Коротко о продуктах
"Радуга в компьютере"
Мудрый сверчок и Буратино
Учимся грамоте
"Большой и толстый"
"Мультис"

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.

Уильям Артур Уорд


Коротко о продуктах

"Радуга в компьютере",
"Мультис"
Обучающие программы для использования в начальных классах средней школы и домашней работы.
Cистемные требования: компьютер 286-14МГц, 1-Мбайт ОЗУ, 6 Мбайт свободного пространства на жестком диске.
Разработчики: "Радуга в компьютере" - Калининградский государственный университет, ЦНИТ, В.И. Варченко; "Мультис" - Российский НИИ информационных систем, фирма "Геркон".

Дочка пошла в первый класс. Вроде совсем недавно еще пешком под стол ходила - и вот остается только произнести со вздохом избитую фразу: как быстро летит время!

Так что теперь у нас с женой начались веселые денечки. Изучаем программу первого класса, снова вместе с дочкой учимся читать, считать и писать. И думу думаем, как бы сделать этот процесс интереснее. А поскольку я уже четыре года занимаюсь игровой тематикой в журнале, меня вдруг осенило, что ведь на компьютере накопилась масса программ. Да и дочка с четырех лет всякие "развивалки и обучалки" как орешки щелкает. Сколько она за это время разных головоломок, азбук и логических игрушек освоила - не перечесть. Уверен был, что в школе проблем не будет. Ан нет, проблемы возникли...

Естественно, стал размышлять - чего же не хватало во всех этих программах?

И понял, в чем дело. Посмотрите на обучающие игры для детей младшего школьного возраста от фирм "Никита", Gamos, "Дока", Maddox Games. Интересные, красочные - дочка от них оторваться не может (во многих, правда, развлечения больше, чем обучения). Все это отлично, но есть одно НО: страшно далеки они от школьной программы. Полистайте пару учебников и сами увидите. Конечно, скажете вы, сейчас модно школьную программу критиковать. Да и не должны быть игры на нее похожи. Ведь кто их сегодня покупает? Правильно, те, у кого дома компьютер. А школа будет за эти игры платить? Нет, поскольку они, во-первых, под индивидуальное и домашнее самообучение "заточены", во-вторых, опять же очень далеки от школьной программы и, наконец, в-третьих, требуют уж как минимум наличия 486-го процессора или вообще только под Windows 95 сделаны - увы, не во всех школах такая техника имеется. Так и получилось, что все игры указанных выше фирм, как теперь принято говорить, на другую нишу рынка рассчитаны.

Все ясно, но мне-то от этого не легче. Пришлось восстановить свои старые связи, взяться за поиск тех программ, которые предназначены для работы в классе и обучения детей по школьной программе. Разные "физики", "химии" и "математики для абитуриентов" нашел без труда, но до них еще нужно дорасти. Кроме того, есть, как учили нас классики марксизма-ленинизма, и объективная реальность, данная нам в ощущениях и являющая собой мой домашний компьютер на базе процессора 286 с тактовой частотой 14 МГц.

Вы думаете, что под эту технику уже ничего стоящего и нет? Ошибаетесь, - именно на ней вполне нормально идут очень многие программы, предназначенные для школ. Не забывайте, что далеко не во всех школах установлены современные компьютеры.

Таким образом, опробовав ряд программ на себе и дочке (я, конечно, понимаю, что тренироваться надо на кроликах, но у меня, увы, кот и к компьютеру он абсолютно равнодушен), мы выбрали две - "большой и толстый" программно-методический комплекс "Радуга в компьютере" и маленькую веселую программу "Мультис".

Отмечу, что, хотя меня этот выбор вполне устроил, дочь была как раз не очень довольна. Естественно, раньше она имела возможность больше играть и гораздо меньше думать и читать, а теперь приходилось делать все наоборот. Но тем не менее дочка с удовольствием чередовала это занятие с работой над учебниками, и со временем ее успеваемость стала лучше. Все программы оказались хорошим подспорьем при изучении основных предметов.

Полагаю, что могу взять на себя смелость рекомендовать эти программы и вам, уважаемые родители и учителя, и хочу остановиться на них более подробно.

"Радуга в компьютере"

В этом комплексе так много интересного, что не знаю, с чего и начать. Пожалуй, имеет смысл назвать общие черты, которые присущи всем его программам, поскольку именно они в основном определили наш выбор.

Прежде всего, в каждой программе присутствует элемент игры.

