О стремлении к идеалам
Были ли ошибки?
Тридцать лет спустя
Грамотная постановка задачи - половина успеха
Хирурги от консалтинга
О роли программ в истории
И снова об идеалах
Спрашиваем...
Отвечают...

Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набраться опыта, нужно делать ошибки.

Л. Дж. Питер


О стремлении к идеалам

Один известный автор ряда книг по программированию в свободное от писательства время играет на бирже. Его домашняя машина круглосуточно собирает через Internet по всему миру котировки и выдает сводный протокол. Сейчас он работает над автоматизацией принятия решения. Это будет последняя функция в управлении его предприятием, состоящим из одного человека, которая потребует участия homo sapiens. Может быть, за исключением физического получения денег. Если ему удастся переложить на плечи машины и это, то можно будет сказать, что он вплотную приблизился к идеальному решению...

Были ли ошибки?

К аппаратно-программному комплексу, как раньше назвали бы домашнюю машину и программное обеспечение нашего пишущего биржевика, в полной мере применим старый термин - АСУП (Автоматизированная система управления предприятием). Ведь после запуска программы-"решателя" АСУП действительно будет управлять работой комплекса автоматически, т. е. без участия человека.

Эта почти забытая аббревиатура появилась еще в 60-е годы. Тогда на каждом крупном предприятии были созданы отделы АСУ, которые принялись автоматизировать различные управленческие функции. Везде по-разному.

В неформальной речи работников этих подразделений называли "асушниками", а процесс - "асучиванием". Одними из первых испытали на себе автоматизацию расчетчицы зарплаты. Формализовать этот процесс было проще всего - существовал строгий алгоритм определения выплат, не менявшийся многие годы. В условиях скудости аппаратных средств наши умельцы создали истинные шедевры систем расчета зарплат. Дело доходило даже до системно-независимых программ, "подсмотреть" за деятельностью которых было совершенно невозможно. Они сами выполняли функции операционной системы. Худо-бедно все это работало, и вместе с денежными знаками многие получали тогда маленькие распечатки с ЭВМ. Кое-кто хранит их и по сей день как память о давних временах.

Вторым, а кое-где первым местом, куда пытались внедрить автоматизированные системы, были производственные цеха - это была попытка создать АСУ технологическим процессом. Там тоже все поначалу казалось просто: всегда есть государственный план (может быть, кто-то этого уже и не помнит, но такое было), известны возможности производства, осталось организовать загрузку рабочих мест и материально-техническое снабжение так, чтобы на выходе этот план получить.

Но возникли некоторые осложнения. Для такой системы следовало собрать информацию с рабочих мест, а значит, нужны были устройства ввода (автоматические датчики или терминалы) и аппаратура связи с ними. Ничего подобного в нашей стране тогда не существовало. Талантом и героическими усилиями разработчиков все это создавалось на каждом предприятии отдельно, чаще всего в полной изоляции от других подобных проектов. Надежность работы таких систем была соответствующей. Но не поэтому они практически не могли функционировать (опытная эксплуатация не в счет), a лишь потому, что никто по-настоящему в точной системе контроля и учета не был заинтересован - ни "наверху", ни "внизу". Секрет, как обычно, скрывался в системе экономических интересов, вернее сказать, в их отсутствии.

В ненаписанной пока истории АСУ остались замечательные примеры того, как сметливые работяги обманывали "умную" автоматизированную систему. Вот один из них.

В системе учета деталей, обработанных на прессе, применялся датчик, который реагировал на инфракрасные лучи, испускаемые предварительно разогретой заготовкой. Включив станок, рабочий раскуривал сигарету и подносил к датчику, тот честно срабатывал. Так "специалист" повторял несколько раз. После чего можно было спокойно идти докуривать сигарету в другом месте - план ближайшего часа был уже выполнен.

А "наверху", в руководстве предприятия, в это же время другие "умельцы" были озабочены тем, как обмануть министерство. Там существовали "чувствительные элементы" другого типа. А работники министерств, вслед за всей тогдашней экономической наукой, пытались обмануть объективные законы управления, наличие которых считали буржуазной выдумкой. Не иначе как в министерствах для оправдания неудач "асучивания" была придумана фраза: "Российский бардак автоматизировать нельзя!"

