Как все начиналось
В сказочной стране
Правила игры
Что еще нужно, кроме карт
Пять видов магии к вашим услугам
А теперь дуэль!

Советы, помогающие выиграть


- Послушай-ка, Лэм, а что ты думаешь о Magic the gathering? - спросил, не оборачиваясь, Мэт своего друга.

- Чем-то напоминает Master of magic и Master of Orion, - последовал ответ.

Мэт, оторвав напряженный взгляд от экрана монитора, испытующе посмотрел на Лэма, стоящего в дверях, и с нескрываемым изумлением спросил:

- И это все?

А затем после небольшой паузы воскликнул:

- Лэм, ты безнадежно отстал от времени - не поспеваешь за развитием индустрии компьютерных игр!

Такой диалог, наверное, мог состояться еще недавно между жителями одной из далеких планет, если бы на ней была жизнь. А теперь, если не хотите оказаться в будущем на месте Лэма, прочитайте внимательно эту статью.

Речь пойдет о новой компьютерной игре Magic the gathering (в переводе буквально: "Собирание магии", далее MTG). Чтобы вы лучше поняли сущность предлагаемой игры, для начала мы расскажем вам историю ее возникновения. Да, у этой игры уже есть своя история!

Как все начиналось

Итак, в 80-х годах в США появилась новая настольная игра. Она стала одной из многих семейных игр, увидевших свет в последние несколько десятилетий, и получивших признание, а не канувших в Лету. Причем не просто не канувших - в Соединенных Штатах начали проводиться национальные первенства с награждением победителей. Почему семейные игры получили здесь такое широкое распространение и почему новая игра сразу выделилась среди них ? На эти вопросы нет однозначного ответа.

Так, одна из причин появления большого числа настольных игр, возможно, состоит в том, что телевизор как средство отдыха постепенно перестает удовлетворять человека - зритель хочет быть непосредственным участником событий, самостоятельно решать поставленные задачи, а не погружаться в виртуальный мир, созданный режиссером очередного художественного фильма. Залогом же успеха новой игры, по-видимому, стало ее очевидное родство с карточными играми, уже давно завоевавшими интернациональное признание.

Конечно, эту игру нельзя назвать прямым потомком общеизвестных "дурака" и бриджа. В ней удачно сочетаются и захватывающая многовариантность карточной игры, и интригующая атмосфера сказочного действа, и непредсказуемость различных видов магии, и превосходное качество самих карт, каждая из которых является авторской работой и выполнена с большим мастерством. Именно поэтому в компьютерном варианте рекомендуется играть при разрешении 1024Ё768 или 800Ё600 в режиме High Color.

Еще одним свидетельством успеха игры может служить тот факт, что сразу две компании выпустили ее компьютерные варианты. Но мы, чтобы не гнаться за двумя зайцами, остановимся лишь на версии MTG производства компании Microprose.

Если попытаться охарактеризовать эту игру в двух словах, то можно, на наш взгляд, смело утверждать, что речь здесь идет о концептуально новом синтезе. Наверное, возникает вопрос - а что же имеется в виду? Отвечаем: MTG - игра, которой трудно найти сколько-нибудь точный аналог. Ее непросто классифицировать, поскольку она вобрала в себя элементы приключенческой игры в реальном времени, ролевой игры, карточной, стратегической и даже игры в стиле "фэнтэзи". Если к этому добавить, что победить в ней, не зная правил, просто невозможно, то сразу становится понятно: играть в MTG понравится только человеку, мыслящему неординарно, глубоко и сосредоточенно.

В сказочной стране

События в MTG разворачиваются в сказочной стране Шандалар (Shandalar), где живут различные диковинные существа. Одни из них похожи на людей, например Повелитель зверей (Beast Master), другие - на животных, скажем, Драконы, Ящеры, а есть и вообще ни на кого не похожие. Поначалу они настроены к вам крайне недружелюбно, но можно их понять. Ведь когда-то это была мирная страна, где все любили друг друга и жили счастливо. Но вот пришла беда. Злой волшебник вместе с пятью разномастными пособниками хочет захватить власть и повелевать жителями свободного Шандалара.

