Новые звуковые платы

Более года назад в своей статье "Аудиомания" ("Мир ПК", №1/97, с. 168) я попытался рассмотреть наиболее интересные звуковые платы и проанализировать перспективы дальнейшего развития технологий в этой области. Настало время вернуться к данной теме.

За прошедшее время произошло много интересного. В первую очередь хотелось бы отметить быстрое падение цен: простейшие звуковые платы (например, на базе ИС ESS или Crystal) стоят теперь менее 20 долл. и при этом отлично работают, обеспечивая вполне приемлемое качество для игр и мультимедиа. Так что вряд ли сегодня материальный фактор может помешать вам "озвучить" собственный компьютер. Что касается более дорогих звуковых плат, то производители в процессе конкурентной борьбы с целью привлечь внимание именно к своему продукту используют здесь все более высококачественные компоненты, продолжая расширять их функциональные возможности в сторону аппаратуры высшего класса. Термины "домашний театр" или "компьютерная музыкальная студия" воспринимаются уже как достаточно корректные. 20-разрядные конвертеры, 64-голосный синтезатор, семплер с ОЗУ размером до 64 Мбайт, мощный эффект-процессор, технология объемного звучания surround, цифровые интерфейсы для коммутации с профессиональным оборудованием - все это можно найти в звуковых платах ценой менее 300 долл.

Хотите играть в современные игры? Пожалуйста - новые звуковые платы поддерживают любые модные стандарты, включая аппаратное ускорение функций DirectX (DirectSound, DirectMusic, Direct3Dsound, DLS и т. п.), реализуют сложные алгоритмы для создания иллюзии объемного звучания, обеспечивают чистейший звук и впечатляющие спецэффекты. Желаете сочинять музыку? Нет проблем - в вашем распоряжении средства многоканальной аудиозаписи, мощные MIDI-секвенсоры и аудиоредакторы. Вы можете выполнять оригинальные аранжировки на основе собственноручно оцифрованных семплов или профессиональных звуковых библиотек. В общем, все, что ранее осуществлялось только с помощью дорогого специализированного оборудования, становится ныне реальным и доступным.

ISA vs PCI

Сейчас начинается процесс перехода звуковых плат с устаревшей шины ISA на более быструю и удобную шину PCI. На то есть несколько причин. Во-первых, можно уже с уверенностью сказать, что скоро многие производители перестанут устанавливать разъемы расширения ISA на свои системные платы. Этого добивается компания Intel, и она имеет возможность должным образом поддержать такое решение. Что придет на смену ISA? Однозначного ответа на данный вопрос пока нет, но потенциальным покупателям лучше заранее продумать, каковы перспективы выбранной ими звуковой платы в ближайшем будущем.

Во-вторых, пропускная способность PCI значительно выше, чем ISA. Учитывая же все возрастающий объем аудиоданных, обрабатываемых в современных играх и мультимедийных программах, шина PCI дает существенный прирост в скорости и снижает нагрузку на ЦП. Только на шине PCI можно действительно реально осуществить многие новые технологии обработки звука, в том числе аппаратное ускорение функций DirectX для воспроизведения и сведения в режиме реального времени большого количества аудиоканалов и спецэффектов, их объемное позиционирование в игровом пространстве, динамическую загрузку музыкальных инструментов и интерактивной музыки. Уже появились и получили весомую поддержку со стороны разработчиков игр новые технологии улучшения звука, оптимизированные специально для PCI. Например, алгоритм объемного звучания A3D компании Aureal применяется в таких популярных играх, как Unreal или Battle Zone, и первые результаты весьма впечатляющие.

Наконец, еще два немаловажных преимущества звуковых плат на шине PCI - это их разумная цена и прекрасное качество. За счет высоко интегрированной архитектуры, унифицированной в соответствии с рекомендациями стандарта AC`97, в звуковых платах на шине PCI задействуется меньшее количество компонентов и, как следствие, достигается значительное улучшение качественных параметров.

Объемное звучание

Одной из наиболее интересных новинок, появившихся в последнее время, стала технология A3D компании Aureal. С помощью сложного математического алгоритма при воспроизведении звука даже через две колонки или наушники создается очень реалистичный эффект объемного звучания, что позволяет отслеживать расположение и перемещение различных источников звука в окружающем пространстве. Это большой шаг вперед по сравнению с тем, что могли предложить нам технологии SRS, Q-Sound и Spatializer, которым удавалось существенно видоизменить звук, придать ему необычную окраску, даже создать иллюзию объема, но практически без позиционирования слушателя в трехмерном звуковом пространстве, как это происходит при воспроизведении оригинальных аудиотрактов, закодированных в форматах Dolby Pro Logic Surround или Dolby Digital AC-3.

Технология A3D может быть реализована программно (примером тому служат звуковые платы серии Monster Sound компании Diamond Multimedia) или аппаратно - на базе звукового процессора Aureal Vortex, установленного, скажем, на звуковой плате Montego компании Turtle Beach Systems. В любом случае для нормальной работы игр с поддержкой A3D требуется как минимум процессор Pentium-200 с MMX, а для получения оптимальных результатов рекомендуется Pentium II. О поддержке технологии A3D уже объявили многие производители (Aztech, TerraTec, Orchide, GVC, Compaq, Dell, NEC) и разработчики игр (см. таблицу).

