лексикон-XL"

Цена: 90 долл., модернизация (в том числе с "Лексикона" для DOS) - 45 долл.

"ДИСКо Качалка"

Цена: 15 долл.

"ДИСКо Командир 98"

Цена: 20 долл.

"ДИСКо Командир 98" и "ДИСКо Качалка"

Цена: 30 долл.

"Сократ 98 Интернет"

Цена: 25 долл.

"Арсеналъ"

,

тел.: (095)974-79-89, е-mail: arsenal@ars.ru, http://www.ars.ru


Волшебный утенок

М. Суханова

Первые системы машинного перевода (МП) создавались в качестве инструмента для профессиональных переводчиков. Сейчас это направление по-прежнему рассматривается разработчиками как приоритетное, но наряду с ним появился и МП для массового применения. За счет того, что непрофессионалу не особенно нужны развитые средства редактирования или мощная поддержка словарей, соответствующие программы можно сделать проще, компактнее и дешевле "профессиональных".

Первым подобным продуктом компании ПроМТ была программа HelpReader (1996), предназначенная для перевода текстов справочной системы Windows с английского на русский. Вторым - трехъ-язычный переводчик для WWW под названием WebTranSite, произведший настоящую сенсацию на Comtek"97 (с тех пор вышла его вторая, более мощная версия). А в этом году посетители выставки познакомились с "домашним переводчиком" по имени Magic Gooddy.

Программа переводит с английского и на английский тексты довольно пестрой тематики; подбор словарей отражает разносторонние интересы пользователей домашних компьютеров: бытовая техника, кулинария, Internet и, конечно, игры: "стрелялки", авиаимитаторы, космические войны. В состав Magic Gooddy включен и уже знакомый пользователям перевод справки HelpReader, имеется также возможность задать неспецифическую (общую) тематику. А еще Gooddy - мультимедийная программа.

При ее запуске на экране появляется ассистент по имени Гудди - утенок "диснеевского" типа в костюме, цилиндре и с галстуком, который совершенно великолепно жестикулирует (вам придется поверить мне на слово, поскольку статические иллюстрации здесь бессильны). Вдобавок он разговаривает приятным синтезированным мужским голосом, не лишенным интонаций, и понимает команды, произносимые в микрофон: этими способностями его наделил Санкт-Петербургский центр речевых технологий.

Если выделить фрагмент текста и перетащить его на портрет Гудди, фрагмент будет переведен, показан в специальном окне, а если задать соответствующую настройку, то и зачитан. В программе, кроме того, есть более привычный пользователям "профессиональных" систем МП двухоконный редактор, но не обычный, а с красивой инструментальной панелью в "мультимедийном" духе. В окно оригинала можно передать фрагмент, выделенный в каком-нибудь окне, можно открыть в нем текстовый файл, можно набирать текст, который будет переводиться прямо по мере ввода. Сделанный программой перевод редактор позволяет поправить, сохранить, а также послать по электронной почте (здесь, конечно, требуется некоторая осторожность). Немного огорчает, пожалуй, что Magic Gooddy работает только с текстовыми файлами и не поддерживает формат HTML (перевести текст с Web-страницы, разумеется, можно, но оформление не сохраняется), однако нельзя требовать всего сразу: для перевода Web-страниц с сохранением оформления ПроМТ выпускает отдельную программу WebView. Несомненно, "домашний переводчик" заслуживает самого пристального внимания со стороны всех тех, кому время от времени требуется что-то быстро перевести для себя.

Magic Gooddy

Цена: 35 долл.,

ПроМТ, 199053, Санкт-Петербург, а/я 632, е-mail: common@promt.spb.su, http://www.promt.ru


ERoom 2.0: легкий путь к сотрудничеству

Билл Лоуренс

Интеллектуальный программный пакет ERoom упрощает сотрудничество: он позволяет организовать совместную работу с документами, ведение дискуссий параллельно по нескольким темам, голосование в сети - и все это по каналам Web.

Название пакета отражает основную метафору, использованную его авторами: для каждого проекта или темы вы создаете отдельную "электронную комнату" (electronic room, сокращенно e-room. - Прим. перев.); в таких "комнатах" хранятся дискуссии, файлы и ссылки на узлы Web.

