Кажется, все это было совсем недавно. Буквально вчера. Закончив редактировать очередной перевод очередной зарубежной игрушки из очередного зарубежного PC Games c очередным зубодробительным сюжетом, я подумал: доколе?

Доколе писать про восторги западных авторов по поводу реалистически размазанных мозгов и объемного изображения кишок на полу подземелий? Доколе исправлять, редактировать и заменять в тексте агрессивных русских Иванов на нейтральных американских Джонов, ядерную войну между Россией и США на неизвестный "локальный конфликт", "российского сумасшедшего генерала" на "проклятого империалистического стервятника" и опять, в который уже раз, давать для справок бесплатный (c кодом 800) для всех, только не для наших сограждан штатовский телефон и прейскурантную цену на игру - ведь бежать за ней совсем недалеко, в какой-нибудь нью-йоркский магазинчик?!

Но последней каплей, переполнившей наконец чашу моего терпения, стало письмо из С.-Петербурга от заботливого папы, который хотел найти на страницах нашего журнала хоть что-то для своей шестилетней дочурки. Что-нибудь, что развивало бы, а не пугало ее. "У нас в стране, к сожалению, ничего такого нет", - сетовал он.

Да как же нет, возмутился я, не может этого быть! Не пишем - другое дело. А почему ? Объясняю.

Если просуммировать все то время, которое было потрачено на уговоры игровых демиургов, чтобы они хотя бы немного написали о своих творениях, можно было бы целый месяц греться на солнышке где-нибудь на Гавайях, а то и не один месяц. Тех, кто составляет исключение, легко пересчитать по пальцам - это Евгений Ломко ("Никита"), Анатолий Шевчук ("ДОКА") да Дмитрий Солдатенков (Maddox Games).

Но игр-то отечественных много, причем весьма интересных.

Вот и возникла идея - собрать лучшее из того, что сделано у нас в России. То, что учит логически мыслить, считать, писать, строить, созидать, творить, а не уничтожать, разрушать и убивать. И попробовать эти игры каким-нибудь образом оценить. А судьи кто? Да сами дети пусть ими и будут, решили мы. Cоздадим Детскую тестовую лабораторию.

Следующим логичным шагом было отправиться на поиски техники, что и было сделано. Обращались ко многим, откликнулись двое - "Вист" и Croc, выделив нам по пять компьютеров от каждой фирмы, правда, на время. Когда оговоренные два месяца истекли, Сroc свою технику забрал, а "Вист" оставил. Спасибо, "Вист"!

Этих пяти современных мультимедийных машин, которые работают без сбоев вот уже два года, нам вполне хватает. А как дети лупят по клавишам, вы, наверное, не раз наблюдали. Кто-то, кажется, сказал, что компьютеры "Вист" ненадежны?

Но, похоже, я опять отвлекся. Итак, дети есть, компьютеры есть, игры есть. Дело за малым - организовать сам процесс тестирования. Однако и тут нам повезло: преподаватели школы #1747 Сергей Станченко и его жена Наташа оказались именно теми людьми, которые сумели справиться с этой проблемой. Детей разделили по возрастным группам и предоставили им свободу действий. Сколько же было споров по поводу определения критериев оценки игр, классификации и прочего! И тем не менее лаборатория заработала.

Так и появились в нашем журнале вместо переводов описаний зарубежных игр-боевиков публикации по развивающим и обучающим отечественным программам. Причем рассчитаны они на возраст начиная от шести лет. Далее были и опросы детей на выставках (cм. "Мир ПК", #4/96), и знакомство с новинками, и создание каталогов игр (там же).

Сравнительный анализ целого ряда игр, сделанный самими ребятами, позволил нам на основе статистической обработки полученных оценок уточнить возраст детей, для которых подходит та или иная игра (зачастую он не совпадал с рекомендованным производителем), отметить положительные и отрицательные стороны, увидеть игры глазами детей и сопоставить их (см. "Мир ПК", N 6/96, с. 167).

Сообщали мы на страницах журнала и цены на разные игры, телефоны магазинов, где эти игры можно приобрести, а также координаты их создателей, с которыми интересно пообщаться. Печатали обзоры энциклопедий (cм. "Мир ПК", N10/96, с. 136).

Работала Детская тестовая лаборатория и на выставке "Мультимедиа в офисе и дома".

В процессе деятельности лаборатории и бесед с родителями возник еще один вопрос, который волновал всех без исключения, - а не испортит ли ребенок зрение, играя на компьютере? Конечно, это актуальная тема. И мы решили превратить свою лабораторию в испытательный полигон для разработок наших врачей-офтальмологов. Оказалось, что уже давно существуют приборы, позволяющие измерить утомляемость глаз и дать индивидуальные рекомендации для каждого ребенка (cм. "Мир ПК", #3/97).

Затем Детскую тестовую лабораторию постигла та же участь, что и всю нашу редакцию в целом, - наступил перерыв в работе в связи с переездом на новое место. Теперь уже на базе гимназии #1517 она возобновила свою деятельность под руководством Михаила Пчелина. Вопрос же о сохранении зрения наших детей представляется нам настолько важным, что мы продолжаем его обсуждение и в этом номере.

В заключение хотелось бы поблагодарить всех, кто помогал нам, и обратиться к фирмам-разработчикам и поставщикам ПО. Если у вас есть программы, связанные с учебным процессом, или просто развивающие и обучающие игры для детей школьного возраста - двери тестовой лаборатории всегда открыты. Остается сказать лишь пару слов фирмам-производителям компьютеров. У фирмы "Вист", без сомнения, самые надежные машины. И мы будем об этом постоянно писать, поскольку лаборатория постоянно действует. Не хотите ли и вы продвинуть свою продукцию таким оригинальным способом? Ведь если ваши компьютеры выдержат напор наших детишек, это будет для них самой лучшей характеристикой.

А пока только компьютеры фирмы "Вист" удостоились сертификата Детской тестовой лаборатории журнала "Мир ПК".

Лаборатории пошел третий годик. Она уверенно набирает силу. А я с ужасом вспоминаю те времена, когда переводил очередную... из очередного... Впрочем, не надо о грустном.


Михаил Глинников - научный редактор журнала "Мир ПК". Тел.: (095) 253-92-27, факс: (095) 253-92-04.

485