Коллекции сезонов 1996-1997 гг.
Параллельные миры
Проповедники
Прихожане
В каждой шутке есть доля шутки
И еще о выставке

Перепишите свои бизнес-процессы семь раз,
трижды постучите по аутсорсингу,
потрите ладонью клиент-сервер и будет вам счастие...

Из инструкции по внедрению корпоративной системы. Книга 3. Стих 7


Опытный конферансье, выходя на сцену, отпускает сначала пару пробных шуток, внимательно прислушиваясь к реакции публики. А затем уже в зависимости от этой реакции он строит свое дальнейшее выступление, остря тонко, изящно или солоновато, но доступно каждому. Журналисты, консультанты, маркетологи фирм-разработчиков точно так же постоянно пускают пробные шары и, как только публика начинает реагировать, сразу поднимают новую тему на щит.

Коллекции сезонов 1996-1997 гг.

В 1996 г. последним криком моды была торговля. Считалось дурным тоном, рассказывая о своих, скажем, бухгалтерских разработках, не упомянуть об отлаженном интерфейсе с программой "Торговый зал", системами поддержки кассовых аппаратов и сканеров штрих-кодов. Шлейф этой моды протянулся едва ли не до середины следующего года. Однако "дома высокой моды" уже прошлой зимой проектировали новую коллекцию, и с начала 1997 г. засверкала тема управления. Как и любая другая новинка, она поначалу многим казалась диковатой, но потом была дружно подхвачена широкими программистскими и консалтинговыми массами.

Конферансье использовал проверенные на Западе репризы. Они назывались "бизнес-процессы", БПР (бизнес-процесс-реинжиниринг), MRP (Material Requirement Planning), "бизнес-консалтинг", "единое информационное пространство корпорации", "логистика", "управление ресурсами" и т. д.

По нашим данным, только на московском рынке представлено около 550 производителей (или, как в случае с иногородними фирмами, их генеральных дистрибуторов) финансово-экономического программного обеспечения. Добрых три четверти из них в 1996 г. вдруг стали разработчиками торговых комплексов, а к осени 1997 г. не менее полусотни объявили себя поставщиками управленческих систем.

Параллельные миры

На наш взгляд, в действительности существуют два слабо связанных между собой мира. Первый, виртуальный, - это мир "круглых столов", конференций, статей, презентаций, пресс-релизов, рекламных слоганов, толстых томов образцово-показательных проектов. Второй - мир реально установленных, зачастую безнадежно устаревших, но работающих программ, облегчающих работу конкретных служащих или позволяющих проанализировать собранные в компьютере данные.

Чем крупнее заказчик (покупатель), тем менее четко он представляет себе, какие бывают программы, что они могут, как вообще можно доверить бизнес информационным системам. Красиво напечатать отчетность для налоговой инспекции - это понятно. Вести в компьютере бухгалтерские журналы чуть сложнее, но в общем-то доступно. Формирование и хранение документов тоже не вызывает вопросов.

Документооборот воспринимается уже труднее. Но когда речь идет о корпоративной информационной системе управления бизнесом, тут даже самый здравомыслящий руководитель отказывается это понимать.

Но тем интереснее ситуация. Когда никто не знает точно, что это такое, в понятие можно вкладывать все что угодно, не заботясь о связи с действительностью. На одном из ноябрьских "круглых столов" по теме "Управление" мы наблюдали последовательное выступление двух ведущих разработчиков. Каждый рассказывал о своей управленческой системе. При этом одна из фирм продавала бухгалтерские программы, а другая - систему документооборота.

Проповедники

Свидетели Иеговы, сайентологи, творцы корпоративных систем или бизнес-консультанты должны создать некую модель, концепцию, придумать собственную терминологию и заставить поверить во все это прессу и клиента (прихожанина).

Давайте посмотрим, как, какими словами "зомбируют" свою жертву наиболее искушенные в этом деле западные производители управленческих систем. Откроем рекламу фирмы SAP и прочитаем следующее (желательно вслух и с выражением):

"Система R/3 незаметно направляет весь массив стратегических хозяйственных процессов в один логический поток, который включает финансовый менеджмент, управление персоналом и управление ресурсами, но не ограничен ими и позволяет предприятию быть чрезвычайно прибыльным и одновременно оправдывать ожидания акционеров. ...Благодаря структурированной методологии, позволяющей распознать будущие специфические потребности отраслевых хозяйственных процессов, SAP R/3 обеспечивает информацией, необходимой для достижения успеха. Карта хозяйственного процесса очерчивает примеры ключевых хозяйственных процессов, сосредотачивая внимание на тех процессах, которые характеризуются максимальной прибыльностью капиталовложений".

Заключив этот шедевр в рамочку, мы повесили его на стену. Однако, чтобы не обижать SAP, приведем в пример другого мирового лидера, недавно выступившего миссионером на российских просторах. Вот о чем вещает нам в своих откровениях компания BAAN: "Продукт BAAN уникальным образом поддерживает непрерывные улучшения деятельности предприятий посредством возможности его динамического моделирования".

Когда нельзя понять или проверить, остается только поверить.

