Все равно все программы с ошибками" - вот типичные размышления сегодняшнего пользователя. И знаете ли, к величайшему сожалению, неспроста такие мысли появились в наших головах. Индустрия программного обеспечения внезапно безоговорочно приняла концепцию "Пусть с ошибками, зато раньше конкурентов". Взаимное давление компаний-производителей друг на друга стало столь велико, что вопрос качества отошел на второй план. И как ни странно, "благодарить" за это мы должны американских пользователей. Именно они, являясь основными покупателями лицензионного ПО, умудрились проглядеть момент, когда потребитель перестает направлять производителя и начинает плестись у него на поводу. Результат не замедлил сказаться - мы имеем не то программное обеспечение, которое нам нужно, а то, которое нам дают. Благоприятным остается лишь рынок Unix, на котором действуют другие цены и требования к качеству куда выше.

Изменить что-либо, просто перестав покупать то или иное ПО, нереально. Предположим, что на территории бывшего Советского Союза пользователи сговорятся и одновременно перестанут покупать программный продукт какой-нибудь фирмы (ради бога, не подумайте, что речь идет о Microsoft!). Полагаете, сюда бросятся менеджеры этой фирмы, организуют крутую кампанию по изучению спроса и, выяснив причину нашего недовольства, понесутся назад исправлять ошибки и рассылать в срочном порядке заплатки? Не тут-то было! Они и пальцем не пошевелят для нас, потому что весь наш рынок приносит им всего-то полпроцента от общего дохода, как какая-нибудь захудалая провинция в США. А те, кто покупает 60-70% продукции этой фирмы, не помышляют о других пакетах. Что же, им все нравится? Да ничего подобного! Их, так же как и нас, замучили ошибки в программе, необходимость перезагружаться и желание расколоть свой компьютер топором. Но:

  1. Большая часть таких пользователей - корпорации, и они не могут в одночасье перейти на другие программные средства хотя бы потому, что деньги в предыдущие версии ПО уже вложены, а оно еще не окупилось (читай: "акции и билеты МММ").
  2. К продуктам уже докуплено огромное количество других программ и написаны тонны кодов, которые могут превратиться в ничто, стоит только выбрать ПО конкурента (читай: "наркотическая зависимость").
  3. Конкурирующий продукт, хоть его все и хвалят, не обладает такими привычными возможностями, не так удобен в работе и тоже начинен ошибками (читай: "из двух зол выбирают меньшее").
И уж совсем чудовищную ситуацию создали OEM-поставщики. Они, не глядя вокруг и не спрашивая покупателей, подписывают многомиллионные контракты на предустановку того или иного ПО. Вы, покупатель, приходите выбрать компьютер. Все хорошо, все вас устраивает, кроме "налитого" в него программного обеспечения, - вас от него воротит. И что, вы не станете покупать этот компьютер и поищете другой с тем ПО, которое вам нравится? Вряд ли! Скорее зародится мысль стереть все к чертям собачьим... Зародится и погаснет - денежки-то уже вложены. А тут еще приятель мимоходом бросил: "Ну и подумаешь, "глюкает" немножко, а кому сейчас легко?" Да и где гарантия, что другие программы будут работать нормально?

В матушке-России положение просто аховое. Попробовать программу на халяву невозможно - демонстрационных версий программного обеспечения с ограниченным сроком работы в Москве-то с Питером днем с огнем не сыщешь. Ну а те, что есть, не скажут вам ни о чем: несколько замечательных слайдиков да куча хвалебных слов. За рубежом можно купить коробку с гарантией. Это значит, что если вам пришлось не по душе купленное средство, вернете его в магазин, получите деньги назад и забудете о случившемся. У нас в стране такой трюк не пройдет - что с возу упало... Никто у вас обратно коробку не возьмет ни с какими претензиями. Получается, что прямая дорога всем нам на Митинский рынок за "демократическими" версиями. Не устраивать зрелища с экзотическими плясками на ни в чем не повинных дисках надо, а грамотно торговать. Тем более что отечественный рынок действительно огромен, но для основных производителей ПО - это пока лишь потенциальный рынок.

527