Но тем не менее кроме упомянутых бухгалтерских систем более или менее успешно функционировали системы учета складских операций, работы с кадрами, зачатки систем управления технологическими процессами и... это почти все. В целом ни о каком действительно комплексном мониторинге деловых процессов на предприятии речь идти не могла. Отчасти оттого, что создаваемые системы просты были лишь в грандиозных пятилетних планах, а в действительности на их создание уходили человеко-десятилетия, отчасти оттого, что техника была не очень надежна, но главное - из-за уже упомянутого выше игнорирования экономических законов.

Тридцать лет спустя

Итак, ошибок было предостаточно. Что же изменилось за истекшие десятилетия? Каковы итоги? Первое, что бросается в глаза, - термин АСУП применять перестали. Но появился другой - КИС. Что это - старый опробованный способ назвать черное белым, а белое - черным? Или это отражение нового понимания проблемы? В любом случае новая аббревиатура КИС - комплексная (корпоративная) информационная система - не создает ложных ориентиров. Полностью автоматизировать управление предприятием собирается теперь, похоже, только наш писатель-биржевик.

Несомненно, был накоплен большой опыт разработки систем автоматизации, причем в отличие от западных разработчиков, существовавших в условиях жесткой конкуренции, наши росли в тепличных условиях ее отсутствия. В последнем, безусловно отрицательном факте можно усмотреть и одно рациональное зерно. Помните, великий кормчий Мао говорил: "Пусть расцветают сто цветов, пусть процветают сто школ"? Школы у нас пусть и не процветали, но развивались, давая обильную поросль талантливых специалистов. Заметим, что большинство из них нашли приложение своим знаниям и в сегодняшней действительности.

И все же самые главные перемены произошли, конечно, именно в пресловутом "человеческом факторе". На семинарах, где собираются представители отделов автоматизации (или развития, или... не в названии дело) и первые лица предприятий, прикидываясь наивными, мы спрашивали их: "Зачем вам КИС?" - "Воруют..." - жаловались одни. "Товар ниже себестоимости отпускают!" - говорили другие. "Мой стол килограммами сводок из бухгалтерии завален, а мне интегральные оценки по основным видам затрат надо получить, да не в конце месяца, а каждую неделю", - сетовали третьи. "Фирма растет быстро. Чувствую, управляемость теряется", - утверждали четвертые. Но все эти безусловно важные причины существовали и 20 лет назад. Важнее другое. Руководству теперь хочется реального контроля над финансовыми потоками на предприятии: в производстве, торговле, холдинге в целом. Все больше управленцев хотят чувствовать себя хозяином, все сильнее конкуренция, все динамичнее рынок.

Короче, отношение к управлению предприятием медленно, но верно изменяется. А если шеф хочет, то деньги найдутся всегда...

Грамотная постановка задачи - половина успеха

Предположим, что "верхи хотят", но от желания до практической реализации, как говорил один известный практик управления, "дистанция огромного размера". Постановка задачи в форме "Сделайте мне красиво" предполагает готовность заказчика полностью перестроить систему управления производством. Недаром установку КИС совершенно справедливо сравнивают с приобретением нового предприятия.

Если желания работать на "новом" предприятии нет, то, казалось бы, естественно построить КИС, поддерживающую существующие процедуры управления "как есть", ничего не меняя. Но этот подход, любимый большинством мужчин в семейной жизни, часто оказывается наихудшим и в бизнесе.

И все-таки трудно резать по живому, да еще на самом себе. В истории медицины остались имена героев, сумевших сделать себе операцию по удалению аппендикса. Совсем фантастично звучит предположение, что кому-то удастся операция на собственном мозге. Но ведь именно это и необходимо сделать! Однако сначала надо во всем разобраться.

Хирурги от консалтинга

Основная трудность - диагностика. Как это ни печально, но здесь уместна аналогия с алкоголизмом - редкая жертва пагубного пристрастия к спиртным напиткам признает его болезнью. Так, может быть, не тратить время, а сразу обратиться к помощи сторонних "хирургов"?

