Monster Sound M80
Достоинства: отличная документация, менее проблематичная, чем у SonicStorm, установка.
Недостатки: поддерживает меньшее количество звуковых каналов.
Цена: 100 долл.
Оценка: приемлемый выбор для любителей игр.
Diamond Multimedia Systems, тел. в США: 800/468-5846, www.diamondmm.com

SonicStorm
Достоинства: богатый набор функциональных возможностей.
Недостатки: очень сложная установка.
Цена: 90 долл.
Оценка: победитель в соревновании цен.
VideoLogic Corp., тел. в США: 800/578-5644, www.videologic.com

Звуковые платы имеют репутацию в глазах общественности не лучшую, чем некоторые оскандалившиеся политики. На протяжении многих лет проблемы с совместимостью заставляли пользователей тратить долгие часы, предназначенные для других дел, на ожесточенную отладку и устранение аппаратных конфликтов. В свете подобной обескураживающей перспективы многие просто закрывали глаза на недостатки и покупали платы Creative Labs Sound Blaster, поскольку те гарантировали наименьшую вероятность возникновения проблем с играми и мультимедийными программами.

Хотя ситуация постепенно улучшается, она все еще далека от идеала, в чем я лично убедился, устанавливая серийные образцы Diamond Monster Sound M80 и VideoLogic SonicStorm. Это представители нового поколения плат, которые для воспроизведения MIDI-звука используют системную шину PCI и хранят образцы звучания инструментов в основной памяти ПК. Обе платы обеспечивают 32-голосную полифонию, т. е. могут одновременно синтезировать звучание 32 инструментов.

Более существенно, что они манипулируют несколькими независимыми звуковыми каналами, тогда как у плат для шины ISA "хватает сил" только на один. Следовательно, такие платы могут работать с технологией Microsoft DirectX и воспроизводить в программах для Windows 95 сочные звуки и трехмерные эффекты.

Опять эти прерывания

При установке обеих плат в мой компьютер Gateway 2000 с процессором Pentium-90 возникли затруднения. Мне представляется, что более предпочтительной является Monster Sound: у нее хорошая документация, да и установка чуть проще. Однако она не могла самостоятельно найти свободную линию прерывания в моей напичканной периферийными устройствами системе до тех пор, пока я не убрал плату ISDN, занимавшую IRQ 15.

SonicStorm вызвала еще больше проблем: прежде чем удалось заставить ее работать, пришлось перезагружать систему в режиме защиты от сбоев из-за зависаний во время инсталляции драйвера.

Игровые штучки

Оба продукта поддерживают звуковые форматы Microsoft DirectSound 3D и Aureal A3D и обеспечивают воспроизведение звука в реальном масштабе времени в играх для Windows 95.

С обеими платами поставляются богатый набор ПО для воспроизведения, редактирования и создания WAV- и MIDI-файлов, а также драйверы DirectX 5.0 и множество демонстрационных фрагментов для тестирования эффектов объемного звучания. Еще одна ключевая функциональная возможность - позиционированное объемное звучание, с помощью которого игры и другие программы могут создавать иллюзию окружающего звука при наличии всего двух динамиков.

SonicStorm обеспечивает великолепные возможности многоканальной работы со звуком, поддерживая 64 аудиоканала (у Monster Sound их 23). Правда, в ближайшем будущем вряд ли появятся программы, которые смогут воспользоваться этими дополнительными каналами.

И последнее: если вы читали предыдущий номер "Мира ПК", то у вас может возникнуть вопрос: чем же плата Diamond Monster Sound M80 за 100 долл. отличается от Monster Sound за 150 долл., протестированной ранее? Компания Diamond заменяет ту, исходную, плату на Monster Sound MX200 (тоже за 150 долл.), которая поддерживает четыре динамика (у M80 - два), имеет 4-Мбайт встроенное ПЗУ для MIDI-звуков (у M80 - 2 Мбайт) и обеспечивает 64-голосную полифонию. Разумеется, обе платы для хранения образцов MIDI-звуков могут использовать системную память Windows 95, однако если вы настоящий аудиофил или отчаянный компьютерный игрок и вам нужен квадрофонический звук отличного качества при MIDI-воспроизведении, то MX200 может стать более выгодным приобретением.