"Быстрые деньги"
На службе прогресса
Виртуальные очки
Виртуальная экспозиция
Виртуальные миры в Internet
Производители
Игры с поддержкой виртуальных очков

Два года назад произошло долгожданное событие, которое с радостью воспринял весь компьютерный мир: у нас появились наконец бытовые шлемы виртуальной реальности (ВР) для ПК. Целых три модели. Мы писали о них в статье "А мне летать охота!" ("Мир ПК", #2/96, с.166). Затем в России начался самый настоящий "виртуальный" бум - многие пользователи и предприниматели, несмотря на сравнительно высокие цены, спешили приобщиться к модной технологии. Стильные шлемы VFX-1 компании Forte и I-Glasses от Virtual I/o мелькали на страницах журналов, демонстрировались на выставках и в компьютерных салонах, предлагались в игровых залах. И вот пришло время подвести итоги.

Приходится честно признать - первое пришествие виртуальных технологий провалилось. Люди не получили того, чего ожидали, разочаровались и переключили свое внимание на другие модные новинки. Действительно, зачем портить глаза в неудобном шлеме, когда за те же деньги можно купить большой монитор и трехмерный акселератор 3Dfx. С такой конфигурацией результат сразу становится ощутимым. Полное "погружение" в виртуальный мир здесь не получается, зато качество изображения впечатляет. А если добавить к нему хороший трехмерный звук, наличие удобного джойстика, возможность вывода изображения на большой ТВ-экран, пожалуй, будет не хуже, чем в дорогих игровых аппаратах. Но все-таки хотелось бы большего - проникнуть "внутрь", оказаться самому в центре событий. Попробуем ответить на вопрос: каковы перспективы у виртуальной реальности?

Относительно будущего мультимедийных шлемов ВР, предназначенных для игр, сказать что-то конкретное сложно. Из трех начавших разрабатывать это направление фирм VictorMaxx Technologies (шлем CyberMaxx), Virtual I/o (I-Glasses) и Forte Technologies (VFX-1), первые две уже не существуют. Компания Forte, хотя и продолжает выпускать VFX-1, из-за серьезных финансовых проблем отложила свои наиболее амбициозные проекты (например, выпуск новой модели VFX-2) до лучших времен. Других моделей, нацеленных на потребительский рынок (ценой до 2 тыс. долл.), я не знаю. Зато индустрия промышленной виртуальной реальности развивается достаточно динамично. Многие компании предлагают свои решения в области создания разнообразных тренажеров, медицинских комплексов, графических систем для моделирования и визуализации. Весомый вклад вносит и индустрия развлечений - сейчас в мире насчитывается более 4 тыс. игровых комплексов ВР, и их число постоянно растет. На рынке представлены десятки разновидностей шлемов, датчиков, перчаток, различных сенсоров и систем стереовидения. Попытаюсь рассказать вам о некоторых из них.

"Быстрые деньги"

Если вас интересуют виртуальные комплексы, предназначенные для оборудования игровых залов, то обратите внимание на систему QuickSilver VR от Liquid Image Corp. Она рассчитана на двух игроков и базируется на специально доработанной версии известной игры Duke Nukem 3D. Кроме того, ее можно использовать для игр Doom, Doom II, Ultimate Doom и Heretic. В комплект поставки входят два компьютера (минимальная конфигурация: Pentium 200, 32-Мбайт ОЗУ, 4 Мбайт 3D SVGA, 32-голосная звуковая плата), акустические системы с поддержкой объемного звучания, устройства для отслеживания движений (трекеры SpacePad фирмы Ascension) и два шлема ВР серии MRG.

Имеется несколько моделей шлемов, отличающихся значениями разрешающей способности и качественными параметрами. В базовом варианте предлагается относительно дешевый шлем MRG 2.2, который по качеству изображения не сильно отличается от Forte VFX-1. Но при желании вы можете заказать модель X3, обеспечивающую реальное разрешение SVGA (6405480) и быструю скорость реакции - всего 15 мс. Все шлемы оборудованы акустическими телефонами Sony и работают от сети 120/240 В.

Очень интересна конструкция трекера SpacePad: его передатчик в виде тонкой спирали вмонтирован в специальный коврик, который стелится на полу игровой конструкции и излучает магнитное поле, - таким образом с помощью сенсоров, установленных в шлеме и манипуляторе, считываются все движения головы и руки. Игра сводится в основном к классической дуэли двух противников в мире Duke Nukem, хотя возможно и коллективное истребление компьютерных монстров. Цена такого виртуального комплекса в зависимости от конфигурации составляет 25-40 тыс. долл.

http://www.mbnet.mb.ca/~havelk/

На службе прогресса

Компания Virtual Research Systems занимается разработкой и системной интеграцией виртуальных комплексов для решения более серьезных задач. В первую очередь это различные научные и промышленные проекты, требующие создания сложных объемных миров или визуализации физических процессов, которые невозможно (или очень дорого) реализовать "вживую". Типичным примером может служить процесс разработки узлов и компонентов для машин класса "Формула-1", практически полностью на первых этапах осуществляемый с помощью компьютерного моделирования. И только когда все детали доведены и состыкованы друг с другом, а виртуальные испытания подтверждают заданные аэродинамические и технические параметры, начинается физическое воплощение машины.