Но нужно найти время отдаться в руки врачей, а основная проблема руководителя - занятость текущей оперативной работой. Одним из выходов может стать создание на предприятии группы доверенных аналитиков, которые вместе с консалтинговой фирмой внедряли бы новую систему. Однако на этом проблемы не кончаются. Немаловажно, чтобы персонал получил надлежащие гарантии. Боязнь потерять свое место, отсутствие уверенности в завтрашнем дне непременно породят сопротивление. Консультанты должны позаботиться о каждом, создав новую организационно-штатную структуру.

Огромное значение для успеха всего процесса реорганизации имеет статус подразделения, отвечающего за автоматизацию предприятия. Если его положение на иерархической лестнице ниже, например, статуса бухгалтерии, то в конечном итоге неизбежно преобладание интересов не предприятия в целом, а конкретных работников этого многоуважаемого финансового отдела.

Подготовка и проведение всей операции обычно складываются из:

  • обследование, системный анализ и оценка существующих технологий управления (формальное описание модели "как есть");
  • разработка вариантов новых организационных структур и технологий управления (описание того, "как надо");
  • разработка положения по реорганизации управления;
  • разработка плана внедрения;
  • разработка регламента управленческого документооборота.

В российских условиях нередко встречается ситуация, когда пациент имеет свои представления о технологии проведения операции. В ряде случаев ему идут навстречу - большинство систем могут настраиваться под модель "как хочу". Об опасностях самодиагностики и самолечения мы упомянули выше.

Процесс консультирования может проходить по-разному. При одном подходе, который называют "экспертным", консультанты сами осуществляют все виды работ, клиент лишь обеспечивает доступ к информации и оценивает результаты. Другой подход - "процессное консультирование", когда сторонние специалисты активно сотрудничают с клиентом, помогая организовать анализ стоящих перед ним проблем, - считается наиболее эффективным. Есть и третий путь - "обучающее консультирование", т. е. сбор идей, анализ решений, проведение лекций, семинаров, презентаций.

О роли программ в истории

Рассмотреть все известные в нашей стране КИС просто невозможно - их достаточно много. Наш выбор пал на описанные в обзоре системы вовсе не потому, что они явно лучше других. Нам показалось важным представить системы, прошедшие многочисленные успешные внедрения и при этом охватившие как можно больше видов предприятий и отраслей промышленности. Вообще, выявление лучших в области КИС - задача нереальная. И не только из-за чрезвычайной сложности объектов. Сами по себе программы при реформировании деятельности предприятия ничего не решают. Подобно личностям в истории, они должны всего лишь появиться в нужное время в нужном месте и обладать нужными качествами. КИС предоставляют некоторые потенциальные возможности для автоматизации (см. таблицу). Конечно, чем больше возможностей будет заложено в систему и чем более они близки к потребностям конкретного производства, тем лучше. И все же гораздо важнее другое. В зависимости от того, как вы собираетесь использовать программное обеспечение КИС, новые информационные технологии смогут либо революционно изменить привычные правила работы, либо лишь немного улучшить их. Основная проблема состоит в том, чтобы разглядеть эти невиданные ранее возможности, оторваться от рутины и суметь повысить эффективность производства. Ведь если этого не сделаете вы, то, возможно, это сделает ваш конкурент. Знаете, какая фраза числится под номером один в списке последних слов: "С нами такого случиться не может!"