Вторым кандидатом на звание лучшего звукового процессора года можно с уверенностью назвать DSP DREAM французской компании Atmel. Его характеристики говорят сами за себя: профессиональный 64-голосный волновой синтезатор/семплер, допускающий загрузку музыкальных банков из ОЗУ размером до 64 Мбайт; мощный эффект-процессор, обеспечивающий поканальную обработку до трех эффектов единовременно и способный при участии четырехканального эквалайзера "разводить" звук на четыре динамика для придания ему объема. Конечно, это еще не настоящий объемный звук, но разделение на фронтальную и тыловую зоны все же осуществляется, и, например, в комплекте со звуковой платой MaxiSound Game Theater 64 поставляются конфигурации объемного звучания под более чем 200 игр, а при желании вы можете отрегулировать все параметры самостоятельно. DREAM не имеет встроенных ЦАП/АЦП, поэтому производители используют его в комбинации с различными кодеками - от недорогих 16-разрядных ИС ESS или Crystal до "аудиофильских" конвертеров Burrbrown. В общем, независимо от конфигурации и цены звуковые платы на базе DREAM предлагают прекрасный набор функций и демонстрируют отличное соотношение цена/качество.

Синтезатор или семплер?

При выборе звуковой платы весьма часто возникает вопрос: поддерживает ли данная плата загрузку дополнительных инструментов и как она осуществляется? Это не праздное любопытство, и такая возможность актуальна не только для создания музыки. Так сложилось, что почти все звуковые платы, построенные на основе волнового синтеза, хранят музыкальные инструменты в ПЗУ. Поэтому важнейшими критериями оценки являются качество инструментальных банков платы и их объем. Чем более качественно оцифрованы и обработаны семплы, тем реалистичнее они звучат и тем лучше воспроизводится оригинальная MIDI-музыка. ПЗУ - довольно дорогостоящий компонент, и его объем редко превышает 4 Мбайт, а в большинстве звуковых плат эта граница еще ниже (например, в платах популярной серии AWE64 он составляет всего 1 Мбайт). И в таком незначительном объеме умещается (обычно с сильной компрессией) минимум 128 инструментов набора General MIDI, тогда как нормальный образец хорошего пианино должен занимать не менее 1 Мбайт.

Для расширения функций звуковых плат в некоторых моделях (в тех же AWE64, TB Tropez+ и Multisound Pinnacle) стали предусматривать установку дополнительной памяти (ОЗУ), в которую с помощью специальных программ можно было загружать новые музыкальные банки и отдельные инструменты. К сожалению, загруженные таким образом банки не использовались в играх, и мы с вами все это время оставались, по существу, заложниками ПЗУ.

Однако теперь ситуация меняется. У разработчиков синтезатора DREAM возникла идея вообще отказаться от ПЗУ и хранить все музыкальные банки в ОЗУ "на борту" звуковой платы. Инструменты будут загружаться туда каждый раз при инициализации синтезатора (очень быстро, за 5-7 с), и при желании вы сможете с помощью удобной утилиты загружать собственные звуковые банки, выбирая для себя наиболее подходящие. Ограничивающим фактором здесь служит только объем установленного ОЗУ, а учитывая, что в некоторых из рассмотренных нами плат он расширяется до 64 Мбайт, можно смело задействовать для воспроизведения любимой мелодии целый оркестр, подобранный из высококачественных профессиональных семплов.

Глобальное решение предложила компания Microsoft. Дело в том, что разработчики игр и мультимедийного ПО часто используют при написании музыки собственные оригинальные наработки и звуковые библиотеки. Как же предоставить им возможность донести все богатство своей фантазии до слушателя, не "втискивая" музыку в узкие рамки General MIDI? Очень просто - применить DLS (Downloadable Sounds), формат, который позволит разработчикам автоматически загружать в совместимые с ним звуковые платы нестандартные, уникальные банки и инструменты, чтобы музыка при воспроизведении ничем не отличалась от оригинала. Это решение должно быть частично реализовано уже в очередной (шестой) версии DirectX.

Следующий шаг, DirectMusic, должен дать в руки разработчиков унифицированный инструментарий по управлению всеми параметрами музыкального сопровождения, что позволит им формировать интерактивную музыку, меняющуюся в зависимости от происходящих в игре событий. Блестящая идея. А если к тому же воспользоваться и технологиями DirectSound, то уже в ближайшее время можно качественно изменить музыкальное содержание игр, вывести его за пределы статичного аккомпанемента и примитивных спецэффектов.

Цифровые интерфейсы S/PDIF

Еще год назад вы вряд ли нашли бы звуковую плату с полноценным цифровым интерфейсом S/PDIF стоимостью менее 500 долл. Да и ориентировались подобные продукты только на профессиональный рынок - для студийной звукозаписи и коммутации ПК с музыкальным оборудованием. Сейчас, когда профессиональные стандарты все активнее распространяются на бытовую технику, наличие цифрового интерфейса в мультимедийной звуковой плате уже не кажется излишним. Многие современные музыкальные центры высшего класса имеют разъемы для подключения через S/PDIF. Это позволяет передавать звук без потери качества, неизбежной при обычной аналоговой коммутации. Исключаются помехи и искажения, связанные с многократными цифро-аналоговыми преобразованиями звука, что особенно актуально для компьютерных систем, богатых разнообразными источниками наводок (от ЦП, жесткого диска, графического акселератора).

