Г.Н. Калянов
Консалтинг при автоматизации предприятий.
Подходы, методы, средства.

1997, 316 с., с ил.

Где купить:
ИКТ, тел.: (095) 232-67-97;
VIP Anatech: (095) 361-95-00
Изд-во "CИНТЕГ": (095) 371-13-16

Сложился ли в России рынок консалтинговых услуг? Все, кого я об этом спрашивал, за одним исключением, ответили положительно.

А раз рынок существует, значит, на нем присутствуют различные технологии и, естественно, книги, в которых они описаны. Популярные западные издания на эту тему читаются легко (оцените, например, афористичность стиля Николаса Марри Батлера: "Эксперт - это человек, знающий все больше и больше о все меньшем и меньшем").

Российские авторы также обратились к этой теме. Так, ей посвящена книга Г.Н. Калянова "Консалтинг при автоматизации предприятий. Подходы, методы, средства". Но предупреждаю: пусть берущиеся за это произведение не рассчитывают на легкое чтение - они встретятся с научным трудом, причем весьма серьезным. И не у каждого руководителя фирмы достанет сил и терпения дочитать книгу до конца - текущих забот хватает. Поэтому хочу дать некоторые рекомендации относительно того, на что следует обратить внимание.

Этот объемный труд состоит из пяти частей. В начале книги раскрыто понятие консалтинга и объяснено, зачем вообще он нужен, какие цели преследует и из каких основных этапов состоит.

В первой части рассмотрены методы и средства структурного системного анализа и проектирования, представлены основные задачи, решаемые при анализе требований и проектировании спецификаций системы, выделены базовые средства структурного анализа и показаны их взаимосвязи. Кроме того, здесь же освещены средства функционального моделирования (диаграммы потоков данных) и текстовые средства моделирования (словари данных), описаны базовые средства информационного моделирования (диаграммы "сущность - связь"), приведен анализ характеристик удачного проекта.

Во второй части, посвященной методологии структурного системного анализа и проектирования, даны классификация и примеры структурных методологий, причем особое внимание уделено технологии SADT (Structured Analysis and Design Technique).

В третьей части рассмотрены этапы разработки консалтинговых проектов, что особенно важно для потенциальных заказчиков консалтинговых услуг.

В четвертой части описаны CASE-средства автоматизации методологий, даны концептуальные основы CASE-технологий, приведена классификация CASE-cредств по типам, категориям и уровням, а также рассмотрены основные функции пакета CASE.Аналитик - отечественного CASE-cредства первого поколения.

Приведенный здесь краткий обзор представленных на российском рынке CASE-средств также будет интересен.

Пятая часть целиком посвящена реорганизации деятельности предприятий, т. е. тому, каким образом перейти от модели "как есть" к модели "как надо". А вообще-то, по признанию самих специалистов в области консалтинговых услуг, на российских просторах существует еще одна модель - "как я хочу", но эта наша национальная особенность в книге не рассматривается. На мой взгляд, эта часть также полезна руководителям, которым, конечно, захочется узнать, чем же может закончиться вся эта реорганизация. Будет интересно ознакомиться с изложенными здесь 14 универсальными принципами Деминга, применимыми для предприятий любого типа, так как именно их неуклонное и повсеместное применение на практике привело к резкому подъему японской промышленности после второй мировой войны и повышению качества японских товаров до высочайшего уровня.

В приложении к книге изложены правила по внедрению структурного подхода и выбору CASE-средств, даны принципы управления предприятием, положенные в основу MRP, и приведены выдержки из 34-го комплекса государственных стандартов на автоматизированные системы. Кроме того, перечислены фирмы с их краткими характеристиками, которые занимаются консалтингом на нашем рынке.

В заключение хотелось бы пожелать автору не останавливаться на достигнутом и дать ему пару советов: излагать свои мысли в более популярной форме и приводить побольше конкретных примеров из российской практики проведения консалтинговых проектов, которая у автора, как мне известно, довольно богатая.

Эта книга должна быть интересна менеджерам консалтинговых проектов и руководителям службы автоматизации предприятия, так как ее изучение поможет правильнее оценить профессионализм приглашаемых консультантов, а также быстрее и легче найти с ними общий язык. Кроме того, она может быть успешно использована студентами и аспирантами в качестве учебного пособия.

689