Основные параметры КИС
+- да +- нет +n- частично "Босс-Корпорация" "Галактика" "Парус-Корпорация" "1С:Предприятие"
Фирма-разработчик Тираж КИС: "Ай-Ти" "Галактика" "Парус" "1С"
число проданных лицензий 126 30000 300 30000
готовых проектов 2 600 1 н/д
в стадии внедрения 10 150 5 н/д
Управление финансами:
главная книга + + + +
бюджеты + + + +
расчеты с заказчиками и поставщиками + + + +
учет расчетов с подотчетными лицами + + + +
учет банковских операций + + + +
управление затратными центрами + + + +8
субучет + + + +
финансовая отчетность и сводный баланс + + + +
организация произвольного состава справочников + + + +
организация произвольного набора документов, их структуры, взаимосвязей и алгоритмов обработки информации + + +1 +
построение произвольных отчетов (по выборке данных и формам представления) + + + 2 +
организация многоуровневого учета средств по произвольному количеству ресурсов н/д + + +
организация периодических расчетов произвольной глубины, периодичности и сложности н/д + + +
поддержка многомерного и многоуровневого аналитического учета по бухгалтерским счетам + + + +
возможность работы в удаленных точках без использования серверов БД + + + +
произвольная настройка интерфейса и прав доступа для отдельных категорий пользователей + + + +
ведение журнала работы пользователей + + + +
отладка программных модулей пользователем + + + +
создание тиражных конфигураций, защищенных от изменений пользователем + + + +
Финансовое планирование +n + + +n 4
Финансовый анализ + + + 1C: АФС
Календарное сетевое планирование + + + +n 4
Прогнозирование +1 + +1 +8
Производственное планирование +1 + +1 +8
Планирование потребностей в материалах +1 + + +8`
Управление персоналом:
учет кадров + + + +
штатное расписание + + + +
расчет заработной платы + + + +
табельный учет + + + +
учет рабочего времени +1 + +n 7 +
Управление запасами:        
управление данными по запасам + + в/р +8`
статистическое управление запасами + + в/р +8`
управление размещением запасов + + в/р +8`
планирование распределения запасов + +8` в/р +8`
управление партиями + + + +8`
Управление снабжением:
ведение предложений и контрактов + + + +
управление заказами + + + +8`
ведение статистики по снабжению + + + +8`
Управление сбытом:
ведение предложений и контрактов на продажу + + + +
управление запасами на продажу + + + +
ведение статистики по реализации + + + +
Управление маркетингом + + в/р н/д
Управление производством:
оперативное управление производством + + в/р +8`
техническая подготовка производства + + + +`
калькуляция себестоимости продукции + + в/р +8`
технико-экономическое планирование + + в/р +8`
планирование потребностей в производственных мощностях +1 + + +8
ведение основных производственных данных по маршрутизации изделия +1 + +n 7 +
ведение основных производственных данных по составу изделия +1 + +n 7 +
учет затрат на производство + + в/р +
управление основными средствами и оборудованием + + в/р3 н/д
Техническое обслуживание:
организация техобслуживания и ремонта +1 + в/р +
обработка заявок +1 + в/p +
управление рекламациями +1 + в/p +
Управление проектами:
финансовая подготовка проекта (сметы) +1 + + +
планирование проекта +1 + + +
конфигурация нестандартных изделий +1 + + +
Работа с торговым оборудованием:
поддержка стандарта OPOS + + + +
фискальные контрольно-кассовые машины + + + +
POS-терминалы + + + +
электронные весы + + + +
принтеры штрих-кодов + + + +
сканеры штрих-кодов + + + +
терминалы сбора данных + + + +
Поддержка работы с филиалами по единой базе данных + репликация репликация репликация
Ввод и обработка графической информации + + + +
Электронное согласование документов + + +1 +
Свободная компоновка рабочих мест + (модуль "Администратор") + + +
Модернизация логики документооборота пользователем + + +1 +
Реализованная модель архитектуры клиент-сервер 3- уровневая 2-уровневая 2-уровневая 2-уровневая
ОС сервера любая для Oracle любая для Oracle любая для Oracle любая для WinNT
ОС рабочих станций Win95/NT Win95/NT, DOS Win95/NT Win95/NT
СУБД сервера КИС Oracle Btrieve, MS SQL, Oracle Oracle 7 MS SQL 6.5
Язык разработки КИС средства Oracle (Des/2000, Dev/2000, Prog/2000) прикл. часть - 4GL Vip, инстр. часть - клиент - C++ клиент - Delphi, сервер - PL/SQL MS C++, встроенный язык
Аппаратная платформа
клиентская часть Intel 9 Intel Intel Intel
серверная часть Любая для Oracle Intel, любая для Oracle Intel, HP 9000, DEC Intel
Цены
базовый модуль ПО, долл. за 1 раб. место =1000 1000-2000 600-1000 280-9606
зависимость цены от числа рабочих мест н/д линейная, скидки от объемов скидки от числа рабочих мест не зависит
обучение, долл. в час =50 17 50 +n 4
Сопровождение 1 год бесплатно, далее 15% от стоимости лицензии 36% от стоимости лицензии 1 год бесплатно, далее 30% от стоимости лицензии линия технической поддержки бесплатно
Замена версий входит в стоимость сопровождения входит в стоимость сопровождения входит в стоимость сопровождения модернизация за полцены
Скидки для филиалов + + + +n 5
Скидки пользователям других КИС возможны + возможны +

И снова об идеалах

Специалисты считают, что наша практика управления отстала от западной на 30-40 лет. И если мы действительно хотим интегрироваться в мировую экономику, то волей-неволей придется осваивать методы управления, позволяющие работать с "китами" западной промышленности. Заметим, что в развитых странах сегодня активно обсуждаются ни много ни мало проблемы глобализации мировой экономики. Причем эти идеи не только обсуждаются, но и уже воплощаются в жизнь.

