С давних пор люди, работающие на IBM-совместимых ПК c такими пакетами, как 3D Studio или AutoCAD, первыми приступали к освоению нового компьютерного оборудования, призванного повысить производительность их работы. В то же время они с завистью наблюдали за теми счастливчиками, которые могли позволить себе приобрести специализированные графические комплексы Silicon Graphics. Многие художники, несомненно, еще помнят, как при работе с 486-м процессором им приходилось оставлять ролики для рендеринга в 3D Studio на несколько дней, а в итоге из-за вкравшейся в модель ошибки все требовалось переделывать заново. Но постепенно ситуация менялась: появились процессоры Pentium, затем Pentium Pro. В наше время разрыв между комплексами на платформе Windows NT и специализированными графическими станциями сократился до минимума. Трудно сказать, какая идеология выиграет: апологеты открытой архитектуры ПК приводят статистику, демонстрирующую рост доли NT на рынке графических систем и профессиональных видеомонтажных комплексов, а сторонники SGI рассказывают о доступности новых моделей серии O2 и неограниченных возможностях суперкомпьютеров Onyx. В любом случае пользователи в выигрыше - оборудование становится все более мощным и универсальным, а цены постоянно снижаются. Однако даже самый быстрый компьютер с сотнями мегабайт ОЗУ не справится с задачами моделирования трехмерной графики без соответствующего графического акселератора. В этой области еще совсем недавно бесспорным лидером была компания 3D Labs (www.3dlabs. com), разрабатывающая специализированные графические процессоры (серии Glint, Permedia) и платы для ускорения работы с профессиональной графикой в Windows NT. Но теперь у нее появился серьезный конкурент - компания Dynamic Pictures (www. dypic.com, тел. в США: 800/ 464-3348), выпустившая графические платы на основе процессора нового поколения Oxygen.

Этот процессор имеет много общего с Glint 500TX. Он аппаратно поддерживает такие функции, как нанесение текстурных изображений (texture mapping), коррекция перспективы (texture perspective correction), обработка многоуровневых текстур (mip-mapping), сглаживание статичных и перемещаемых текстур (bi- и tri-linear filtering), использование тумана и атмосферных спецэффектов (fog/atmosphere FX), и др. (см. статью "Трехмерные графические акселераторы: как выбирать", "Мир ПК", #5/97, с. 174). Кроме того, в него уже встроен геометрический сопроцессор для ускорения работы с векторными трехмерными моделями (в платах, использующих Glint 500TX, для этого необходим отдельный геометрический сопроцессор Delta). Драйверы для плат семейства Oxygen поддерживают Windows 95 и Windows NT и оптимизированы для ускорения функций в приложениях, использующих интерфейсы (APIs) OpenGL, Heidi, Direct3D. Это в первую очередь популярные пакеты для трехмерного моделирования 3D Studio Max, Softimage и LightWave 3D (см. статью "Свет! Мотор! Анимация!", "Мир ПК", #11-12/96), а также различные программы для работы с САПР и НИС.

Младшая модель Oxygen 102 рассчитана на самый широкий круг пользователей, желающих получить максимальную производительность при минимальных затратах. По результатам последних тестов независимой организации OPC (OpenGL Performance Characterization), акселератор Oxygen 102 (в составе компьютера Dell Pentium Pro 200МГц) получил первое место за лучшее соотношение параметров цена/производительность, опередив 47 графических систем, включая комплексы производства фирм Silicon Graphics, Intergraph, 3D Labs, AccelGraphics, Digital Equipment, Hewlett-Packard, IBM и Sun Microsystems. Этот результат подтвержден всеми участниками. С момента ее образования в 1993 г. OPC (www.specbench.org/gpc/opc) регулярно проводит тестирование графических систем, предназначенных для работы с трехмерной графикой. Ее методика ViewPerf, включающая три теста (Advanced Visualizer, CDRS и Design Review), универсальна и не зависит от типа платформы и операционной среды. Главное, чтобы поддерживался стандарт OpenGL.

