Искусство
Реклама
Телезаставка
Музыкальные клипы
Специальный приз

Фестиваль телевизионной компьютерной графики "Телеграф" отпраздновал свой третий день рождения и наградил призеров конкурса "Телеграф'97" по номинациям "Искусство", "Реклама", "Телезаставки" и "Музыкальные клипы".

Уже в прошлом году программа фестиваля показалась мне достаточно интересной, но в этот раз я впервые наблюдала, как кассету с конкурсной программой "Телеграфа'97" зрители просто рвали из рук после просмотра. Это говорит о действительно высоком качестве всей подборки, ведь обычно запоминается только один-два клипа и увидеть их по второму разу не очень стремятся.

Искусство

Эта номинация традиционно довольно сильная и первое место занял достаточно техничный фильм "Бумеранг" московской студии Vibram Group, второе - прекрасный художественный фильм "Старик и море", представленный Международным фондом развития кино и телевидения для детей и юношества, руководимым Роланом Быковым. Третье место досталось фильму "2ЁK" московского художника Валерия Фирсова.

Фильм "Бумеранг" - это метафорический рассказ о развитии технологий. На разнообразных фонах бумеранг превращается в колесо, затем возникает телега, старая машина, затем машина современная, потом вообще какие-то немыслимые агрегаты. Начало фильма - это слабый римейк известного компьютерного сюжета с лошадью, нарисованной первобытным человеком на стене, зато остальная часть работы вполне авторская. Все происходит на фоне очень живописных пейзажей.

Зрители весьма одобрительно отнеслись к уровню технического исполнения, но заметили, что при довольно эффектном морфинге, когда телега превращается в машину, на ее поверхности не возникает бликов и отражений, свойственных фактуре этого средства передвижения. Сама идея фильма (ах, куда нас завел прогресс!) донимает своей чрезмерной прямотой. Обедняет фильм ряд тривиальных решений, почему-то обожаемых нашими компьютерными аниматорами, например, маятник часов, который - ясное дело - обозначает неотвратимо надвигающееся время, и какие-то немыслимые механизмы, символизирующие жестокий техногенный век. Более того, в "Бумеранге" маятник похож на гигантскую десертную ложку. Еще один непонятный момент - камера двигается вокруг машины как-то странно: такое чувство, что "взгляд камеры" промахивается мимо объекта. То ли это спецэффект, то ли просто аниматоры делали эту сцену трясущимися руками.

Вторую премию по номинации "Искусство" получил фильм "Старик и море", представленный фондом Ролана Быкова. Технически фильм сделан достаточно просто: очень много черно-белых кадров, в которых есть всего один движущийся объект (например, рука мальчика или море) на фоне абсолютно статичного фона. Тем не менее эта простота выглядит как гармоничный художественный прием и даже украшает фильм, поскольку эти статичные картины, порой с "цитатами" из известных полотен, относятся к воспоминаниям, которые одолевают Старика. Реальное пространство, т. е. собственно море, выполнено уже в цвете, довольно плотно населено очень выразительными, страшными или наоборот смешными глубоководными рыбами и не лишено эффектных живописных находок.

Есть и не совсем удачные моменты: например, огромная рыба, возникающая из воды перед Стариком, похожа на фиолетовую надувную игрушку. Замечу, рыба, которую убивает Старик, выглядит совсем не так, как это "надувное чудище". Хотя по логике фильма это один и тот же персонаж.

Звук играет существенную роль в фильме, причем до такой степени, что есть моменты, когда не очень хорошая компьютерная графика, достаточно смешно изображающая пучины моря, дается на фоне очень напряженной музыки, но захваченные динамикой действия зрители не замечают компьютерных изъянов. Прекрасно выполнен "эффект лавины": запах крови одной убитой Стариком рыбы привлекает стаи акул, за которыми следуют полчища других хищных рыб. Еще один сильный эффект: скорость течения времени в фильме изменяется от фрагмента к фрагменту. Например, когда Старик сидит и ждет свою рыбу, звезды с неба падают редко и медленно, а когда он убивает нападающих на его жертву акул, звезды сыпятся с необыкновенной скоростью. В результате внутренний ритм фильма все время меняется. Будучи признаком произведения искусства, а не демонстрации технологии, это для отечественной компьютерной графики пока редкость.

Для того чтобы состыковать реальный и виртуальный миры, авторам пришлось употребить довольно много разных техник, но это смешение выглядит естественно, а не эклектично. Море и небо очень часто намеренно меняются местами в этом фильме. Например, Старик смотрит вверх, на небо, затем мы видим (как бы вместе с ним) черное пространство, в котором колышутся звезды и плывут рыбы. Лодку в этот момент мы тоже видим со стороны дна. Как сказали зрители, получается, что Старик живет в море, которое тоже есть небо. И на луне, висящей в небе (в небе ли?), можно отчетливо различить земные континенты. Получается, что миры моря и неба переплетены. Но и мальчика, о котором думает Старик, тоже сложно отделить от самого Старика, потому что понятно, что мальчик - это просто Старик в детстве. Но в то же время это не говорится прямо и у зрителя остается чувство недосказанности и поле для фантазии. А также для ассоциаций с творчеством Тарковского.