Обобщение опыта передовых отраслей говорит о том, что для развития промышленности необходимо сотрудничество различных фирм. Многие изделия стало невозможно создавать в одиночку в диктуемые рынком сроки. Тенденция уменьшения цикла жизни продукции, все увеличивающиеся затраты на исследовательские работы и создание новых цехов постепенно переводят производство в совершенно новые условия. Объединение не только в пределах одной страны, но и межгосударственное, становится жизненной необходимостью. При этом исключается дублирование научно-исследовательских работ, не распыляются средства. Как тут не вспомнить сотрудничество в рамках почившего в бозе СЭВ (Совета экономической взаимопомощи - межправительственной экономической организации социалистических стран). Но на новом витке спирали развития всем процессом от создания изделия до его продажи будет управлять не бюрократическая система, а центральный компьютер, отдающий команды САПР, КИС, подразделениям материально-технического снабжения...

Как ни фантастично это звучит, работы в этом направлении ведутся. Создан и функционирует международный консорциум по проблемам глобального производства, в который помимо Японии вошли страны ЕС, США, Канада и Австралия. Цель - создание производственных систем совершенно нового типа, позволяющих поддерживать высокий уровень технологии, быстрое освоение новых изделий при минимизации производственных расходов, восстановлении окружающей среды и расширении рынков.

Такими перспективами живет сегодня мировая наука управления. Хотим ли мы того или нет, но процесс развития неотвратимо поворачивает в эту сторону.


Спрашиваем...

Для того чтобы лучше представить системы, их генезис и основные концепции, мы решили задать несколько вопросов ведущим разработчикам фирмы "АйТи", корпораций "Галактика" и "Парус", компании"1С":

  1. Могли бы Вы дать определение КИС?
  2. Какие вопросы должна решать КИС на предприятии?
  3. История создания Вашей системы?
  4. Кто участвовал в ее разработке?
  5. На кого ориентирована Ваша КИС, как Вы ее позиционируете на рынке?
  6. В каких отраслях есть типовые решения, где накоплен наиболее богатый опыт?
  7. С какими другими системами на российском рынке корректно было бы сравнить Вашу КИС? Кто Ваши конкуренты?
  8. Как планируете развивать систему?
  9. Каково число завершенных проектов?

Отвечают...

Парус-Корпорация

1. Корпоративную информационную систему(КИС) можно воспринимать по-разному - скажем, как систему бухгалтерского учета, но работающую во всех подразделениях территориально-распределенных объектов корпорации, например в каждом филиале крупной компании, и позволяющую консолидировать данные с целью получения общей картины. Под КИС часто понимают и систему, обслуживающую все склады предприятия и объединяющую таким образом информацию о его товарно-материальных ценностях в единое информационное пространство предприятия. Это может быть и такая система, которая позволяет на крупном предприятии частично или полностью автоматизировать бизнес-процессы (в области управления финансами и бухгалтерского учета), а также решает задачи логистики и управления производством.

2. Наш подход прост: если клиент готов принять проектные методы работы, т. е. идет на "установку" технологии, или общая стоимость заказа превышает определенный порог, мы рассматриваем его как крупного корпоративного заказчика и для ведения проекта выделяем ему специального менеджера. В этом случае корпорация "Парус" всю ответственность за точное исполнение заказа берет на себя.

У каждого предприятия свои проблемы, но начинать нужно, на наш взгляд, с решения задач управления финансами и бухгалтерского учета. Это основа. А далее порядок проведения работ зависит от проблем предприятия, рода деятельности и приоритетов. Для одних важнее разработка модулей логистики, для других - планирование себестоимости и управление производством, для третьих - ведение расчетов с абонентами.

