StarFighter AGP
Цена: 189 долл. (версия с 4-Мбайт ОЗУ).
Real 3D, тел. в США: 800/393-7730, www.real3d.com

Kомпания Intel, не удовлетворившись тем, что она производит значительную долю "внутренностей" ПК - от процессоров и наборов микросхем до готовых системных плат, теперь присматривается к рынку графических плат, на котором дебютировала с устройством Intel740.

Первое впечатление о микросхеме свидетельствует о неплохом начале. Несколько крупных поставщиков графических контроллеров, включая Diamond Multimedia, Number Nine и STB Systems, заявили о готовности продавать платы с ускорителями двух- и трехмерной графики на базе этого кристалла. Кроме того, Intel может встраивать эту микросхему прямо в системные платы. И наконец, компания Chips & Technologies, поставщик графических кристаллов для блокнотных ПК, теперь входит в состав Intel. Но означает ли все это, что менее крупные фирмы-изготовители графических систем будут вынуждены уйти с рынка?

Голиаф, познакомься с Давидами

По мнению аналитика компании Dataquest Джеффа Бэллью, это маловероятно. Он отмечает, что в отличие от рынка процессоров, где у Intel отсутствуют серьезные конкуренты, в бизнесе графических кристаллов насчитывается свыше 30 игроков, и поэтому покупателям будет из чего выбрать.

В подтверждение можно добавить, что в ближайшем будущем новые 2D- и 3D-кристаллы готовятся выпустить такие гиганты, как ATI и NVidia, а приверженцы трехмерных игр по-прежнему предпочитают дополнительные платы расширения на базе микросхем трехмерной графики типа 3Dfx Voodoo2.

Intel в действии

Первой платой с кристаллом Intel740 будет StarFighter AGP фирмы Real 3D, бывшего подразделения компании Lockheed-Martin, которой частично владеет Intel и которая участвовала в разработке кристалла. Опытная версия устройства с памятью 4-Мбайт типа SGRAM продемонстрировала самые лучшие показатели среди всех протестированных моделей для шины AGP. В контрольной задаче с рендерингом AGP-сцен она оказалась на 40% быстрее ближайшего конкурента, хотя в тестах без задействования функций AGP ее показатели при обработке 2D- и 3D-графики не выделялись на общем фоне. Цена (189 долл.) позволит модели StarFighter AGP конкурировать с AGP-платами фирм ATI и STB.

Качество трехмерной графики у StarFighter AGP великолепно отчасти благодаря тому, что кристалл Intel740 в отличие от конкурирующих продуктов выполняет некоторые вычисления, в том числе наложение текстур, поточечно.

В микросхеме Intel740 реализована спецификация AGP2x, обеспечивающая самую высокую на сегодня производительность. Кроме того, кристалл поддерживает AGP-текстуризацию, т. е. позволяет хранить объемные текстуры с высокой детализацией в основной памяти ПК. К сожалению, подобными преимуществами пока могут воспользоваться очень немногие программы. Более подробно о технологии AGP можно прочитать в статье "Шина AGP: гонка с препятствиями" (см. "Мир ПК", #2/98 - Прим. ред.).

Нужен Pentium II?

Не забудьте, что для работы кристаллу Intel740 необходима шина AGP, а значит, достаточно современная система на Pentium II. Впрочем, Real 3D разработала микросхему-мост AGP-PCI и выпустит PCI-версию платы StarFighter примерно через месяц после начала поставок AGP-версии. Для повышения производительности PCI-версии до уровня, сопоставимого с AGP, фирма Real 3D планирует увеличить видеоОЗУ до 8 Мбайт для размещения текстур, но за это придется платить: цена модели с 4-Мбайт буфером кадров составит порядка 229 долл. Кроме Real 3D пока никто не заявил о своем намерении выпустить PCI-платы на кристалле Intel740.

Брэд Граймс

Графическая плата Показатель
WorldBench 800x600
<Медленнее Программы без AGP оптимизации Быстрее>
<Медленнее Оптимизированная для AGP игра Psygnosis G-Police Быстрее>
Real 3D StarFighter AGP 261
     
   
Результат не отражает падения производительности до 6 кадров в секунду при загрузке текстур (в отличие от остальных плат модель STB не производит их предварительной загрузки)
ATI Xpress@Work AGP 260
     
   
Diamond Viper V330 AGP 256
     
   
STB Velocity 128 AGP 256
     
   
Кадров в секунду
0 60 120 180
0 60 120 180
  Воспроизведение видео в формате MPEG-2   Поворот сцены на 3600
  Обработка VRML   Полнокадровая сцена
  Тест Terracide Tmark    
572