Кто освободит от них сказочную страну? Кто изгонит чужаков? Конечно же вы! Однако медлить нельзя - действовать надо быстро и решительно. Промедление подобно смерти, ибо, если время будет упущено, то самозванцы наберут силу и произнесут ужасное заклинание, избавиться от которого уже не удастся (и вы проиграете).

Не думайте, что победа достанется легко. Даже если вы установите не самый высокий уровень сложности (всего их четыре, а наиболее сложный - Wizard), придется хорошо потрудиться, чтобы одержать верх над врагами. Показателем мощи вашего компьютерного соперника может служить тот факт, что в некоторых ситуациях компьютер с процессором Pentium-166 задумывается над ответным ходом во время дуэли - так называется бой в этой игре - на несколько (иногда и на несколько десятков) секунд. Поэтому желательно иметь 24-, а лучше 32-Мбайт ОЗУ.

Модуль, эмулирующий поведение вашего соперника, на языке специалистов-профессионалов называется программой искусственного интеллекта. Хотя задача, решаемая этим модулем при игре в MTG, принадлежит к комбинаторному типу и должна хорошо просчитываться с помощью компьютера, существует некий вероятностный момент, оценить который машине очень сложно, да и времени потребуется немало. Кроме того, не следует забывать, что программа искусственного интеллекта основывается на базе знаний, составляемой экспертом, т. е. человеком, которому, как и всем нам, свойственно ошибаться (хотя и в меньшей степени). И наконец, в программе искусственного интеллекта разработчиками был учтен человеческий фактор. На деле это означает, что иногда вы можете замечать за компьютерным противником ошибки, которые по "собственной инициативе" он никогда бы не допустил.

Правила игры

Как и в любой ролевой игре, вы сами управляете неким выбранным вами магом, путешествуете по Шандалару, выполняете небольшие поручения (здесь уже элементы приключенческого жанра) и набираетесь сил. Когда вы почувствуете, что достаточно сильны, надо приступать к выполнению основной своей миссии, а именно к освобождению сказочной страны от пяти злых магов во главе с ужасным чародеем.

Однако для одержания даже небольшой победы в первую очередь потребуется собрать такую колоду карт, которая могла бы принести вам успех. А чтобы знать, к чему следует стремиться, необходимо накопить боевой опыт (ведь карт несколько сотен и из них нужно выбрать наиболее эффективную колоду). Именно для этого разработчики игры предусмотрели возможность отдельной загрузки дуэли, и на первых порах настоятельно рекомендуется еще до начала самой игры провести несколько десятков поединков, чтобы подобрать соответствующую колоду карт. Полученный таким образом опыт очень пригодится вам в дальнейшем.

В начале новой игры вам дается некоторый набор карт разной природы (масти), но очень скоро становится понятно, что он весьма далек от совершенства. Приобрести недостающие для победоносной войны карты можно четырьмя способами.

Прежде всего, вы можете победить какую-нибудь бродячую нечисть, за что получите в конце боя несколько случайно выбранных карт. Второй способ - путешествуя по городам и весям, покупать необходимые карты (правда, для этого нужно иметь много денег). Далее, можно искать карты в разных местах: на аренах, базарах, в подземных темницах и т. п. На арене, например, за несколько карт нужно будет подраться, а на базаре, естественно, придется за них заплатить.

Четвертый способ заполучить необходимую карту состоит в том, чтобы выполнить соответствующее задание. Зайдите в один из населенных пунктов и поговорите со старейшиной. Если у него или у жителей его города (деревни) существуют проблемы, он может попросить вас помочь их разрешить. Зато в благодарность пообещает дать любую карту на выбор. Поэтому для формирования "крутой" колоды этот способ - наилучший.

Вообще, беседа с мудрыми людьми - весьма полезное занятие. Помимо задания и конечно же вознаграждения они могут выдать вам массу интересной информации, например раскрыть некоторые секреты замков ваших главных врагов или местоположение и особенности внутреннего устройства подземных темниц (и, кстати, подсказать, какие карты здесь можно найти). Кроме того, мудрые старцы могут снабдить вас едой, за количеством которой нужно постоянно следить, прикупая ее в деревнях, или, что самое важное, добавить несколько жизней к следующей дуэли. Если вы не ищете трудных путей, то можете несколько раз подряд зайти в один и тот же населенный пункт (после пересохранения игры). И не удивляйтесь, увидев в своем вещевом мешке 200 единиц еды.