С 1991 г. Virtual Research выпустила уже пять поколений шлемов ВР. Среди них обращает на себя внимание модель V8, обеспечивающая разрешение вплоть до 19205480. Она предназначена для современных имитаторов и используется в некоторых аэрокосмических тренажерах. Небезынтересно отметить, что Virtual Research купила права на технологию I-Glasses, и в скором времени эти шлемы в доработанном варианте опять поступят в продажу.

http://www.virtualresearch.com/

Шлемы виртуальной реальности
Модель Производитель Разрешение, пикселов Угол обзора (по горизонтали и вертикали), град. Дисплей Цена, долл.
FOHMD CAE-Electronics 1000x1000 127/66 Волоконно-оптический 250 000
dVISOR Division 345x259 105/41 Цветной ЖК 5 000
VFX-1 FORTE Technologies 428x224 46/35 Цветной ЖК 695
CyberEye General Reality 420x230 22,5/17 Цветной ЖК 1 995
SenseCover cx2 IMP ART 400x300 120/90 Цветной ЖК 8 700
Sim Eye 60 Kaiser Electro-optics 1280x1024 60/100 Цветной 135 000
Vim 1000pv Kaiser Electro-optics 2340x230 100/30 Цветной ЖК 6 495
Vim 500pv Kaiser Electro-optics 780x230 40/30 Цветной ЖК 2 495
Cyberface 2 LEEP 479x234 140/0 Цветной ЖК 8 100
MRG 2.2 Liquid Image 240x240 84/65 Цветной ЖК 3 495
MRG 4 Liquid Image 480x234 61/46 Цветной ЖК 2 195
MRG 3c Liquid Image 768x556 84/65 Цветной ЖК 5 500
Datavisor 80 nVision 1280x1024 80/80 Цветной >100 000
Datavisor HiRes nVision 1280x1024 52/52 Цветной 24 900
Datavisor VGA nVision 640x480 52/52 Цветной 24 900
HMSI Model 1000 RPI 450x240 45/32 Цветной ЖК 5 000
CyberMaxx 2.0 (снят с производства) VictorMaxx 780x230 (180) 56/56 Цветной 899
I-Glasses (Pro) (снят с производства) Virtual I/O (180) 30/30 Цветной ЖК 799
I-Glasses (Home) (снят с производства) Virtual I/O (113) 23/23 Цветной ЖК 599
PID P1 Virtual Reality 479x234 63/0 Цветной ЖК 5 000
PID 131 Virtual Reality 128051024 40/30 Черно-белый 56 000
PID 133 Virtual Reality 1280x1024 40/30 Цветной 87 000
VR4 Virtual Research 7425230 (170) 60/60 Цветной ЖК 7 900
FS5 Virtual Research 800x600 55/55 Цветной 19 900

Виртуальные очки

Одновременно со шлемами ВР на рынке появились так называемые виртуальные стереоочки, основанные на технологии поляризации изображения, - четные и нечетные строки видеосигнала с некоторой задержкой отображаются соответственно для правого и левого глаза. Этот простой и недорогой метод не дает, правда, пользователю возможность интерактивно взаимодействовать с трехмерным миром (поворачивать голову, смотреть вверх и вниз), зато позволяет создавать впечатляющие трехмерные картины на мониторе компьютера и даже кодировать обычные видеофильмы. Такой комплект очков с затворами может работать практически с любой конфигурацией ПК и не требует наличия специальных аппаратных ресурсов. Нет здесь ограничений и в выборе рабочего разрешения - можете установить хоть 160051200, если ваши видеоадаптер и монитор поддерживают это значение с достаточной частотой развертки.

Из наиболее распространенных бытовых комплектов стоит особо выделить SimulEyes VR (компания Stereo Graphics), 3D-Max (Kasan Electronics), VR Surfer (Vrex) и две модели российских производителей - 3D Stereo Set (фирма "Русский щит") и 3D-bis (фирма "Блеск"). Думаю, что именно поляризационная технология формирования трехмерного изображения, несложная и дешевая, имеет шансы первой при-внести в нашу жизнь элементы виртуальной реальности. Некоторые производители графических процессоров и акселераторов уже стали интегрировать в них средства поддержки стереоочков. Так что вскоре достаточно будет включить ВР-очки в предназначенный для них разъем на графической плате, и вы сможете наслаждаться трехмерными играми и слайд-шоу, путешествовать по Internet или смотреть объемные фильмы. Помехой этому является лишь отсутствие единого стандарта на программные библиотеки API, и каждому производителю приходится сейчас самостоятельно писать все драйверы и договариваться о поддержке своих продуктов с разработчиками ПО.

