Часть вторая

Прогнозы - дело неблагодарное. Особенно в компьютерной отрасли, где принципиальные изменения происходят по нескольку раз в год. И особенно в России, где принципиальные изменения происходят еще чаще. И тем не менее...

И тем не менее информационный бизнес в России существует уже достаточный срок, чтобы можно было судить об определенных тенденциях и даже прогнозировать ситуацию на рынке труда специалистов-компьютерщиков. Об основных потребностях этого рынка мы уже писали (см. "Мир ПК", # 6/97, с. 187). Теперь рассмотрим перспективы тех или иных специалистов.

Продавцы (они же менеджеры по продажам, или "сейлзы", как их называют на жаргоне). Большинству потребителей известны собственно продавцы, т. е. продавцы розничные. Заметим, что характер этой работы постепенно меняется. Со временем эти должности, как и за рубежом, заполнят молодые люди, студенты или выпускники, разбирающиеся в технике и использующие подобную работу для повышения квалификации и наработки стажа. На такой работе долго не задерживаются, там много и не платят.

Другое дело - работники отделов продаж компаний. Это категория растущая, и потребность в таких работниках превышает предложение. Продавцы крупных компаний в первую очередь способны найти покупателя, выяснить, что ему нужно, объяснить покупателю, в чем он ошибается и что на самом деле ему необходимо совсем другое... и это другое ему продать. Техническая грамотность здесь очень важна, но еще важнее - способность общаться с клиентом, обсуждать условия контрактов, контролировать платежи и т. п. Специальные знания здесь варьируют в зависимости от того, что продается (компьютеры, программное обеспечение или комплексные решения) и кому (потребителям или дилерам), зато личные способности должны быть универсальны. Ценность подобного специалиста повышается при наличии опыта работы и личных связей.

По сути, именно продавцы обеспечивают существование компании, именно их деятельность приносит основной и конкретный доход. Их труд соответственно вознаграждается - не только оклад, но и проценты от совершенных сделок, бонусы и др. Продавцы зарабатывают много, но они и много работают. Итак, прогноз первый: потребность в продавцах будет всегда - пока есть рынок, и будет возрастать, пока рынок развивается.

Специалисты по обслуживанию рынка. В эту группу, кстати достаточно расплывчатую, входят специалисты по маркетингу и рекламе, пресс-секретари, public relations и т. п. У этой категории есть неоспоримый "плюс" - в число таких специалистов может попасть человек без технического образования, поскольку главное требование - знание рынка, точнее, его механизмов и персоналий. Есть и столь же неоспоримый "минус" - как правило, такая деятельность прямого дохода не приносит, поэтому расходы на нее сокращаются в первую очередь.

Впрочем, рынок без них не обходится. Постепенно такие должности из "непыльных местечек для хорошего человека" превращаются в действительно обслуживающие рынок профессии. Соответственно возрастают и профессиональные требования, в том числе требования к специальному образованию. Маркетолог компании-сетевого интегратора, например, может не иметь высшего математического образования, а вот любой курс по маркетингу почти обязателен. Да еще при этом необходимо знать специфику российского рынка вообще и компьютерного рынка в частности. Со временем обладающий совокупностью таких знаний человек может оказаться компании не по карману, и рано или поздно фирмы, особенно небольшие, станут обращаться к услугам специализированных агентств (рекламных, PR, маркетинговых...). Итак, прогноз второй: потребность в специалистах по обслуживанию рынка будет, пока рынок развивается, но при росте требований к квалификации будет сужаться круг компаний-работодателей за счет увеличения числа разнообразных профильных агентств.

Технические специалисты. Во-первых, это product-менеджеры - люди со специальным техническим образованием, которые, разбираясь в собственно технических вопросах, в состоянии решать еще и вопросы рыночные. Они должны не только досконально знать продукцию компаний-производителей и успешно общаться с представителями поставщиков (здесь, кстати, личное обаяние часто важнее технической грамотности), но и уметь составлять коммерческие предложения по продуктам (что сродни работе маркетолога). Таких людей много быть не может, а спрос на них должен расти.

Во-вторых, это менеджеры проектов - им, кроме умения составить проект, скажем, комплексной автоматизации предприятия, необходимо продать готовый продукт этому предприятию, а тут уже нужны способности продавца. К этой же категории можно отнести работников служб технической поддержки, которые непосредственно контактируют с пользователем (подумайте сами, какие способности нужны "технарю", чтобы объяснять по нескольку раз в день, как открывать Windows). Прогноз третий: технические специалисты будут нужны рынку, но стандартными способами подготовки здесь не обойтись. Именно в этом случае важным формирующим фактором является опыт соответствующей работы.

Мы не коснулись таких "вечных" должностей, как секретари, бухгалтеры или водители. И не только потому, что в их работе нет ничего специфически компьютерного. Просто здесь прогноз почти не возможен - с одной стороны, без них вроде бы никак нельзя, а с другой - развитие именно информационных технологий (всяких "виртуальных офисов" и "безбумажного делопроизводства") может в один день уничтожить сами эти должности.

А вот перспективы программистов или, скажем, верстальщиков, т. е. специалистов, напрямую с рыночными процессами не связанных, - тема вполне актуальная. И мы непременно к ней вернемся.


Петр Левицкий - консультант компьютерного кадрового агентства ENTER. e-mail: enter@osp.ru
http://www.osp.ru/enter