Прихожане

Заметим, что приведенные выше цитаты мы взяли из каталога выставки "Управление-97". Нужно отдать должное ее устроителям, которые очень четко отследили модную волну и собрали около 100 фирм-участниц. А рассматривая "Управление-97" как одну из компьютерных экспозиций, можно предположить, что она заняла нишу крупных прикладных разработок и сложных проектов в области информационных технологий.

Как и на других компьютерных выставках, наш центр исследований экономических систем "Бизнес-Программы-Сервис" проводил здесь анкетирование посетителей. В итоге удалось собрать более 400 заполненных анкет. Несмотря на присущий нам нигилизм, анкеты были серьезные, а опрос и обработка осуществлялись вполне профессионально.

Однако еще до всех этих событий нас мучили сомнения. Если на бухгалтерской выставке представлен бухгалтерский "софт", а на торговой - торговый, то, следовательно, на выставке "Управление-97" должны быть управленческие программы? Поэтому мы вставили в анкету один каверзный вопрос: "Что, по вашему мнению, относится к управленческим программам?" Результат (%) приведен ниже.

Да, выводы напрашиваются совершенно неожиданные. Под управленческими люди понимают прежде всего аналитические программы, системы автоматизации документооборота и правовые базы данных. Но все они были и ранее, да и сейчас есть. Возможно ли, что управленческие системы как класс не существуют? Неужели это миф?

В каждой шутке есть доля шутки

Безусловно, мы несколько перегнули палку, подошли к вопросу однобоко. Однако сделали это сознательно, чтобы немного отрезвить тех, кто свято верит каждому рекламному слову разработчиков и консультантов. Ведь они тоже перегибают, но в другую сторону.

Кстати, почему у нас все время разработчики упоминаются в сочетании с консультантами? Дело в том, что внедрение корпоративной (управленческой) системы в ее сегодняшнем понимании подразумевает сначала оптимизацию существующего менеджмента на предприятии или тот самый реинжиниринг бизнес-процессов. Считается, что данная часть работы должна выполняться бизнес-консультантами. Термин "бизнес-консалтинг", правда, тоже мало кто понимает. Но это уже отдельная тема.

Рынок управленческих систем еще только формируется. Сами системы также находятся скорее на стадии испытания упрощенных моделей. Бухгалтерские программы как продукт созревали четыре-пять лет при том, что предмет автоматизации был вполне четко обозначен и регламентирован. Системы управления бизнесом и финансами существенно сложнее. А менеджмент по-российски не поддается не то что программному, но даже простому словесному описанию.

Поэтому если считать точкой отсчета январь 1997 г., то появления рынка вполне законченных систем этого класса можно ожидать не ранее 2001-2003 гг. Конечно, отдельные фирмы (например, "Галактика") начали работу над подобными системами на год-полтора раньше. Поэтому у них есть фора. Другие же ("Формоза-Софт"), наоборот, включились в гонку с некоторым опозданием.

В любом случае пользовательский рынок, за который уже борются разработчики крупных систем, пока только формируется. Реальные деньги, настоящий интерес, готовность принять новые управленческие и информационные технологии - все это еще впереди. Но добыча ожидается крупная. Потому-то и возникла мода не столько на почве конкретного спроса предприятий и корпораций, сколько из-за желания разработчиков, консультантов, а кстати и некоторых журналистов, заранее застолбить место под солнцем.

И еще о выставке

Не так важно, с чего начинается развитие нового рынка - с реальных программ или с мифа, игры. История формируется на наших глазах. Важно уметь разглядеть ее.

Поскольку выставка, о которой мы упоминали, была первой, ее итоги особенно интересны. Поэтому приведем еще некоторые результаты анкетирования.

В среднем процентный состав посетителей выставки по их должностям представлен ниже. Для сравнения приведены аналогичные показатели еще одной популярной выставки.

Видно, что менеджеры откликнулись, хотя и не так активно. Стоит отметить немалую долю управленцев среднего звена и неожиданно высокий процент преподавателей.

Многих посетителей интересовали чисто консалтинговые услуги, однако большинство не забывало и о программах. Ответы на вопрос "Какие программы Вас интересуют?" распределились в процентном отношении следующим образом:

И вновь вперед вышли аналитические программы. Даже на управленческой выставке бухгалтерские и правовые системы оказались более необходимыми, нежели корпоративные. Возможно, одна из причин этого кроется в излишней усложненности самих корпоративных систем и, в частности, способа их представления. С образчиками рекламы мы знакомили вас выше.

На предприятиях компьютеры, как правило, объединены в сети. Более того, около 60% опрошенных ответили, что их фирмы имеют доступ к глобальным информационным сетям. Это очень высокий показатель. Причем в числе тех, кто стал использовать в работе возможности глобальной сети Internet, были и сами организаторы выставки. Так, фирма "Экспосервис-1", разместив на своих страницах (http://www.exposervice-1.ru) информацию о каждом из ее участников и всех сопутствующих мероприятиях, фактически создала виртуальную экспозицию. Здесь теперь можно найти информацию не только о прошедших, но и о будущих выставках, организуемых этой фирмой, что особенно удобно для российской глубинки.


Николай Комлев - генеральный директор центра исследований экономических систем "Бизнес-Программы-Сервис". Контактный тел.: (095) 281-24-43. E-mail: komlev@arep.msk.su, http://www.gamma.ru/sfin/financist.html

573