Далее, вы можете установить и изменить время выполнения задания, что очень важно на первых порах. Дочка частенько поначалу просила увеличить ей время, нервничала, когда не успевала, зато потом мы постепенно сократили его до минимума.

В большинстве заданий могут участвовать два ученика, а соревнование с соседом по парте - увлекательное и весьма полезное занятие.

Средствами встроенного редактора Norton можно без всяких проблем изменить дидактический материал - слова, предложения и пр., т. е. фактически самостоятельно обеспечить наполнение урока. Это особенно ценно для учителей. Я обычно использую готовые задания, но тоже вскоре собираюсь как-то разнообразить программу, поскольку дочь уже начинает выполнять их по памяти.

Предусмотрена здесь и возможность ведения статистики результатов выполнения заданий, что позволит учителю провести контрольные работы, на основании которых он сможет проверить уровень знаний учащихся, а также отследить динамику их развития за определенный период и составить рекомендации для индивидуальных занятий.

Но главное, что подкупает, - это полнота предлагаемого материала: 32 компьютерных урока охватывают практически все темы, изучаемые в начальной школе. Итак, начнем с математики.

Мудрый сверчок и Буратино

Будем разбирать игры последовательно - от простых к сложным.

В игре "Больше, меньше, равно" ребенок учится сравнивать числа (до десяти). На верхнее поле экрана, разделенное пополам, выбрасывается определенное число предметов: кружков, квадратиков или птичек. В какой части, правой или левой, этих предметов больше? Их надо сосчитать, сравнить и записать правильно неравенство. Зачем? Чтобы помочь Буратино достичь заветной цели - заполучить золотой ключик, который находится на вершине лестницы. При правильном ответе веселый Буратино забирается на одну ступеньку, в случае ошибки шаг к цели делает злобный Карабас-Барабас. Чем меньше ошибок допустит ученик, тем быстрее Буратино доберется до ключика и схватит его, а Карабас-Барабас останется "с носом".

Одной из самых простых является игра "Сколько?". Здесь мудрый сверчок за школьной доской выступает в роли учителя, а ребенок должен учиться складывать и вычитать числа в пределах пяти. На доске появляется задание, и нужно указать мышкой верный ответ (в нижней части экрана показан ряд чисел от одного до пяти).

Очень полезна игра "Увеличить/уменьшить на...", где ребенок учится работать с соответствующими понятиями и снова упражняется в сложении и вычитании чисел. Задание крупными буквами пишется в верхней части экрана, слева считается число верных ответов, справа - ошибочных. Ученик должен указать, каков будет результат, если некоторое число увеличить на столько-то. При правильном ответе на экране мгновенно вырастают весело раскрашенные столбики из цветных кубиков, наглядно иллюстрирующие этот творческий процесс.

Попробовать взвешивать, потренироваться в координации движений и внимании, а заодно и улучшить навыки устного счета позволит игра "Измерь массу". С точки зрения наглядности она, пожалуй, одна из самых удачных, и дочка любит играть в нее. На экране компьютера вашего компьютера (нет, это не каламбур - на экране действительно изображен небольшой компьютер с экраном) появляется задание. Есть весы и гири, воспользовавшись которыми ребенок должен дать верный ответ. Но чтобы добраться до полки с требуемой гирей, необходимо уметь управлять лифтом-подставкой: своевременно остановить его у нужной полки, снять "правильную" гирю и опустить ее на весы. Если ребенок вдруг понял, что ошибся, - он может вернуть гирю на место. Только надо успеть сделать это до того момента, пока она не оказалась на чашке весов. Жужжание механизма и колебания стрелки весов придают заданиям большую реалистичность. Так что будущие продавщицы могут начать тренироваться прямо сейчас.

Научиться считать в пределах ста поможет игра "Калькулятор". Этот калькулятор отличается от обычного тем, что пишет примеры, а вот ответы на них не дает. Сами, мол, думайте. Да еще и фиксирует за вами число верных и ошибочных ответов. Причем имейте в виду: чтобы ответ был засчитан, следует нажать на клавишу "=". Вот такой он хитрый, хотя и называется "Малыш".

Ребенок снова встретится со старым мудрым сверчком в игре "Реши задачу". Здесь растет яблоня, с которой время от времени (без всякой видимой причины) начинают падать плоды. А сверчок задает каверзные вопросы: сколько было, сколько осталось, сколько упало? Вроде бы все просто. Но оказывается, что для решения задачи набрать верный ответ недостаточно. Нужно записать на доске в виде арифметического выражения сам процесс решения. Набирать же цифры и знаки арифметических действий можно из кассы-калькулятора, которая находится слева на экране.