Ускоритель Oxygen 102 поставляется с 8 Мбайт синхронной памяти, его драйверы позволяют в зависимости от выполняемых задач динамически отводить память на поддержку рабочего разрешения и ускорение трехмерных функций. В результате эта плата не уступает по производительности 16-Мбайт акселераторам, использующим разделенные буферы ОЗУ (обычно 8 + 8 Мбайт) для прорисовки изображения и трехмерного ускорения. Если вы работаете с пакетами типа 3D Studio Max или Softimage, то оптимальным режимом будет 1024Ё768 при частоте развертки 75 Гц. Мы тестировали Oxygen 102 в обоих пакетах и получили существенный прирост скорости (в 2-3 раза) по сравнению с Fujitsu Sapphire 2SX (Glint 300SX, 8 Мбайт ОЗУ), который был установлен с Matrox Millennium (8 Мбайт). Затем мы сопоставили плату Oxygen 102 с платой Gloria/L (Glint 500TX + Delta, 16 Мбайт ОЗУ) компании Elsa - результаты оказались практически идентичными.

Oxygen 202 имеет два параллельно работающих процессора и 16 Мбайт ОЗУ, что обеспечивает прирост скорости на 75-90% по сравнению с Oxygen 102 и позволяет работать с трехмерной графикой при более высоких разрешениях. Эта модель применяется обычно в компьютерных студиях, выполняющих сложные заказы для рекламы и телевидения. Oxygen 402 использует четыре процессора и имеет 32 Мбайт ОЗУ. Эта модель предназначена в первую очередь для построения сложных трехмерных миров в режиме реального времени в промышленных тренажерах и системах виртуальной реальности. n


Александр Курило - ведущий рубрики "Мультимедиа"; контактный тел.: (095) 158-53-86, E-Mail: azazello@online.ru

Сравнительная оценка производительности трехмерных графических систем при выполнении теста CDRS-03

Модель
С процессором Intel
С процессором Alpha
Matrox Millennium
5,64
7,64
Dynamic Pictures Oxygen 102
10,56
11,07
Dynamic Pictures Oxygen 202
14,94
16,41
3DLabs Glint 500TX
11,33
15,10
Intergraph Intense 3D
13,33
11,71

Сравнительные характеристики акселераторов семейства Oxygen

Модель
Oxygen 102
Oxygen 202
Oxygen 402
Тип процессора
Oxygen
Oxygen
Oxygen
Число процессоров
1
2
4
Платформа (шина, ОС)
PCI, Windows 95 и NT (Intel, Alpha)
PCI, Windows 95 и NT (Intel, Alpha)
PCI, Windows 95 и NT (Intel, Alpha)
Цена, долл.
1295
2095
3695
Объем ОЗУ (SDRAM), Мбайт
8
16
32
Внутренняя разрядность шины памяти, разрядов
64
128
256
Разрядность Z-буфера
16 или 24*
16 или 24*
16 или 24*
Разрядность двойного буфера
8, 16 или 24*
8, 16 или 24*
8, 16 или 24*
Максимальное число цветов, млн
16,7
16,7
16,7
Частота развертки, Гц
60-100
60-100
60-100
Оптимальный рабочий режим (разрешение, частота развертки, Гц)
1024х768,75
1280х1024,75
1280х1024,75
Поддерживаемые разрешения и разрядность цвета
640x480/8,16,24
800x600/8,16,24
1024x768/8,16
1280x1024/8,16
1600x1200/8,16**
640x480/8,16,24
800x600/8,16,24
1024x768/8,16,24
1280x1024/8,16,24
1536x1200/8,16
1600x1200/8,16**
640x480/8,16,24
800x600/8,16,24
1024x768/8,16,24
1280x1024/8,16,24
1536x1200/8,16
1600x1200/8,16
SVGA-ускоритель
есть
есть
есть
OPC CDRS-03 рейтинг
11,07
18,41
Не тестировался
Оценка
*****
*****
****1/2
* В зависимости от разрешения
** Без ускорения трехмерной графики.
521