А за выполнение некоторых заданий вам предложат один или даже несколько амулетов. Это очень ценное приобретение, поскольку амулеты тоже можно обменять на любую карту. Однако они принесут больше пользы, если применять их при произнесении заклинаний вне боя. С помощью таких заклинаний можно просто убить какую-нибудь настигающую вас тварь, не вступая с ней в бой, или быстро переместиться в нужное место на карте. В качестве источника энергии для этого вам как раз и пригодятся амулеты.

Секрет заклинаний изначально не известен, но его можно купить в определенном городе, а чтобы выяснить, в каком именно, следует внимательно читать сообщения, появляющиеся при выходе из населенного пункта. Попутно заметим: необходимо признать, что знание английского языка в MTG является не только желательным, но и необходимым условием, так как вам в процессе игры все время придется пользоваться подсказками, появляющимися на экране.

Что еще нужно, кроме карт

Как уже упоминалось, в Шандаларе существуют два типа населенных пунктов: город и деревня. Разница между ними не очень велика, но все-таки есть. В деревне дешевле еда, но и ваши карты оценят здесь невысоко, если вы захотите какую-нибудь из них продать. В городе же еда дороже, зато и карты можно тоже продать недешево. Кроме того, каждый город является столицей некоторой области, и маги-захватчики нападают именно на них. Стоит сказать еще об одной особенности игры. После боя вы можете, как и в беседе со старейшиной, получить информацию о местонахождении подземной темницы, в которой запрятаны несколько очень интересных карт, правда, за них придется побороться.

Однако даже самая лучшая колода не гарантирует вам победу. Во-первых, противники тоже далеко не "лохи" и колоды у них подобраны здорово, причем с самого начала. Во-вторых, карты есть карты, и вариант их неудачного расклада нельзя исключить. Поэтому вы должны быть готовы выдержать несколько ударов врага подряд в начале дуэли. Но как это сделать, если у вас всего 10 жизней в бою?

Конечно, старейшины могут добавить несколько жизней, но это временная мера, и получите вы их в следующей дуэли. А драться вам придется столько, что ни к каким дедам не набегаешься. Здесь может помочь выполнение некоторых специфических заданий. Их получают лишь в деревнях. Речь идет о передаче некоторого условного сообщения в один из городов (как правило, не очень далеко). За выполнение миссии вам обещают сделать "mana link".

У игроков со стажем, незнакомых с MTG, этот термин вызовет ассоциацию с увеличением магической мощи - "маны". Ничего подобного: вам просто добавят одну жизнь для дуэли, но, в отличие от помощи старых мудрецов, на постоянной основе. Осчастливленный вами город приобретет на карте белый цвет (вначале нейтральные города - желтые), и беречь его нужно как зеницу ока. Ведь если приспешники злодеев захватят этот город, у вас станет на одну жизнь меньше.

Пять видов магии к вашим услугам

Основным элементом в игре MTG является поединок, заключающийся в поочередном выкладывании противоборствующими сторонами карт, обладающих самыми разнообразными свойствами. Всего существует пять видов магии и, естественно, пять мастей карт, каждой из которых соответствует свой цвет. Опишем их более подробно. Белая магия черпает свою силу с девственных лугов. Основной акцент при составлении карт для этой магии был сделан на возможность эффективной обороны и на увеличение жизненной стойкости к ударам противника. Однако, поскольку без боевых частей выиграть дуэль представляется затруднительным, также было уделено внимание проработке и созданию атакующих подразделений. Теоретически (по описанию) белая магия несовместима с черной и красной.

Синяя магия растворена в водах, омывающих острова. Основной ударной силой синего мага является большое количество заклинаний, способных косвенно воздействовать на противника, подавляя его активность, смягчая или полностью нейтрализуя мощь наносимого удара. Синяя магия не сочетается с красной и зеленой.

Царство черной магии простирается над болотами и трясиной. Она берет свою силу из всякого гнилья. Черные маги довольно безжалостны, поэтому многие остерегаются встречи с ними. Они обладают, пожалуй, наиболее мощным набором разнообразных тварей, наделенных большим количеством специальных свойств. Естественно, черная магия противопоказана белой, а также зеленой.