Если вы являетесь счастливым обладателем системы MiniDisc, то можете тоже подключать ее к звуковой плате через S/PDIF. Ну а если вам удалось уже обзавестись дисководом DVD-ROM и хотелось бы создать на базе любимого ПК комплекс домашнего театра с высококачественным объемным звуком в формате Dolby Digital, то без цифрового интерфейса просто не обойтись. Поэтому многие производители начали применять подобные интерфейсы на своих звуковых платах или как минимум предусмотрели возможность их подключения в виде дополнительных модулей. При выборе звуковой платы необходимо помнить, что цифровые интерфейсы S/PDIF могут быть нескольких видов: в бытовом оборудовании это чаще всего коаксиальный (обычный кабель типа "тюльпан") или оптический (стандартный оптоволоконный кабель) S/PDIF. Так что не забудьте проверить, какой формат поддерживает ваше оборудование.

MaxiSound Game Theater 64

Синтезатор: DSP DREAM (волновой синтез, 64 аппаратных голоса); ESS AudioDrive (FM-синтез, 20 голосов в режиме SB Pro).

Эффект-процессор: имитация объемного звучания на 4 динамика, 4-полосный эквалайзер, эффекты реверберации и хора.

Аудио ЦАП/АЦП: ESS 1868 (16-бит).

Шина: ISA.

Соотношение сигнал/шум: 85 дБ.

ОЗУ: 2 Мбайт (расширяется до 18 Мбайт с помощью 72-контактных модулей SIMM).

Инструментарий: базовый банк (1 Мбайт) - 405 инструментов, включая 128 звуков GM, 70 инструментальных вариаций, 207 ударных, разделенных на 9 групп. Используются форматы .94B, DMF.

Поддерживаемые стандарты: GM и GS, Roland MPU-401 (UART), DLS, DirectSound, Direct3Dsound, Sound Blaster и Sound Blaster Pro, ESS AudioDrive, Enhanced full duplex. Драйверы: DOS, Windows 95.

Прилагаемое ПО: утилиты Maxi FX Dynamic 3D, Maxi Bank Downloader, Patch Editor, Bank Editor, Sound Impression, Internet Phone, секвенсор Cakewalk Express, игра Pod Gold.

Разъемы: три выхода (линейный - для передних колонок, Surround - для задних колонок, усиленный), микрофонный и линейный входы, игровой порт (MIDI-порт).

Цена: 135 долл.

Производитель: Guillemot International (Франция), http://www.guillemot.com

Одна из наиболее доступных моделей на базе синтезатора DREAM. Прекрасный вариант, если вы хотите купить хорошую мультимедийную звуковую плату для игр или музыки, выполненную на шине ISA. Очень приличное качество воспроизведения MIDI-файлов, есть возможность загружать дополнительные музыкальные банки и самостоятельно создавать звуки из WAV-файлов (редактор инструментов и звуковых банков прилагается, хотя он и "не тянет" на профессиональный уровень), имеется эффект-процессор. Общее впечатление несколько портит кодек ESS 1868, который не обеспечивает высокого качества воспроизведения аудиофайлов, зато дешев и совместим со всеми ОС. Для серьезной аудиозаписи эта плата не подходит. Драйверы написаны добротно и продуманно. Game Theater 64 легко устанавливается (и при необходимости убирается из конфигурации), распознается DirectX. К комплекту прилагается хорошее ПО, в том числе и удобный секвенсор Cakewalk Express для начинающих. Весьма отрадно, что на плате предусмотрены три выхода - линейный, усиленный и на тыловые колонки (для создания эффекта объемного звучания). Можно подключить четыре динамика и наушники в придачу. В общем, название говорит само за себя - домашний "игровой театр"!

MaxiSound Home Studio Pro 64

Синтезатор: DSP DREAM (волновой синтез, 64 аппаратных голоса); ESS AudioDrive (FM-синтез, 20 голосов в режиме SB Pro).

Эффект-процессор: имитация объемного звучания на 4 динамика, 4-полосный эквалайзер, эффекты реверберации и хора.

Аудио ЦАП/АЦП: ESS 1868 (16-бит) + Burrbrown (18-бит).

Шина: ISA.

Соотношение сигнал/шум: 91 дБ (через 18-битный кодек).

ОЗУ: 4 Мбайт (расширяется до 20 Мбайт с помощью 72-контактных модулей SIMM).

Инструментарий: базовый банк (4 Мбайт) - 355 инструментов, включая 128 звуков GM, 189 инструментальных вариаций, 9 групп ударных и 1 группа эффектов. Используются форматы 94B, DMF.

Поддерживаемые стандарты: GM и GS, Roland MPU-401 (UART), DLS, DirectSound, Sound Blaster и Sound Blaster Pro, ESS AudioDrive, Enhanced full duplex. Драйверы: DOS, Windows 95.