В последней версии, ERoom 2.0, которую я тестировал в бета-варианте, почти не появилось новых функций, зато старые стали работать лучше - с таким подходом я бы хотел сталкиваться почаще.

Например, раньше электронные дискуссии велись только в текстовом формате и только по одной теме. В ERoom 2.0 сообщение, отправляемое в дискуссию, может содержать присоединенные документы и помимо основной темы, одинаковой у всех сообщений, характеризоваться подтемой, к которой будут отнесены все ответы на него.

Версия 1.0 позволяла пользователям участвовать в электронном голосовании. Но после того, что вы отдавали свой голос, принятое решение было окончательным. В ERoom 2.0 появилась возможность проводить несколько раундов голосования.

И наконец, в ERoom 1.0 присутствовало кое-какое управление версиями: можно было запросить файлы, а затем вернуть их с замечаниями. ERoom 2.0 автоматически индексирует тексты документов, обеспечивая их поиск в библиотеке документов аналогично тому, как ищутся узлы в Web.

Пакет совместим только с серверами, работающими под управлением Windows NT (т. е. либо Internet Information Server, либо Peer Web Services), но позволяет сетевому администратору комбинировать имя и пароль пользователя в ERoom с его именем и паролем в NT.

К сожалению, ERoom 2.0 по-прежнему существенно опирается на разработанную Microsoft технологию ActiveX, которую не поддерживают intranet-сети многих предприятий.

Однако переход на версию 2.0 вполне целесообразен. В "электронных комнатах", предоставляющих выгоды групповой работы без тех затрат времени и сил, которыми сопровождается внедрение Lotus Notes или Microsoft Exchange, вы будете чувствовать себя как дома. n

ERoom 2.0

Достоинства: простой способ организовать совместную работу с документами, обсуждение и голосование в сети.

Недостатки: зависимость от ActiveX и NT мешает использованию программы в некоторых фирмах.

Цена по каталогу: 129 долл. за рабочее место; при покупке лицензии на 50 пользователей - 99 долл. за место.

Оценка: мощная и легко устанавливаемая система за разумную цену.

Instinctive Technology, 617/497-6300, www.instinctive.com


Еще один кодекс чести

Так и хотелось спросить: <Милые, какое тысячелетье на дворе?>, когда на пресс-конференции в Доме журналистов Инесса Грикурова, представитель Ассоциации производителей программного обеспечения (Business Software Alliance, BSA), рассказала о <Кодексе чести распространителя программных продуктов>. Несмотря на то что этот документ по своему характеру напоминает <Моральный кодекс строителей коммунизма>, который в России уже <проходили>, положение, как говорится, обязывает, а ситуация требует, так как статистика, характеризующая пиратскую деятельность, удручает (<четыре из каждых десяти копий прикладного ПО делового назначения были пиратскими>).

В ходе пресс-конференции достоянием гласности стала информация о шагах, предпринятых в отношении пиратов в России. Основным инструментом при возбуждении ходатайств о применении санкций к нарушителям стал Закон РФ о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных.

В этом году вынесены четыре судебных приговора лицам, торговавшим пиратскими копиями компакт-дисков. В судопроизводство запущен ряд дел. Гражданский и уголовный кодексы позволяют привлекать к ответственности торговцев компьютерами за незаконную предустановку ПО.

Через арбитражный суд уже прошли 13 дел, и с нарушителей взысканы штрафы в размере 1000 минимальных зарплат.

Совместно с представительствами компаний Autodesk и Microsoft Ассоциация предложила руководству более 1100 компаний подписать Кодекс чести. Пока только 90 компаний подписали этот документ. Результаты акции по подписанию Кодекса чести находят отражение на сервере Microsoft. Желающие присоединиться к кампании в поддержку легального пользователя и подписать Кодекс чести BSA могут позвонить в московский офис Ассоциации производителей программного обеспечения.

BSA Hot Line, тел. : (095) 258-09-28.


Воскресный билет в Сеть

С июля этого года компания <Элвис-Телеком> начала продавать абонементы для неограниченного доступа к Internet по коммутируемой линии в выходные дни, т. е. с 22.00 какой-либо пятницы до 8.00 следующего после нее понедельника. Можно использовать абонемент как в ближайшие выходные после покупки, так и в любые другие до конца года. На момент публикации он стоил 47 руб.

2329