Иногда у ребенка возникают трудности при сложении однозначных чисел с переходом через 10 и вычитании их из двузначных. В этом случае лучше всего опять обратиться к игре "Сколько?" (в пределах 20), где цифры, с которыми производятся действия, отображаются соответствующим числом ярких круглых цветных пластин, надетых на штыри. Задание записывается на черной дощечке, и если ребенок указывает верное решение, эти пластины начинают с веселым свистом перелетать на "результирующий" штырь. Истинность решения компьютер определяет сразу. Если же пластины не полетели, значит, что-то не так - нужно более внимательно посмотреть на задание, а затем повторить попытку найти правильный ответ.

Существует еще один вариант этой игры (в пределах 100). Ученику предлагается выполнить действия сложения или вычитания, а для наглядности используются разноцветные детские пирамидки. Первое число, если оно двузначное, разбивается на десятки (на каждой пирамидке по десятку колечек) и единицы (от 1 до 9 - на другой пирамидке). Второе число изображается по такому же принципу, только другим цветом. Теперь ребенку проще определить, что получится в результате сложения или вычитания. Если ответ верен, то на пирамидках ему будет продемонстрирован и сам процесс решения. Здесь, как и ранее, для того чтобы решение было "воспринято" компьютером, необходимо нажать на знак "=", показанный на экране.

И наконец, самой трудной в этом наборе, на наш с дочкой взгляд, является математическая игра "Сравни/Докажи равенство (неравенство)". Играя в нее, мы учились находить значения неизвестного в равенствах и неравенствах, а также сравнивать выражения. Нам опять встретились старые знакомые - Буратино и Карабас-Барабас, которые стремились поскорее добраться до волшебного ключика. И только от нас зависело, кому из них повезет. Добавлю, что нахождение неизвестного оказалось для дочери весьма непростым делом, и пришлось долго вместе тренироваться, причем даже делать на бумаге промежуточные вычисления, чтобы получить верный результат. И все-таки в итоге Карабас-Барабас остался ни с чем!

Учимся грамоте

Как же увлекательно работать с кассами букв и слогов (в их компьютерном, а не бумажном варианте): самим составлять слоги с изучаемой буквой и целые слова, переставлять буквы в слоге и находить пропущенные буквы! В игре "Учимся читать" можно проверить и навыки слогового чтения. Причем, занимаясь всем этим, ребенок будет помогать Буратино проходить сквозь запертые двери и, по мере верного выполнения заданий, приведет его к заветной цели. Какой? Конечно же к золотому ключику.

Правильно различать гласные и согласные можно научиться в игре "Укажи гласные/Укажи согласные". Буквы "растут" на дереве, а задание пишется сверху крупным шрифтом. Для усложнения задачи детям предлагаются яблоки-буквы двух цветов. Но и гласные, и согласные могут находиться на яблоках одного цвета. Так что пусть ребенок будет внимательнее.

Весьма полезной представляется и игра "Поставь ударение". Слов здесь довольно много, и сидит над ними на жердочке желтенький цыпленок. Его можно перемещать мышкой. Буква, над которой цыпленок находится в каждый данный момент времени, подсвечивается. Причем при переходе с одной буквы на другую слышен щелчок, что позволяет исключить случайные ошибки. Цыпленок же выполняет и роль экзаменатора: если указана правильная ударная гласная, он кивает, а если нет - отрицательно вертит головой. Маленький, а умный!

Учиться быстро составлять алфавит ребенок будет в игре, которая так и называется "Составь алфавит". Однако, как оказалось, для этого необходимо иметь определенные навыки, поскольку все буквы разбросаны в произвольном порядке по краям экрана, а время на выполнение задания ограничено. Поначалу мне пришлось даже по просьбе дочери это время увеличить. Xорошо, что такая возможность предусмотрена практически для всех игр (я об этом уже писал выше).

Для того чтобы помочь зайчику перебраться на противоположный берег реки, требуется из слов построить мост. Но не простой, а волшебный. Если порядок слов в предложении будет неверен - слово, на которое зайчик прыгнет, утонет и придется косому несолоно хлебавши отправляться назад. Таким вот оригинальным способом в игре "Составь предложение" мы учились правильно строить простые по структуре предложения, соблюдая порядок слов и связь между ними.