Прилагаемое ПО: утилиты Maxi FX Dynamic 3D, Maxi Memory 64, Maxi Bank Downloader, Patch Editor, Bank Editor, Sound Impression, Internet Phone, секвенсор Cakewalk Express, редактор для многоканальной виртуальной записи Quartz Audio Master 16, диск Classic Rock Guitar volume 2 (песни The Beatles).

Разъемы: три выхода (линейный - для передних колонок, Surround - для задних и усиленный), микрофонный и линейный входы, игровой порт (MIDI-порт) + дополнительная плата с цифровым интерфейсом S/PDIF (вход-выход), позолоченными 18-разрядными входом и выходом (RCA).

Цена: 330 долл.

Производитель: Guillemot International (Франция), http://www.guillemot.com

Старшая модель в серии MaxiSound. Ориентирована в первую очередь на музыкантов, но вполне подойдет и тем, кто хочет для своих игровых и мультимедийных нужд использовать звуковую плату высшего класса. В дополнение к 16-разрядной ИС ESS на ней установлен профессиональный 18-разрядный кодек фирмы Burrbrown, обеспечивающий насыщенный и чистый звук. В итоге вы получаете по два входа и выхода, которые можно задействовать одновременно. Правда, для полноценной многоканальной звукозаписи в режиме реального времени этот вариант не годится, так как конвертеры из-за различия технических параметров быстро теряют синхронизацию. Кроме того, имеется цифровой интерфейс с коаксиальным S/PDIF (вход-выход). Утилиты из комплекта Home Studio Pro 64 практически не отличаются от аналогичных программ комплекта Game Theater 64. Добавлен только редактор Quartz Audio Master 16, предназначенный для виртуальной многоканальной записи звука. Он вряд ли понравится профессионалам, предпочитающим программы уровня SAW+ или Samplitude, однако для начинающих музыкантов будет интересен. Это хорошая звуковая плата, но если рассматривать ее применительно к музыкальным задачам, то надо отметить отсутствие оптических входов и выходов, ограничение ОЗУ до 20 Мбайт, довольно поверхностный подход разработчиков к развитию редактора инструментов и утилит для доступа и управления синтезатором и эффект-процессором.

Sound Track 128 Ruby

Синтезатор: DSP DREAM (волновой синтез, 64 аппаратных голоса); Crystal 4327 (FM-синтез, 20 голосов в режиме SB Pro).

Эффект-процессор: имитация объемного звучания на 4 динамика, Q-Sound, SRS, 4-полосный эквалайзер, эффекты реверберации и хора, CES (Cave Effect Sound).

Аудио ЦАП/ АЦП: Crystal (16-бит) + (20-бит).

Шина: ISA.

Соотношение сигнал/шум: на воспроизведение - 91 дБ (через 20-битный кодек), на запись - 81 дБ.

ОЗУ: 0 Мбайт (расширяется до 64 Мбайт с помощью 72-контактных модулей SIMM).

Инструментарий: набор банков (6-12 Мбайт) и звуков на CD (GM, GS, XG). Используются форматы 94B, DMF.

Поддерживаемые стандарты: GM и GS, Roland MPU-401 (UART), DLS, DirectSound, Sound Blaster и Sound Blaster Pro, Microsoft Windows Sound System, Enhanced full duplex. Драйверы: DOS, Windows 95.

Прилагаемое ПО: утилиты Hanme Easy Mixer, Audio Mixer, Mixer Professional, Hanme Multi Player, Input Selector, плеер Voyetra Multimedia Player, различные музыкальные файлы и демопрограммы.

Разъемы: три выхода (линейный - для передних колонок, Surround - для задних и усиленный), микрофонный и два линейных входа, игровой порт (MIDI-порт).

Расширение: дополнительная плата с цифровыми интерфейсами S/PDIF (оптические и коаксиальные входы-выходы).

Цена: 199 долл. (версии с цифровыми S/PDIF и оптическими входами-выходами - 299 долл.).

Производитель: Hanmesoft (Корея), http://st97.cyso.net, www.cyso.net или http://www.hanmesoft.co.kr.

Эта звуковая плата разработана малоизвестной в России корейской компанией Hanmesoft. При ознакомлении с ее техническими характеристиками сразу бросается в глаза довольно низкая цена за столь полный набор функций. Действительно, по соотношению цена/качество Sound Track 128 Ruby вполне можно присудить первое место. Она во многом похожа на звуковые платы серии MaxiSound, но имеет более качественные 16- и 20-разрядные конвертеры фирмы Crystal и позволяет расширять ОЗУ до 64 Мбайт. На цифровом интерфейсе кроме коаксиального S/PDIF присутствуют также оптические вход и выход, лучше реализован редактор инструментов. К комплекту прилагается CD-ROM с большим количеством дополнительных банков (в том числе GM, GS и XG объемом 6-12 Мбайт) и отдельных инструментов. С другой стороны, драйверы работают нестабильно, а при коммутации аналоговых и цифровых каналов через Input Selector в процессе испытаний компьютер несколько раз "зависал". Когда мы тестировали цифровой интерфейс, оказалось, что его входы и выходы коммутируются через аналоговый микшер ИС Crystal 4237, что отнюдь не способствует сохранению качества звука. Правда, надо отдать должное технической службе поддержки Hanmesoft, специалисты которой быстро ответили на наши вопросы и прислали свежие драйверы, позволившие нам решить большинство своих проблем. Однако все-таки складывается впечатление, что программное обеспечение для Sound Track 128 Ruby еще "сыровато" и разработчикам потребуется некоторое время на его доводку.