3. КИС "Парус-Корпорация" является, конечно, достаточно новой разработкой. Но нельзя сказать, что наша система выросла из ничего. Ее корни - это бухгалтерские системы. Идеология частично вобрала в себя опыт построения таких систем, полученный при их установке у 9 тыс. клиентов.

5. Существуют варианты системы "Парус-Корпорация" для отдельных сегментов рынка (мы называем их отраслевыми решениями). Все они имеют общее ядро, в которое входят управление финансами, консолидация и бухгалтерский учет, а также специализированные модули:

  • для предприятий нефтегазовой отрасли - дополнительно к ядру существуют специальные решения для предприятий нефтепродуктообеспечения по складскому учету, снабжению и сбыту;
  • для предприятий энергетики - специализированные решения по учету расчетов за энергию и тепло с абонентами - как с физическими, так и с юридическими лицами, а также складскому учету и централизованному хранению;
  • для предприятий телекоммуникаций и связи, газо- и водоснабжения - решение ключевой задачи - расчетов с абонентами.
  • для производственных предприятий - пока есть только системы управления финансами с бухгалтерией и консолидированным учетом (при необходимости); разрабатывается модуль складского учета, снабжения и реализации продукции; приступили к созданию системы планирования себестоимости и управления производством.

6. Наибольших результатов нам удалось добиться в деле бухгалтерского учета и консолидации на территориально-распределенных предприятиях, а в отраслевом аспекте - на предприятиях нефтепродуктообеспечения и энергетики.

7. На российском рынке нашу систему корректно сравнить с "Босс-Корпорацией" ("АйТи") или, может быть, с "Галактикой" (корпорация "Галактика"), которая работает с СУБД Oracle.

8. В дальнейшем основные акценты будут сделаны на доведение системы управления финансовыми ресурсами предприятия (работа у конкретного заказчика совместно с консалтинговой компанией, которая разрабатывает методологию, а мы - ПО), а также на развитие системы логистики, что предполагает построение модулей учета реализации и материально-технического снабжения и складского учета для соответствующих отделов.

В этом году в систему "Парус-Корпорация" будет интегрирована система управления деловыми процессами, разработанная кем-либо из российских или западных поставщиков. Это позволит нам привлечь к участию в наших проектах системных интеграторов. А для клиентов появится возможность реально интегрировать в одной системе как финансовый, так и организационно-распорядительный документооборот.

9. В принципе "Парус-Корпорация" - модульная система с набором настроечных параметров, тиражируемая и полузаказная одновременно.

Стоимость проекта равна примерно трехкратной стоимости ПО (из опыта). Предусмотрены различные варианты услуг по сопровождению.

Босс-Корпорация

1. Комплексная информационная система (КИС) - это целостный комплекс программно-аппаратных средств и регламентов их функционирования, реализующий бизнес-процессы и информационные потоки предприятия и направленный на адекватное информационное обеспечение и повышение эффективности процесса управления.

2. В зависимости от рода деятельности предприятия в КИС может присутствовать набор модулей, соответствующий бизнес-процессам, а также (при необходимости) информационные модули САПР, АСУ ТП и другие системы для обеспечения процессов разработки и производства.

3. Проект "БОСС" существует с 1993 г., когда произошло объединение группы специалистов по технологиям клиент-сервер и группы прикладных разработчиков задач учета и планирования.

4. В проекте "БОСС" в 1995 г. участвовало около 30 специалистов, а в 1997 г. - около 60 специалистов.

5. Система "БОСС-Корпорация" ориентирована на крупные, со сложной иерархической структурой предприятия и холдинги, где требуется консолидировать большое количество данных, вести бухгалтерский и управленческий учет. Для этого (верхнего) уровня обобщения и реализации основных задач финансового (бюджетного) планирования и учета несущественна специфика предприятий, входящих в объединение.

6. Мы имеем опыт внедрения систем "БОСС" в нефтегазодобыче, химико-фармацевтической промышленности, силовых структурах.

7. Корпорации "Галактика", "Парус".

8. В ближайшие годы мы не будем разрабатывать новые производственные модули для различных отраслей, а намерены использовать программное обеспечение партнеров, в том числе западных компаний.

