И надо сказать, значительную часть их подписчиков составляли именно любители фантастики. Новые рассказы Стругацких и Азимова печатали не только "Знание - сила", "Техника - молодежи" или, скажем, "Химия и жизнь", но и такие, казалось бы, специфические издания, как "Изобретатель и рационализатор".

В те, относительно недавние, времена компьютеры еще не пришли в дома, в лучшем случае с ними можно было познакомиться в институте. Я помню, как сетовали в те годы и на дефицит фантастики, и на нехватку компьютеров, причем обычно одни и те же люди. И робко надеялись: вот если когда-нибудь придет свобода...

Свобода - в нашем российском варианте - пришла, и если для компьютеров она оказалась манной небесной, то фантастике повезло куда меньше. Журналы, в которых регулярно печатались фантастические рассказы, либо вымерли, либо практически исчезли из поля зрения, либо просто от рассказов отказались. Явление это очень печальное, хотя бы потому, что в отечественной фантастике рассказ всегда занимал почетное место, именно в этой области работали такие мастера, как И. Варшавский, Р. Подольный, С. Гансовский, чудесными рассказами прославились некогда Стругацкие и Иван Ефремов.

Поэтому неудивительно, что узнав о намерении журнала "Мир ПК" "внедрить" научно-фантастический рассказ на своих страницах, я обрадовался и согласился сказать несколько напутственных слов, как Державин, будущим Пушкиным. Я обещал редакции просматривать новые рассказы, ругать или хвалить, в зависимости от обстоятельств.

Радуясь тому, что "Мир ПК" отправился в плавание по волнам изящной словесности, я хотел бы напомнить: фантастика - все же в первую очередь художественная литература. Это не всегда достижимо, но годится в качестве цели, ускользающей, как линия горизонта.

Опасность, мне кажется, таится во внешнем сходстве между литературой и шествующей по миру компьютерной игрой. Литература пишет о людях, об их отношениях и проблемах. Компьютерная игра - это куклы для мальчиков. Мне грустно порой видеть, как она засасывает с силой наркотика взрослых людей.

Не воспринимайте мои слова как неприятие компьютерных игр вообще. Тем более, что в "Мире ПК" влияние игры на рассказ неизбежно. Но ведь сила художественной литературы в том, что она может превратить в чувствующее, мыслящее существо любую машину. Вопрос лишь - с какой целью? Если автор обращается к читателю как человек к человеку, то я его принимаю. Даже если он пока не Стругацкий и не Бредбери.

У людей еще все впереди!

При всем при том

С тех пор как человек осознал бренность бытия, у него возникла потребность фантазировать. Устремленный в будущее взгляд чего только там не видел. И чем больше наука питала жизнь, тем более научной становилась фантастика. Благополучно переселившись в компьютер, создаваемое в отдельно взятых головах стало называться виртуальным, от чего, впрочем, его фантастическая суть не поменялась. А посему редакция решила объявить конкурс рассказа и предлагает всем, у кого "накипело", принять в нем участие.

Важная деталь - героем, персонажем, вершителем судеб или просто предметом, вокруг (или внутри!) которого разворачиваются события в произведении, должен быть... компьютер. Лучшим рассказам мы предоставим рубрику "Эхо", главное, чтобы они не были ранее нигде опубликованы и авторские права принадлежали автору. Победители конкурса получат достойные премии и призы.

Рукопись объемом не более 15 Кбайт (10 страниц стандартного машинописного набора) можно прислать по обычной или электронной почте. Не забудьте сделать пометку: "Эхо" - Конкурс рассказа". Непременно укажите Ваше имя (или псевдоним) и способ связаться с Вами (телефон, e-mail или почтовый адрес). Итоги конкурса будут подведены в сентябре.

Так что поставьте себе в повестку дня: написать рассказ. А мы уверены, у Вас получится!


Адрес редакции: 123557, Москва, Электрический пер., д.8, корп.3.Е-mail: mirpk@osp.ru

Филин

Филин тяжело снялся с ветки. Потревоженный снег гулко сыпался где-то за спиной. Крылья шевелились с трудом, словно нехотя. "Пожрать бы. Жрать опять нечего. Опять ночь. Почему опять ночь? Почему всегда ночь! Говорят, нам, филинам, на роду написано... И почему это, спрашивается, зайцу, например, на роду написано ночью спать, а ему, Филину, - охотиться. А на кого ночью охотиться, если заяц, как и положено, ночью спит. Под снегом. В берлоге. Впрочем, нет, в берлоге это медведь. Лапу сосет. Так и сам начнешь лапу сосать... Ну кто, скажите мне, на медведя будет охотиться, хоть бы и не сосал он лапу. Эх, был бы орлом..." Он представил себя орлом. Крылья сами собой расправились, даже что-то вроде парения получилось. Правда, длилось недолго. "Вот черт, насажали тут сосен, порядочному орлу крылья расправить негде... Дураков нет, по ночам за медведем гоняться. Лучше уж за зайцем. Да спят они. Вот мыши, те, говорят, не спят. Мыши, те в амбаре по ночам..." Он представил себе аппетитную жирную мышь и сглотнул слюну. Посмотрел вниз. Под ним лениво проплывали смутные очертания каких-то растений. Жирных мышей не было, нежирных тоже. Жрать хотелось все больше, летать - все меньше. "Присесть бы куда..."

Неожиданно внизу что-то зашевелилось. Не успев толком осознать, что там происходит, Филин заложил крутой вираж и камнем рухнул вниз. Практика не подвела. Подвела интуиция. Когти жалобно скрипнули по металлу, клюв больно бухнул по железному кожуху... "Ой, е... Развели тут..." Додумать он не успел. Тишину разорвал гром выстрела, кусты невдалеке озарились вспышкой света. "Вот придурки! На Филина охотятся! Суп они, что ли, из меня делать будут? А может, чучело?.." Ну уж нет! Он заставил себя напрячься, сфокусировался на кустах, давеча отмеченных вспышкой, и с двух рук ударил по ним из бластера. По начинающему светлеть небу разлетелись клочья.

"Поздравляем, вы перешли на восьмой уровень. Продолжить?" Надо бы передохнуть. Филин с сожалением отложил в сторону шлем и сенсор-манипулятор и побрел на второй этаж менять кассету...