В помощь учителю можно рекомендовать игру "Вставь пропущенную букву/Раздели для переноса". Без проблем изменяя словарное наполнение урока, он может использовать эту игру при изучении целого ряда тем - "Слова с буквой Э", "Правописание слов со звонкими и глухими согласными" и др. А шустрый колобок, быстро поедающий буквы на экране, не даст ученику заскучать.

Играя в "Звуко-буквенный анализ", ребенок учится ставить ударение, указывать число слогов, букв, звуков, выделять гласные и согласные, анализировать согласные (твердые-мягкие, звонкие-глухие). Правда, роль доктора Айболита с градусником так и осталось для меня неясной.

Ну а в заключение можно попытаться отыскать главные и второстепенные члены предложения (игра "Связь слов в предложении"), которое пишется в верхней части экрана. В случае ошибки будет выдана подсказка: как определить, что является подлежащим, а что сказуемым. И попытку придется повторить. Если это предложение разобрано правильно, на экране появится следующее.

"Большой и толстый"

Думаю, уважаемые читатели, вас уже утомил наш краткий обзор. А ведь это далеко не все, что может предложить комплекс "Радуга в компьютере". Здесь имеется еще целый блок развивающих игр: "Составь картину", "Поймай дракона", "Продолжи узор", "Мозаика", "Укажи картинку", "Пексесо", "Эрудит" (не путайте с одноименным продуктом компании "Никита"), "Пасьянс" (естественно, не карточный), "Волшебный квадрат", "Копилка дядюшки Скруджа" и "Квартет квартетов".

Для учителей особенно интересна, на мой взгляд, входящая в состав комплекса служебная программа "Конструктор урока", которая представляет собой специально созданную для непрофессионального (c точки зрения работы на компьютере) пользователя среду, позволяющую просматривать статистические данные, изменять возможности игр, выбирать их в определенном порядке в соответствии с целью урока и записывать на дискеты или жесткий диск компьютера в классе. Более полную информацию об этой программе можно получить в редакции журнала.

И конечно же еще раз хотелось бы подчеркнуть, что вы вправе менять методическое наполнение перечисленных выше игр по своему вкусу или в зависимости от учебного плана, принятого в вашей школе. Я попробовал проделать это сам - и действительно, тут нужно иметь лишь минимальные навыки работы на компьютере в среде MS-DOS.

К недостаткам комплекса следует отнести небогатое графическое оформление и слабое звуковое сопровождение игр. Но зато их отличают исключительно лояльные требования к ресурсам компьютера.

А теперь перейдем от большого пакета к маленькой да удаленькой программе, на которой мы тоже остановили свой выбор.

"Мультис"

Эта забавная программа приглашает вас в игровой форме потренироваться в выполнении основных арифметических действий. Здесь мы изучаем сложение, вычитание, умножение и деление. Интерфейс предельно прост, что, конечно, очень важно для учеников младших классов. Все манипуляции осуществляются лишь двумя клавишами управления курсором - "влево" и "вправо". На игровом поле сверху падают сначала задания, потом решения (произвольные цифры). Верный ответ нужно быстро поставить на свое место, неверный - переместить вправо. В последнем случае цифра наколется на острие ручки, лопнет, и по экрану запрыгают разноцветные маленькие шарики.

Когда ребенок научится уже достаточно быстро находить решения, падение цифры-ответа он сможет ускорить, нажав на клавишу "пробел". В конце игры компьютер сам укажет правильные ответы на нерешенные задания. Прервать ее можно комбинацией клавиш +.

Вот такая это незамысловатая игра, которая очень нравится моей дочери. Да и "труднейшие" таблицы сложения и умножения запоминаются с ее помощью легче и быстрее.

* * *

Школьный учебный год подходит к концу. Надеюсь, моя дочь закончит его успешно, и не в последнюю очередь благодаря нашим с ней совместным усилиям в освоении этих программ. Однако не следует забывать, что они являются лишь подспорьем, пусть хорошим, грамотно сделанным, но подспорьем, инструментом. А в итоге все зависит только от нас, дорогие родители и учителя. От того, насколько умело мы воспользуемся этим инструментом, чтобы привить своим детям любовь к знаниям и умение трудиться.


Михаил Глинников - научный редактор журнала "Мир ПК". Контактный тел.: (095) 253-92-27.

1832