Напомним, что черный цвет образуется при смешении в равных пропорциях триадных красок: голубой (C), пурпурной (M) и желтой (Y). Однако у подобного способа получения черного есть ряд существенных недостатков. Прежде всего, очень трудно, если вообще возможно, выдержать пропорции красок, так чтобы серые и черные тона оставались серыми и черными без цветных примесей. А для получения темных тонов придется использовать большие объемы красок, что может привести к проблемам при печати.

Чтобы избежать всех перечисленных неприятностей, к трем цветам CMY добавляется четвертая, черная краска. Цветовой синтез с использованием трех базовых цветов и черного получил название ахроматического.

Теперь обратимся к окну Separation Setup программы Adobe Photoshop. В окне пользователю предлагается выбрать, указав соответствующую опцию, один из двух способов генерации черной краски: UCR (Under Color Removal) и GCR (Gray Component Replacement). Здесь же расположена диаграмма с красочными кривыми, которые демонстрируют, сколько пурпурной, желтой, голубой и черной краски будет использовано для получения черного цвета различной насыщенности. На диаграмме немедленно отражаются все изменения параметров Separation Setup, так что при наличии определенного опыта по виду кривых можно научиться довольно точно предсказывать результаты цветоделения.

Рассмотрим метод UCR. Его идея состоит в том, что черная краска добавляется к черным и серым участкам изображения, при этом цветные участки остаются без изменения. Метод достаточно надежен, и начинающим издателям его можно рекомендовать в качестве базового при выполнении цветоделения. После того как выбран способ UCR, необходимо задать еще два параметра: Black Ink Limit (максимальный объем черной краски) и Total Ink Limit (суммарный максимальный объем краски). Значение параметра Black Ink Limit изменяется в пределах от 0 до 100%, Total Ink Limit - от 200 до 400%. На практике обычно для Black Ink Limit используют задаваемое по умолчанию значение 100%, а для Total Ink Limit - порядка 300%, но не больше 320%. Варьируя эти параметры, можно управлять как общим объемом краски, так и уровнем оптической плотности, начиная с которого к серым тонам добавляется черная краска.

Теперь о GCR. Для иллюстрации этого метода рассмотрим рис. 3. Длина столбцов на этом рисунке соответствует количеству краски, необходимому для получения некоего цвета. Очевидно, что тот же цвет может быть получен при помощи двух красок и черной, при этом суммарный объем краски оказывается значительно меньшим. При выборе этого способа необходимо задать еще два параметра: Black Generation и UCA Amount. Первый параметр определяет степень вычитания черной краски. Чем выше степень вычитания, тем раньше (начиная с более светлых оттенков) при образовании цвета будет использоваться черная краска и тем значительнее будет доля черной краски в тенях. И наконец, о последнем параметре - UCA Amount. Одно из главных достоинств метода GCR - значительное снижение объема используемой краски - является одновременно и главным его недостатком. Дело в том, что малый объем краски не позволяет получать насыщенные темные цвета в тенях изображения. Чтобы решить эту проблему, создатели Adobe Photoshop предусмотрели возможность получить более насыщенные цвета в тенях путем добавления красок CMY. Будет ли добавляться краска в тенях, и если да, то в каком объеме, определяется параметром UCA Amount. Как и в случае со всеми остальными параметрами цветоделения, все изменения UCA Amount сразу же отражаются на графиках.

Как говорил Гай Кавасаки (известный популяризатор платформы Macintosh), "продукт должен быть глубок". Adobe Photoshop - хороший пример истинно глубокого продукта, содержащего возможности, о которых начинающие (и, к сожалению, не только начинающие) пользователи зачастую не подозревают. Возможно, наибольшие глубины таят в себе параметры цветоделения. Чтобы изучить их, воспользуйтесь советами более опытных коллег. Много полезной информации можно почерпнуть у работников типографии, с которой вы планируете сотрудничать. Обратитесь к литературе. За последний год в русском переводе вышел ряд неплохих книг по Adobe Photoshop. И наконец, следите за публикациями в "Мире ПК" - мы собираемся продолжить тему работы с черным, белым и другими цветами.