Третий приз по номинации "Искусство" получил фильм "2ЁK" Валерия Фирсова. Эта работа со строгим математическим названием оказалась поэтичной фантазией на фоне патетической музыки. Фирсов вообще очень своеобразный художник с ярким лирическим дарованием и совершенно особыми методами обращения с графическим материалом: он лепит объекты, как скульптуры, или "собирает" свою работу, как коллекцию. Кстати, в этом фильме была целая коллекция бабочек. Персонажи у Фирсова живут такой реальной жизнью, что слово "моделирование" в отношении них звучит как грубое ругательство. Кроме того, Фирсова, видимо, волнуют какие-то Эшеровские мотивы: каменный город он превращает в бумажный, гипсовые формы разрезает ножницами, объекты складывает в причудливые узоры. А персонажи у него хоть и дальние, но вполне явные родственники Босховских чудовищ. Весь мир у Фирсова проницаем: стена может оказаться щелью, окно - стеной. Художник не боится ничего сломать: ни своих персонажей, ни наших стереотипов. И при этом большая часть работы выполнена достаточно простыми техническими средствами: автор не балуется технологией, а применяет ее там и так, как требует художественный замысел.

Реклама

В категории "Реклама" первое место занял несколько затянутый саморекламный ролик московской студии NG Studio, состоящий из коллекции рекламных клипов, созданных студией за последние годы. Среди них есть как очень удачные, так и довольно слабые. Начало этого клипа достаточно динамичное и эффектное, но реклама - это такой специфический "продукт" искусства, который не должен длиться долго. И если вы пятую минуту смотрите 5- или даже 15-секундные "вырезки" из клипов, становится просто скучно и ждешь, когда же это закончится. Самый привлекательный ролик из подборки - это некий странный пейзаж с Красной площадью, но хороша не площадь, а совершенно дивное расписное небо над ней, похожее на черный ковер, расшитый золотом.

Второе место досталось минской группе Max Studio, которая вот уже третий год упорно утомляет наше зрение фактически одной и той же рекламой детектора валют.

Клип "Чай Милфорд", сделанный в диснеевском стиле питерской студией Positiv-TV, разделил третье место с невыразительной рекламой "Коллекции Аллы Пугачевой", созданной студией "2 Крыла". Из всех премированных рекламных клипов радует глаз только "Чай Милфорд", в котором, правда, зрители сразу заметили, что чашка просто заимствована из диснеевского мультфильма. Техническая недоработка этого клипа состоит в том, что в финале движение губ мальчика не совпадает с речью.

А "Коллекция...", увы, производит неприятное впечатление. Единственный замечательный элемент клипа - это сама Алла Борисовна, которая за всем этим стоит, точнее говоря, поет. В данном случае она работает на студию "2 Крыла", а не студия - на нее. А это обидно и несправедливо.

Телезаставка

Лучшей телезаставкой признали пространственно-временной эксперимент под названием "19:59" студии "2 Крыла". Второе место получил изысканный "Марьяж" питерской студии Amber Digital Group, третье - технологичная и довольно остроумная заставка к передаче "Маски-шоу", сделанная московской студией BS Graphics.

"19:59" - это некое бессюжетное движение весьма живописных прозрачных трехмерных объектов произвольной формы под довольно выразительную музыку. При этом несмотря на абстрактность - или благодаря ей - возникает ощущение времени. Зрители заметили, что спецэффекты в этом клипе выглядят не как компьютерные, а как телевизионные. В "Марьяже" создана настоящая анимация, т. е. оживлены неживые объекты (колода карт). При этом двигаются карты под хороший музыкальный ряд. Хотя это и не первое оживление карт, но вполне достойное.

Музыкальные клипы

Самым замечательным музыкальным клипом жюри признало весьма стильный клип "Пули", который художник Вадим Кошкин сделал по мотивам песни группы "Манго-Манго". Кошкин же получил и специальный приз оргкомитета фестиваля "Телеграф'97". Второе место присудили горячо мною любимой, очаровательной "Рождественской колыбельной", которую исполнила группа "Ногу свело", а анимировала студия EGI Corporation. Третье место получил очень интересный клип "Никита Рязанский" питерского художника В. Хаттина, созданный для песни Бориса Гребенщикова.

Вадим Кошкин создал клип, имитирующий военную компьютерную игру, которую зритель видит как бы на плохой пленке (или мониторе).

Драматические и анимационные средства фильма предельно просты и напоминают зрителям "Маски-шоу". В то же время в клипе есть отсылки к отечественному андеграунду и альтернативному киноискусству 60-х и 70-х годов. Однако вся работа выдержана в едином стиле, что и придает ей некое обаяние, которое так сразило жюри "Телеграфа". Эклектичная, немного компилятивная песня визуализирована в полном соответствии с текстом и в нетрадиционном для компьютерной графики стиле. Посмотрев этот клип, не сразу и вспомнишь, где там, собственно, компьютерная анимация.