AudioSystem EWS-64XL

Синтезатор: DSP DREAM (волновой синтез, 64 аппаратных голоса); Analog Devices (FM-синтез, 20 голосов в режиме SB Pro).

Эффект-процессор: имитация объемного звучания на 4 динамика, 4-полосный эквалайзер, эффекты реверберации и хора.

Аудио ЦАП/АЦП: (16-бит) + (18-бит).

Шина: ISA.

Соотношение сигнал/шум: 88 дБ.

ОЗУ: 6 Мбайт (расширяется до 64 Мбайт с помощью 72-контактных модулей SIMM). Инструментарий: набор банков (6-12 Мбайт) и звуков на CD (GM, GS, XG). Используются форматы .94B, DMF.

Поддерживаемые стандарты: GM и GS, Roland MPU-401, DLS, DirectSound, Sound Blaster и Sound Blaster Pro, Microsoft Windows Sound System, Extended full duplex.

Драйверы: DOS, Windows 95. Прилагаемое ПО: Control Panel, Virtual Channels, FX-Panel, Audio-In-Panel, Set Manager, Ed!son Wave, Media Player, MIDI/аудио-секвенсор Cubasis AV, Music inspiration. Редактор инструментов Ed!son в комплект поставки пока не включен, так как находится в стадии бета-тестирования (его можно переписать с Internet).

Разъемы: два выхода (линейный и усиленный), микрофонный и два линейных входа (16- и 18-бит), игровой порт (MIDI-порт) + модуль (5.25") с цифровым интерфейсом (вход-выход S/PDIF и оптический выход), выходом на наушники, двумя входами-выходами MIDI.

Цена: 519 долл.

Производитель: Terratec Electronics (Германия), http://www.terratec.net.

Еще одна звуковая плата на базе синтезатора DREAM, на этот раз немецкой компании Terratec. Она, пожалуй, наиболее подходит для профессиональной работы с музыкой, так как изначально разрабатывалась в качестве универсальной аудиостудии. Кроме стандартного набора функций DREAM в программном обеспечении EWS-64 предусмотрены функции управления всеми параметрами эффект-процессора, тщательно продуманы пользовательский интерфейс и доступ к необходимым утилитам. Впечатляет дополнительный коммутационный модуль, поставляемый в комплекте, - он устанавливается в разъем расширения 5.25" и включает в себя цифровой интерфейс, выход на наушники, два входа-выхода MIDI. Более того, здесь можно использовать дополнительный синтезатор типа WaveBlaster. К плате прилагается хорошее ПО, в том числе мощный MIDI-секвенсор с поддержкой аудиодорожек Cubasis AV компании Steinberg, специально оптимизированный для EWS-64. Основным недостатком данного комплекта является отсутствие редактора инструментов Ed!son, который сейчас находится в стадии бета-тестирования. Но даже если судить по его незавершенной версии, программисты Terratec - единственные, кто пытается в полной мере реализовать потенциал синтезатора DREAM.

AudioSystem EWS-64S

Синтезатор: DSP DREAM (волновой синтез, 64 аппаратных голоса); Analog Devices (FM-синтез, 20 голосов в режиме SB Pro).

Эффект-процессор: имитация объемного звучания на 4 динамика, 4-полосный эквалайзер, эффекты реверберации и хора.

Аудио ЦАП/АЦП: (16-бит).

Шина: ISA.

Соотношение сигнал/шум: 88 дБ.

ОЗУ: 2 Мбайт (расширяется до 64 Мбайт с помощью 72-контактных модулей SIMM).

Инструментарий: набор банков (6-12 Мбайт) и звуков на CD (GM, GS, XG). Используются форматы .94B, DMF.

Поддерживаемые стандарты: GM и GS, Roland MPU-401 (UART), DLS, DirectSound, Sound Blaster и Sound Blaster Pro, Microsoft Windows Sound System, Extended full duplex.

Драйверы: DOS, Windows 95.

Прилагаемое ПО: Control Panel, Virtual Channels, FX-Panel, Audio-In-Panel, Set Manager, Ed!son Wave, Media Player, MIDI/аудио-секвенсор Cubasis AV, Music inspiration. Редактор инструментов Ed!son в комплект поставки пока не включен, так как находится в стадии бета-тестирования (его можно переписать с Internet).

Разъемы: три выхода (линейный - для передних колонок, Surround - для задних и усиленный), микрофонный и два линейных входа, игровой порт (MIDI-порт).

Расширение: дополнительная плата с цифровыми интерфейсами S/PDIF (оптические и коаксиальные входы-выходы).

Цена: 249 долл.

Производитель: Terratec Electronics (Германия), http://www.terratec.net.

Упрощенная версия EWS-64XL, в которой применяются 16-разрядные ЦАП/АЦП, снижен с 6 до 2 Мбайт размер предустановленного ОЗУ и отсутствует дополнительный коммутационный модуль. Зато внешне упаковка выглядит весьма эффектно. Это настоящий оцинкованный чемодан, с ключами, который сам по себе тянет долларов этак на пятьдесят. В остальном плата очень похожа на старшую модель - с тем же ПО и драйверами.