9. Система "БОСС-Корпорация" вышла в свет в конце прошлого года, но уже реализовано 2 проекта, в стадии разработки 10 и ведутся переговоры еще с 30 потенциальными заказчиками.

1С:Предприятие

1. Понятием КИС в фирме "1С" не пользуются. Но комплекс программ "1С:Предприятие" можно считать средством автоматизации предприятия.

2. Cистема автоматизации в первую очередь должна решать вопросы учета в основной деятельности предприятия (в торговле - если это торговое предприятие, в производстве - если промышленное), затем - обеспечить детальный учет на вспомогательных участках и уже потом - автоматизировать конкретные потребности отдельных специалистов и менеджеров предприятия.

3. Cистема "1C:Предприятие" была заложена как некая технология, на основе которой можно реализовать более специализированные системы. И первый продукт, который был сделан на ее базе, - это "1С:Торговля". Более двух лет назад мы занимались автоматизацией бухгалтерии. Примерно два года назад предприятия, главным образом торговые, стали вкладывать деньги в автоматизацию основной деятельности. Ведь именно у них рентабельность зависит напрямую от учета. Автоматизированная система в торговле - это основной инструмент. Ее выбором занимается непосредственно руководство. Развитие потребности торговых предприятий в таких системах и определило, что первой появилась система "1С:Торговля", потом "1С:Расчет" и, наконец, "1C:Бухгалтерия".

4. Сейчас разработкой системы "1С:Предприятие" занимается около 20 человек.

5. Cистема "1С:Предприятие" как бы двухслойная. Первый слой имеет конкретную готовую конфигурацию. Она рассчитана на менеджеров, директоров, бухгалтеров и применяется в какой-то конкретной отрасли, например, компонент "1С:Торговля" - в оптовой и мелкооптовой торговле. Есть готовые конфигурации для отдельных отраслей. Второй слой системы "1С:Предприятие" - это возможности, которые она предоставляет тем, кто сам может разработать конфигурацию. В этом случае она может использоваться в самых экзотических ситуациях, например, в АО Microsoft ей нашли применение для учета и распределения рекламной продукции, а в "Эрнст энд Янг" - для учета работы аудиторов.

Что касается внедрения, то фирма "1С" и партнерская сеть "1С:Франчайзинг" развивались параллельно. Организаций, специализирующихся на внедрении и входящих эту сеть, в России около 800. Многие адаптации системы "1С:Предприятие" на конкретные отрасли сделаны предприятиями именно этой сети.

6. Наибольшее число решений и опыт в системе "1С:Предприятие" накоплены в области автоматизации мелких и средних коммерческих предприятий, в частности оптовых и мелкооптовых торговых фирм. Этих предприятий и "по жизни" больше всего.

Мы стремимся делать универсальные модули без четкой отраслевой и местной специфики. А предприятия, входящие в "1С:Франчайзинг", разрабатывают на этой базе уже отраслевые решения с учетом специфики и даже собственные разработки продают. У них зачастую и специалистов больше. Например, входящая в "1С:Франчайзинг" компания "Рарус" насчитывает 80 внедренцев.

7. Фирма "1C" не участвует в тендерах. У нас - массовый продукт. Как в булочной - приходи и бери, что понравится. Батоны в тендерах не участвуют.

Что касается конкурентов, мы хотели бы подчеркнуть, что любая фирма, достигшая определенного успеха на рынке, - если ее специалисты сделали продукт и он нашел своего пользователя - заслуживает уважения.

Важно отметить, что "1С:Предприятие" строится не по модульному принципу, как многие другие продукты, а по компонентному. И компоненты - оперативный учет, бухгалтерский учет и расчет - не предназначены конкретно для, например, склада, кассы, учета материалов. Каждый компонент поддерживает некоторую модель работы с данными и может использоваться для решения разных задач. Как, например, текстовый процессор может служить для составления договоров, написания статей - т. е. для выполнения разной по характеру работы.

8. "1С:Предприятие" будет развиваться функционально в сторону большей интеграции процессов учета и анализа, а также в направлении расширения набора прикладных конфигураций, которые будут ориентированы на конкретные отрасли.