Красная магия скрывается в необъятных недрах гор и жерлах вулканов. Красные маги - специалисты по наведению хаоса в рядах противника. Они повелевают грозными силами природы, вызывая землетрясения, управляют обычной и шаровой молниями, им подчиняются свирепые драконы. Красная магия не переносит синюю и недолюбливает белую.

Зеленая магия шелестит в кронах пышных лесов. В зависимости от настроения зеленые маги могут быть как безобидными, не желающими никому причинять вред, так и грозными разрушителями (до этого их просто не стоит доводить). Зеленая магия несовместима с черной и голубой.

Существует и еще одна - бесцветная магия. Ее отличительная особенность cостоит в том, что, имея собственные источники магической энергии - мишурныe фабрики (Mishra's Factories) и шахты, эта магия свободно поглощает "ману" любого цвета.

А теперь дуэль!

В начале любого поединка происходит тасование колоды, и затем обе противоборствующие стороны получают по семь карт. Далее ваши ходы чередуются с ходами противника. Каждый ход имеет шесть этапов:

Untap (переворачивание) - все использованные на предыдущем ходу карты возвращаются в боевое положение;

Upkeep (предотвращение) - иногда на этом этапе приходится платить за ранее произнесенные заклинания;

Draw (прорисовка) - из колоды выкладывается еще одна карта (если у вас есть соответствующее заклинание, то можно выложить несколько карт);

Main (основная фаза) - здесь обычно произносится большее число заклинаний и вызываются основные боевые единицы; можно атаковать противника своей армией;

Discard (отбрасывание) - если у вас на руках больше семи карт, то одна карта выбирается для помещения на кладбище (при наличии соответствующего заклинания этого можно избежать);

Cleanup (подчистка) - во всех видах войск восстанавливается жизнь и исчезают временные эффекты (как у вас, так и у противника).

Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не победит (т. е. у противника не останется жизней) или пока не закончатся карты. Тот, у кого это произойдет раньше, будет считаться проигравшим. Однако не стоит накапливать много карт. Если в вашей колоде их больше 61 (минимальное число - 41), то становится маловероятным выпадение нужной карты вовремя. В игре предусмотрена возможность составления трех различных колод, но активной в каждый момент времени может быть только одна. Изменение наборов карт (в игре они называются Deck) допускается только в городах или деревнях. Правда, если у вас есть соответствующее заклинание, поддержанное черными амулетами, такое изменение можно сделать в любом месте, но до начала боя. Необходимость иметь в распоряжении несколько колод обусловлена применением различных тактических приемов при борьбе с разными противниками.

В заключение хотелось бы еще раз сказать, что не может быть неинтересным компьютерный аналог игры, по которой уже не первый год проводятся национальные соревнования в США. В дальнейшем планируются и международные соревнования по MTG в Internet. Попробуйте сыграть - и новые ощущения вам гарантированы!


Андрей Леонидович Ездаков, Сергей Викторович Макаров - ст. преподаватели МГИЭТ. Контактный тел.: (095) 532-98-61.

Советы, помогающие выиграть

В начале игры не торопитесь ввязываться в дуэль. Лучше зайдите в ближайший населенный пункт, переберите свою колоду, отсортируйте лишние карты и попробуйте прикупить новые - более интересные.

Используйте магию только одного или в крайнем случае двух цветов. Это позволит вам с самого начала приступить к формированию "крутой" колоды и неплохо чувствовать себя уже на первых этапах борьбы.

Старайтесь покупать карты в деревнях, а продавать лишние в городах - это более выгодно. Помните, что при наличии в колоде 41 карты можно иметь не более чем три карты одного типа (в колоде, содержащей 61 карту, - четыре).

Прежде чем атаковать замок или "подземную темницу", получите о них побольше информации. Особенно важно знать, какое заклинание постоянно действует в этом месте, и подготовиться соответствующим образом.

Системные требования

Процессор Pentium-100, 16-Мбайт ОЗУ, 200 Мбайт на жестком диске, а в полностью автономном варианте без CD-ROM - до 500 Мбайт, SVGA-монитор c рекомендуемым разрешением 1024x768 в режиме High Color, не менее 2 Мбайт видеопамяти, мышь, клавиатура, ОС Windows 95, звуковая плата (хотя в документации о ней ничего не сказано, но без нее запустить MTG мы не смогли).