Apex

Синтезатор: Kurzweil MA-1 (волновой синтез, 32 аппаратных голоса); Analog Devices (FM-синтез, 20 голосов в режиме SB Pro).

DSP: Motorola 68330 (10 Мгц).

Эффект-процессор: имитация объемного звучания (3D Sound) на 2 динамика, эффекты реверберации и хора, задержка.

Аудио ЦАП/АЦП: Analog Devices (16-бит) + прямой ЦАП с синтезатора (20-бит).

Шина: ISA.

Соотношение сигнал/шум: на 20-разрядном выходе с синтезатора - 98 дБ, на 16-битном кодеке - 89 дБ.

ПЗУ: 2 Мбайт (4 Мбайт сжатых инструментов GM).

ОЗУ: 0 Мбайт (расширяется до 64 Мбайт с помощью 72-контактных модулей SIMM).

Инструментарий: банки (в формате) и звуки (WAV).

Драйверы: DOS, Windows 3.x, 95, 98, NT.

Поддерживаемые стандарты: GM, Roland MPU-401, DLS, DirectSound, Sound Blaster и Sound Blaster Pro, Microsoft Windows Sound System, full duplex. Прилагаемое ПО: Cakewalk Express SE 5.0, Cool Edit Pro LE, AVM Media Rack.

Разъемы: два выхода (20-разрядный линейный с синтезатора MIDI и усиленный), микрофонный и линейный входы, игровой порт (MIDI-порт).

Расширение: WaveBlaster, дополнительная плата с цифровыми интерфейсами S/PDIF (оптические и коаксиальные входы-выходы).

Цена: 350 долл.

Производитель: AVM Technology (США), http://www.avmtechnology.com.

Об этой звуковой плате ранее я уже писал, но за прошедшее время она претерпела много перемен. Если сравнить первый образец, бывший у меня (еще с автографами разработчиков), и новый, серийный экземпляр, между ними трудно обнаружить сходство. И все же, несмотря на существенную аппаратную доработку, функционально Apex имеет пока много недочетов. Прекрасно звучит синтезатор с новым инструментальным банком, однако в качестве семплера его до сих пор нельзя полноценно использовать без готового редактора инструментов. А ведь прошло более года, и это немалый срок, - смогли же программисты Turtle Beach создать работоспособный редактор для Multisound Pinnacle. Были обещаны мощные утилиты для управления эффект-процессором, но их все еще нет. Очень раздражают дешевые 16-разрядные конвертеры, которые просто неуместны на звуковой плате такого ценового и качественного уровня. В итоге разработчики предлагают нам подождать еще немного, хотя плата начинает, естественно, морально устаревать. Видимо, поэтому и анонсирован Apex Pro, который будет базироваться на дизайне старой модели, но с незначительными доработками и новым ПО. Что ж, посмотрим, - может, они учтут старые ошибки.

Malibu Surround 64

Синтезатор: Kurzweil (волновой синтез, 32 аппаратных и 32 аппаратно ускоренных программных голоса); Crystal 4327 (FM-синтез, 20 голосов в режиме SB Pro).

DSP: Rockwell.

Эффект-процессор: имитация объемного звучания (SRS) на 2 динамика, эффекты реверберации и хора.

Аудио ЦАП/ АЦП: Crystal (16-бит).

Шина: ISA. Соотношение сигнал/шум: 87 дБ.

ПЗУ: 2 Мбайт (4 Мбайт сжатых инструментов GM).

Инструментарий: базовый банк (128 инструментов GM); допускается загрузка дополнительных DLS-банков.

Драйверы: DOS, Windows 95, 98, NT.

Поддерживаемые стандарты: GM, Roland MPU-401 (UART), DLS, DirectSound, Sound Blaster и Sound Blaster Pro, Microsoft Windows Sound System, Enhanced full duplex.

Прилагаемое ПО: утилиты управления параметрами, секвенсор Voyetra MIDI Orchestrator Plus, Audio Station 2, звуковой редактор Audio View, Jam Grid, Audio Calendar, Say It!, музыкальные игры.

Разъемы: два выхода (усиленный и цифровой S/PDIF), микрофонный и линейный входы, игровой порт (MIDI-порт).

Цена: 79 долл.

Производитель: Turtle Beach Systems (США), http://www.tbeach.com.

Очень приличная плата (особенно при такой цене). По классу Malibu Surround 64 близка к серии AWE64, но по некоторым параметрам имеет более качественные характеристики (чище звук, добротнее инструментальный банк в ПЗУ). Она проста в эксплуатации. Установка и настройка ее заняли всего несколько минут. Хорошо написаны драйверы, к комплекту прилагается интуитивно понятное ПО фирмы Voyetra. Конечно, для полноценной работы с музыкой это не самый подходящий вариант, так как отсутствует семплер, слабоват эффект-процессор и т. п., а вот для игр и мультимедиа - совсем неплохой. Наличие цифрового выхода S/PDIF (что является большой редкостью для звуковых плат данного уровня и, безусловно, порадует аудиофилов) позволяет подключать ее к хорошей акустике или к 20-разрядному ЦАП.