9. Система "1С:Предприятие" продается с сентября 1997 г., число проданных систем составило 30 тыс. (в основном "Торговля и склад", "Зарплата и кадры"). Поскольку самим внедрением занимаются партнеры, число проектов, которые уже работают и которые еще внедряются, сразу оценить трудно.

"Галактика"

1. Что такое КИС? Это система, которая должна:

  • охватывать полный цикл задач управления в производстве или торговле (анализ, планирование, производство, учет и снова анализ);
  • иметь платформу, способную создать комфортные условия для предприятий разного уровня, входящих в корпорацию, обеспечивая не только масштабируемость, но и полную преемственность пользовательского интерфейса;
  • связывать существующие информационные системы в единую корпоративную, представляя информацию для высшего руководства в сжатом и удобном для принятия решений виде.

2. Очень важно учитывать отраслевую специфику. В любом случае требуются модули, отвечающие за бухгалтерский учет, логистику, управление производственной деятельностью и, наконец, за автоматизацию самого процесса управления корпорацией в целом (календарно-сетевое планирование, управление проектами, кадрами, финансами и маркетингом).

3. "Галактика" начала свой путь в 1987 г. c автоматизации крупных и средних промышленных предприятий машиностроительной и оборонной отраслей. Первая наша система, "Атлант", предназначалась для автоматизации управления производством. Причем за основу мы взяли не бухгалтерский учет, а технико-экономическое планирование производства. Затем мы работали с торговыми предприятиями (1991-1993 гг.). Уже тогда после анализа работы пришло понимание того, что сам подход к построению КИС на базе бухгалтерского учета неправильный, поскольку первичными являются операции, а бухгалтерия - это уже их отражение по факту свершения. Именно поэтому в процессе проектирования комплекса "Галактика" постарались охватить все аспекты деятельности крупных предприятий, а начали с маркетинга.

4. Над "Галактикой" трудится департамент разработки, включающий семь отделов. Непосредственно отладкой занимаются две группы разработчиков: одна - технологической платформой, другая - прикладными решениями. Первоначально каждая состояла из 10 человек и этого было достаточно, а сейчас у нас более 100 специалистов и все равно людей не хватает.

5. Наши заказчики - это в основном средние и крупные предприятия. Есть более дешевые продукты и лучше адаптированные для мелких фирм. В силу того что "Галактика" работает на многих предприятиях в разных отраслях, она "впитала" в себя бизнес-процессы этих предприятий.

На сложных объектах мы проводим полный комплекс работ по настройке системы, обучению персонала, проведению пуско-наладочных работ. Именно этот подход обеспечивает 100% успеха внедрения системы на предприятиях и в конечном итоге решение задач управления.

6. В числе объектов наиболее успешного внедрения можно назвать финансово-промышленные группы; предприятия, работающие с нефтью и нефтепродуктами; предприятия нефтегазовой отрасли, энергетики, цветной и черной металлургии, связи, горнорудной, химической, пищевой, фармацевтической промышленности, оптово-розничной торговли, строительства и машиностроения.

7. Мы участвуем в тендерах вместе с "Парусом", конкурируем с фирмой "АйТи" в основном в сфере маркетинга (на "круглых столах", но не в тендерах). Что касается западных разработок, то здесь нужно особо выделить систему R3, с которой мы часто встречаемся в тендерах.

8. Отдел концептуального проектирования обрабатывает ежегодно более 10 тыс. запросов пользователей по доработке системы. При дальнейшем совершенствовании комплекса упор будет сделан на более активную регламентацию действий пользователя в рамках системы, усиление управленческих функций, более глубокий учет отраслевой специфики предприятий.

Большое внимание мы уделяем платформе, на которой работает система "Галактика". Сейчас поддерживается работа с Oracle, Btrieve и MS SQL Server. В планах развития технологической платформы комплекса "Галактика" предусмотрена поддержка Sybase, Informix и DB2.

9. Уже проведено около 2 тыс. инсталляций "Галактики" на территории СНГ, причем 80% объектов реально работают с системой (сюда не включены те, кто приобрел ее недавно). Речь, правда, может идти не обо всей системе, а об отдельных модулях. Чаще других покупают, например, модуль бухгалтерского учета.


Михаил Глинников - научный редактор, Алексей Орлов - главный редактор журнала "Мир ПК". Контактный телефон в Москве: (095) 253-92-27

1069