В "Рождественской колыбельной" все хорошо: и причудливая елка, и загадочные существа, которые бегают вокруг нее, и музыка, и люди, поющие посреди всего этого виртуального веселья. Причудливо разукрашенная елка эффектно выступает из темных стен и замечательно "ходят" по стенам тени персонажей. Этот клип удачно соединил в себе лирическую линию в стиле "Щелкунчика" и хулиганские замашки персонажей, новогоднюю елку и нарядный фрегат, плясовую и колыбельную. Виртуальные персонажи пытаются общаться с живыми, например, стараются поцеловать человека, что последний явно не приветствует. Интересно, как авторы добились столь точного взаимодействия живого и виртуального персонажей?

После просмотра клипа "Никита Рязанский" мне показалось, что песня Бориса Гребенщикова - беспроигрышный выбор именно для создания компьютерной графики. В этом "пуантилистском" клипе невероятно радостная и сочная цветовая гамма: цветными точками разрисовано и небо, и земля, и птица с человеческим лицом, мозаики на окнах дома и деревья вокруг него. Сам Никита Рязанский тоже весь яркий, как попугай, но в то же время в пропорциях и позе заметны некие признаки канонических церковных фигур. Авторам клипа явно улыбнулась удача: созданный ими мир замечателен не тем, что он реалистичен (к чему все так или иначе стремятся), а именно нереальностью происходящего в кадре. И на фоне калейдоскопического цветного нереального мира контрастно смотрится настолько реалистично сделанная вода, что даже не верится, что это компьютерная анимация. Единственное, что мешало в этом клипе всем, кто его смотрел, - это образ самого Гребенщикова, периодически появляющийся на экране в красной рубахе. Видимо, авторов клипа подвело благоговение перед БГ.

Специальный приз

В заключение хочется отметить еще одну работу, которая получила специальный приз Издательского дома "Открытые системы". Это очень симпатичный художественный фильм "Рассказы Коровина" владимирского художника Андрея Денисенко, заявленный в номинации "Искусство".

Зрители сочли, что фильм гораздо сильнее, чем "Бумеранг", получивший первое место в этой номинации. И мне кажется, что они в чем-то правы.

Денисенко сделал художественный фильм немного "под Чехова". Деревенский пейзаж с сараем, идет дождь. Камера въезжает в дом: простая обстановка, ходики, стол с белой кружевной скатертью, самовар. В доме два мужика разговаривают, так, ни о чем, третий рисует (уж не сам ли Коровин это?). Замечательно, что пейзаж на мольберте ничего общего с ландшафтом за окном не имеет. При этом художник даже и повернут почти что спиной к окну. Фотографии на стенах висят криво, входная дверь - низенькая. Атмосфера медленной деревенской жизни на фоне грибного дождя передана на диво хорошо. Так хорошо, что про угловатые и криво двигающиеся фигуры мужиков зрители одобрительно сказали: "Так и надо, в деревне они такие и есть". Вот что значит обаяние искусства!

Звуковой ряд этого фильма абсолютно адекватен происходящему. Кстати, это достаточно редкий случай: в отечественных компьютерных фильмах, как правило, под видеоряд можно подложить любую музыку или звук. Здесь иначе: петухи кричат, дождь идет, шаги слышны, дверь скрипит... В конце фильма, когда собственно действие уже закончилось, а осталась игра света и тени, возникла легкая барочная музыка - и пришлась очень кстати. При этом со светом и тенями Денисенко работает просто потрясающе. Кроме того, он не поленился отразить обстановку комнаты в фотографиях, висящих на стенах. Но и это еще не все. В "Рассказах Коровина" мужики ведут разговор "не просто ни о чем": этот диалог очень похож на тот фоновый разговор, который иногда, работая, ведут художники. Руки и голова в этот момент заняты тем, что происходит на листе, поэтому речь получается медленная, мало насыщенная информацией, с повторами и ровным слабым эмоциональным фоном. Художник что-то рисует, за окном идет своя жизнь, мужики говорят о чем-то, мало связанном с происходящим в кадре. Весь фильм - как бы много окон в разные миры.

Два элемента создают единую картину: освещение, ровно пронизывающее природу и комнату, и зрители, которые все это наблюдают. Несмотря на высокое качество многих работ, представленных в этом году на конкурс телевизионной графики, я бы сделала этот фильм символом "Телеграфа'97": что еще нужно телевизионной графике, кроме света и зрителя?


Наталья Петрова - независимый журналист, директор сервера www.visualtech.ru. Контактный телефон: (095) 230-15-91

Исследование поддержано Центральным Европейским Институтом, Research Support Scheme of the Higher Education Support Programme, grant # 417/1995.