Daytona PCI

Синтезатор: S3 Sonic Vibes (волновой синтез, 32 аппаратных и 32 аппаратно ускоренных программных голоса; FM-синтез, 20 голосов в режиме SB Pro).

DSP: S3 Sonic Vibes.

Эффект-процессор: имитация объемного звучания (SRS) на 2 динамика, эффекты реверберации и хора.

Аудио ЦАП/АЦП: Crystal (16-бит).

Шина: PCI.

Соотношение сигнал/шум: 85 дБ.

Инструментарий: банки объемом до 10 Мбайт (GM, GS), загружаемые в ОЗУ компьютера; допускается загрузка дополнительных DLS-банков.

Поддерживаемые стандарты: GM, Roland MPU-401 (UART), DLS, DirectSound, Sound Blaster и Sound Blaster Pro, Microsoft Windows Sound System, Enhanced full duplex. Драйверы: Windows 95, 98, NT. Прилагаемое ПО: утилиты управления параметрами, секвенсор Voyetra MIDI Orchestrator Plus, Audio Station 2, звуковой редактор Audio View, Jam Grid, Audio Calendar, Say It!, музыкальные игры, DLS Instrument Manager.

Разъемы: линейный выход, микрофонный и два линейных входа, игровой порт (MIDI-порт).

Цена: 79 долл.

Производитель: Turtle Beach Systems (США), http://www.tbeach.com.

Звуковая плата Daytona разработана компанией Turtle Beach Systems в качестве дешевой модели для шины PCI. Здесь задействован новый процессор Sonic Vibes компании S3, хорошо известной своими графическими процессорами. В нем аппаратно реализованы средства совместимости с SB Pro в DOS и MPU-401 MIDI-интерпретатор, поддерживается ускорение функций DirectX и довольно хорошо осуществляется волновой синтез. Устанавливается плата без проблем. В комплект поставки входит интересное программное обеспечение.

Montego A3DXstream PCI

Синтезатор: Vortex Aureal A3D (волновой синтез, 64 аппаратных голоса; FM-синтез, 20 голосов в режиме SB Pro).

DSP: Vortex Aureal A3D.

Эффект-процессор: имитация объемного звучания (A3D) на 2 динамика, эффекты реверберации и хора.

Аудио ЦАП/АЦП: 18-бит.

Шина: PCI.

Соотношение сигнал/шум: >92 дБ.

Инструментарий: GM-банк (4,5 Мбайт), загружаемый в ОЗУ компьютера; допускается загрузка дополнительных DLS-банков.

Поддерживаемые стандарты: GM, Roland MPU-401 (UART), DLS, DirectSound, Direct3Dsound, DirectMusic, Sound Blaster и Sound Blaster Pro, Microsoft Windows Sound System, Enhanced full duplex. Драйверы: DOS, Windows 95, 98, NT.

Прилагаемое ПО: утилиты управления параметрами, секвенсор Voyetra MIDI Orchestrator Plus, Audio Station 2, звуковой редактор Audio View, Jam Grid, Audio Calendar, Say It!, музыкальные игры, игра на CD-ROM Battle Zone.

Разъемы: линейный выход (с усилением на наушники), микрофонный и линейный входы, игровой порт (MIDI-порт).

Расширение: подключение модема с голосовыми функциями, цифровой интерфейс S/PDIF и декодер Dolby Surround AC-3.

Цена: 109 долл. (OEM - 95 долл.)

Производитель: Turtle Beach Systems (США), http://www.tbeach.com.

Уникальная звуковая плата. Из всех протестированных она оказалась наиболее близка к идеалу - максимальные качество и возможности при минимальной цене. Однако начнем по порядку: Montego A3D работает на шине PCI и аппаратно поддерживает все функции DirectX, обеспечивает насыщенный и кристально чистый звук благодаря наличию 18-разрядных конвертеров, прекрасно воспроизводит MIDI-музыку через 64-голосный волновой синтезатор, допускает подключение модема с голосовыми функциями (что очень важно в свете грядущих событий - появления интерактивных многопользовательских игр с поддержкой живого общения), расширяется до цифрового интерфейса S/PDIF с декодером Dolby Surround AC-3, легко устанавливается. Отдельно хотелось бы сказать о технологии A3D. Опробовав ее в играх Unreal и Battle Zone, я уже не мог довольствоваться той степенью реалистичности звука, на которую была способна стоявшая у меня до этого плата MaxiSound Game Theater 64, хотя использовалась она в режиме surround через четыре динамика. По эффекту, оказываемому A3D на звук в игровом мире, эту технологию можно сравнить разве что с 3Dfx, вызвавшей революцию в визуальном плане. Недостатки: всего один звуковой выход (на наушники или колонки), слабый эффект-процессор и отсутствие в данный момент платы расширения S/PDIF и Dolby Surround AC-3.

Sonic Impact S-70

Синтезатор: ESS Maestro II (волновой синтез, 64 аппаратных голоса; FM-синтез, 20 голосов в режиме SB Pro).

DSP: ESS Maestro II.

Эффект-процессор: имитация объемного звучания (Q3D, CRL3D) на 2 динамика, эффект реверберации и хора, эхо.