К одному компьютеру можно подключить большое число ВР-очков, поэтому с их помощью очень часто оборудуют целые лекционные залы или презентационные комнаты. Если для ваших задач по каким-либо причинам очки не подходят, приобретите специальные ЖК-стереоэкраны, устанавливающиеся, подобно защитным фильтрам, сразу на монитор. Кроме развлекательной сферы, комплекты стереовидения применяются в медицине, образовании, архитектуре, дизайне и т. д. Например, ими удобно пользоваться при изучении анатомии человека для облегчения визуального восприятия информации.

http://www.stereographics.com/
http://www.vrex.com/
http://www.kasan.co.kr/

Виртуальная экспозиция

В 1997 г. английский Музей натуральной истории (Natural History Museum) организовал необычную выставку. Была открыта галерея, посвященная знаменитому путешествию капитана Кука на барке Endeavour к берегам Австралии (1768-1771). Своеобразие этой экспозиции заключалось в том, что трехмерная модель корабля в натуральную величину со всеми экспонатами на борту находилась... в виртуальном пространстве! Посетители могли с помощью двух больших экранов и джойстика исследовать корабль, рассматривать разнообразные образцы флоры и фауны пятого континента, найденные останки ископаемых, а также изучать документы, карты и другие свидетельства, сохранившиеся со времен этого удивительного путешествия.

Работа по созданию экспозиции продолжалась более года. Оригинальные экспонаты были отсканированы специальным оборудованием и переведены в трехмерные модели. В ближайшее время работники музея рассчитывают перенести эту выставку в Internet и сделать ее доступной для всех желающих.

Программное обеспечение для создания виртуальных миров
Продукт Фирма Платформа Цена, долл.
CDK Autodesk DOS 2500
dVise Division SGI 55000-200000
WorldToolKit Sense8 SGI, Sun, DOS, Windows, NT 795-12500
Superscape VRT Superscape DOS,Win95 3995
MindRender (API) ThemeKit DOS 150-600
VREAM VREAM DOS 595
2Morrow Tools 2Morrow DOS 100

Перчатки для систем ВР
Модель Фирма Тип Число сенсоров Цена, долл.
Dexterous Exos Механические 20 15000
Hand Master 5th Glove Fifth Dimension Technologies Оптоволоконные 5 495
Exoskeletal Hand Master Sarcos Механические 16 -
CyberGlove Virtual Technologies Механические 18 или 22 9800 - 14 500
DataGlove Greenleaf Medical Systems Оптоволоконные 10 -

Устройства для отслеживания движений
Модель Фирма Принцип работы Частота, Гц Время задержки, мс Число приемников Радиус действия, м Цена, долл.
InsideTrak Polhemus Магнитный 30 12 2 1,5 999
IsoTrak II Polhemus Магнитный 30 20 2 1,5 2875
FasTrak Polhemus Магнитный 30 4 4 3 6050
Flock Of Birds Ascension Магнитный 144 - 30 1 2695
FOB/10 Ascension Магнитный 144 - 30 3 8090
VR-360 Angularis Инерционный 500 2 1 6 9200
V-scope Eshed Science & Technology Ультразвуковой 100 2 1 3,6 2800
CyberTrack General Reality Инерционный 30 50 1 - -

Устройства для контактного воздействия
Модель Фирма Объект воздействия Цена, долл.
Teletact II ARRC/Airmuscle Рука, пальцы 4 900
Interactor Aura Systems Грудная клетка 89
DTSS X/10 CM Research Кожа 10 000
TouchMaster Exos Пальцы -
Force ArmMaster Exos Плечо, рука -
SAFIRE Exos Запястье, пальцы -
Exoskeletal Master Sarcos Рука, пальцы 100 000
Phantom SensAble Technologies Один палец 19 000
CyberTouch Virtual Technologies Рука, ладонь 14 800
Tactools XTT1 XTensory Кожа 1 500

Виртуальные миры в Internet

http://www.cybertown.com/
http://www.worlds.net/
http://www.vr.org.au/

Производители

http://www.fortevr.com/
http://www.virtuality.com/
http://www.thunderseat.net/

Игры с поддержкой виртуальных очков

  • Hexen II
  • Quake
  • Comanche III
  • Shattered Steel
  • Descent I, II
  • Terminal Velocity
  • Hi Octane
  • Magic Carpet
  • Havoc
  • Nascar Racing
  • Mad Space


Александр Курило - ведущий рубрики "Мультимедиа". Контактный телефон: (095) 158-53 86, e-mail: azazello@online.ru http://www.online.ru/sp/mpc/digest

8625