Аудио ЦАП/ АЦП: ESS (16-бит).

Шина: PCI.

Соотношение сигнал/шум: 90 дБ.

Инструментарий: банки объемом до 4 Мбайт (GM, GS), загружаемые в ОЗУ компьютера; допускается загрузка дополнительных DLS-банков.

Поддерживаемые стандарты: GM, Roland MPU-401 (UART), DLS, DirectSound, Direct3Dsound, ESS AudioDrive, Sound Blaster и Sound Blaster Pro, Microsoft Windows Sound System, Enhanced full duplex.

Драйверы: Windows 95, 98, NT.

Прилагаемое ПО: утилиты управления параметрами.

Разъемы: два выхода (усиленный и линейный), микрофонный и линейный входы, игровой порт (MIDI-порт).

Цена: 69 долл.

Производитель: Diamond Multimedia (США), http://www.diamondmm.com.

Звуковая плата на базе нового синтезатора Maestro II компании ESS. Оптимизирована для шины PCI, имеет богатый набор функций и обеспечивает приличное качество звука. Отличается в лучшую сторону от плат на базе ИС Ensoniq AudioPCI и по классу является основным конкурентом для плат на базе ИС S3 SonicVibes. Устанавливается без проблем и вполне заслуживает внимания, если вы ищете дешевую звуковую плату на шине PCI. Вообще, хорошее соотношение цена/качество - это визитная карточка компании ESS Technology.

Ensoniq AudioPCI SoundBlaster PCI64

Синтезатор: Ensoniq AudioPCI (волновой синтез, 32 аппаратных и до 32 программных голосов).

DSP: Ensoniq AudioPCI.

Эффект-процессор: эффекты реверберации и хора.

Аудио ЦАП/АЦП: 16-бит.

Шина: PCI.

Соотношение сигнал/шум: 85 дБ.

Инструментарий: банки объемом 2, 4 и 8 Мбайт (GM, MT-32), загружаемые в ОЗУ компьютера.

Поддерживаемые стандарты: GM, SoundScape, DirectSound, Direct3DSound, full duplex.

Драйверы: Windows 95, NT.

Прилагаемое ПО: утилиты управления параметрами; в комплекте с SB PCI64 также поставляются Microsoft NetMeeting, Creative Inspire, Multimedia Deck, WaveStudio.

Разъемы: линейный выход (на SB 64 PCI переключается в режим выхода на тыловые колонки), микрофонный и линейный входы, игровой порт (MIDI-порт).

Цена: Ensoniq AudioPCI - 49 долл., SB PCI64 - 99 долл.

Производитель: Creative Technology (Сингапур) и Ensoniq Corporation, http://www.soundblaster.com.

Компания Creative Technology купила подразделение корпорации Ensoniq, занимающееся разработкой синтезаторов для компьютерных плат, чтобы использовать ее технологию AudioPCI в своих новых звуковых платах серии SB PCI64. Правда, этот проект вряд ли можно назвать удачным. ИС AudioPCI была первой на рынке, но по техническим характеристикам она уступает большинству новых звуковых процессоров от S3, ESS и тем более Aureal. Аппаратно волновой синтезатор поддерживает только 32 голоса, поэтому в модели SB PCI64 дополнительные 32 голоса реализованы программно. Однако даже при аппаратном воспроизведении MIDI-музыки задействуется до 15-30% ресурсов ЦП, в результате чего теряется производительность в играх, а на слабых компьютерах могут быть слышимы явные артефакты звука. Отсутствует аппаратная совместимость с SB Pro в DOS - разработчикам пришлось осуществить ее программным путем через резидентный драйвер. И хотя на SB PCI64 этот драйвер существенно доработан, в Internet имеется много откликов о проблемах с запуском игр в DOS, например с Quake. Программно реализован интерпретатор MIDI-команд. Кроме того, ИС AudioPCI требует поддержки режима NMI (non-maskable interrupt) и потому может не работать с некоторыми системами на базе процессоров AMD-K6. До сих пор нет поддержки формата DLS (Creative обещает ее в будущем). Конечно, обе платы все же вполне работоспособны и по качеству звука не уступают SB AWE64 Value. Трудно объяснить столь существенную разницу в цене Ensoniq AudioPCI и SB PCI64, так как отличие между ними заключается в прилагаемом ПО (довольно скромном), видоизмененных драйверах, режимах воспроизведения - на SB PCI64 предусмотрена возможность подключения четырех динамиков.

Подведу итог. Для игр и мультимедиа оптимальным вариантом является звуковая плата Montego A3D компании Turtle Beach Systems. Здесь реализован полный набор необходимых функций и обеспечивается высокое качество звука. Если вы подыскиваете хорошую звуковую плату на шине ISA, то присмотритесь к MaxiSound Game Theater 64, Sound Track 128 Ruby и Malibu Surround 64. А применительно к музыкальным задачам можно выбрать либо одну из старших моделей на базе синтезатора DREAM, либо уже проверенный в деле Multisound Pinnacle, о котором мы не раз писали.

ОБ АВТОРЕ: Александр Курило - ведущий рубрики "Мультимедиа". Контактный телефон: (095) 158-53-86, e-mail: azazello@online.ru, http://www.mpcdigest.ru/.
707